Цель: Формирование у учащихся представления о важности и ценности образования.
Задачи:
- объяснить учащимся, что учёба - это не только обязанность, но и возможность для развития;
- показать связь между учёбой и будущей жизнью;
- мотивировать учащихся к получению знаний и саморазвитию.
Введение
Учиться - это значит узнавать что-то новое, интересное и полезное. Учёба помогает нам становиться умнее, развивать свои способности и таланты.
В школе мы учимся читать, писать, считать, узнаём много нового о мире вокруг нас. Это помогает нам стать образованными людьми, которые могут добиться в жизни всего, чего захотят.
Учёба также учит нас быть дисциплинированными, ответственными и самостоятельными. Мы учимся выполнять задания вовремя, помогать другим и заботиться о себе.
Кроме того, учёба может быть очень увлекательной! На уроках мы можем узнать много интересного о разных предметах, а на переменах - поиграть с друзьями.
Предварительно провести анкетирование учащихся
Анкета:
1. Оказывают ли тебе родители поддержку в учёбе?
2. Обсуждают ли с тобой родители школьные проблемы?
3. Назови твой самый любимый и самый сложный предмет.
4. Как часто ты обсуждаешь с родителями свою учёбу (взаимоотношения с учителями, успехи и трудности?)
5. Какой предмет был самым любимым
а) у твоей мамы,
б) у твоего папы?
6. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги?
7. Наказывают ли тебя родители за неудачи в учёбе?
8. Любишь ли ты учиться?
Учитель: Ребята, мы с вами уже ученики 2 класса. В этом учебном году нам предстоит узнать много нового, интересного. Но для этого потребуется от вас усидчивость, терпение и желание хорошо учиться.
Ребята, как вы считаете зачем нужно учиться? (Высказывания детей)
Проанализировать анкеты учащихся
Ленивые люди всегда находят для себя оправдание. Часто они отговариваются тем, что у них не хватает времени. Но на его отсутствие часто жалуются те, кто растрачивает его в пустую.
Также ленивые люди утверждают: «Не стоит заниматься работой, когда не расположен к ней».
А ведь успех приходит лишь к трудолюбивым людям. Не зря в народе говорят: «Терпение и труд все перетрут».
Учитель:
- Как нужно выполнять домашнее задание?
- Смогут ли хорошо справиться с заданием несобранные, желание дети?
Ребята часто откладывают выполнение домашнего задания на более позднее время, а выполняя задание, постоянно отвлекаются. Все это мешает им хорошо учиться. Об этом рассказал писатель Б.Заходер в стихотворении «Вредный кот».
1-й ученик: Петь, здорово!
2-й ученик: Здравствуй, Вова!
1-й ученик: Как уроки?
2-й ученик:
Не готовы…
Понимаешь, вредный кот
Заниматься не дает!
Только, было, сел за стол,
Слышу: «Мяу».
- Ты зачем пришел?
Уходи! - кричу коту. -
Мне и так… невмоготу!
Видишь, занят я наукой,
Так что брось и не мяукай!
Он тогда залез на стул,
Притворился, что уснул.
Ну и ловко сделал вид -
Ведь совсем как-будто спит!
Но меня же не обманешь.
«А, ты спишь?
Сейчас ты встанешь!
Ты умен, и я умен!»
Раз его за хвост.
Кто кому мешал: кот мальчику или мальчик коту?
Учитель: А сейчас поиграем в игру «Незаконченые предложения».
Сейчас я буду зачитывать начало предложения, а вы как можно быстрее придумайте к нему продолжение.
- Я думаю, что экзамен хороший ученик - это тот, кто.
- Я думаю, что здание плохой ученик - это тот, кто.
- Больше всего я люблю, когда учитель.
- Больше всего я не люблю, когда учитель.
- Больше всего мне школа нравится, зато, что.
- Я не люблю школу, зато, что.
- Мне радостно, когда в школе.
- Я боюсь, когда в школе.
- Я хотел бы, чтобы в школе.
- Я не хотел бы, чтобы в школе.
- Если я невнимателен на уроке, я.
- Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я.
- Когда мне что-нибудь непонятно при выполнении домашнего задания, я.
- Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я.
- Мне всегда интересно, когда на уроках.
- Мне всегда неинтересно, когда на уроках.
- Если нам не задают домашнего задания, я.
- Если я не знаю, как решить задачу, я.
- Если я не знаю, как написать слово, я.
- Я лучше понимаю, когда на уроке.
Учитель: Чтобы ответить на вопрос «Зачем я учусь», давайте построим с вами (каждый для себя) лесенку. На доске написаны предложения, их необходимо расставить в виде лесенки. На самой верхней ступени будет стоять САМОЕ ВАЖНОЕ, для чего ты учишься. На ступеньке ниже - менее важное, на следующей ступени - еще менее важное и так, пока не заполните все восемь ступенек.
На доске записаны мотивы (познавательные и социальные):
- Я учусь для того, чтобы все знать.
- Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.
- Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.
- Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.
- Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.
- Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.
- Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.
- Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.
Проверьте, правильно ли вы все расставили.
(Листочки с ответами учитель может собрать и обсудить результаты с родителями.
(Информация для учителя)
Результаты, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяются по тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии. В случае если эти места занимают два социальных и два познавательных мотива, делается вывод об гармоничном состоянии у школьника. Если эти места занимают три или четыре мотива одного типа, делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения (например, социальных).
Заключение
И в заключение, друзья, не забывайте, что учёба - это важно и интересно! Она поможет вам стать умными, успешными и счастливыми людьми!
Источник информации
- Елисеев О.П. Диагностика и коррекция учения у дошкольников и младших школьников - М., 1991.)