Эпиграф занятия:
«Когда забывают войну, начинается новая, память - главный враг войны…».
Аристотель
Цель занятия: создание условий для патриотического воспитания на уроках математики и готовности к физическому развитию каждого школьника.
Задачи занятия:
Учебные цели:
- формировать умения находить связь времен, связь математики с жизнью человека и общества;
- формировать навыки поиска информации, отбора материала по теме занятия.
Воспитательные цели:
- показать, что источник возникновения математики - реальный мир, что она возникла из практических потребностей людей;
- воспитывать гордость за ученых - математиков, внесших свою лепту в победу над фашистской Германией.
Развивающие задачи:
- развивать культуру коллективного умственного труда;
- развивать интерес учащихся к занятиям математикой, расширять математический кругозор учащихся.
Оборудование: компьютер, монитор, доска, проектор.
План занятия:
- Сообщения учащихся о роли Вооруженных Сил на всех этапах истории нашей страны.
- Баллада о математике. Герои России сегодня.
- Игра «Математика + СПОРТ»
- Игра «Математика + ВОЕННОЕ ДЕЛО».
Ход занятия
1. Вступление
Ученица:
В наше время, чтобы строить
И машиной управлять,
Прежде нужно уже в школе математику узнать.
На войне ли современной,
В годы ль мирного труда
При расчётах непременно математика нужна.
Учитель. Когда началась Великая Отечественная война, весь советский народ встал на защиту Родины. Свой вклад в оборону страны внесли и советские математики. Тысячи из них ушли на фронт по мобилизации и добровольцами, другие не переставали трудиться на своих постах, создавая для будущего новые научные ценности.
1 ученик: Достижение блестящих результатов в совершенствовании боевых самолётов позволило Александру Сергеевичу Яковлеву и Семёну Алексеевичу Лавочкину создать грозные истребители, Сергею Владимировичу Ильюшину - неуязвимые штурмовики, Андрею Николаевичу Туполеву, Николаю Николаевичу Поликарпову и Владимиру Михайловичу Петлякову - мощные бомбардировщики. Советские учёные опередили врага и в создании реактивной авиации на целый месяц! Не было равных и детищу конструктора Михаила Ильича Кошкина - нашему среднему танку Т-34, в котором удачно сочетались быстроходность и неуязвимость. И за всеми этими успехами конструкторов стоит кропотливая работа математиков, которые, участвуя в создании новых образцов техники, разрабатывали наиболее эффективные способы их применения.
Ученик 2: Шла жестокая война. Фронт требовал увеличения эффективности огня артиллерии, повышения четкости стрельбы. Эту проблему решил академик Андрей Николаевич Колмогоров. Используя свои работы в области теории вероятностей, он дал определение наивыгоднейшего рассеяния артиллерийских снарядов. Ученые-математики помогли рассчитать, сколько нужно сделать одновременных выстрелов по самолетам противника для того, чтобы иметь наибольшую вероятность попадания.
Ученик 3: Теория вероятностей использовалась и для указания путей, позволяющих избежать встречи с подводными лодками врага. Например, встает такой вопрос: как лучше провести караван торговых судов при наличии вражеских подводных лодок? Если составить караван из большого числа судов, то вероятность встречи с подводными лодками противника будет меньшей - ведь караван-то один! Это, с одной стороны. Но нельзя забывать и другое: увеличатся потери, если всё-таки такая встреча произойдёт.
Ученик 4: Тут математика пришла на помощь. Её методами были определены размеры караванов судов и частота их отправления, условия, при которых потери были бы наименьшими. Во всем этом большая заслуга академика А.Н.Колмогорова и учёных математического института Академии Наук СССР.
Ученик 5: Во время Великой Отечественной войны появилась и такая важная проблема, как обеспечение устойчивости снарядов при полёте. Эту сложную математическую задачу решил член-корреспондент Академии Наук СССР Николай Гурьевич Четаев. Он рассчитал выгодную крутизну нарезки стволов орудий, что позволило обеспечить кучность стрельбы, непереворачиваемость снарядов при полёте и другие положительные характеристики артиллерийских систем.
Ученик 6: Теория рассеивания артиллерийских снарядов, разработанная Андреем Николаевичем Колмогоровым, помогла повысить меткость стрельбы и тем самым увеличить эффективность действия артиллерии, которую заслуженно называли богом войны.
Ученик 7: Овладевая большими скоростями, авиаконструкторы столкнулись с неизвестными ранее явлениями в поведении самолётов. При работе моторов в конструкциях возникали вибрации (флаттер), которые могли вызвать мгновенное разрушение самолётов в воздухе. А при взлёте и посадке колёса вдруг начинали вилять из стороны в сторону. Это явление, названное шимми, вызывало катастрофы самолётов на аэродромах. Решили проблемы группа ученых во главе с Мстиславом Всеволодовичем Келдышем. Самолёты были обеспечены надежной защитой от появления вибраций. Мстислав Всеволодович Келдыш в мирное время продолжал научные работы, связанные с летательными аппаратами: он руководил расчётами траекторий полёта спутников Земли и первых пилотируемых космических кораблей, в том числе и корабля «Восток» с Юрием Гагариным на борту.
Ученик 8: Видная роль в деле обороны нашей Родины принадлежит выдающемуся математику - академику Алексею Николаевичу Крылову. Он создал таблицу непотопляемости, по которой можно было рассчитать, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен и как это может улучшить устойчивость корабля. Использование этих таблиц спасло жизнь многих людей, помогло сберечь огромные материальные ценности.
Учитель: Страничку Великой Отечественной войны я хотела бы закрыть строками из фронтовых писем обычного учителя математики Николая Васильевича Бибикова: «Очень хочется жить. Дышать, ходить по земле, видеть небо над головой. Хочется увидеть победу, прижать к шершавой шинели шелковистую головку сына. Я очень люблю жизнь и поэтому иду в бой. За счастье моих близких, моих детей, за счастье моей Родины. Я люблю жизнь, но щадить её не буду. Жить как воин и умереть как воин - так я понимаю жизнь». 22 августа 1942 года.
Учитель: В современной армии не только командиру, но и солдату, чтобы успешно справиться со своими обязанностями, нужно владеть основами электротехники, радиотехники, хорошо знать математику.
2. Баллада о математике
Как воздух математика нужна,
одной отваги мало.
Расчеты! Залп! И цель поражена
могучими ударами металла
и войну припомнилось на миг,
как школьником мечтал в часы ученья
о подвиге, о шквалах огневых,
о яростном прорыве наступления.
Но строг учитель был, и каждый раз
он обрывал мальчишку резковато:
«Мечтать довольно! Повтори рассказ
о свойствах круга и углах квадрата!»
И воином любовь сбережена
к учителю далекому, седому.
Как воздух математика нужна
сегодня офицеру молодому!
Учитель: Есть имена, которые нельзя забывать.
К сожалению, многие из них совершили подвиг ценой собственной жизни, однако память о них самих и их поступках будет еще долго поддерживать нас и служить примером для подражания.
Ученик 1: Александр Прохоренко.
Офицер спецназа, 25-летний лейтенант Прохоренко погиб в марте под Пальмирой, выполняя задачи по наведению ударов российской авиации по боевикам ИГИЛ. Он был обнаружен террористами и, оказавшись в окружении, не пожелал сдаваться и вызвал огонь на себя. Ему было присвоено звание Героя России посмертно, а его именем назвали улицу в Оренбурге. Подвиг Прохоренко вызвал восхищение не только в России. Две французские семьи пожертвовали награды, в числе которых был и орден Почетного легиона.
Ученик 2: Магомед Нурбагандов.
Полицейского из Дагестана Магомета Нурбагандова и его брата Абдурашида убили в июле, но подробности стали известны лишь в сентябре, когда в телефоне одного из ликвидированных боевиков «избербашской преступной группировки» обнаружили видеозапись с казнью полицейских. В тот злополучный день братья со своими родственниками-школьниками отдыхали на природе в палатках, нападения бандитов никто не ожидал. Абдурашида убили сразу за то, что он вступился за одного из мальчиков, которого бандиты начали оскорблять. Магомета перед смертью пытали, поскольку обнаружили его документы сотрудника правоохранительных органов. Целью издевательств было заставить Нурбагандова под запись отречься от своих коллег, признать силу боевиков и призвать дагестанцев уходить из полиции. В ответ на это Нурбагандов обратился к коллегам со словами «Работайте, братья!» Разъяренным боевикам оставалось лишь убить его. С родителями братьев встретился президент Владимир Путин, поблагодарил их за мужество сына и присвоил ему звание Героя России посмертно.
Ученик 3: Елизавета Глинка.
Врач-реаниматолог и филантроп, известная в народе как Доктор Лиза, в этом году успела многое. В мае она вывозила детей из Донбасса. Было спасено 22 больных ребенка, младшему из которого исполнилось всего 5 дней. Это были дети с пороком сердца, онкологией, врожденными заболеваниями. Для детей из Донбасса и Сирии были созданы специальные программы лечения и поддержки. В Сирии Елизавета Глинка также помогала больным детям и организовала доставку лекарств и гуманитарной помощи в госпитали. Во время доставки очередного гуманитарного груза Доктор Лиза погибла в крушении самолета ТУ-154 над Черным морем.
Ученик 4: Олег Федюра.
Начальник Главного управления МЧС России по Приморскому краю, который проявил себя во время стихийных бедствий в регионе. Спасатель лично побывал во всех затопленных городах и деревнях, руководил поисково-спасательными операциями, помогал эвакуировать людей, да и сам не сидел сложа руки - на его счету сотни подобных мероприятий. 2 сентября вместе со своей бригадой он направлялся в очередное село, в котором было затоплено 400 домов и больше 1000 человек ждали помощи. Пересекая реку, КАМАЗ, в котором находились Федюра и еще 8 человек, рухнул в воду. Олег Федюра спас весь личный состав, однако потом не смог выбраться из затопленной машины и погиб.
Ученик 5: Любовь Печко.
Весь русский мир узнал имя 91-летней женщины-ветерана из новостей 9 мая. Во время праздничного шествия в честь Дня Победы в оккупированном украинцами Славянске, колонну ветеранов закидали яйцами, облили зеленкой и обсыпали мукой украинские нацисты, однако дух старых воинов было не сломить, никто не вышел из строя. Нацисты выкрикивали оскорбления, в оккупированном Славянске, где запрещена любая российская и советская символика, ситуация была крайне взрывоопасной и могла в любой момент перейти в побоище. Однако ветераны, несмотря на угрозу своей жизни, не побоялись открыто надеть медали и георгиевские ленты, все-таки не для того они прошли войну с гитлеровцами, чтобы испугаться их идейных последователей. Любови Печко, которая в годы Великой Отечественной участвовала в освобождении Белоруссии, плеснули зеленкой прямо в лицо.
Учитель: «Сейчас в ходе специальной военной операции наши герои, солдаты и офицеры, добровольцы, проявляют именно такие высшие человеческие качества, бьются отважно, плечом к плечу, как братья, ради спасения людей Донбасса, ради мирного неба для наших детей и внуков, ради родной страны, которая всегда будет только свободной и независимой», - сказал в одном из своих выступлений Президент страны Владимир Путин. Путин назвал патриотизм сутью природы российского народа.
В наши дни мужественные земляки в зоне СВО проявляют себя как настоящие патриоты страны, достойно продолжают дело наших дедов. Каждый из них вносит свой вклад в защиту в страны, обеспечивая безопасность нашей Родины.
- Список Героев Российской Федерации (участники СВО) - энциклопедия «Знание.Вики» (znanierussia.ru)
- Викторина «Математика + СПОРТ». Приложение 1
- Викторина «Математика + ВОЕННОЕ ДЕЛО». Приложение 2