Введение
Интерес к психологическим особенностям детей прослеживается на протяжении многих веков, начиная с Античного периода. Крупные мыслители того времени, такие как Демокрит, Платон, Аристотель, и другие ведущие исследователи, использовали примеры из жизни детей, чтобы подкрепить свои теоретические взгляды на психику.
После перерыва в изучении психологии детей, в Новое время ученые вновь обратились к анализу психики детей. Особое внимание было уделено исследованию подходов к обучению и изучению становления психики, мышления и мотивации взрослых людей. Эти вопросы ставились в центр исследований и обсуждений.
Сегодня ученые активно используют различные методы и технологии для изучения психического развития детей. Новые подходы исследуют, как дети воспринимают мир, как учатся, какие эмоции испытывают, какие мотивы у них возникают, и как они развивают свои социальные навыки и отношения со сверстниками.
Понимание особенностей психологического состояния детей играет ключевую роль для педагогов, психологов, врачей и родителей, помогая им разрабатывать эффективные методики обучения и воспитания, а также определять способы поддержки психического развития детей.
К концу XIX века два основных направления в изучении детей - естественнонаучное и этнографическое - взаимодействовали между собой, что привело к появлению нового направления в психологии, известного как психология развития. Это направление начало исследовать не только физическое, но и культурное развитие ребенка.
С появлением психологии развития, появились и два основных подхода к рассмотрению процессов человеческого развития. Биогенетическая теория сосредотачивает свое внимание на биологических детерминантах развития и считает, что процесс развития в основном является процессом созревания, стадии которого универсальны. Она выдвигает генетически обусловленные конституциональные типы, которые в свою очередь определяют типы развития и возрастные процессы.
Второй подход, социокультурный, считает, что развитие зависит не только от биологических факторов, но и от социокультурного контекста. Он рассматривает культурные и социальные условия, в которых происходит развитие ребенка, как важные детерминанты развития.
На сегодняшний день психология развития объединяет оба подхода, признавая, что развитие является результатом сложного взаимодействия между биологическими, социальными и культурными факторами. Исследования психологии развития помогают педагогам, психологам и родителям лучше понимать процессы развития ребенка, а также разрабатывать эффективные стратегии обучения и воспитания..
В отличие от биогенетического подхода, который рассматривает внутренние процессы организма как основной фактор развития, социогенетические теории фокусируются на структуре общества, процессах социализации и межличностном взаимодействии для объяснения возрастных свойств. Этот подход предполагает первичность среды по отношению к субъекту, представляя личность как чистый лист, на которую среда накладывает свой отпечаток. В таком случае среда выступает активным фактором, а личность или организм являются всего лишь сценой, на которой разыгрывается заданная извне игра.
Теория рекапитуляции С.Холла. Г.С.Холл родился в Эшфильде, штат Массачусетс. В 1867 году окончил колледж Уильямса, затем обучался в объединённой теологической семинарии. Вдохновлённый работой Principles of Physiological Psychology Вильгельма Вундта он получил степень доктора психологии под руководством Уильяма Джеймса в Гарвардском университете после нескольких лет работы в лаборатории Вундта в Лейпциге. В Лейпциге Холл продуктивно занимался проблемами общей психологии, исследуя проприорецепцию - открытую И.М.Сеченовым роль мышечной чувствительности в восприятии пространства. Холл известен как основоположник педологии, в его понимании опиравшейся на эволюционную психологию в духе Дарвина и Сеченова, а не на евгенику. Холл также был основателем первых журналов, посвященных проблемам возрастной психологии. С 1891 году под его редакцией стал издаваться журнал «Педагогический семинар и журнал генетической психологии», а с 1910 года - «Журнал педагогической психологии».
Он начал свою карьеру учителем английского языка в колледже Antioch, в Yellow Springs, Огайо. В 1882 году (до 1888) он был назначен профессором психологии и педагогики университета Джонса Хопкинса и создал то, что считается первой американской лабораторией психологии. Там Холл страстно возражал против того, чтобы в средней школе уделялось особое внимания преподаванию традиционных предметов, например, латыни, математики, науки и истории, заявив, что школы должны уделять больше внимания воспитанию подростков, чем подготовке студентов к колледжу.
В 1887 году он основал American Journal of Psychology и в 1892 году был назначен первым президентом Американской психологической ассоциации. [3] В 1889 г. он был назван первым президентом университета Кларка, этот пост он занимал до 1920 года. Все 31 год, пока он был президентом, Холл оставался активным интеллектуально. Он сыграл важную роль в развитии педагогической психологии, а также попытался определить воздействие образования на подростков. Также он ответил на приглашение Зигмунда Фрейда и Карла Юнга посетить их и прочитать курс лекций в 1909 году. Холл остался в истории психологии, как человек, который внес большой вклад в развитие психологической науки и прикладной психологии.
Исследуя психическое развитие ребенка. Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон, сформулированный учеником Дарвина Э.Геккелем. Однако Геккель говорил о том, что зародыши в своем эмбриональном развитии проходят те же стадии, что и весь этот род за время своего существования. Холл же распространил действие биогенетического закона на человека, доказывая, что онтогенетическое развитие психики ребенка есть краткое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека.
Теория рекапитуляции, разработанная Г.С.Холлом, утверждала, что последовательность и содержание этапов развития ребенка генетически предопределены и потому неизбежны. Главным законом психологии развития он считал биогенетический «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие (онтогенез) повторяет основные стадии эволюции вида (филогенеза). Холл утверждал, что младенчество воспроизводит животную фазу развития, детство соответствует эпохе охоты и рыболовства у древних людей, период от 8 до 12 лет - концу дикости и началу цивилизации, а юность (с 12-13 до 22-25 лет) - эпохе романтизма, периоду «бурных и натиска», внутренних и внешних конфликтов, в ходе которых формируется «чувство индивидуальности».
Хотя Холл собрал обширный фактический материал, что способствовало развитию возрастной психологии, его теория сразу же подверглась критике со стороны психологов. Критики указывали на то, что внешнее сходство детской игры с поведением животных или первобытных людей не означает психологической тождественности их поведения. Поверхностные аналогии, лежащие в основе «закона рекапитуляции», мешают понять конкретные закономерности психического развития.
Ученик Холла Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой являлся способ добывания пищи. Он выделил пять основных фаз в психическом развитии детей:
- от рождения до 5 лет - стадия рытья и копания. На этой стадии дети любят играть в песке, делать куличики и манипулировать с ведерком и совочком;
- от 5 до 11 лет - стадия охоты и захвата. На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком;
- от 8 до 12 лет - пастушеская стадия. В этот период дети стремятся иметь свой собственный уголок, причем они строят свои укрытия обычно во дворах или в поле, в лесу, но не в доме. Они также любят домашних животных, стараются их завести, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать. У детей, особенно у девочек, в это время появляется стремление к ласке и нежности;
- от 11 до 15 лет - земледельческая стадия, которая связана с интересом к погоде, явлениям природы, а также с любовью к садоводству, у девочек - к цветоводству. В это время у детей появляется наблюдательность и осмотрительность;
- от 14 до 20 лет - стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека. В это время дети начинают осознавать роль денег, а также значение арифметики и других точных наук. Кроме того, у ребят возникает стремление меняться различными предметами.
Гетчинсон считал, что с 8 лет, т.е. с пастушеской стадии, наступает эра цивилизованного человека и именно с этого возраста детей можно систематически обучать, что невозможно на предыдущих этапах.
Г.С.Холл разработал представление о механизме перехода от одной стадии психического развития к другой, так как ребенок не может непосредственно пережить ситуации, которые переживало человечество. Этот механизмом является игра, в которой дети могут переживать различные роли и ситуации, тем самым изживая свои инстинкты и готовясь к следующему этапу развития. Холл считал важным не ограничивать детей в проявлении своих инстинктов, чтобы они могли пройти через все стадии психического развития.
В своей лаборатории Холл исследовал подростков и юношей, разработав специальные опросники для изучения различных сторон их психики. Анкеты и опросники для подростков, учителей и родителей давали возможность составления комплексной характеристики детей и анализа их проблем с точки зрения как взрослых, так и самих подростков.
Холл создал педологию - комплексную науку о ребенке, основанную на идее педоцентризма. Ребенок является центром исследовательских интересов многих профессионалов-психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов. Педология объединяет все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития.
Хотя многие аспекты концепции Г.С.Холла были пересмотрены, педология, созданная им, быстро завоевала популярность во всем мире и просуществовала до середины XX века. Эта популярность была связана с ориентацией педологии на практику, т.е. связью с непосредственными нуждами педагогики и практической психологии. В реальной педагогической практике учителя и воспитатели сталкиваются с множеством проблем, таких как здоровье детей, их психические качества, социальный статус и образование родителей. Педология помогла решить эти задачи, развивая комплексный подход к изучению детей.
Таким образом, Г.С.Холл реализовал идею создания экспериментальной детской психологии, соединив требования педагогической практики с достижениями современной ему биологии и психологии.
Заключение
Основная заслуга биогенетического направления заключается в том, что его представители обратили внимание ученых на взаимосвязь физического и психического развития, что имеет важное значение для психофизиологии. Однако попытки объяснить закономерности развития психики исключительно с точки зрения биологических законов не увенчались успехом, так как они недооценивают роль социальных факторов и переоценивают единообразие развития.
Общей парадигмой для био-, так и социогенетического подходов к развитию психики является то, что они видят источники и движущие силы развития главным образом во внепсихических факторах. В первом случае акцент делается на биологических процессах, происходящих в организме, во втором - на социальных процессах, в которых участвует или на которые воздействует личность.
Список используемой литературы
- А.В.Акрушенко. Психология развития и возрастная психология [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А.В.Акрушенко, О.А.Ларина, Т.В.Катарьян. - Саратов: Научная книга, 2019.
- Люк Х.Е. История психологии. Течения, школы, пути развития / Хельмут Е. Люк; пер. с нем. М.В.Волкова; послесловие В.П.Зинченко. - Москва: Научный мир, 2012. - 272 с
- Семчук, Л.А. Психология развития [Электронный ресурс]: хрестоматия: для студентов специальности "Псохология"/ Л.А.Семчук, А.И.Янчий. - Гродно, 2006. - Режим доступа: http://edu.grsu.by/books/psihologia/.
- Энциклопедия. "База знаний" [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://murzim.ru/index. php? do=murzim&mcatname=vozrastnaja-psihologija