Двигательные упражнения и игры в структуре коррекционной работы с детьми

Разделы: Логопедия


I. Влияние движения на развитие психики ребенка

Движение - условие биологической жизни человека. Движение также есть необходимое условие развития индивидуальной психики ребенка. На протяжении первых лет жизни его мозг проделывает огромную по сложности и объему работу. В это время ребенок знакомится с окружающим его предметным миром и отношениями вещей, овладевает речью, учится общению с людьми. Едва ли будет преувеличением сказать, что в этом прогрессе функций мозга ребенка очень большая роль принадлежит двигательному анализатору.

Исследования физиологов и психологов показали, что существует определенная взаимосвязь между развитием двигательных функций и речью. М.М.Кольцова в книге «Ребенок учится говорить» пишет о том, почему действия с предметами способствуют развитию речи: «И.М.Сеченов приводил очень хороший пример с колокольчиком: маленький ребенок видит этот предмет - получает зрительное ощущение, трогает его - получает осязательное ощущение, колокольчик издает звук - добавляется слуховое ощущение, и, наконец, взрослый говорит: «динь - динь». Посмотрите, что происходит, замечает Сеченов: из последовательного ряда рефлексов получается представление о предмете, знание в элементарной форме. Он рассматривал этот процесс как следствие слияния нескольких рефлексов.

Но какова же здесь роль движения? Сеченов предполагал, что ко всем ощущениям примешивается мышечное чувство: можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя; можно нюхать, не слушая и не глядя, но ничего нельзя делать без движения! Действительно, глаза обращаются в сторону предмета, обегают его контур, следят за его перемещением - а это все движения. Звуки тоже вызывают движение в сторону источника звука, происходит настройка мыши гортани на тональность действующих звуковых раздражителей и т.д.

Изучая биоэлектрическую активность мозга, ученые установили, что любое воздействие - зрительное, звуковое, осязательное - обязательно вызовет повышение возбудимости двигательной области головного мозга. Выяснилось, что всякое ощущение по своей природе смешанное (как это и предполагал Сеченов) - к нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими. Поэтому, когда ребенок видит предмет, получает осязательные ощущения и т.д., в его мозгу вспыхивает целая мозаика возбужденных очагов, и главенствующими будут те, которые возникают в двигательных проекциях мышц глаз, шеи, рук и т.д. Очаги возбуждения в собственно зрительных, слуховых зонах, зонах кожной чувствительности и т.д. будут слабее. При объединении ряда ощущений от предмета в единый образ слияние (синтез) происходит, прежде всего, в двигательной проекционной области, двигательные компоненты всех полученных зрительных, слуховых и других ощущений связываются в первую очередь. Слияние в образ других элементов - зрительных, слуховых и т.д. происходит позже.

За последние годы получено много фактов в исследованиях на животных и на взрослых людях, которые показывают, что именно в двигательной области объединяются нервные импульсы со всех органов чувств. Мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения и помогают связать их в единое целое».

ММ.Кольцова указывает, что если внимательно посмотреть на карту головного мозга, то бросается в глаза, что двигательная речевая область расположена совсем рядом с двигательной областью, она является, собственно ее частью. Следовательно, развитие моторной речи зависит от развития общей моторики ребенка.

Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно это наводит на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большее влияние на развитие активной речи ребенка, чем тренировка общей моторики.

Специальными исследованиями сотрудников лаборатории высшей нервной деятельности ребенка Института физиологии детей и подростков АПН СССР установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова, 1973. 1979). Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина, 1971). М.М.Кольцова в книге «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка» также указывает на то, что «среди других двигательных функций движения пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка».

II. Развитие двигательных функций в онтогенезе

Е.М.Мастюкова в книге «Лечебная педагогика» указывает, что развитие двигательных функций ребенка - сложный процесс, который определяется, с одной стороны, поэтапным созреванием ЦНС, ас другой - многообразными влияниями окружающей среды.

Наиболее интенсивное двигательное развитие происходит на первом году жизни, что связано с самым высоким темпом созревания мозга в этот период. Однако, несмотря на то, что к концу младенчества основные двигательные системы, которые необходимы для адаптации ребенка к окружающему миру, уже сформированы, интенсивное развитие двигательных функций продолжается до 5-6-летнего возраста.

Общие принципы развития моторики

1. Становление двигательных навыков идет по пути преемственности и поэтапности. Индивидуальные сроки появления отдельных двигательных новообразований могут широко варьировать, но последовательность их становления остается постоянной.

2. Последовательные стадии в развитии двигательных функций перекрывают друг друга. Ребенок, совершенствуясь в выполнении одних двигательных навыков, одновременно начинает осваивать другие. Например, 4-6 месячный малыш тренируется в выпрямлении спины и в поворотах головы, и в то же время пытается овладеть навыком сидения.

3. В ходе двигательного развития возникает и далее реализуется возможность дифференциации и изоляции отдельных движений.

Например, у ребенка постепенно формируется умение свободно поворачивать голову без участия в этом туловища.

4. Развитие и совершенствование движений начинается от головы к верхним, а затем к нижним конечностям. Координация двигательных навыков развивается по этому же принципу, поэтому контроль за положением головы формируется раньше, чем за положением ног.

5. Развитие двигательных функций совершенствуется от проксимального к дистальному направлению, т.е. движения частей тела, расположенных ближе к средней линии тела, совершенствуются раньше, чем движения в более удаленных областях. Например, контроль над положением и движением плеч устанавливается раньше, чем контроль над движениями пальцев рук.

Известно, что темпы двигательного развития здорового ребенка могут широко варьировать: так, одни дети начинают самостоятельно ходить в 9-10 месяцев, другие только к 12-15 месяцам. Однако во всех случаях сохраняется определенная последовательность в развитии двигательных функций.

Первый этап моторного развития - от рождения до 4-х месяцев

Ребенок к концу 4-го месяца жизни в положении на животе должен хорошо удерживать голову по средней линии и опираться на предплечья, согнутые под прямым углом, слегка разжимая кулак. В вертикальном положении ребенок уже хорошо удерживает голову.

Второй этап моторного развития - от 4 до 6 месяцев.

Ребенок в 4 - 5 месяцев, положенный на живот, должен устойчиво удерживать голову по средней линии и опираться на предплечья, согнутые под прямым углом, а к 6 месяцам уже опираться на вытянутые руки, удерживать голову в вертикальном положении на руках у взрослого, активно поднимать голову, лежа на спине, к концу 5-го месяца сохранять при поддержке позу сидя. После 4-х месяцев необходимо стимулировать у ребенка повороты со спины на Живот.

Третий этап моторного развития - от 6 до 8 месяцев

В положении на животе ребенок должен уметь высоко поднимать голову, поворачивать ее в стороны, а иногда и назад, опираться на вытянутые руки и легко переносить центр тяжести с одной руки на другую. Опираясь на одну руку, он должен другой тянуться к игрушке.

При захвате предметов в нейтральном положении руки у ребенка увеличивается возможность зрительного контроля за движениями большого пальца и других пальцев рук. Зрительный контроль за движениями руки помогает ребенку развивать более координированные способы захвата предметов с использованием большого пальца для фиксации взятого предмета.

Четвертый этап моторного развития - от 8 до 12 месяцев

Начинают формироваться координированные согласованные движения, при которых противоположные нога и рука одновременно разгибаются и выносятся вперед. Постепенно эти движения включаются в новую форму передвижения: ползание на четвереньках (на ладонях и коленях). К ползанию на четвереньках ребенок переходит из положения сидя или лежа на животе. Если, посадив ребенка, положить перед ним яркую игрушку, он вытягивает руки вперед, опирается на них и начинает передвигаться, поочередно вынося вперед противоположные руку и ногу.

Временами ребенок пытается двигаться вперед на четвереньках путем вытягивания одной руки вперед, сохраняя вес тела на трех опорных точках, и последующего движения вперед противоположной ноги. Тренировка у ребенка равновесия способствует развитию у него возможности одновременного движения руки и противоположной ноги вперед, сохраняя вес тела только на двух опорных точках. Такая форма ползания появляется у здорового ребенка к концу первого года жизни.

Пятый этап моторного развития - от 12 до 18 месяцев

На этом этапе важное значение для ребенка приобретает стимуляция самостоятельной ходьбы, совершенствование устойчивости туловища в вертикальном положении, развитие пяточно-пальцевой формы шага с первоначальной опорой на пятку, потом на пальцы так называемого переката.

Большое значение имеет стимуляция манипулятивной деятельности, развитие игровых действий, требующих симметричных и координированных движений обеих рук: например, ребенок одновременно гремит двумя игрушками, находящимися в правой и левой руке. Однако следует помнить, что на этом этапе моторного развития малыш предпочитает пользоваться одной рукой, используя другую лишь для поддержания предмета.

У ребенка появляются изолированные движения пальцев рук. Их необходимо развивать с помощью специальных игрушек: например, игра на детском пианино. Кроме того, ребенок на этом этапе может осуществлять дифференцированный захват предметов с противопоставлением большого пальца указательному (держать чашку за ручку).

Шестой этап моторного развития - с 18 до 24 месяцев

Ребенок может вставать без поддержки из положений на животе и на спине, подниматься вверх и спускаться вниз по ступенькам, бегать.

Совершенствование самостоятельного прямохождения расширяет активное общение ребенка с окружающим миром, способствует развитию ориентировки в пространстве. Совершенствование моторики способствует развитию мышечно-суставного чувства («ощущения движений»), что само по себе является важнейшим фактором дальнейшего совершенствования моторики. Постепенно мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и пространственного расположения предметов.

Седьмой этап моторного развития - от 2 до 3 лет

К концу этого этапа у ребенка достаточно развита координация движений. Это проявляется как в совершенствовании ходьбы, так и в других видах деятельности.

III. Формирование двигательной сферы у детей с отклонениями в развитии

У всех детей с отклонениями в развитии имеет место та или иная моторная недостаточность, которая отражается на общем здоровье ребенка, снижает сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, неблагоприятно влияет на развитие всех систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечной) и нервно-психической деятельности.

У детей с отклонениями в развитии ослаблена ЦНС, значительно снижена, по сравнению со здоровыми сверстниками, работоспособность нервных клеток. Эти дети быстро устают, у них повышена утомляемость, истощаемость.

Многие дети испытывают трудности при обучении навыкам самообслуживания, практически у всех наблюдаются нарушения мелкой моторики.
Наиболее тяжелые двигательные расстройства имеются у детей с ДЦП, при котором особенно страдают мозговые структуры, ответственные за произвольные движения. Как пишет Е.Ф.Архипова в книге «Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом в раннем возрасте», к 12 месяцам лишь незначительное число детей удерживают голову, в основном дети не могут самостоятельно сидеть, что отрицательно сказывается на развитии их познавательной деятельности. У большинства детей отмечается патологическое состояние кистей рук, недостаточность или отсутствие манипулятивной деятельности.

К двум годам некоторые дети еще плохо удерживают голову, не умеют свободно ее поворачивать, Во всех случаях отмечается патологическое изменение мышечного тонуса. Лишь некоторые дети могут стоять у опоры, переступать с поддержкой за руки.

По степени тяжести двигательные расстройства делятся:

1 степень - тяжелая:

У ребенка не сформированы даже движения раннего онтогенеза.

2 степень - средняя:

Ребенок способен передвигаться, но диапазон движений мал и грубо нарушена техника движений.

3 степень - легкая:

Основные движения формируются, но страдает техническая сторона. Нарушена ручная моторика.

IV. Методические рекомендации к организации коррекционной работы с детьми по развитию двигательной сферы

1. Задачи коррекционной работы

Н.Н.Ефименко разделил задачи физического воспитания дошкольников на несколько групп. В первую группу входят те классические задачи, которые справедливы и в работе со здоровыми детьми - это общеобразовательные, оздоровительные и воспитательные.

Вторую группу составляют двигательные коррекционные задачи, которые целесообразно разделить на основные и вспомогательные.

К основным двигательным коррекционным задачам относится поэтапное двигательное развитие детей в той последовательности, которая свойственна здоровым детям. НН. Ефименко пишет, что «если условно представить себе двигательное развитие ребенка в виде строительства многоэтажного здания, то ребенок самостоятельно и при помощи педагога должен постепенно подниматься с этажа на этаж, после завершения «строительства» предыдущего. Причем начинать свое движение вверх он должен именно с того уровня, на котором он остановился в развитии, а не исходя из своего возраста».

Н.Н.Ефименко предлагает планировать в процессе физического воспитания решение следующих специальных коррекционных задач:

а) Развитие речи посредством движения:

  • Совмещение звука и движения;
  • Звукоподражание;
  • Звуковая окраска движения:
  • Ролевые двигательные игры со звуковым выражением:
  • Ритмизация двигательной деятельности (совмещение звука, ритма движения):
  • Дыхание как составная часть звукообразования;
  • Мелкая моторика и т.д.

б) Формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений типа:

Дальше - ближе;
Выше - ниже:
Слева - справа;
Больше - меньше:
Много - мало:
Быстро - медленно:
Часто - редко и т.д.

в) Изучение в процессе предметной деятельности на занятиях по физической культуре различных физических свойств материалов (тяжелый -- легкий, гладкий - шершавый, плотный - пористый, эластичный - хрупкий и т.д.), а также назначения предметов (для чего они применяются и т.д.).

4) Формирование в процессе двигательной деятельности различных видов мышления.

г) Управление эмоциональной сферой ребенка, развитие его морально - волевых качеств личности, осуществляемые в процессе специальных двигательных заданий, игр, эстафет и т.д.

2. Этапы коррекционной работы

Этапы коррекционной работы подбираются с учетом закономерностей нормального моторного развития:
- сначала отбираются упражнения, которые выполняются в исходном положении лежа и сидя: различные повороты, перевороты со спины на живот и обратно;
- отработка различных видов ползания и лазания (ползание по-пластунски, на четвереньках, подлезание, перелезание):
- различные виды ходьбы, в том числе, с заданиями, с изменением направления движения, различные построения, перестроения:
- попутно отрабатываются упражнения в равновесии стоя и в движении, с открытыми и с закрытыми глазами,
- различные виды бега,
- различные виды прыжков:
- упражнения для развития ручной моторики: сначала крупной (захват и перенос предметов), затем мелкой;
- упражнения в метании из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа, в движении, двумя, одной рукой:
- параллельно идет работа над совершенствованием ритмической организации движений;
- на завершающих этапах работы возможно использование спортивных упражнений и развлечений: лыжи, санки, коньки и т.д.

3. Двигательные упражнения и игры

Игры на внимание

«Слушай хлопки» - для детей 5-6 лет.

Дети идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши | раз, дети должны остановиться и принять нозу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет 2 раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На 3 хлопка играющие возобновляют ходьбу.

«Зеваки» - для детей 6-7 лет.

Дети идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Не выполнивший правильно задание выходит из игры.

Игры на развитие памяти

«Запомни движения» - для детей 5-6 лет.

Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.

«Запомни порядок» - для детей 5-6 лет.

Несколько детей выстраиваются друг за другом в произвольном
порядке. По сигналу ведущего дети разбегаются в стороны, а затем должны занять в строю свое место.

Игры на преодоление двигательного автоматизма

«Замри» - для детей 6-7 лет.

Дети прыгают в такт музыке Д.Кабалевского «Клоуны» (ноги в стороны - вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается - дети должны успеть застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки.

Подвижные игры

«Иголка и нитка» - для детей 4 - 5 лет.

Дети становятся друг за другом. Первый - иголка. Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать.

Игры, способствующие успокоению и организации

«Расставить посты» - для детей 6-7 лет.

Дети маршируют под музыку (Шуберт «Марш») друг за другом.

Впереди идет командир. Когда командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Так командир расставляет всех детей в задуманном им порядке.

Этюды на расслабление мышц

«Штанга» - для детей 5-6 лет.

Ребенок поднимает тяжелую штангу. Потом бросает ее. Отдыхает.

«Кукушонок кланяется» - для детей 4-5 лет.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Кукушкин кукушонок в капюшоне смешон.

Во время этюда ребенок наклоняет корпус вперед, вниз без всякого напряжения, как бы бросая его, затем выпрямляет корпус.

«Конкурс лентяев» - для детей 5-6 лет.

Ведущий читает стихотворение В.Викторова «Конкурс лентяев»;

Хоть и жарко, хоть и зной,
Занят весь народ лесной.
Лишь барсук - лентяй изрядный
Сладко спит в норе прохладной.
Лежебока видит сон
Будто делом занят он.
На заре и на закате
Все не слезть ему с кровати.

Дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на коврик и стараются как можно глубже расслабиться.

«Игра с шишками» - на напряжение и расслабление мышц рук.

Мама-медведица бросает медвежатам шишки. Они ловят их и с силой сжимают в лапках. Шишки разламываются на мелкие кусочки. Медвежата откидывают их в стороны и роняют лапки вдоль тела - лапки отдыхают. Повторить игру 2-3 раза.

«Солнышко и тучка» - на напряжение и расслабление мышц туловища.

Солнце зашло за тучку, стало свежо - сжаться в комок, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучи. Жарко - расслабиться - разморило на солнце (на выдохе).

Этюды на выражение эмоции

Удовольствие, радость:

«Ласка» - для детей 4-5 лет.

Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка.

Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трется головой о его руки.

Страдание и печаль:

«Остров плакс» - для детей 5-6 лет.

Путешественник попал на Волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но плаксы отталкивают его и продолжают реветь.

Мимика: брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт.

Игры для развития мелкой моторики

«Пальчик - мальчик».

Перед началом игры логопед, показывая детям свои пальцы, говорит: «Это большой палец, эти поменьше, а это - мизинчик, он самый маленький. Все пальцы живут рядом, как братья». Далее он предлагает детям показать свои пальцы - сначала все, затем большой и мизинец, после чего читает ритмично потешку, выделяя интонационно вопрос и ответ и сопровождая чтение игровыми движениями.

Пальчик - мальчик, где ты был?

Логопед показывает большой палец правой руки и говорит, как - бы обращаясь к нему.

С этим братцем - в лес ходил.
С этим братцем - щи варил.
С этим братцем - кашу ел.
С этим братцем - песни пел!

Прикасается кончиком большого пальца поочередно к кончикам всех остальных пальцев, начиная с указательного.

Дети слушают потешку и воспроизводят движения. При повторном проведении игры логопед побуждает их к договариванию слов потешки, называнию действий пальчиков. С этой целью после слов «с этим братцем» логопед делает паузу, а дети заканчивают фразу: «В лес ходил», «щи варил», «кашу ел», «песни пел».

«Про сороку»

Дети садятся напротив логопеда, он читает потешку, сопровождая ее движениями пальцев. Детям предлагается слушать текст и воспроизводить игровые движения.

Сорока, сорока, сорока-белобока,
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей скликала,
Гости во двор - кашку на стол.
Этому дала на тарелочке,
Этому на блюдечке,
Этому в чашечке,
Этому в мисочке.
А этому не дала:
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил -
Тебе нет ничего!

Логопед и дети «варят кашку» - указательным пальцем правой руки делают круговые движения по ладони левой руки. Далее правой рукой загибают по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.

Большой палец не загибают. Логопед обращается к большому пальцу.

При повторном проведении игры можно начать поочередное загибание пальцев, начиная с большого. Те же движения могут быть использованы для тренировки пальцев правой руки. Как и в предыдущей игре, впоследствии детей побуждают к сопровождению действий речью, после слов «этому дала» логопед делает паузу, а дети договаривают фразу до конца: «на тарелочке», «на блюдечке», «в чашечке», «в мисочке».

Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивает и другая игра, в которой детям предлагается согнуть пальцы правой руки в кулачок, затем соответственно словам потешки поочередно | разгибать их.

Ну-ка, братцы, за работу,
Покажи свою охоту.
Большому - дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе - воду носить,
А тебе - обед варить,
А малышке - песни петь,
Песни петь, да плясать,
Родных братьев забавлять.

Список использованной литературы

  1. ЕМ.Мастюкова «Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст)». - М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, - 1997.
  2. Е.Ф.Архипова «Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом в раннем возрасте». - М., изд-во МГОНУ, 1997.
  3. Н.Н.Ефименко, Б.В.Сермеев «Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом». - М., «Советский спорт», 1991.
  4. М.М.Кольцова «Ребенок учится говорить». - М., «Советская Россия», 1979.
  5. ММ.Кольцова «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка», - М., «Педагогика», 1973.
  6. Журнал «Дефектология» №1 за 1983 год, статья О.С.Бот «Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи».
  7. М.И.Чистякова «Психогимнастика». - М., «Просвещение», 1990.