Многие программы и мероприятия по предотвращению моббинга направлены исключительно на проблему как таковую. В основном меры сводятся к формированию определенных установок у каждого отдельного ученика, а также введению правил и норм, направленных против моббинга. Внешне все логично, но слишком упрощенно. Сами мероприятия могут быть правильными и проводиться как надо, но их успешности может помешать отсутствие необходимых предпосылок. Проблемы возникают, когда учитель или взрослые, которые занимаются антимоббинговой программой, не пользуются доверием со стороны учащихся.
При совместных усилиях педагогов-психологов, школьных учителей, родителей, моббинг в школе успешно устраняется, происходит переориентация интересов группы, восстанавливается социальный статус жертвы. В целях профилактики необходимо разработать правила поведения в школьном учреждении, выделить пункт с запретом на притеснение учеников, наблюдать за поведением подростков на уроках, досуговых и спортивных мероприятиях, при необходимости пресекать моббинг, периодически проводить диагностику отношений в классах, организовывать классные уроки и собрания с пояснением неприемлемости любых проявлений травли.
В нашей стране нет окончательного варианта борьбы с моббингом, поэтому программы, которые смогут помочь, на начальном этапе, предотвратить «психологическое насилие» разрабатываются и адаптируются к конкретным ситуациям. Цель любой антимоббинговой программы заключается в том, чтобы донести до общественности и широких масс, что данная проблема существует, умалчивать этот факт нельзя. Просвещение педагогов, родителей детей и работа с самими детьми дает положительный результат. Проблему лучше предотвратить, чем вести с ней долгую борьбу. Поэтому задача каждого педагога-психолога заключается в проведении профилактических мероприятий, направленных на предупреждение проявления моббинга в коллективе. Соблюдение законодательства, личный пример родителей, наличие благоприятного психологического климата в коллективе, умение решать конфликтные ситуации, распределять роли и уходить от столкновения позволят избежать предпосылки к возникновению моббинга. Вовлеченность детей, слаженная работа всего педагогического коллектива и заинтересованность родителей создадут ту базу, при которой сам моббинг не возможен.
В настоящее время уже придумано несколько вариантов антибуллинговых программ, в том числе готовый проект Травли NET. Программа направлена на специалистов школы (психолого-педагогический коллектив), учеников школы и родителей. Материал можно использовать в своей практической работе. Считаю, что данная программа довольно удачная и на ее основе, можно создать антимоббинговую программу. Что же можно предложить для устранения и профилактики моббинга? Например, вариант такой антимоббинговой программы, включающие методы борьбы.
Структура антимоббинговой программы
Вводный модуль: Разъяснения проблемы моббинга, введение антимоббинговой программы с входной анкетой и подробные ответы на возникающие вопросы. Знакомство с психологическими портретами моббера и жертвы моббинга.
Второй этап: Подключение учителей и родителей к программе. На данном этапе можно провести для коллектива школы онлайн-курс «Школа против травли». Онлайн-курс для родителей «Безопасно, когда травли нет». Предложить педагогам несколько вариантов тем (сценарий) для классных часов, с использованием различных приемов борьбы с моббингом (просмотр фильмов, разбор литературных произведений и т.д.). Литература, фильмы, постановки, ролевые игры, сочинения и беседы способствуют профилактике моббинга. Такие формы работы можно использовать как по отдельности, так и в сочетании друг с другом.
Предложить варианты сценариев для родительских собраний, на которых можно познакомить родителей с памятками (Приложение), дать разъяснения как действовать с ребенком, если он оказался в роли « жертвы» или перешел на сторону преследователей.
Третий этап: предусматривает работу с административным составом школы - предложение по адаптации нормативных документов школы. Здесь можно разработать «Свод правил для учеников», а также «Карту помощи» с подробным описанием каждого шага (куда и к кому обратиться, если ты стал объектом моббинга и т.д.), с указанием телефонов, в том числе для оказания анонимной помощи. Можно предложить разработать алгоритм для классных руководителей (вместе с ними), помогающим им самим находить тревожные признаки моббинга в детском коллективе и шаги, по преодолению на самом начальном этапе.
Четвертый этап: антимоббинговая профилактика, проводимая на классных часах. Классный час для детей младшей и старшей школы по внедрению в жизнь школы «Свода правил» для учеников, классные часы на тему «Превенции травли и развития гибких навыков», классные часы на тему «Кибермоббинга». Количество классных часов устанавливается в зависимости от возраста ребенка и результатов социометрии класса. Разрабатываются тренинги для детей на тему «Не такой как все - это чудесно». Можно предложить постановку на школьной сцене на основе сценария, разработанного самими школьниками с распределением ролей. Опционально: классные часы для классов, где происходит травля.
Пятый этап: разработка и подготовка атимоббингового марафона. На данном этапе можно предложить провести недельный марафон с использованием квестов, квизов или увлекательную игру. На этом марафоне можно дать возможность провести старшеклассникам мероприятия в младших классах, а также предложить им вариант, когда «управление школой» переходит к ним на один день - День самоуправления. Назначить административный состав, управляющий совет из числа старшеклассников, предложить им записать фильм о том, как они провели День самоуправления. Важно суметь вовлечь всех участников образовательного процесса, чтобы каждому из них досталась существенная роль, вне зависимости от успеваемости или успешности. Фильм о самоуправлении можно показать (в нарезке) на родительских собраниях.
Завершающий модуль: продолжить применять разработанные правила для учеников и проводить профилактические мероприятия с целью предупреждения моббинга. Создать информационный стенд с подробным описанием алгоритма для детей, которые могут, в последствии, обратиться за помощью. Определить часы работы психолога, к которому могут обратиться за консультацией родители и ученики школы, а также педагогический состав. Продолжать знакомить с интернет-платформами (https://www.mobbingu.net/mobbing/school), где каждый может обратиться за профессиональной помощью, либо разработать и создать страничку на школьном сайте, на которой можно размещать материал для ознакомления и создать обратную связь с читателями. А также вести психолого-педагогическое сопровождение детей, подвергшихся травле. Т.е. завершающий этап нацелен на продолжение проведения профилактических мероприятий по устранению моббинга.
Таким образом, данная антимоббинговая программа содержит обзор материалов, посвященных проблеме школьной травли, анализу психологической природы травли, описание ее видов, а также комплекс мер, которые позволяют предотвратить травлю и снизить ее распространенность, а также даст возможность принять участие каждому ребенку в любом из мероприятии.