Памятка к написанию сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку-2025 (задание 27)

Разделы: Русский язык, Мастер-класс

Класс: 11

Ключевые слова: сочинение, ЕГЭ по русскому языку


1. Задание 27.

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.

Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт.

Объём сочинения - не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно и разборчиво.

!!! (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)

2. Структура сочинения. Ключевые понятия

  1. Вступление. Проблема.
  2. Пример-иллюстрация из прочитанного текста + комментарий.
  3. Пример-иллюстрация из прочитанного текста + комментарий.
  4. Анализ смысловой связи между примерами-иллюстрациями.
  5. Позиция автора.
  6. Своё отношение к позиции автора. Обоснование своего отношения к позиции автора.
  7. Заключительная часть. Вывод (обязательно возвращение к сформулированной проблеме).

Обратить внимание на указания к оцениванию сочинения! (см. демоверсию)

3. Примерный план

1

Вступление. Позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста (см.комментарий в демоверсии)

1 балл

2

Комментарий

3 балла

1-й пример из текста с пояснением
(о чём свидетельствует этот пример?) - 1 балл

2-й пример из текста с пояснением
(что сказал автор этим примером?) (1 б)

Анализ указанной смысловой связи между примерами-иллюстрациями (может быть
перед примерами или после них) (1 б)

3

Своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие). (Я согласен/согласна + тезис (ответ на проблемный вопрос своими словами) + пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт)

2 балла

4

Заключение (речевое оформление сочинения)

1 балл

4. Критерии

К1

Формулировка авторской позиции по указанной проблеме исходного текста

1

К2

Комментарий к сформулированной позиции автора по проблеме исходного текста

3

К3

Собственное отношение к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме

2

К4

Фактическая точность речи.

1

К5

Логичность речи.

2

К6

Соблюдение этических норм.

1

К7

Соблюдение орфографических норм.

3

К8

Соблюдение пунктуационных норм.

3

К9

Соблюдение грамматических норм.

3

К10

Соблюдение речевых норм

3

Итого

22

5. Работа над сочинением пошагово:

1) Прочитайте внимательно текст.

2) Отражение позиции автора по проблеме исходного текста (К1 - 1 балл). Например: «Часто внешний вид человека, первоначальное представление о нём не соответствуют его сущности, потому что личность раскрывается прежде всего в экстремальных ситуациях, в моменты опасности, которые требуют от неё совершения тех или иных действий, поступков» (по тексту демоверсии 2025г.). Для формулировки авторской позиции экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в таблице. Авторская позиция может быть также процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок на номера предложений в тексте.

! Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно позицию автора (рассказчика) по проблеме исходного текста, то такая работа по критериям К2 и К3 оценивается 0 баллов.

3) Анализ текста следует начать с определения его типа (Художественный (есть герои, сюжет, текст насыщен изобразительно-выразительными средствами), публицистический (нет героев, рассказ от первого лица; нет сюжета (или только в части текста); рассуждение) или художественно-публицистический (биографический текст о жизни реально существовавшего человека или в одной части текста рассуждение, в другой - биографический пример).

4) Ответьте на вопросы:

  • Кто/что в центре внимания автора?
  • К какой мысли приходит автор?
  • Какой нравственный урок даётся в тексте?

5) Ответьте на вопросы:

  • Что нужно сформулировать в сочинении формата ЕГЭ?
  • Могут ли совпадать тема и проблема?

Тема - предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества.

Проблема - (от греч. problema задача) сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.

Проблема - это сложный вопрос, не имеющий однозначного ответа, который рассматривается в моральном аспекте (слова должен, можно, нужно; настоящий, подлинный и т.п.); относится к каждому человеку, а не к кому-то конкретно; допускает существование иной позиции.

Основой для формулировки проблемы, поставленной автором, является главная мысль текста.

Проблема, поставленная автором текста.

Типы проблем

Философские
(осмысление мира, себя в этом мире, смысл жизни, самопознание, познание себя, свобода и ответственность)

Нравственные
(честь и бесчестие, дружба и предательство, альтруизм и героизм...)

Социальные
(справедливость, равенство возможностей, развитие человека в обществе...)

Эстетические
(восприятие прекрасного)

Соотношение темы и проблемы

Война

Проблема сохранения человеческого достоинства
Проблема проявления героизма
Проблема сохранения исторической памяти
Проблема проявления мужества

Природа

Гармония человека и природы (создание, недостаток, проявление)
Проблема бережного отношения к природе
Восприятие маленькой родины через природу

Искусство (музыка, живопись,
литература)

Роль музыки /литературы / живописи / искусства в жизни человека
Влияние искусства на человека
Восприятие искусства человеком

Язык

Проблемы живого языка
Проблема бережного отношения к языку
Проблема "порчи" / изменения языка

Проблему можно сформулировать в виде простого предложения (проблема чего?):

Проблема истинных и ложных
представлений о ...

любви, совести, предательстве, чести и т.п.

Проблема значения/значимости ...

семьи (любви, книги, искусства, примера старших, связи поколений и т.п.) в жизни человека

Проблема влияния ...

учителя на формирование личности ученика; искусства (природы, окружающей среды, войны) на человека

Проблема роли ...

памяти (детских воспоминаний, матери и т.п.) в жизни человека

Проблема выбора ...

профессии, жизненного пути, приоритетов, ценностей и т.п.

Проблема сохранения ...

культурного наследия, исторической памяти, русского языка и т.п.

Проблема утраты ...

совести, доброты, сострадания и т.п.

Проблема формирования
отношения к ...

родине, языку, матери, окружающим и т.п.

Проблему можно сформулировать в виде вопросительного предложения:

Каковы ... ?
Как + глагол ... ?
Что такое + существительное ... ?
Почему...?
В чём причина + существительное ... ?
Для чего ... ?
Можно ли + глагол ... ?
Что значит ...?

В чём отличие + существительное ... ?
Допустимо ли ... ?
К чему приводит + существительное ... ?
Как и почему + глагол ... ?
Какова роль + существительное ... ?
Нужно ли + глагол ... ?
Зачем ... ?
Что необходимо + глагол ... ? и т.п.

В этом случае следующим предложением должна быть одна из данных конструкций:

Эту проблему рассматривает ...
Над этим вопросом размышляет ...
Ответ на этот вопрос ищет ...
На этот вопрос пытается найти ответ ...
Именно этой сложной проблеме посвящён текст...

автор текста (публицист, писатель Ф.И.О.)

публициста, писателя Ф.И.О.

! Обратите внимание на речь!

Автором в тексте проблема может быть поставлена; поднята; предложена для анализа; изложена; сформулирована; рассмотрена; выдвинута на рассмотрение.

6) Пишем комментарий.

Комментарий - оценка прочитанного путем соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом.

Пример-иллюстрация - это связанная с поставленной проблемой информация текста (цитата), которая сопровождается пояснениями, интерпретациями пишущего сочинение.

Примеры-иллюстрации могут соотноситься как...

  • причина - следствие;
  • вопрос - ответ;
  • условие - действие;
  • последовательность развития мысли (вопервых, во-вторых);
  • прошлое - настоящее;
  • пример - вывод;
  • действие - результат;
  • частное - общее;
  • размышление - конкретный пример;
  • дополнение (АВТОРУ ТАКЖЕ ВАЖНО…) и др.

Смысловые отношения между микротемами

Речевое оформление в сочинении

1. Причинно-следственные отношения (произошло изменение)

следствие - вследствие этого, благодаря этому, поэтому, отсюда следует, в результате этого, значит, следовательно, в связи с этим …
причина - потому что, так как, из-за того что, в связи с тем что, поскольку…

2. Дополнение и уточнение данной информации (информация становится более полной)

также, вместе с тем, кроме того, более того…

3. Противопоставление частей информации

но, однако, зато

4. Сопоставление частей информации

аналогично, так (же), таким (же) образом, тогда как, в то время как…

5. Пояснение, иллюстрация (частный случай)

например, так, именно, другими словами, иначе говоря…

6. Обобщение, подведение итога, вывод автора

таким образом, итак, короче говоря, следовательно…

7) Связь между примерами-иллюстрациями

Связь между примерами-иллюстрациями

Вопросы

Способ оформления

1. Детализация

Можно ли привести подробности? Какие?

...так, например… ...укажем детали...

2. Указание на следствие

Как это может сказаться на...? Из чего это следует? Что с этим связано?

...вот почему...

3. Подтверждение

Как это подтверждается автором?

...в подтверждение этих мыслей...

4. Объяснение

Почему? Чем это можно объяснить?

...автор объясняет это тем, что… ...это объясняется тем, что...

5. Определение

Что обозначает это слово?

...это слово автор понимает /
определяет по-своему...

6. Аналогия

С чем это можно сравнить?

...как и... здесь прослеживается
(обнаруживается)...

7. Выделение

Что здесь главное? Что автор (рассказчик) подчёркивает?

...особое внимание уделяется...

8. Сопоставление и
противопоставление

С чем это сравнивается?
Чему это противопоставлено?

...сравним… ...автор
противопоставляет (сравнивает) ...

1. Указание на связь примеров при переходе от первого ко второму (уместно при противопоставлении примеров-иллюстраций из текста, например, использование союза «но» в начале третьего абзаца).

2. Указание на связь примеров как итог комментирования (в четвертом абзаце).

Как проанализировать смысловую связь между примерами-иллюстрациями?

Смысловая связь в тексте помогает автору

  • детально изобразить что-либо;
  • убедительно доказать свою точку зрения на что-либо;
  • сделать выводы, обобщения;
  • привести читателя к мысли о том, что…
  • показать причины того или иного события, действия, поступка;
  • подчеркнуть важные черты характера героя;
  • ответить на вопрос, существует ли... каким должно быть... и т.п.
  • выявить суть своей позиции по поставленному вопросу.

Начало комментария может быть таким:

  • Рассуждая о проблеме, автор делится своими мыслями о ...
  • В поисках ответа на поставленный вопрос публицист обращается к... (истории нашей страны)
  • Автор рассказывает о событиях времён Великой Отечественной войны.
  • В центре внимания писателя ситуация из жизни школьников.
  • Автор раскрывает проблему на примере поступков своих героев.

Глаголы, которые рекомендуется использовать в комментарии: (автор) размышляет, описывает, показывает, подчеркивает, обращает внимание (читателей), уделяет внимание, сравнивает (что с чем), сопоставляет (что с чем), противопоставляет (что чему), заостряет внимание, высказывает предположение, полагает, сравнивает, замечает, указывает (на что), объясняет, утверждает, отмечает, приводит примеры, опровергает, отстаивает, доказывает, уверен, предполагает, позволяет читателю увидеть, помогает понять (причины), обращается к, призывает читателей, приходит к выводу и т.д.

Комментарий

Публицистический текст

Художественный текст

Журналист обращается к собственному
опыту и вспоминает...
Автор не случайно приводит слова (кого)...
Публицист спорит (с кем)...
Думаю, стоит обратить внимание на слова о том, что...
Особого внимания заслуживает высказывание автора о...

Писатель изображает (кого, что)...
Стоит обратить внимание на слова
(размышления, поступки) героя...
Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как...
Симпатии автора на стороне героя, который...

Пояснения к примерам
Этот пример показывает, что ...
Смысл высказывания в том, что ...
Я думаю, этим примером автор показал...
Этот пример убедительно доказывает, что...

Пояснения к примерам
Поступок героя показывает, что...
Слова (мысли) героя позволяют увидеть (понять)
Эти события автор описывает, чтобы...

8) Анализ смысловой связи между примерами-иллюстрациями

Смысловые отношения между микротемами

Речевое оформление в сочинении

Одна часть текста может указывать на причину произошедшего (почему это случилось?), а другая являться её следствием (поэтому: в результате…)

Проанализировав эти примеры, мы увидели причину того, как… (что…) /к каким последствиям приводит…
Эти рассуждения (примеры) позволяют понять, что…(ни один наш поступок не остаётся без последствий)

Автор может дополнять и уточнять информацию, конкретизировать, добавлять детали, подробности (также, кроме того, более того, например, иными словами…)

Далее автор приводит подробности случившегося/ разговора. Так, например, … (текст). Только благодаря этим деталям мы понимаем, что на самом деле волнует героев/ автора…
Затем указывает на мельчайшие детали/подробности…. И это помогает осознать, каков этот человек на самом деле/ раскрыть характеры…
Целый ряд деталей помогает автору воссоздать картину события и таким образом найти ответ на поставленный вопрос.

В тексте могут быть противопоставлены понятия, поступки, чувства, переживания, оценки героев или автора (один герой - другой, одна точка зрения - противоположная, было - стало и т.п.)

Размышляя над поставленным вопросом/ проблемой,
автор обращается к истории / рассказывает случай из жизни (кого?)/ приводит высказывание (точку зрения)
(кого:) …(текст + пояснение). Однако в дальнейшем / Зато другой герой иначе… Автор противопоставляет... (текст + пояснение).
Это позволяет подвести читателя к важной мысли.
Проблема рассматривается автором с двух сторон…
Так, противопоставляя разные точки зрения/ поступки героев…, писатель подводит нас к мысли о том, что…
Именно противопоставление примеров позволяет глубже понять/ острее почувствовать, как … (что…)

Если в тексте сравниваются какие-то явления, поступки, точки зрения, ситуации, выводы ученых и т.д., нужно установить, в чем проявляется сходство
(различие) сопоставляемых явлений?

И если…, то… - важны различия
Как…, так и… - важнее сходство

Сравнивая эти примеры (характеры/ поступки, поведение героев, отношение героев к одному и тому же явлению, случаю, точки зрения …), писатель/публицист показывает…
Из сопоставления этих примеров рождается очень важная мысль о том, что…
Примеры-иллюстрации показывают, что люди могут испытывать разные чувства, по-разному относиться к… / оценивать…; раскрывают отношение автора или героя к описываемому событию;
Примеры-иллюстрации показывают, как меняется отношение героя/ общества к…
Примеры-иллюстрации показывают, что отношение/оценка/чувство… не меняется со временем /несмотря на обстоятельства…

Важно использовать оценочную лексику, вводные слова (несомненно, безусловно, к сожалению, без сомнения и т.д.).

Где писать о смысловой связи между примерами иллюстрациями?

Можно сделать это

  • приступая к комментарию,
  • между примерами при переходе от одного к другому
  • или в конце комментария, завершая его.

Анализ связи примеров-иллюстраций (примеры для понимания)

В начале комментария

Размышляя над поставленным вопросом, автор сопоставляет отношение героя к слову «родина» до поездки на лесное озеро и после неё и показывает, как меняется персонаж. Считавший это слово пафосным и не любивший об этом говорить художник открывает для себя смысл этого понятия, почувствовав вдруг свою связь с родной землёй, с природой своей страны. Обратимся к тексту, чтобы доказать это…

При переходе от первого примера ко второму

Чтобы показать, что в минуту опасности люди могут вести себя крайне эгоистично, трусливо и даже подло, автор противопоставляет стремлению главного героя помочь товарищу действия его напарника, думающего только о себе.

После примеров как завершение комментария

Дополняющие друг друга примеры отношения автора к своему преклонному возрасту, а также его наблюдения за окружающими позволяют сделать вывод о том, как важно задумываться о неизбежности старости и необходимости подготовки к этому периоду жизни.

9) Отношение (согласие или несогласие с автором текста) к позиции автора исходного текста (К3 - 2 балла).

Указание к оцениванию. Обоснование должно включать пример-аргумент, источником для которого служит жизненный, читательский или историко-культурный опыт экзаменуемого.

Пояснение специалистов ФИПИ

«Читая текст, экзаменуемый уже работает с определениями ключевых понятий, вспоминает мысли известных людей, их афоризмы, ему приходят на ум пословицы, он так или иначе сопоставляет прочитанное на экзамене с тем, что читал на уроках литературы, истории, обществознания и проч. или что познавал самостоятельно».

Различаем виды примеров-аргументов по источникам. «Важно, чтобы пример стал аргументом».

Из жизненного опыта

Из читательского опыта

Из историко-культурного опыта

Факт из собственной жизни и его осмысление

Произведение фольклора (кроме малых жанров) и его интерпретация

Конкретное историческое событие и извлечённые из него уроки

Факт из частной жизни окружающих и его осмысление

Произведение художественной литературы и его интерпретация

Историческая параллель и её характеристика

Результат личного наблюдения и вывод по нему

Произведение документальной или мемуарно- дневниковой литературы и его интерпретация

Высказывание известного деятеля и анализ этого высказывания

Традиционно-исторический опыт своего и чужого народа и обобщение этого опыта

Произведение научной или научно-популярной литературы и его интерпретация

Произведение искусства (живописи, театра, музыки, кино) и его интерпретация

Точка зрения близкого и авторитетного человека и её рассмотрение

Произведение публицистики или литературной критики и его интерпретация

Радио- или телепередача и её аналитический разбор

10) Напишите заключительную часть сочинения, сформулировав общий вывод с опорой на указанную во вступлении проблему, обозначенную автором.

Источники информации

  1. Сайт ФИПИ https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory
  2. Сайт «Могу писать» https://mogu.mogu-pisat.ru/stat/rasbor_poletov/?ELEMENT_ID=3131646
  3. Сайт «Школа Фоксворд-онлайн» https://foxford.ru/groups/661265 // Шкляева Е.Л. Задание 27. Сочинение. Критерии оценивания, поиски проблемы, анализ связи между примерами.