Психологический аспект в обучении детей в ДМШ и ДШИ

Разделы: Музыка, Общепедагогические технологии, Работа с родителями, Школьная психологическая служба, Дополнительное образование


Одно из профессиональных качеств преподавателя - это психологическая компетенция. То есть умение выстраивать бесконфликтные, взаимно доверительные и доброжелательные отношения с ребёнком - учеником/ученицей.

Суть психологической компетенции преподавателя заключается в конструктивном общении с ребёнком (учеником/ученицей), то есть умение выстраивать эффективные отношения, учитывая возрастные и психофизиологические особенности ребёнка.

Давайте рассмотрим на сегодняшний момент два базовых аспекта отношений преподаватель - ребёнок (ученик/ученица).

Развитие, взросление и становление личности у всех детей без исключения идёт поэтапно. В каждом возрасте есть свои так называемые «точки опоры» и, конечно же, скорость развития у каждого своя. Но здесь, я хочу обратить ваше внимание не на скорость, а на качество этого роста и развития, опираясь на психологическую и эмоциональную зрелость ребёнка. Потому что, именно, качество является фундаментом успешности или не успешности в обучении.

И ведь ещё к этому добавляется одна из главных задач преподавателя - раскрыть и развить индивидуальный талант ребёнка, его талант музыканта, музыканта - творца волшебных звуков живой музыки, как средство самовыражения

Целью каждой образовательной программы детских школ искусств является - раскрытие творческого потенциала ребёнка посредством игры на музыкальном инструменте. А главными задачами для реализации этой цели: обучить и развить музыкальные способности, сформировать опорно-двигательные навыки владения инструментом, а также сформировать устойчивый вкус культурно - этического поведения.

Первые две задачи относятся к профессиональным знаниям. А вот с третьим пунктом - встаёт вопрос «Как?»

Аспект первый. Возраст обучающегося

Каждый возрастной период мы будем рассматривать усреднённо, понимая, что возможны сдвиги в ту или иную сторону. И поскольку, к нам на обучение приходят дети разного возраста, то мы дадим краткую характеристику каждому периоду.

Дошкольный период

  1. Возраст: от 5,5-6 до 8-9 лет.
  2. Особенности этого периода:
    • развиваются мыслительные и умственные способности;
    • включается и развивается абстрактное мышление, творческие наклонности;
    • возникает непреодолимое желание и потребность в реализации собственного «Я»;
    • у ребёнка формируется новое понимание своего места в системе отношений со взрослыми/родителями, с братьями/сёстрами и с друзьями.
  3. Трудности, которые могут возникать: упрямство, капризы, негативизм, агрессия, беспричинный рёв, отказ заниматься с преподавателем в отсутствии Мамы (или другого родственника).

В нашей школе под этот период разработаны образовательные программы «Подготовительный класс».

В этом возрасте у детей интуитивно просыпается куча желаний. У него уже сформировалась базовая часть знаний (хорошо/плохо, горячо/холодно, нельзя/можно…) и базовая часть умений (говорить, ходить, самостоятельно кушать с ложки, одеваться, играть в игрушки…). И теперь ребёнок хочет попробовать всё. Перейти, как бы от слов к делу, применить свои навыки на практике, попробовать различные виды деятельности. В том числе и научиться играть на музыкальном инструменте.

Таким образом, у ребёнка проявляется главное желание - познать огромный мир и научиться себя применять в нём.

В этот возрастной период идёт активный поиск себя и раскрытие своих глубинных талантов. Поэтому так важно преподавателю и всем взрослым (родителям в частности) соблюдать «правило безусловного принятия» или «правило трёх П»*. Фундамент этого правила - это создание у ребёнка устойчивой уверенности в том, что его любят, уважают, его понимают и о нём заботятся, с ним хотят взаимодействовать.

Итак, «правило трёх П»*:

  1. Понимание. Научитесь видеть все ситуации и обстоятельства с двух сторон: глазами ребёнка и своими собственными. Ваш мир и жизненный опыт богат в миллионы раз, чем опыт ребёнка в свои 5-6 лет.
  2. Принятие. Это положительное отношение к ребёнку в любой ситуации. Ваше отношение должно быть неизменным, даже, если ребёнок в данный момент вас огорчает, капризничает, не слушает, не выполняет ваших просьб или не проявляет тех черт характера, которые вы хотите в нём увидеть. Никогда не давайте оценку самому ребёнку, его личности и его черт характера (бестолковый, неумеха, глупый, да что же ты такой медленный или вертлявый, неугомонный…). Это навредит положительному само восприятию ребёнка и оттолкнёт от налаживания отношений к вам.
  3. Признание. Удивительно, но этот простой пункт учит ребёнка умению делать самостоятельный выбор, то есть самости, взращивая при этом доверие и равноценность отношений между взрослым и ребёнком. А суть этого правила в том, что всегда предлагайте ребёнку выбор, совещайтесь с ним, спрашивайте его мнение.

На этом возрастном этапе обучения преподавателю необходимо понимать два момента: научить ребёнка концентрироваться и развивать его абстрактное мышление, воображение, фантазию.

Эти задачи решаются путём привлечения внимания к теме или действию, вызвав его эмоциональный интерес, и удерживание этого интереса путём различных видов деятельности.

Пример.

Изучаем ноту «до». Заранее договариваемся с учеником/ученицей, что нотки будем раскрашивать в цвета радуги. Поэтому нота «до» - это красный.

  • предлагаем ученику/ученице сесть на стул, выпрямить спину, закрыть глаза и представить ноту «до», пусть это будет красный воздушный шарик, а потом пусть этот шарик мысленно превратиться в мячик и т.д. - до трёх предметов);
  • затем придумываем слова со слогом «до» (дом, дорога, добро, доверие, доктор, домра…);
  • далее играем ноту на инструменте (громко/тихо, на крещендо/диминуэндо, различными длительностями), поём вместе и раздельно, пишем на нотном стане;
  • затем слушаем/поём песенку в тональности До-мажор (например: р.н.п. «Как под горкой под горой»). Говорим о настроении и впечатлении, которое вызывает прослушанная/пропетая песенка;
  • далее предлагаем ребёнку игру «Фантазёр», когда мы ищем в пространстве «ноту до» в виде предметов красного цвета (цветок в горшке красного цвета, красная ручка на столе, ребёнок вспоминает, что утром на завтрак скушал красное яблоко и т.д.).

______________

* С.Р.Петрухина, Г.А.Стюхина «Как преодолеть трудности в общении».

Для выполнения домашнего задания можно попросить ученика/ученицу нарисовать картинку о ноте «до» и поиграть в игру «Фантазёр» с родителями, с братьями/сёстрами или друзьями.

Подведём итог. Форма занятий - игра. То есть знания и навыки необходимо передавать в игровой форме, на доступном для ребёнка языке и привычными психоэмоциональными привязками.

Младший школьник

  1. Возраст: от 6-7 до 10-11 лет.
  2. Особенности этого периода:
    • на первое место выходит ведущая учебная деятельность;
    • формируются новые психологические новообразования: произвольное поведение, умение самостоятельно принимать решения и действовать;
    • ребёнок способен планировать результаты действий на основе оценивания своих поступков в соответствии с нормами и правилами;
    • присуща эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на всё необычное и яркое;
    • дольше переживает удачи/неудачи;
    • начинается сравнивание себя с другими, становиться важна оценка окружающих;
    • авторитет взрослого падает, на первое место выходит мнение сверстников.
  3. Трудности, которые могут возникать: тревожность, раздражительность, гнев, ложь.

В этом периоде необходимо создавать условия, при которых будут оцениваться только результаты его деятельности, а не его личность. Преподавателю важно сформировать в классе атмосферу доверия и принятия личности, а также дать ребёнку возможность права на ошибку, помогая её исправить.

Итог. Эффективное взаимодействие будет расти, если преподаватель будет предлагать несколько различных моделей решения проблемы, но при этом спрашивая мнение самого ребёнка.

Подросток

  1. Возраст: от 11-12 до 14-15 лет.
  2. Особенности этого периода:
    • стремительное наращивание знаний и умений;
    • становление нравственности и открытия собственного «Я»;
    • обретение новой социальной позиции;
    • способность/неспособность решать множество задач: учебных, семейных, коммуникативных (в общении со сверстниками), саморазвивающихся (поиск автономности)
  3. Трудности периода: бунт самости (трудное общение со взрослыми), снижение интереса к учебным занятиям, поиск собственного «Я».

Эффективным методом общения становиться диалог, где в дискуссионной форме выслушивается мнение ученика/ученицы - подростка. В этом периоде важно «выслушивать» до конца, проговаривая последствия тех или иных действий.

Итог. В целом в данный период обучающегося необходимо снабдить информацией, чтобы он самостоятельно принимал решения. Например, приводить статистику, факты из жизни знаменитых людей.

А также важно обучить тайм- менеджменту, в котором будут обозначены не только временные рамки исполнения задания, но и эффективные способы достижения результатов.

Аспект второй. Психотип ученика/ученицы

Психотип или другими словами темперамент, можно определить по некоторым признакам и характеристикам. Это позволяет понимать особенности психофизических возможностей ребёнка и верно выстроить ритм обучения с каждым индивидуально.

  • Холерик - страстный, неистовый и активный в работе. Всегда идёт вперёд первым, не может засиживаться долго на одном и том же. Лидер, способный организовывать.
  • Флегматик - выдержанный, без скоропалительных решений. Важна оценка и всегда ищет выгоду, поощрение за проделанную работу. Общителен, коммуникативен. Легко работает в команде.
  • Сангвиник - высоко отзывчивый для любой работы. Готов много и упорно работать руками. Есть способность генерировать новые идеи и проявлять нестандартные решения проблем. Творческие и иногда отстранённые. Порой любят одиночество. Трудно долго прибывать в команде, чаще индивидуалист.
  • Меланхолик - впечатлителен, с глубокими переживаниями и эмоциями. Любит исследовательскую деятельность, доходить до первоисточников. Часто испытывает информационный голод. Рассудительный. Склонен больше рассуждать, чем действовать. Обучение даётся как правило легко, с интересом и желанием. Высокоинтеллектуальные, но мало практичные в жизни.

Рекомендации.

1. В работе с холериком всегда желательно ставить цели и промежуточные задачи «сегодняшнего дня». Важен план и стратегия достижения результатов.

Часто в работе можно использовать метод «соревновательности», что увеличивает эффективность работоспособности холерика.

Репертуар разнообразить короткими, но разноплановыми произведениями, которые обязательно выучиваются наизусть для формирования законченности и максимального удержания интереса к занятиям музыки.

2. При обучении флегматика, преподавателю всегда необходимо ставить оценки после каждого занятия. Это увеличивает мотивацию в обучении. А также развивает концентрацию на достижение и завершённость выучивания произведения.

Флегматик любит участвовать в конкурсах, но всегда оценивает с точки зрения пользы. Поэтому преподавателю всегда необходимо обозначать «вознаграждение» за итоговый результат.

3. Сангвиник терпеливо выучивает длинные и технически сложные произведения. Но вот эмоциональность чаще скрытая, поэтому исполнение на зачётах и концертах больше механическое, чем музыкально-выразительное.

Снижать оценку в этом случае не стоит, так как внутренняя чувствительность очень велика, что может вызвать уход с курса обучения.

4. Меланхолик - это исследователь, поэтому произведения с новыми техническими приёмами ему очень интересны. И на этом интересе произведения выучиваются быстро и чаще качественно.

Итак, рассмотрев два базовых аспекта отношений преподаватель - ребёнок (ученик/ученица), можно сделать вывод, что, применяя эти знания на практике, каждый преподаватель повышает эффективность обучаемости каждого ребёнка, что является одной из основных целей образовательных программ нашей школы.