Средства музыкальной выразительности

Разделы: Музыка


В помощь любителям музыки.

«...Войны проходят. Матушку - землю
Небо излечит. Жизнь быстротечна.
Но в каждом веке музыке внемлют.
Всё преходяще. Музыка вечна.»

Фраза из стихотворения Марка Акравина «Всё преходяще. Музыка вечна.» стала крылатой. Впервые её услышали в фильме - военной драме Льва Голуба «Полонез Огинского». Фильм рассказывает о юном скрипаче, отвлекавшем игрой классической музыки фашистов, в то время как партизаны выполняли своё задание, минировали мосты. Как жаль, что нередко мы слышим другую фразу: «Я не люблю классическую музыку!». Но чтобы такую музыку любить, нужно научиться разбираться в ней. Надо понимать, как композитор создавал своё произведение, какими средствами пользовался. Эти средства и называются - средства музыкальной выразительности. В этой статье мы рассмотрим главные из них.

Мелодия... Звук... Ухо... Красота... Ассоциации...

Любопытная последовательность слов, не правда ли?.. При более внимательном прочтении обнаруживаем не только слово из начальных букв, но и «механизм» воздействия музыки на каждого из нас. Что же такое МУЗЫКА? Казалось бы, ответ лежит на поверхности… Звучит мелодия, наш орган слуха реагирует на неё, мозг преобразует сигнал, всё это выливается во что-то красивое, приятное, красочное и, наверняка, вызывает у слушателя какие-либо ассоциации. Физиология звука. Так воспринимаются любые звуки, не только музыкальные. «А разве бывают, какие либо ещё?» - спросите вы. Бывают: шорох листвы, скрип, прибой, капель - всё это звуки шумовые. Наш разговор пойдёт о звуках музыкальных.

В отличии от шумовых они имеют конкретную высоту (звучание) и долготу (длительность). Вот из таких звуков и складывается музыка. Наверняка, каждому со школьной скамьи известно количество нот, их семь. Возможно, это не связано между собой логически, но с этой цифрой ассоциируются: 7 дней недели, 7 цветов радуги, 7 церковных таинств, 7 христианских добродетелей. А как вам выражение «Седьмое небо Рая»? Это наивысшая ступень блаженства. И вот из этих семи нот и их комбинаций композиторы создают такие разные музыкальные композиции. А нот всего семь! Насколько ярок должен быть талант композитора! Зачастую изобразительность музыки доходит до определённой степени осязаемости: мы не только слышим, но и «видим» музыку. Наверное, каждый согласится с той мыслью, что музыка самый живой, эмоциональный вид искусства. Музыка - это язык наших чувств: здесь радость, печаль, тревога, скорбь, размышления, сожаления, надежды. По выражению Л.Бетховена «музыка - это откровение более высокое, чем мудрость и философия». Аристотель считал музыку посредником между духовной и чувственной жизнью. Весьма тонко переданы эмоциональные грани в музыке С.В.Рахманинова - пианиста, дирижёра, композитора. Слушая его музыку, понимаешь - эта музыка неземная; не в смысле «космос», а что-то между небом и землёй. Музыка настолько мощное по силе воздействия искусство, что становится совсем неудивительным факт - язык музыки возник раньше языка слов. Согласитесь ли вы, что МУЗЫКА - азбука души?

Как говорит музыка?

Если брать во внимание, что одно и то же произведение к восприятию людям абсолютно разных национальностей, возрастов, профессий, то из этого следует однозначный вывод - язык музыки универсален! А складывается он из нескольких важных и непременных компонентов: мелодии, ритма, гармонии, лада, темпа, регистра, фактуры, динамики, тембра. Начнём с самого главного. Мелодия.... Вы обращали внимание, что слушая любое произведение, будь то песня или симфония, мы прежде всего запоминаем мотив ? Мотив складывается из определённой последовательности нот (музыкальных знаков). Ноты - это строительный материал музыки.

Мотив выражает основную мысль музыки, передаёт настроение и определяет характер. Это музыкальное построение , его легко напеть , то есть повторить голосом. Характер мелодии находится в прямой зависимости от того, какие ноты образуют музыкальную интонацию, то есть от типа музыкального движения: в каком порядке следуют ноты, как взаимодействуют между собой, по какому принципу объединяются в группы, как далеко расположены друг от друга... Приведём несколько примеров: прослушав мелодию русской народной песни «Во поле берёза стояла», обращаем внимание на плавный характер музыки, который достигается путём использования движения мелодии по соседним нотам. Другой пример: волнообразное музыкальное движение. Его вы услышите в первой части концерта № 3 для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова. Приведём высказывания известных композиторов о мелодии. «Мелодия - самая существенная сторона музыки» С.С.Прокофьев. «Мелодия - это главная основа музыки» (С.В.Рахманинов).

Материал для прослушивания: Р.Н.П. «Во поле берёза стояла»

  • С.В.Рахманинов Концерт № 3 для фортепиано с оркестром первая часть.

Музыкальная интонация

Интоно в переводе с латинского означает «Громко произношу». Сразу оговоримся: интонация - слово не из разряда узкопрофессиональной музыкальной терминологии. Нам знакома прежде всего интонация речевая. Но слово - это явление, а интонация музыкальная - переживание и ощущение, синтез звука и смысла. Конечно, музыкальная интонация тесно связана с речевой, можно сказать, проистекает из неё, так как является коротким мелодическим оборотом, имеющим выразительное значение. [2] Но музыкальную интонацию изменить нельзя, она фиксированная, а разговорную можно. Ещё в 1581 году лютнист Винченто Галилей (отец знаменитого астронома Галилео Галилея) советовал композиторам прислушиваться к тому, как речевая интонация отражает характеры и чувства людей, их психологические взаимоотношения и воплощать услышанное в музыке. В творчестве таких маститых представителей русской композиторской школы, как А.С.Даргомыжский и М.П.Мусоргский особенно ярко и точно переданы различные виды музыкальной интонации, Творческим кредо Даргомыжского считают его высказывание «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды» Музыкальная интонация может точно отражать движение и мысль. И здесь следует пояснить, что под «движением » подразумевается не только физическое действие, но и характер, явление природы... Примером тому могут служить рельефно-выразительные пьесы Р.Шумана «Смелый наездник», Э.Грига «Утро», симфоническая сказка С.Прокофьева «Петя и Волк». Когда же мы говорим о мысли, отражённой в музыкальной интонации, имеется в виду эмоциональная сфера - настроение, чувства. У композиторов в процессе профессиональной деятельности складывается авторский почерк, определённое интонационное строение музыки. Оно опирается, прежде всего, на индивидуальное восприятие действительности, на эмоциональную отзывчивость личности. И, конечно, на «почерк» накладывает отпечаток общая тенденция развития музыкального искусства в данный исторический период.

Знатоки музыки без труда отличают музыкальный почерк И.С.Баха, С.С.Прокофьева, С.В.Рахманинова, А.Шнитке. Поэтому, небезосновательно можно констатировать: интонационное мышление композитора определяет стиль его музыки. Ну, а какой же бывает интонация? Торжественная, тревожная, энергичная, созерцательная, Это касается жанров музыки. Торжественная она в гимне, энергичная - в марше, созерцательная -в лирическом романсе и т.д. Логически - смысловое значение интонации определяется тем, что она выражает: утверждение, вопрос, удивление, восклицание... Восклицательная (утвердительная) интонация строится на повторяющихся звуках мелодии, создающих ощущение твёрдости, уверенности. В повествовательной интонации мелодия строится на движении по соседним нотам, что придаёт ей плавность, ощущение покоя. Вопросительная интонация - это когда мелодическая фраза заканчивается на неустойчивых (неопределённо звучащих) нотах, обрываясь и «повисая » в воздухе. [ 2 ]/Помимо основных, перечисленных видов интонаций , существуют ещё множество: интонации напряжения, удивления, восхищения и т.д. Таким образом, музыка имеет интонационную основу.

Примеры для прослушивания:

  • Р.Шуман «Смелый наездник»
  • Э.Григ «Утро»
  • С.Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и Волк»
  • С.Прокофьев Пьесы «Зпюка», «Резвушка», «Плакса».

Ритм - пульс музыки

Пульс здорового человека должен быть ритмичным, непреложная истина. Пульсом музыки является ритм. Многие из вас, порой подсознательно, отстукивают ритм полюбившейся мелодии. Что же представляет собой ритм? Каждая нота, из которой состоит мелодия, имеет определённую продолжительность звучания, отличается временным измерением. А ритм - это то, что упорядочивает и организует музыку во времени. Ритмический рисунок складывается из соотношения различных по длительности нот, их взаимодействия в определённой последовательности. Безусловно, ритм является одним из главных выразительных средств музыки. Он имеет специфическое значение, когда мы говорим о конкретных музыкальных жанрах. Например, в марше ритм упругий, чёткий, в колыбельной - покачивающийся монотонно-однообразный, в пьесах танцевального жанра - пунктирный, острый. Именно ритм наделяет последовательность нот определённым смыслом. Если проиграть мелодию какой-либо известной песни одинаковыми длительностями, велика вероятность, что её будет невозможно узнать. В числе музыкальных инструментов есть шумовые ударные, которые не воспроизводят высоту извлекаемых звуков. Они являются ритмическим сопровождением музыки. Послушайте знаменитую оркестровую пьесу французского композитора Мориса Равеля «Болеро». Это испанский танец, где особенно ярко проявляется выразительная роль ритма. На протяжении всего произведения используется неизменная ритмическая «формула» в исполнении барабанов. Этот ритм сопровождает напевную мелодию танца. Контрастируя с ней, он способствует яркому эмоциональному восприятию. Ещё одним примером важности ритма в общем музыкальном восприятии можно считать пьесу С.Прокофьева «Паника» из музыки к спектаклю «Египетские ночи». Послушайте её и вы испытаете весь спектр чувств людей, оказавшихся в неординарной ситуации. И опять главную роль композитор отводит ударным инструментам. [3]

Итак, хорошо всё то, что происходит периодично, ритмично. Мы на это настроены, мы к этому готовы. Ход часов, смена времён года, стук сердца биение пульса, смена поколений ... Всё в нашей жизни происходит ритмично, и в этом кроется смысл бытия.

Материал для прослушивания

  • М.Равель «Болеро»
  • С.Прокофьев «Паника» - музыка из спектакля «Египетские ночи»
  • Л.Андерсон «Пьеса для пишущей машинки с оркестром».

Лад

Важным средством музыкальной выразительности наряду с мелодией и ритмом является лад. Как часто мы употребляем это слово в нашей жизни! Говорят: «они хорошо ладят между собой», или «они живут не в ладу», или «хорошо, когда дело ладится». Ладить - это значит находиться в согласии. Ладить или наоборот не ладить между собой могут и музыкальные звуки. Это происходит потому, что между звуками существует определённая взаимосвязь, определённые соотношения. Попробуйте нажимать клавиши фортепиано, как попало. Получилась музыка? Конечно, нет. Если пропеть или сыграть на каком-либо инструменте знакомую мелодию, то можно заметить следующее: одни звуки мелодии кажутся нашему слуху более устойчивыми, дающими опору, другие отличаются той или иной степенью неустойчивости, они как бы тяготеют, стремятся к соседним устойчивым.

Это наблюдение легко проверить, если все звуки, составляющие данную мелодию, расположить последовательно в порядке возрастания высотности, другими словами, выстроить в ряд, то есть образовать из них звукоряд, лежащий в основе данной мелодии. Разделение звуков, составляющих мелодию, на устойчивые и неустойчивые присутствует в многовековой музыкальной практике всех народов. [2] Звуки, составляющие мелодию, не все одинаковы по качествам, не безразличны друг к другу. Иными словами, каждая мелодия имеет в основе определённую систему, порядок, слаженность - лад. Ладовая основа мелодии во многом объясняет нам ощущение верного или фальшивого пения. Наш слух реагирует не на абсолютную точность высоты каждого звука (в физическом смысле), а на точность переходов «устойчивый - неустойчивый - устойчивый. Подобно тому, как, переставляя буквы алфавита, можно создать слова и бесчисленное количество фраз, на основе одного лада может быть создано огромное количество мелодий. В композиторском сочинении замысел формируется ладовой структурой, обладающей выразительной силой. Основными, наиболее распространёнными в музыке ладами являются мажор (переводе с латинского - твёрдый ) и минор (мягкий) Эти названия не лишены основания. Музыка, написанная в мажорном ладу, действительно очень часто бывает мужественной, бодрой, светлой.

Произведения, написанные в миноре, чаще всего вызывают ощущение мягкой грусти, задумчивости. Впрочем, никакие «живописные» сравнения не передадут в точности разницу между этими основными ладами музыки. Это не переводимо на язык слов. В жизни мы часто говорим о минорном или мажорном настроении, имея в виду грусть или радость. Но это очень приблизительно соответствует подлинной разнице между мажором и минором. Достаточно напомнить, что много весёлых песен написано в миноре - например, «Яблочко». Мелодии же, написанные в мажоре, не всегда веселы. Например, песня А.Алябьева «Вечерний звон» передаёт состояние задумчивости, мечтательности, но не веселья, хотя написана в мажоре. Неверно также думать, что каждое произведение написано в одном конкретном ладу. Яркий пример того пьеса П.И.Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года». Слушайте ... и вы услышите краткие просветления в осеннем музыкальном пейзаже. Ещё одним ярким примером использования композитором двух ладов в одном произведении является пьеса Г.Свиридова «Весна и осень». Композитор звуками нарисовал один и тот же пейзаж в разное время года. В первой части выразительные средства музыки воссоздают весенний пейзаж: мажорный лад передаёт лёгкие ароматы салов, звонкие голоса птиц. Вторая часть звучит в миноре, и мы словно видим силуэты обнажённых деревьев сквозь серую сетку дождя... Из музыки будто исчез солнечный свет. Слушая вторую часть, мы без труда заметим, что она всего лишь вариант первой, но смена лада создаёт впечатление, что звучит новая пьеса. Лад..., он должен быть... Живите в ладу с собой и окружающим вас миром.

Материал для прослушивания:

  • Песня «Яблочко»
  • А.Алябьев песня «Вечерний звон»
  • П.И.Чайковский «Осенняя песня» из цикла «Времена года»
  • Г.В.Свиридов «Весна и осень».

Гармония

В мелодии звуки следуют друг за другом, поочерёдно. А если сыграть несколько звуков одновременно, получится созвучие - аккорд. Последовательность аккордов и называется гармонией. Гармония создаёт определённый звуковой строй, характерный именно для данного произведения. Гармония обогащает звучание мелодии, дополняя её, раскрывает и подчёркивает различные мелодические грани - драматизирует и обостряет её или, напротив , усиливает ощущение мягкости, нежности, покоя. Гармоническая ткань окрашивает мелодию в различные эмоциональные тона, углубляет её поэтическое содержание, придаёт музыке красочность, а иногда несёт на себе большую часть смысловой нагрузки. Благозвучные аккорды создают гармонию, оставляющую стройности, красоты, заполненности. А есть созвучия, которые в соединении с определённой мелодией выражают чувства гнева и страха. Иногда средства гармонии выступают на первый план с целью достижения специфического художественно - изобразительного эффекта. Бывает и так, что гармония играет даже большую роль, чем мелодия. Послушайте прелюдию №20 Ф.Шопена. В ней общее настроение создаёт именно гармония. Печально и торжественно звучат тяжёлые размеренные аккорды в пьесе Э.Грига «Смерть Озе», напоминая звучание церковного хора и создавая состояние горестного оцепенения. Есть гармонические созвучия, которые используются в музыкальных картинах сказочного характера.

Немало таких характерно-изобразительных звучаний встречается в музыке русских опер, особенно у Н.А.Римского-Корсакова. (Опера «Садко», шествие чуд морских). Признаком строгой , благозвучной музыки обычно считают ясную гармонию, не нарушенную резкими звукосочетаниями. Однако в классической музыке есть моменты, когда композиторы для определённых художественных эффектов применяют и остро звучащие аккорды. Подобные аккорды призваны запечатлеть реальные противоречия и «диссонансы», встречающиеся в нашей жизни. Волнующая музыка, отображающая большие чувства, столкновения страстей, не может обойтись лишь благозвучными гармониями, ласкающими слух. Об этом когда-то верно писал П.И.Чайковский : «Диссонанс есть величайшая сила музыки: если б не было его, то музыка обречена была бы только на изображение вечного блаженства, тогда как нам дороже в музыке её способность выражать наши страсти, наши муки». На протяжении всей истории музыки выразительные средства гармонии непрерывно развивались и совершенствовались.

Композиторы искали всё новые и новые звуковые комбинации, чтобы глубже и точнее выразить оттенки человеческих чувств, многообразие и красоту реального мира. Сегодня мы воспринимаем старинные гармонии 17-18 веков как своего рода очаровательное «детство гармонии» Тогда композиторы обходились несколькими простейшими последовательностями, сочетая их со столь же ясными и простыми мелодиями . Но уже на протяжении 19 века мир гармонии подвергался разнообразным усложнениям. Ф.Шуберт, Ф.Шопен, Ф.Лист, а позднее К.Дебюсси вносили в музыку всё новые и новые гармонические краски, нередко обретавшие сложный и изысканный характер Ещё больше новшеств внесли в гармонию композиторы 20 века - И.Ф.Стравинский, Д.Д.Шостакович. Обращение к миру бесчеловечных образов, рождённых катаклизмами 20 века, вызывало к жизни порой жестокие гармонии. [ 1 ].(Д.Д.Шостакович, симфония № 7 , эпизод фашистского нашествия). Гармония имеет и национальные признаки, свойственные различным культурам. Своеобразное сочетание звуков характерны для каждого этноса. Об этом говорит и мелодический строй , и характерный склад аккордов. В обогащении и развитии гармонических средств большую роль сыграли великие русские композиторы М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков, А.П.Бородин, А.Н.Скрябин. С исключительной тонкостью рисовал душевный мир человека А.Н.Скрябин. В его музыке особенно важную роль играет гармония - порой утончённая, но всегда пленяющая трогательностью человеческих настроений. [1]. Вы убедитесь в этом, прослушав прелюдию ля минор, соч. 11. Обаяние этой музыки достигнуто благодаря не только изящной мелодии, но и тончайшему гармоническому колориту, присущему именно скрябинскому стилю.

Материал для прослушивания

  • Ф.Шопен Прелюдия № 2
  • Э.Григ «Смерть Озе» из симфонической сюиты «Пер Гюнт»
  • Н.А.Римский - Корсаков опера «Садко», шествие чуд морских
  • К.Дебюсси Ноктюрн №1 до мажор
  • Д.Д.Шостакович симфония №7, эпизод фашистского нашествия
  • А.Н.Скрябин Прелюдия ля минор соч. 11

Все средства музыкальной выразительности - звенья одной цепи. Каждое в отдельности характеризует музыку с одной определённой стороны стороны: ритм - во времени, регистр - по высоте, гармония - по колориту, лад - по настроению А мелодия, как выразитель основной музыкальной мысли, аккумулирует в себе все эти качества. Только научившись понимать этот язык во всём его богатстве и сложности, мы научимся понимать и любить классическую музыку.

Список использованной литературы

  1. Л.Дьячкова Гармония в музыке 20 века, Москва, «Музыка», 1994. - 144 с.
  2. Л.Мазель О мелодии. Музгиз, 1952.- 299 с.
  3. З.Осовицкая, А.Казаринова. Музыкальная литература 1 год обучения, Москва, «Музыка», 2002. - 224 с.