Сложносокращённые слова

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок изучения новой темы.

Цель: познакомить учащихся со сложносокращёнными именами существительными.

Задачи:

  • Научить определять род сложносокращѐнных имѐн существительных;
  • формировать навыки опознавания, правильного написания и употребления в речи сложносокращѐнных имѐн существительных; воспитывать умение грамотно использовать аббревиатуры в устной и письменной речи;
  • развивать речевую, мыслительную деятельность; умение рассуждать и применять данные знания на практике: организация активной мыслительной деятельности учащихся

Материалы и оборудование: презентация, учебник, карточки для индивидуальной работы, таблички с заданиями, мультимедийная доска.

Предварительная подготовка: учащимся необходимо повторить теоретический материал, а также выполнить несколько упражнений на отработку данной темы.

Ход урока

Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. Учитель приветствует всех в классе.
Учитель: Добрый день, ребята.

2

Расскажите об основных способах словообразования в русском языке
Слайд 1 (проверка домашнего задания)
Что такое словообразование? (Словообразование - это раздел науки о языке, который изучает строение слов и способы их образования.)
Расскажите об основных способах образования слов в русском языке.

Повторим!!!!

О каком способе словообразования мы говорили на прошлом уроке? Приведите примеры.

Слайд 3 Вывод

Сложение - способ образования новых слов путём сложения двух (или нескольких) слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без неё.

На закрепление отрывок из книги Владимира Петрухина «Славяне»

Слайд 4

- Основным населением средневековых городов были ремесленники и торговцы. Ремесленники сами часто сбывали свой товар на рынке - были одновременно и торговцами.

- Названия целых районов свидетельствует о ремесленной деятельности. Один из концов Новгорода носил название «Плотницкий». Когда Ярослав пришёл с новгородцами к Киеву в 1016 году, воевода Святополка дразнил его войско: «Вы плотники, приставим вас рубить нам хоромы».

- В Новгороде, как и в других русских славянских городах, было известно несколько ремесел. Мастерские принадлежали металлургам и кузнецам различных специальностей, производившим ножи, ключи и замки, оружие; известны ювелирные мастерские и мастерские по производству грЕбней.

О ком или о чем этот текст? (тонкий вопрос) - о населении средневековых городов

Почему славян называли и ремесленниками и торговцами? (толстый вопрос) - они и производили и продавали свой товар

Найдите среди выделенных слов сложные слова подчеркните их, объясните, почему они являются сложными - работаем в паре (Обсуждаем)

Слайд 5

6-7-«5», 5-4-»4»,

СреднЕвековых - средний + век
ОднОвременно - одно + временно
Новгород - новый город
ЯрОслав - Ярь( мощный) +слава
СвятОполк - Святой + полк
ВоЕвода - войско и водить

7

(стук в Дверь - заходит Антон)
Антон: Здравствуйте, Маргарита Александровна! Извините, что опоздал, можно в класс?
Учитель: Можно, проходи. Может, расскажешь, почему опоздал?
Антон: Мне позвонил отец и попросил подойти в Сбербанк. Но я бы успел на урок, но по дороге вот что со мной случилось. Бегу я мимо ДК, где рядом ещѐ бывший сельмаг (как говорит моя мама) находится, и вижу ЧП. Водовозка въехала в машину ГАИ или ДПС, тут уже подкатила медпомощь. Сотрудники оформляли какое-то ДТП, Я засмотрелся, но, поняв, что опаздываю на урок, побежал.
Учитель: Да, жаль, конечно, участников ДТП. Ну, садись.
Антон: Но у меня вопрос: что такое ДТП? И как правильно говорить: хорошее ДТП, хорошая ДТП, плохой ДТП? Поможете.
Учитель: Конечно. Поможем Антону? (ответы детей). Ребята, если вы внимательно слушали Антона, то не подскажете ли мне, о каких словах шла сейчас речь?
Ученики (ответы) словах, образованных путем сложения.

3

Лингвистическая разминка.

Слайд 4

Учитель: Ребята, давайте посмотрим на экран. Прочитайте слова 1 и 2 столбика. (Ученики читают)


Учитель: Что мы знаем о словах из первого столбика?
Ответы уч-ся: Сложные слова в русском языке образованы из двух слов, реже из 3 слов. Соединяются они с помощью соединительных гласных «о» или «е».
Учитель: Итак, делаем вывод, что в 1-м столбике только сложные слова.
Учитель: Давайте обратимся к словам из второго столбика. Слова на экране те, которые мы услышали. Сравните, чем они отличаются от слов первого столбика. (ответы учащихся)
Слайд 5
Учитель: Ребята, а вы знаете, что означают эти слова? Давайте проверим. Выберете свое слово.

III. Формулирование темы и целей урока

Учитель: Почему люди используют в речи такие наборы букв? Имеет ли смысл поговорить о таких словах подробнее и почему? О чем мы будем говорить на уроке?

Сформулируйте тему урока. (Сложносокращѐнные слова).
Слайд 4

Учитель: Запишите тему урока в тетрадь. Каковы цели нашего урока?

Слайд 5 (Узнать, как образуются такие слова, что они обозначают).

3

Изучение нового материала

Учитель: Как вы понимаете: сложносокращенные слова? Почему сложносокращённые слова получили такое название?

Слайд 6. Давайте посмотрим ВИДЕОРОЛИК!!!

Слайд 11

Сложносокращѐнные существительные - это существительные, образованные путѐм сложения сокращѐнных основ

Учитель: А как же образуются сложносокращѐнные слова? Давайте посмотрим видео дальше

4

Развитие учебно-языковых умений.

Слайд 13
Учитель: Существует 3 способа сокращения слов (на слайде)
Часть слова + целое слово драмкружок (драматический
кружок)
Часть слова + часть слова
Завхоз (заведующий хозяйством)
Аббревиатура ЕГЭ (Единый государственный экзамен)


Слад 14 Записываем в тетрадь схему.

Учитель: Упр. 333 (письменно) на закрепление по учебнику

Слайд 11 самопроверка

Учитель: Для русского языка характерны сложносокращенные слова или аббревиатуры.

Слайд 9

Аббревиатура - условное сокращение на письме, а также слово, составленное путѐм сокращения двух или нескольких слов (это слова, полученные путѐм сложения начальных букв или звуков ЕГЭ, ВУЗ) (слово аббревиатура записываем на доске)

Возьмите карточки с таблицой и установите соответствие между аббревиатурой и словосочетанием.

Задание 1 желающий у доски

Российская Федерация

Общественное российское телевидение

Московский государственный университет

Организация объединенных наций

Научно-исследовательский институт

Министерство чрезвычайных ситуаций

Государственная инспекция безопасности дорожного движения
Универсальный магазин
Высшее учебное заведение

МГУ
ОРТ

ООН

МЧС

НИИ

ГИБДД

РФ

Вуз

Универмаг

Учитель: Проверим себя по эталону

6

Слайд 10
Проблемный вопрос
Учитель: Зачем нужны в речи сложносокращѐнные слова?
Ученики: Основная функция - экономия места и времени. Гораздо проще написать трѐхбуквенные слова, чем длинные определения или названия
Учитель: Сложносокращѐнные слова произносятся особым образом (используются буквы и звуки) Например, СССР, ПК - образованы слова при помощи букв, вуз, СМИ, ООН - при помощи звуков.
Физминутка
Учитель: Засиделись мы, ребятки, пора и отвлечься. Я называю простые слова - правая рука, сложные - левая, сложносокращѐнные слова - обе.
Пешеход, КВН, фотоапарат, любовь, водопровод, завуч, учитель, медпункт, ученик, паровоз, ЧГУ. Квн, РФ, вуз, сбербанк, универсам, интурист, главбух, МЧС, спецкор, ГЭС, АЭС, НЛО.

«Знаете ли вы, что…»

Сообщение ученика.
«Из истории сложносокращенных слов».
Сложносокращенным словам всего лишь около ста лет. До событий 1917 г. в устной речи они почти не использовались.
В 1920-х гг. в советской республике появляется множество сложносокращенных слов типа "местком", "Моссовет", "ЧК", "ЦК", "ВЦИК" и т.п.
- Как вы думаете, образуются ли сейчас сложносокращенные слова?

2

2

Открытие новых знаний
Постановка проблемного вопроса урока.
Проблемный вопрос:
Учитель: Можем ли мы определить род сложносокращѐнных слов, например, слово «МБОУ» Как это сделать? (ответы учащихся)
Давайте досмотрим видеоролик и составим алгоритм ( составляем алгоритм)
Слайд 14.
Чтобы определить род сложносокращенных слов, нужно:

  • Расшифровать слово.
  • Найти опорное слово.
  • Определить род опорного слова.

Учитель: А теперь определите род у слова «ДТП», как просил нас Антон. (определяют род)
Учитель: Давайте определим род и этих слов.
Слова:
Российск… СМИ,
ОРТ объявил..,
ЧГУ провел.. конкурс,
знаменит… ТЮЗ,
Чебоксарск.. ГЭС
Наш…..МБОУ
Учитель: А теперь найдите упражнение 334. Спишите, употребляя глаголы в прошедшем времени, обозначая их род.
Пока ученики работают, учитель выставляет оценки за урок.
Учитель: Как вы думаете, будут ли с течением времени появляться новые сложносокращѐнные слова? (ответы) Как поступить, если вам встретилась аббревиатура, значение которой вы не знаете? (Посмотрим в словарь сокращений русского языка)

2

3

Итог урока

Рефлексия
Учитель: Ну вот, ребята, подошѐл к концу наш урок. Я думаю, нам сегодня удалось разобраться, какие слова являются сложными, а какие сложносокращѐнными.

Вопросы:

  1. Какую цель мы ставили в начале урока?
  2. Достигли мы еѐ?

2

Рефлексия
У вас на столе лежат телефоны (бумажные телефоны)
Слайд 14 (распечатка) напишите смс своему другу, в котором укажете:
1) Я вспомнил, что…
2) Я понял…
3) Я узнал…
4) Было интересно…
5) Особенно понравилось…
6) Было сложно…

2

Оценки за урок.

Учитель выставляет оценки.

Домашнее задание

Слайд 15

Стр. 172 выучить, выполнить упражнение 335 письменно.
Составить юмористический рассказ с сложносокращенными словами 6-10П.

Спасибо за урок, хорошего дня!

2

Использованные ресурсы

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. (Стабильные учебники), М., Просвещение, 2007.
  2. Русский язык.6класс под редакцией Т.А.Ладыженской, М., «Просвещение», 2007.
  3. Г.П.Лазаренко. Мастер-класс. Уроки русского языка в 6 классе: поиски и находки. Москва, «Дрофа», 2004.