Тип урока: урок изучения новой темы.
Цель: познакомить учащихся со сложносокращёнными именами существительными.
Задачи:
- Научить определять род сложносокращѐнных имѐн существительных;
- формировать навыки опознавания, правильного написания и употребления в речи сложносокращѐнных имѐн существительных; воспитывать умение грамотно использовать аббревиатуры в устной и письменной речи;
- развивать речевую, мыслительную деятельность; умение рассуждать и применять данные знания на практике: организация активной мыслительной деятельности учащихся
Материалы и оборудование: презентация, учебник, карточки для индивидуальной работы, таблички с заданиями, мультимедийная доска.
Предварительная подготовка: учащимся необходимо повторить теоретический материал, а также выполнить несколько упражнений на отработку данной темы.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. Учитель приветствует всех в классе.
|
2 |
||
Расскажите об основных способах словообразования в русском языке
Повторим!!!! О каком способе словообразования мы говорили на прошлом уроке? Приведите примеры. Слайд 3 Вывод Сложение - способ образования новых слов путём сложения двух (или нескольких) слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без неё. На закрепление отрывок из книги Владимира Петрухина «Славяне» Слайд 4 - Основным населением средневековых городов были ремесленники и торговцы. Ремесленники сами часто сбывали свой товар на рынке - были одновременно и торговцами. - Названия целых районов свидетельствует о ремесленной деятельности. Один из концов Новгорода носил название «Плотницкий». Когда Ярослав пришёл с новгородцами к Киеву в 1016 году, воевода Святополка дразнил его войско: «Вы плотники, приставим вас рубить нам хоромы». - В Новгороде, как и в других русских славянских городах, было известно несколько ремесел. Мастерские принадлежали металлургам и кузнецам различных специальностей, производившим ножи, ключи и замки, оружие; известны ювелирные мастерские и мастерские по производству грЕбней. О ком или о чем этот текст? (тонкий вопрос) - о населении средневековых городов Почему славян называли и ремесленниками и торговцами? (толстый вопрос) - они и производили и продавали свой товар Найдите среди выделенных слов сложные слова подчеркните их, объясните, почему они являются сложными - работаем в паре (Обсуждаем) Слайд 5 6-7-«5», 5-4-»4»,
СреднЕвековых - средний + век
|
7 |
||
(стук в Дверь - заходит Антон)
|
3 |
||
Лингвистическая разминка. Слайд 4 Учитель: Ребята, давайте посмотрим на экран. Прочитайте слова 1 и 2 столбика. (Ученики читают)
III. Формулирование темы и целей урока Учитель: Почему люди используют в речи такие наборы букв? Имеет ли смысл поговорить о таких словах подробнее и почему? О чем мы будем говорить на уроке?
Сформулируйте тему урока. (Сложносокращѐнные слова).
Учитель: Запишите тему урока в тетрадь. Каковы цели нашего урока? Слайд 5 (Узнать, как образуются такие слова, что они обозначают). |
3 |
||
Изучение нового материала Учитель: Как вы понимаете: сложносокращенные слова? Почему сложносокращённые слова получили такое название? Слайд 6. Давайте посмотрим ВИДЕОРОЛИК!!! Слайд 11 Сложносокращѐнные существительные - это существительные, образованные путѐм сложения сокращѐнных основ Учитель: А как же образуются сложносокращѐнные слова? Давайте посмотрим видео дальше |
4 |
||
Развитие учебно-языковых умений.
Слайд 13
Учитель: Упр. 333 (письменно) на закрепление по учебнику Слайд 11 самопроверка Учитель: Для русского языка характерны сложносокращенные слова или аббревиатуры. Слайд 9 Аббревиатура - условное сокращение на письме, а также слово, составленное путѐм сокращения двух или нескольких слов (это слова, полученные путѐм сложения начальных букв или звуков ЕГЭ, ВУЗ) (слово аббревиатура записываем на доске) Возьмите карточки с таблицой и установите соответствие между аббревиатурой и словосочетанием. Задание 1 желающий у доски
Учитель: Проверим себя по эталону |
6 |
||
Слайд 10
«Знаете ли вы, что…»
Сообщение ученика.
|
2 2 |
||
Открытие новых знаний
Учитель: А теперь определите род у слова «ДТП», как просил нас Антон. (определяют род)
|
2 3 |
||
Итог урока
Рефлексия
Вопросы:
|
2 |
||
Рефлексия
|
2 |
||
Оценки за урок. Учитель выставляет оценки. Домашнее задание Слайд 15
Стр. 172 выучить, выполнить упражнение 335 письменно.
Спасибо за урок, хорошего дня! |
2 |
Использованные ресурсы
- Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. (Стабильные учебники), М., Просвещение, 2007.
- Русский язык.6класс под редакцией Т.А.Ладыженской, М., «Просвещение», 2007.
- Г.П.Лазаренко. Мастер-класс. Уроки русского языка в 6 классе: поиски и находки. Москва, «Дрофа», 2004.