Кейс «Основы сетевой безопасности»

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: информационная безопасность


Цель урока: Развитие информационной грамотности в сети Интернет.

Задачи урока:

обучающие

  • обобщить и закрепить с учащимися материал по теме «Основы сетевой безопасности»;
  • сформировать у учащихся понятия о существующих угрозах Интернета и способах их преодоления.

развивающие

  • развивать познавательные навыки;
  • развивать бдительность;
  • развивать умение находить главное.

воспитательные

  • воспитание информационной культуры современной молодежи, дать им больше возможностей самостоятельно себя обезопасить в сети Интернет, научить усидчивости и аккуратности.

Описание ситуации: Ученикам предлагаются картинки, в качестве «кейса». Они размышляют и стараются ответить на вопросы (рабочий лист учащегося прилагается).

Содержание практики

1.1. Россия, как и многие страны, идет в своем развитии к цифровому обществу, которое характеризуется высокой скоростью коммуникационных процессов, обеспечивающийся информационными технологиями и сетью Интернет. Интернет решает одну из важнейших проблем цифрового общества - генерации, обработки и передачи огромного массива информации.

Анализируя материалы электронного ресурса «Вся статистика интернета и соц. сетей на 2022г. - цифры и тренды в мире России» приходим к выводу, что сегодня в мире насчитывается 4,20 млрд. пользователей социальных сетей.

Для человека Интернет создал уникальные возможности для саморазвития, образования, самообразования и т.д.

Однако, данная сеть наполнена не только полезной информацией, она выступает каналом трансляции угроз и рисков.

Это порождает проблему информационной безопасности, поэтому в сфере защиты информации компетенции требуются от любого пользователя персональным компьютером, владельцем смартфона и т.д., что отражено в стратегии развития информационного общества РФ на период с 2017 до 2030 года.

В силу возраста наиболее уязвимой категорией являются подростки, для которых сеть интернет стала естественной коммуникационной средой.

Сегодня 56% школьников имеют аккаунты в социальной сети. Как отмечает Росстат средний возраст школьников, которые входят в учетную запись, составляет 12,6 года, но при этом, уровень их компетенции в сфере информационной безопасности недостаточный для того, чтобы безопасно использовать привычные и наиболее популярные ресурсы.

Опасности, с которыми сталкиваются школьники, со стороны сектантов, «сообществ смерти», мошеннических действий, вредоносных контентов могут оказать неисправимое на них воздействие.

Дуг Белшоу выделяет восемь элементов цифровой грамотности, среди которых понимание культурного контекста интернет-среды, умение коммуницировать в онлайн-сообществах, умение создавать и распространять контент, навыки использования цифровые технологии для саморазвития.

Авторы разных концепций цифровой грамотности сходятся в одном: только понимание того, как устроена цифровая реальность, может научить человека контролировать «информационный шум» и сделать взаимодействие с цифровыми технологиями источником развития, а не стресса.

Модель кейса представления 4 взаимосвязанными блоками: блок исходных оснований, субъектный блок, содержательно-технологическим и результативным.

В блок исходных оснований мы включили целевой и теоретический компоненты.

Определяя цели и задачи, мы выделили три составляющие информационной безопасности личности: информационно - техническая, информационно-идеологическая и информационно-психологическая.

Цель - формирование у школьников информационной безопасности.

Задачи;

  • обобщить и сформировать знания, умения и навыки безопасного нахождения в сети Интернет;
  • обучить школьников правилам безопасного нахождения в сети Интернет;
  • сформировать представление о возможных угрозах в сети;
  • научить школьников распознавать возможные угрозы;
  • сформировать знания о цифровом пространстве и возможных угрозах в нем;
  • умение правильно реагировать на возникающие опасности;
  • изучение мер и способов предотвращения возникновения угроз.

1.2. Кейс разработан для подростков 10-17 лет. Психолого-педагогические особенности обучающихся данного возраста и класса характеризуются:

  • бурным характером развития, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
  • стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
  • особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
  • процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;
  • сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом;
  • изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий - объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).

Обучающиеся приучены выполняют требования, активны, внимательны, умеют рассуждать, логически мыслить.

1.3. При проведении занятий предусмотрена реализация системно-деятельностного, дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными.

Реализация кейса «Основы сетевой безопасности» позволяет реализовывать следующие типы учебных ситуаций:

  • ситуация-проблема - прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения;
  • ситуация-иллюстрация - прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);
  • ситуация-оценка - прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;
  • ситуация-тренинг - прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

Наряду с учебными ситуациями для развития УУД, ключевых компетентностей используются следующие типы задач:

  • Личностное развитие: на личностное самоопределение; смыслообразование; мотивацию; нравственно-этическое оценивание.
  • Коммуникативная деятельность: на учёт позиции партнёра; организацию и осуществление сотрудничества; передачу информации и отображению предметного содержания; тренинги коммуникативных навыков.
  • Познавательная деятельность: задачи и проекты сравнение, оценивание задачи и проекты на проведение теоретического исследования; задачи на смысловое чтение.
  • Регулятивная деятельность: на планирование; рефлексию; целеполагание; оценивание; принятие решения; самоконтроль; коррекцию.

Развитию регулятивных действий способствует также использование в учебном процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют учащихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, - при минимизации пошагового контроля со стороны учителя.

Субъектный блок определяет коммуникативный аспект предлагаемого нами кейса, как взаимодействие учителя - старшеклассника (где учитель наставник старшеклассника), старшеклассника. Старшеклассники - модераторы игроков в более младших классах (10-14 лет).

В содержательно-технологическом блоке включена авторская программа внеурочной деятельности.

При составлении программы использовался спиралевидный принцип обучения для обеспечения уровня сложности материала возрастным особенностям. Такое представление содержания способствует углубленному изучению понятий об информационной безопасности.

Авторская программа представлена следующими модулями:

  1. Безопасность личности в цифровом пространстве;
  2. Законодательные аспекты кибербезопансости;
  3. Защита информации.

Содержание программы подкреплено заданиями с учетом возрастных особенностей школьников, уровня их знаний.

Технологический компонент данного блока представлен геймификацией.

Данная технология реализуется через игровые элементы.

В нашей методике используется второй вид геймификации - легкое погружение.

Мы разработали собственный кейс, который поможет сформировать знания школьников, развивать у них умения и навыки в сфере информационной безопасности (Приложение 1).

Очные этапы учебного кейса помогают эффективно провести проверку знаний по теме безопасного поведения в сети Интернет с помощью интересных для школьников ситуационных заданий и с опорой на интерактивные методы.

Оборудование: мультимедиа, проектор, мобильное устройство, листы бумаги на каждую команду,

Цель игры - закрепить по определенной схеме знания школьников об основах безопасности в сети Интернет.

1.4. Модель проведения включает участие учителя как наставника старшеклассников и старшеклассников, как модераторов игры.

Во время решения кейса форма организации может быть, как групповая, так и индивидуальная, метод организации деятельности - игровой.

1.5. Интерактивная методика разработана и проведена в рамках внеурочной деятельности. При проведении игры мы обнаружили, что 74% школьников не догадывались о мощном окружении опасностей в сети Интернет.

1.6. Результативный блок интерактивной методики обучения школьников основам безопасности включает в себя тестовые задания, методы математической статистики.

2. После проведения игры нами был проведен срез, который показал, что компетенция обучающихся возросла в сфере знаний о вредоносных сайтах, о правильном поведении в случае интернет угрозы.

Также итоговый срез показал, что работа с данным кейсом помогает школьникам не только повысить свои знания, но и получить их, максимально приблизившись к реальности.

Как же отличить фейк от оригинала?

Приложение "Рабочий лист учащегося"