Аннотация
В статье детально исследуются современные методы и подходы к формированию функциональной грамотности у младших школьников. Особое внимание уделяется важности развития этой грамотности для полноценного личностного роста в условиях динамично меняющегося современного общества. Автор подчеркивает значимость функциональной грамотности не только как основы для дальнейшей образовательной деятельности, но и как ключевого элемента для адаптации к новым условиям жизни и обучения.
Описанная практическая работа включает методы и приемы, посредством которых у учащихся формируются предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) начального общего образования. Приводятся примеры конкретных видов работ и педагогических приемов, которые применяются в новых педагогических технологиях. Эти технологии считаются весьма эффективными в современных формах образовательного процесса.
Описанные виды и приемы работ включают в себя разные методики, такие как проектная деятельность, проблемное обучение, интерактивные занятия и использование информационно-коммуникационных технологий. Все они направлены на активизацию познавательной и мыслительной активности у детей, обогащение их базы знаний, развитие критического мышления и умения работать с информацией.
Актуальность данной работы на уроках начального образования трудно переоценить. Современные школьники сталкиваются с рядом проблем, таких как:
- недостаточность владения смысловым чтением;
- трудности с решением задач на интерпретацию информации;
- недостаточно сформированное умение работать с моделями;
- неумение высказывать предположения, строить доказательства;
- затруднение в решении задач, требующих анализа, обобщения.
Современная школа ставит своей целью не только передать определённый объём знаний, но и подготовить учащихся к самостоятельному и продуктивному решению разнообразных жизненных задач, в том числе и решение вышеупомянутых проблем. Работы, направленные на развитие функциональной грамотности, способствуют всестороннему развитию личностных качеств каждого ребёнка, помогают научить их самостоятельно искать и обрабатывать информацию, критически её осмысливать и применять на практике. Всё это делает метапредметные и практические результаты обучения более значимыми и востребованными в современных реалиях.
В современных реалиях, когда развитие окружающего мира не стоит на месте и совершенствуются технологии и человеческие знания, особенно актуальным вопросом становится изменение в системе образования, в том числе и нового подрастающего поколения. Перед педагогами стоит задача не просто обучить базовым знаниям школьников, но еще и развить их навык существования в современном мире. В свете этого возникло такое понятие, как функциональная грамотность (здесь и далее - ФГ). Согласно ФГОС, ФГ - это «умение учащихся планировать, осуществлять контроль и оценку своих действий, адаптироваться в ситуации неопределенности, взаимодействовать в учебном процессе с педагогом и сверстниками» [1]. По определению Э.Г.Азимова в «Новом словаре методических терминов и понятий» ФГ - это «способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней [2].
В более широком смысле это своего рода показатель того уровня знаний и умений, который необходим ребенку для нормального существования внутри социума, адаптации, коммуникации, а также для общего развития [3]. Также это навыки, необходимые для решения жизненных задач, сформированные на основе метапредметных знаний.
Тенденции в педагогической деятельности XXI века смещаются от обычного образования и освоения знаний по предметам к самообразованию и самостоятельному развитию личности путем решения множества заданий в течение учебного процесса как по отдельным предметам, так и по смежным [4]. В этом и состоит основная задача ФГ. Современный подход к ее формированию начался с проекта Министерства просвещения РФ, начатого в 2019 году, под названием «Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся», основной задачей которого стало повышение ФГ обучающихся [5].
Согласно Н.Ф.Виноградовой, выделяется несколько основных компонентов (видов) функциональной грамотности:
- читательская, заключающаяся не только в простом чтении текста, а об активном и продуктивном усвоении и интерпретации информации, используемой личностью для дальнейшего получения знаний и решения жизненных задач;
- математическая, суть которой в умении производить математические вычисления, логически мыслить, рассуждать и применять эти умения в реальной жизни;
- естественнонаучная, которая дает личности понимание происходящих в окружающем его мире процессов, биологических, экологических, географических и других; некоторые познания в медицине и в устройстве мира в целом;
- финансовая - это базовые экономические знания о ценности денег, о планировании собственных финансов, о бюджете государства и пенсионных накоплениях, о заработке и решении денежных вопросов;
Помимо них выделяются языковая, информационная, коммуникативная, социальная ФГ, а также креативное мышление [6].
Модель формирования ФГ схематично представлена Л.Н.Храмовой (рис.1) [7].
Рис.1. Обобщенная модель структурных элементов функциональной грамотности.
Таким образом, перед нами вырисовывается четкая схема современного подхода к формированию ФГ у младших школьников. Она должна охватывать все ее аспекты (компоненты), содержать в себе метапредметные задачи, а также стимулировать обучающихся не просто решать их «по шаблону», а прибегать к умственной деятельности, такой как анализ, интерпретация и логическое мышление.
Как уже было сказано ранее, основой формирования ФГ является метапредметное обучение, которое и стало современным походом к нему. Метапредметность заключается в таком понятии, как универсальные учебные действия (здесь и далее УУД) - это термин, означающий способность индивида к образованию, в том числе и самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию через приобретение социального опыта [8]. В контексте ФГ принято определять УУД как «способ решения учебной задачи с разным предметным содержанием на основе применения (конструирования) совокупности последовательных (преемственных) операций» [9].
Таким образом, обучение младших школьников должно состоять из различных типов уроков в соответствии со следующей классификацией:
- сенсорный, направленный на чувственное восприятие (наблюдение, сравнение);
- репродуктивный, целью которого является развитие навыка восприятия и воспроизведения устной и письменной речи;
- поисково-исследовательский, включающий в себя алгоритм действий, таких как осмысление задачи, формулировка гипотезы и оценка результата;
- объяснительный, во время которого обучающийся учится высказывать свое мнение, критически отбирать информацию и логически мыслить;
- творческий, развивающий креативное мышление, воображение [10].
Из этого можно сделать вывод о том, что обучение должно строиться на основе коммуникации учеников друг с другом, с педагогом, а также с окружающим миром с применением творческого подхода, воображения, ситуационных задач с использованием логики, а также разыгрыванием и моделированием ситуаций.
Далее будут рассмотрены примеры современного подхода к формированию ФГ у младших школьников в соответствии с каждым из ее компонентов, основанные на работах современных авторов.
В работе директора Лесосибирского педагогического института Людмилы Николаевны Храмовой представлена образовательная программа «культурно-просветительская программа формирования функциональной грамотности». Целью ее, как заявлено, является «создание условий для повышения уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся основной школы посредством реализации культурно-просветительской программы» [7]. Она включает в себя задания и упражнения, развивающие как мотивацию познавательной деятельности, так и региональную идентичность обучающихся. Так, например, квест о родном крае включает в себя вопросы как конкретно о регионе, так и общеразвивающие вопросы о природе, порождающие у учеников интерес к экологии, биологии и ботанике (рис.2). Стоит отметить ценность использования для этого задания персонального компьютера в свете развития технологий и необходимости обучения им учеников.
Рис.2. Пример заданий из проекта директора Лесосибирского педагогического университета Л.Н.Храмовой.
Помимо этого, проводится урок-дискуссия, где поднимается вопрос экологии, а именно загрязнение окружающей среды отходами. Учащимся предоставляется возможность высказать свое мнение и предложить варианты решения проблемы, используя свои метапредметные знания и воображение.
Также в программу включена экскурсионная часть по местам и предприятиям края, направленная на повышения интереса школьников к природе, к родному краю и на формирование представления о производственно-экономическом потенциале региона и изучение новых профессий.
В сборнике методических материалов И.В.Словохотовой представлены примеры задач, развивающих читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую грамотность, а также креативное мышление и глобальные компетенции [11].
Так, например, задачи на сопоставление позволяют ученикам наглядно изучить меры длины, основываясь на своих ощущениях, воображении и имеющимся жизненном опыте (рис.3).
Рис.3. Пример заданий из методических материалов И.В.Словохотовой. Математическая ФГ.
Интересный пример современной задачи, развивающей ФГ, приводит в своей статье И.М.Еремеева [12]. Она предлагает ученикам рассмотреть изображения билета на автобус, после чего ответить на вопросы (рис.4). Примечательно, что это затрагивает социальный аспект ФГ, что является наиболее актуальным в формировании личности ребенка и его интеграции в общество.
Рис.4. Пример заданий на развитие ФГ И.М.Еремеевой.
В этой же статье приведено несколько задач, иллюстрирующих фотографии товаров, ценников, а также купюр и монет различным номиналом. Ученикам предлагается несколько разных заданий, в которых нужно посчитать сумму имеющихся денег, определить стоимость той или иной продуктовой корзины, посчитать сдачу и совершить другие операции с финансами. Далее им нужно ответить на ряд вопросов, связанных с формированием финансовой ФГ. Например: «Есть ли у тебя банковская карта или карманные деньги на твои личные расходы? Запиши, как и куда ты их тратишь? Как ты считаешь, необходимы ли тебе деньги?». Стоит снова отметить важность регулярного обновления подобных заданий и интеграции в них современных терминов и понятий, идущих «в ногу со временем», поскольку в том числе и в этом будет заключаться современных подход к формированию ФГ младших классов.
Выводы
В последние годы в образовательной практике все больше внимания уделяется формированию функциональной грамотности у младших школьников. Этот процесс предполагает развитие у детей способности эффективно использовать полученные в процессе обучения знания и умения в реальной жизни. Анализ современных педагогических подходов позволяет сделать несколько ключевых выводов.
- Современные подходы к формированию функциональной грамотности младших школьников направлены на создание всесторонне развитой личности, способной к социализации и адаптации в постоянно меняющихся реалиях современного мира. Применение метапредметных задач и способов обучения и индивидуализированного подхода позволяет обеспечивать не только качественное образование, но и полноценное развитие каждого ребенка.
- Объединение методов, направленных на развитие различных аспектов функциональной грамотности, позволит наиболее полно охватить образовательные потребности школьников. Учителя должны постоянно развивать свои профессиональные навыки, обучаясь новым методам и технологиям, которые могут быть эффективно использованы в образовательном процессе.
- Образовательная среда должна быть мотивирующей, поддерживающей и способствующей самостоятельному обучению, что поможет школьникам развивать свои когнитивные и личностные качества. При этом информационно-коммуникационные технологии и цифровые ресурсы становятся незаменимым инструментом в современной педагогике. Они не только повышают интерес детей к обучению, но и развивают их цифровую грамотность, что крайне важно в условиях нынешнего технологически продвинутого общества.
- Коммуникативные навыки являются неотъемлемой частью функциональной грамотности. Работа в группах, обсуждение проблем и презентация проектов развивают у детей навыки общения, умение аргументировать свою точку зрения и слушать других, а также развивают их речь, знание и понимание родного языка.
Литература
- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100). - URL: https://shkolapeschanskaya-r45.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/158/2104/MP_FGOS_NOO_ot_31.05.2021_286_1.pdf (дата обращения 12.08.2024).
- Азимов, Э.Г., Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин. - М.: Икар, 2009 448 с.
- Горобец, Л.Н Функциональная грамотность как основной тренд современного обучения / Л.Н.Горобец, И.В.Бирюков, Т.П.Попова // МНКО. 2022. №3 (94). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-gramotnost-kak-osnovnoy-trend-sovremennogo-obucheniya (дата обращения: 12.08.2024).
- Пичугин, С.С. Формирование функциональной грамотности в начальной школе / С.С.Пичугин, Л.А.Громова, В.А.Самкова, В.Ф.Красноперова // Инновационные проекты и программы в образовании. 2021. №3 (75). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 12.08.2024).
- Басюк, В.С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты / В.С.Басюк, Г.С.Ковалева // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019 Т. 1 № 4 (61). С. 13-33.
- Виноградова, Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н.Ф.Виноградова, Е.Э.Кочурова, М.И.Кузнецова [и др.]. под ред. Н.Ф.Виноградовой М.: Российский учебник: Вентана-Граф. - 2018. - 288
- Формирование функциональной грамотности обучающихся: методическое пособие/ Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Сибирский федеральный университет // сост. Л.Н.Храмова, О.Б.Лобанова, А.В.Фирер, Н.В.Басалаева Л.С.Шмульская. - Красноярск: «Литера-принт», 2021 - 130 с.
- Козлов, В.В. Фундаментальное ядро содержания общего образования / В.В.Козлов, А.М.Кондаков. - М.: Просвещение, 2009. - 59с. - (Стандарты второго поколения). - С.53. 2
- Виноградова, Н.Ф. Что такое универсальные учебные действия. // Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе. Книга для учителя / под ред. Н.Ф.Виноградовой. - М., 2016. С.21.
- Виноградова, Н.Ф. Концепция начального образования: «Начальная школа XXI века» / Н.Ф.Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2017.- 64 с. : ил. ISBN 978-5-360-08690-1
- Словохотова, И.В. Методические материалы по развитию функциональной грамотности. - URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2022/05/13/sbornik-zadaniy-po-formirovaniyu-funktsionalnoy (дата обращения 13.08)
- Еремеева, И.М. Формирование функциональной грамотности младших школьников / И.М.Еремеева // Интерактивная наука. 2022. №3 (68). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 12.08.2024).