Современные подходы формирования функциональной грамотности младших школьников

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: младшие школьники, Функциональная грамотность


Аннотация

В статье детально исследуются современные методы и подходы к формированию функциональной грамотности у младших школьников. Особое внимание уделяется важности развития этой грамотности для полноценного личностного роста в условиях динамично меняющегося современного общества. Автор подчеркивает значимость функциональной грамотности не только как основы для дальнейшей образовательной деятельности, но и как ключевого элемента для адаптации к новым условиям жизни и обучения.

Описанная практическая работа включает методы и приемы, посредством которых у учащихся формируются предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) начального общего образования. Приводятся примеры конкретных видов работ и педагогических приемов, которые применяются в новых педагогических технологиях. Эти технологии считаются весьма эффективными в современных формах образовательного процесса.

Описанные виды и приемы работ включают в себя разные методики, такие как проектная деятельность, проблемное обучение, интерактивные занятия и использование информационно-коммуникационных технологий. Все они направлены на активизацию познавательной и мыслительной активности у детей, обогащение их базы знаний, развитие критического мышления и умения работать с информацией.

Актуальность данной работы на уроках начального образования трудно переоценить. Современные школьники сталкиваются с рядом проблем, таких как:

  1. недостаточность владения смысловым чтением;
  2. трудности с решением задач на интерпретацию информации;
  3. недостаточно сформированное умение работать с моделями;
  4. неумение высказывать предположения, строить доказательства;
  5. затруднение в решении задач, требующих анализа, обобщения.

Современная школа ставит своей целью не только передать определённый объём знаний, но и подготовить учащихся к самостоятельному и продуктивному решению разнообразных жизненных задач, в том числе и решение вышеупомянутых проблем. Работы, направленные на развитие функциональной грамотности, способствуют всестороннему развитию личностных качеств каждого ребёнка, помогают научить их самостоятельно искать и обрабатывать информацию, критически её осмысливать и применять на практике. Всё это делает метапредметные и практические результаты обучения более значимыми и востребованными в современных реалиях.

В современных реалиях, когда развитие окружающего мира не стоит на месте и совершенствуются технологии и человеческие знания, особенно актуальным вопросом становится изменение в системе образования, в том числе и нового подрастающего поколения. Перед педагогами стоит задача не просто обучить базовым знаниям школьников, но еще и развить их навык существования в современном мире. В свете этого возникло такое понятие, как функциональная грамотность (здесь и далее - ФГ). Согласно ФГОС, ФГ - это «умение учащихся планировать, осуществлять контроль и оценку своих действий, адаптироваться в ситуации неопределенности, взаимодействовать в учебном процессе с педагогом и сверстниками» [1]. По определению Э.Г.Азимова в «Новом словаре методических терминов и понятий» ФГ - это «способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней [2].

В более широком смысле это своего рода показатель того уровня знаний и умений, который необходим ребенку для нормального существования внутри социума, адаптации, коммуникации, а также для общего развития [3]. Также это навыки, необходимые для решения жизненных задач, сформированные на основе метапредметных знаний.

Тенденции в педагогической деятельности XXI века смещаются от обычного образования и освоения знаний по предметам к самообразованию и самостоятельному развитию личности путем решения множества заданий в течение учебного процесса как по отдельным предметам, так и по смежным [4]. В этом и состоит основная задача ФГ. Современный подход к ее формированию начался с проекта Министерства просвещения РФ, начатого в 2019 году, под названием «Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся», основной задачей которого стало повышение ФГ обучающихся [5].

Согласно Н.Ф.Виноградовой, выделяется несколько основных компонентов (видов) функциональной грамотности:

  1. читательская, заключающаяся не только в простом чтении текста, а об активном и продуктивном усвоении и интерпретации информации, используемой личностью для дальнейшего получения знаний и решения жизненных задач;
  2. математическая, суть которой в умении производить математические вычисления, логически мыслить, рассуждать и применять эти умения в реальной жизни;
  3. естественнонаучная, которая дает личности понимание происходящих в окружающем его мире процессов, биологических, экологических, географических и других; некоторые познания в медицине и в устройстве мира в целом;
  4. финансовая - это базовые экономические знания о ценности денег, о планировании собственных финансов, о бюджете государства и пенсионных накоплениях, о заработке и решении денежных вопросов;

Помимо них выделяются языковая, информационная, коммуникативная, социальная ФГ, а также креативное мышление [6].

Модель формирования ФГ схематично представлена Л.Н.Храмовой (рис.1) [7].

Рис.1. Обобщенная модель структурных элементов функциональной грамотности.

Таким образом, перед нами вырисовывается четкая схема современного подхода к формированию ФГ у младших школьников. Она должна охватывать все ее аспекты (компоненты), содержать в себе метапредметные задачи, а также стимулировать обучающихся не просто решать их «по шаблону», а прибегать к умственной деятельности, такой как анализ, интерпретация и логическое мышление.

Как уже было сказано ранее, основой формирования ФГ является метапредметное обучение, которое и стало современным походом к нему. Метапредметность заключается в таком понятии, как универсальные учебные действия (здесь и далее УУД) - это термин, означающий способность индивида к образованию, в том числе и самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию через приобретение социального опыта [8]. В контексте ФГ принято определять УУД как «способ решения учебной задачи с разным предметным содержанием на основе применения (конструирования) совокупности последовательных (преемственных) операций» [9].

Таким образом, обучение младших школьников должно состоять из различных типов уроков в соответствии со следующей классификацией:

  1. сенсорный, направленный на чувственное восприятие (наблюдение, сравнение);
  2. репродуктивный, целью которого является развитие навыка восприятия и воспроизведения устной и письменной речи;
  3. поисково-исследовательский, включающий в себя алгоритм действий, таких как осмысление задачи, формулировка гипотезы и оценка результата;
  4. объяснительный, во время которого обучающийся учится высказывать свое мнение, критически отбирать информацию и логически мыслить;
  5. творческий, развивающий креативное мышление, воображение [10].

Из этого можно сделать вывод о том, что обучение должно строиться на основе коммуникации учеников друг с другом, с педагогом, а также с окружающим миром с применением творческого подхода, воображения, ситуационных задач с использованием логики, а также разыгрыванием и моделированием ситуаций.

Далее будут рассмотрены примеры современного подхода к формированию ФГ у младших школьников в соответствии с каждым из ее компонентов, основанные на работах современных авторов.

В работе директора Лесосибирского педагогического института Людмилы Николаевны Храмовой представлена образовательная программа «культурно-просветительская программа формирования функциональной грамотности». Целью ее, как заявлено, является «создание условий для повышения уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся основной школы посредством реализации культурно-просветительской программы» [7]. Она включает в себя задания и упражнения, развивающие как мотивацию познавательной деятельности, так и региональную идентичность обучающихся. Так, например, квест о родном крае включает в себя вопросы как конкретно о регионе, так и общеразвивающие вопросы о природе, порождающие у учеников интерес к экологии, биологии и ботанике (рис.2). Стоит отметить ценность использования для этого задания персонального компьютера в свете развития технологий и необходимости обучения им учеников.

Рис.2. Пример заданий из проекта директора Лесосибирского педагогического университета Л.Н.Храмовой.

Помимо этого, проводится урок-дискуссия, где поднимается вопрос экологии, а именно загрязнение окружающей среды отходами. Учащимся предоставляется возможность высказать свое мнение и предложить варианты решения проблемы, используя свои метапредметные знания и воображение.
Также в программу включена экскурсионная часть по местам и предприятиям края, направленная на повышения интереса школьников к природе, к родному краю и на формирование представления о производственно-экономическом потенциале региона и изучение новых профессий.

В сборнике методических материалов И.В.Словохотовой представлены примеры задач, развивающих читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую грамотность, а также креативное мышление и глобальные компетенции [11].

Так, например, задачи на сопоставление позволяют ученикам наглядно изучить меры длины, основываясь на своих ощущениях, воображении и имеющимся жизненном опыте (рис.3).

Рис.3. Пример заданий из методических материалов И.В.Словохотовой. Математическая ФГ.

Интересный пример современной задачи, развивающей ФГ, приводит в своей статье И.М.Еремеева [12]. Она предлагает ученикам рассмотреть изображения билета на автобус, после чего ответить на вопросы (рис.4). Примечательно, что это затрагивает социальный аспект ФГ, что является наиболее актуальным в формировании личности ребенка и его интеграции в общество.


Рис.4. Пример заданий на развитие ФГ И.М.Еремеевой.

В этой же статье приведено несколько задач, иллюстрирующих фотографии товаров, ценников, а также купюр и монет различным номиналом. Ученикам предлагается несколько разных заданий, в которых нужно посчитать сумму имеющихся денег, определить стоимость той или иной продуктовой корзины, посчитать сдачу и совершить другие операции с финансами. Далее им нужно ответить на ряд вопросов, связанных с формированием финансовой ФГ. Например: «Есть ли у тебя банковская карта или карманные деньги на твои личные расходы? Запиши, как и куда ты их тратишь? Как ты считаешь, необходимы ли тебе деньги?». Стоит снова отметить важность регулярного обновления подобных заданий и интеграции в них современных терминов и понятий, идущих «в ногу со временем», поскольку в том числе и в этом будет заключаться современных подход к формированию ФГ младших классов.

Выводы

В последние годы в образовательной практике все больше внимания уделяется формированию функциональной грамотности у младших школьников. Этот процесс предполагает развитие у детей способности эффективно использовать полученные в процессе обучения знания и умения в реальной жизни. Анализ современных педагогических подходов позволяет сделать несколько ключевых выводов.

  1. Современные подходы к формированию функциональной грамотности младших школьников направлены на создание всесторонне развитой личности, способной к социализации и адаптации в постоянно меняющихся реалиях современного мира. Применение метапредметных задач и способов обучения и индивидуализированного подхода позволяет обеспечивать не только качественное образование, но и полноценное развитие каждого ребенка.
  2. Объединение методов, направленных на развитие различных аспектов функциональной грамотности, позволит наиболее полно охватить образовательные потребности школьников. Учителя должны постоянно развивать свои профессиональные навыки, обучаясь новым методам и технологиям, которые могут быть эффективно использованы в образовательном процессе.
  3. Образовательная среда должна быть мотивирующей, поддерживающей и способствующей самостоятельному обучению, что поможет школьникам развивать свои когнитивные и личностные качества. При этом информационно-коммуникационные технологии и цифровые ресурсы становятся незаменимым инструментом в современной педагогике. Они не только повышают интерес детей к обучению, но и развивают их цифровую грамотность, что крайне важно в условиях нынешнего технологически продвинутого общества.
  4. Коммуникативные навыки являются неотъемлемой частью функциональной грамотности. Работа в группах, обсуждение проблем и презентация проектов развивают у детей навыки общения, умение аргументировать свою точку зрения и слушать других, а также развивают их речь, знание и понимание родного языка.

Литература

  1. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100). - URL: https://shkolapeschanskaya-r45.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/158/2104/MP_FGOS_NOO_ot_31.05.2021_286_1.pdf (дата обращения 12.08.2024).
  2. Азимов, Э.Г., Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин. - М.: Икар, 2009 448 с.
  3. Горобец, Л.Н Функциональная грамотность как основной тренд современного обучения / Л.Н.Горобец, И.В.Бирюков, Т.П.Попова // МНКО. 2022. №3 (94). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-gramotnost-kak-osnovnoy-trend-sovremennogo-obucheniya (дата обращения: 12.08.2024).
  4. Пичугин, С.С. Формирование функциональной грамотности в начальной школе / С.С.Пичугин, Л.А.Громова, В.А.Самкова, В.Ф.Красноперова // Инновационные проекты и программы в образовании. 2021. №3 (75). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 12.08.2024).
  5. Басюк, В.С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты / В.С.Басюк, Г.С.Ковалева // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019 Т. 1 № 4 (61). С. 13-33.
  6. Виноградова, Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н.Ф.Виноградова, Е.Э.Кочурова, М.И.Кузнецова [и др.]. под ред. Н.Ф.Виноградовой М.: Российский учебник: Вентана-Граф. - 2018. - 288
  7. Формирование функциональной грамотности обучающихся: методическое пособие/ Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Сибирский федеральный университет // сост. Л.Н.Храмова, О.Б.Лобанова, А.В.Фирер, Н.В.Басалаева Л.С.Шмульская. - Красноярск: «Литера-принт», 2021 - 130 с.
  8. Козлов, В.В. Фундаментальное ядро содержания общего образования / В.В.Козлов, А.М.Кондаков. - М.: Просвещение, 2009. - 59с. - (Стандарты второго поколения). - С.53. 2
  9. Виноградова, Н.Ф. Что такое универсальные учебные действия. // Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе. Книга для учителя / под ред. Н.Ф.Виноградовой. - М., 2016. С.21.
  10. Виноградова, Н.Ф. Концепция начального образования: «Начальная школа XXI века» / Н.Ф.Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2017.- 64 с. : ил. ISBN 978-5-360-08690-1
  11. Словохотова, И.В. Методические материалы по развитию функциональной грамотности. - URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2022/05/13/sbornik-zadaniy-po-formirovaniyu-funktsionalnoy (дата обращения 13.08)
  12. Еремеева, И.М. Формирование функциональной грамотности младших школьников / И.М.Еремеева // Интерактивная наука. 2022. №3 (68). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 12.08.2024).