Хорошо известно, как тяжело ребенку учиться читать, если он плохо помнит графический облик букв, затрудняется в распознавании, соотнесении с конкретными звуками. Практика показывает, что достижение желаемого результата достигается двумя путями.
Первый из них - обстоятельная работа над графическим обликом буквы на уроке. На своём опыте работы убедилась, что лучшему запоминанию конфигурации буквы помогают следующие приёмы:
- поэлементный анализ облика буквы (Из каких частей состоит буква: палочек или кружочков?);
- сравнение конфигурации буквы с конкретными предметами (На что похожа буква? В каких предметах спряталась буква?);
- сравнение новой буквы с уже изученными (Какую букву напоминает новая буква?).
Второй путь, который обеспечивает запоминание учащимися графического облика букв - регулярное повторение изученных звуков и букв. Какой механизм лежит в основе психических процессов при запоминании учениками букв? Психолог Т.Г. Егоров отмечал, что при воздействии на слуховой анализатор его деятельность связывается с деятельностью соответствующих речедвигательных и зрительных органов и создаётся ассоциативная цепь: фонема - артикуляция - буква. Эта цепочка, если она хорошо закреплена, возникает в мозгу ребенка одновременно и независимо от того, какое звено этой цепи активизировано нами. Ребёнок, услышав тот или иной звук на уроке обучения грамоте, немедленно отвечает на него соответствующими речедеятельными процессами и точно представляет себе зрительный образ - букву, которая соответствует этому звуку речи. То же самое мы будем иметь и тогда, когда покажем ему букву: увидев её, ребенок тут же соотнесёт графический образ с определенной фонемой и ответит соответствующей артикуляцией.
Моя задача, как учителя, заключается в том, чтобы эту ассоциативную цепь не только создать, но и закрепить. Поэтому на каждом уроке чтения и письма я отвожу специальное время на решение этой задачи. Нетрадиционному интересному построению такого этапа урока, направленного на повторение изученных звуков и букв, помогают дидактические игры. Они настраивают ученика всматриваться в графический облик буквы; анализировать её конфигурацию, вспоминать звуковые эквиваленты.
Как можно помочь ребёнку?
Закономерно возникает вопрос «Что же делать?». Всё не так плохо, и при правильном воздействии на причины трудностей их можно исправить. Но важно понимать: если ребёнок не запоминает буквы, простое заучивание не будет эффективно. Нужно развивать те функции, которые лежат в основе процесса. В своей работе использую разнообразные приёмы.
1. Развитие тактильного образа буквы
Успех чтения и письма в будущем во многом зависит от того, как мы закрепим образ буквы. Здесь нужно разъяснить два важных этапа в освоении буквы: её восприятие и представление. Разница в том, что при восприятии необходимо непосредственно чувствовать руками букву, а представление формируется на основе чувственного опыта и уже не требует ощущения буквы. Поэтому важно подольше задержаться на стадии восприятия буквы.
Для этого на своих уроках многократно использую её в разных вариантах:
- водить пальцем по шершавой букве;
- складывать буквы из фасоли, пуговиц, гороха;
- конструировать буквы из счётных палочек «Сделай букву»;
- рисовать буквы в воздухе;
- угадывать написанные на руке (спине, ноге) или в воздухе буквы;
- определить на ощупь нужную букву среди других пластмассовых букв в мешочке;
- рисовать на манке пальцем;
- рисовать мелками;
- обводить по контуру.
2. Развитие зрительного восприятия
- угадывание буквы по описанию (реальные буквы, которые ребёнок видит перед собой);
- нахождение и выделение изучаемой графемы в ряде других графем в слогах, словах, предложениях, текстах, ряду слитно написанных букв;
- называние буквы по описанию без зрительной опоры (образ, который сохранился в памяти);
- достраивать букву до целой из элементов (особенно те, которые ребёнок часто забывает);
- превращать одну букву в другую за счёт передвижения одного элемента;
- опознание незаконченных изображений букв, их дорисовывание;
- определение по фрагменту буквы;
- в ряду элементов букв, написанных раздельно, нужно обвести те, из которых состоит изучаемая буква (или графема, которую он чаще путает на письме);
- печатание буквы в тетрадях «Напечатай букву».
Игры
Поймай букву
Оборудование: карточки с текстами из газет, старых книг.
Описание игры. Все ученики получают карточки. По сигналу учителя дети начинают просматривать текст по строчкам, обводя кружком букву, указанную учителем. Побеждает тот, кто обведет большее количество букв.
Может быть и такой вариант игры: игра усложняется. Учитель предлагает поймать две буквы. Одну букву дети обводят кружком, а другую подчеркивают.
Буквы - подружки
Оборудование: на доске выставляются два столбика букв: во втором такие же, как и в первом, но в другом порядке.
Описание игры. Учитель предлагает найти каждой букве из первого столбика букву - подружку (такую же) во втором столбике и «связать» их верёвочкой - соединить чертой. Вызванный ученик находит пару.
Может быть и такой вариант игры: оборудование для игры являются индивидуальные карточки. Побеждает тот, кто находит подружек раньше других.
Напиши в воздухе
Описание игры. Учитель предлагает вызванному ученику представить, что у него в руках мел, и что он пишет на доске какую-либо букву. Ученик, повернувшись спиной к классу, чертит в воздухе букву. Дети отгадывают, какую букву он написал.
Напиши букву, с которой начинается название предмета
Оборудование: предметные картинки.
Описание игры. Учитель показывает предметную картинку, дети определяют первый звук в слове-предмете (можно второй, третий, последний) и записывают соответствующую печатную букву. Игру можно проводить в виде соревнований трех - четырех учеников у доски, а можно включить в неё весь класс, организовав по окончании взаимопроверку в парах.
Угадай букву
Описание игры. Выбирается водящий. Он закрывает и протягивает ладонь. Ученики по очереди подходят к водящему и пальцем пишут буквы по его ладони. Тот, чью букву не отгадали, становиться водящим.
Полубуковка
Оборудование: ширма с размером тетрадный листок, карточки букв из кассы.
Описание игры. Учитель прячет карточку с буквой за ширму, потом выдвигает ее из-за ширмы таким образом, чтобы была видна половина буквы (верхняя, нижняя, правая, левая). Дети называют букву.
Выбирай правильно
Описание игры. На доске парами размещены одноименные печатные буквы: одна из них - в зеркальном отображении. Вызванный ученик стирает с доски неправильно написанную букву и называет ту, что осталась.
Как из одной буквы сделать другую
Описание игры. На доске написаны печатные буквы. Веселый карандаш предлагает подумать, как из одной буквы сделать другую. Дети по очереди подходят к доске. Дорисовывают или убирают необходимые элементы и объясняют: «Из буквы Г я сделал букву П, из буквы Г- Т, П, Б; из Р - В, Ф; из К - Ж; из Ъ- В, Б; из С - О, Ю, Ф; из Ю - Н.
Пишу - печатаю
Описание игры. К доске выходят два ученика: один из них пишет, а другой «печатает» букву, названную учителем. Все остальные находят в кассах. Если дети у доски хорошо справляются с работой, то получают право выбрать следующую пару участников игры и дать ей задание. Если кто-то из пары ошибается, следующую пару и задание подбирает учитель.
Буква заблудилась
Оборудование: карточки изученных букв.
Описание игры. На наборном полотне выставляются карточки с буквами, которыми обозначаются гласные звуки, а среди них одна, которая обозначает согласный звук. Дети должны определить. Какая буква «заблудилась».
Терем-теремок
Оборудование: картонный домик с открывающейся дверью. На тыльной стороне домика, под порогом, приклеена полоска бумаги (карман), куда можно вставить карточку с буквой.
Описание игры. Учитель показывает детям теремок (дверь закрыта), открывает дверь, в поёме которой показывается заранее вставленная буква, например М. Учитель спрашивает словами из сказки: «Кто-кто в теремочке живёт? Кто-кто в невысоком живёт?» Дети вспоминают животных, птиц, насекомых, названия которых начинаются с соответствующего звука: мышь, медведь, муравей, муха и др.
Учитель закрывает дверь, меняет букву, и игра продолжается.
«Буква-незнакомка»
На карточке напечатаны три буквы, две из которых уже знакомы, а одна нет. На первом этапе игры все буквы называет взрослый, на втором этапе ребенок показывает изучаемую букву, на третьем этапе называет все буквы ребенок.
«Мешочек»
В непрозрачном мешочке у ведущего собраны 5 -10 (можно усложнить задачу, положив в мешочек все буквы) пластмассовых букв. Ведущий (взрослый или другой ребенок) предлагает игрокам выбрать в мешке букву и, не вынимая из мешка руку, отгадать на основе тактильных ощущений и собственного представления о графическом образе букв, что это за буква.
2 вариант игры: ведущий предлагает найти в мешке изучаемую букву.
«Деформированные буквы»
Вариантов данной игры существует много:
Для автоматизации звукобуквенных связей можно предложить игры:
- Пантомима «Живая буква» (дети изображают букву своим телом (один или совместно);
- Изобрази букву пальцами;
- Определение буквы, написанной на спине, ладони: «Какую букву я написал(а)?»;
- Узнавание букв, написанных разными шрифтами;
- Нахождение буквы в различных сюжетных изображениях.