Москва как единое образовательное пространство

Разделы: Патриотическое воспитание, Дополнительное образование


В.А.Сухомлинский писал, что «детство - каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества».

Миссия современного дошкольного образования - становление и развитие личности в её индивидуальности, уникальности, неповторимости.

Однако, в сложившейся ситуации острого дефицита общения, снижения востребованности высокохудожественных книг, фильмов, зачастую невысокого уровня культурных притязаний в семьях, педагоги и родители испытывают затруднения в воспитании детей культурными и социально активными.

Задача педагога - максимально использовать все имеющиеся, а также новые формы личностного развития детей.

Развитие ребёнка осуществляется не пассивно, а в процессе деятельности, в активном взаимодействии с окружающими людьми, предметами, социальной и естественной средой.

Содержание современного дошкольного образования практико-ориентировано, даётся в контексте конкретной социокультурной ситуации.

В рамках такого подхода мы решили использовать, больше школьную, экскурсионную форму работы.

Ведь экскурсия - это маленькое исследование окружающего мира, проведя которое, наш юный исследователь будет ещё немного больше готов к будущей взрослой жизни.

Основное значение экскурсий в том, что они ……

Сегодня фраза «Мы учимся в Москве» справедлива во всех смыслах. Город стал одной большой Школой, предоставив свою богатейшую образовательную среду не только школьникам, но дошкольникам.

Организация непосредственно образовательной деятельности на базе учреждений культуры, исторических объектов, предприятий, в памятных местах Москвы дает отличную возможность для развития познавательных, мыслительных процессов и обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.

Поэтому в реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию «…….» в своей группе, я, опираясь на подобный опыт работы в школе при проведении «Урока в Москве», расширила границы группового пространства, используя ресурсы Школы, района, мегаполиса в целом как единой образовательной среды.

Планируя мероприятия в рамках проекта, условно разделила их на 3 блока:

  1. Россия: быт, обычаи, нравы;
  2. Великий и могучий Русский язык;
  3. Героические страницы нашей истории.

Для закрепления полученных знаний я составила целую экскурсионную программу. Ведь было важно, чтобы малыши не просто услышали информацию, а почувствовали, как бы «потрогали» её.

Ведь, следуя высказыванию Л.С. Выготского: «Ни одна форма восприятия не является такой крепкой, как та, что связана с эмоциями». А их ребята получили достаточно.

  1. В рамках первого направления мы, совместно с родителями, посетили музей Древнерусской истории А.Рублева.
    Там же приняли участие в конкурсе, который предложил Городской Методический Центр «Путешествие в Древнюю Русь». Один из моих воспитанников победил в этом конкурсе, оказавшись самым юным его участником. Для нас была важной реакция родителей, которых удивило внимание, оказанное работе маленького мальчика из детского сада.
  2. Проведение литературных встреч на территории районной библиотеки позволило нашим ребятам в необычной форме изучить разные виды русского народного творчества. Мы читали сказки и придумывали их сами. Знакомили дошколят с классиками русской литературы, тем самым повышая уровень общей культуры детей, расширяя их кругозор.
  3. С особым волнением мы подошли к изучению темы «Героические страницы нашей истории». И, конечно же, тема Великой Отечественной Войны занимает здесь основное место. Исключительно велико значение Победы в этой войне в наши, современные, дни. Это та точка опоры, та духовная и нравственная скрепа, которая так необходима сегодня.

Организовав экскурсию в школьный музей Великой Отечественной войны, я поставила перед собой цель, так донести информацию до своих воспитанников, чтобы пройти через их эмоционально-чувственный мир. Ведь, именно «живые» эмоции, по мнению В.А.Сухомлинского «навсегда сохраняются в памяти ребенка как яркие картины и образы».

Большое впечатление произвела экскурсия на Красную площадь. Ребята познакомились с Городами-Героями, почтили минутой молчания память павших в боях у Могилы Неизвестного Солдата.

Посещение школьного музея, памятных мест Москвы способствовало формированию у детей патриотизма.

Я имею ввиду патриотизм настоящий, идущий от души, патриотизм глубоко чувственный, естественно просыпающийся в ребёнке, органически вырастающий из гордости за свою страну и свой народ, построивший такие красивые дворцы, крепости, монастыри, храмы, особняки.

Экскурсии, показывая детям всё, чем славится Россия, постепенно, раз за разом, воспитывая их и закаляя, помогают всем: педагогам, детям, их родителям.

Вот такое воспитание стоит многого.

Идея расширять рамки предметного содержания с помощью городской среды нашла большой отклик у наших родителей. Таким образом, нам удалось привлечь их к еще более активному участию в образовательном процессе.