В.А.Сухомлинский писал, что «детство - каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества».
Миссия современного дошкольного образования - становление и развитие личности в её индивидуальности, уникальности, неповторимости.
Однако, в сложившейся ситуации острого дефицита общения, снижения востребованности высокохудожественных книг, фильмов, зачастую невысокого уровня культурных притязаний в семьях, педагоги и родители испытывают затруднения в воспитании детей культурными и социально активными.
Задача педагога - максимально использовать все имеющиеся, а также новые формы личностного развития детей.
Развитие ребёнка осуществляется не пассивно, а в процессе деятельности, в активном взаимодействии с окружающими людьми, предметами, социальной и естественной средой.
Содержание современного дошкольного образования практико-ориентировано, даётся в контексте конкретной социокультурной ситуации.
В рамках такого подхода мы решили использовать, больше школьную, экскурсионную форму работы.
Ведь экскурсия - это маленькое исследование окружающего мира, проведя которое, наш юный исследователь будет ещё немного больше готов к будущей взрослой жизни.
Основное значение экскурсий в том, что они ……
Сегодня фраза «Мы учимся в Москве» справедлива во всех смыслах. Город стал одной большой Школой, предоставив свою богатейшую образовательную среду не только школьникам, но дошкольникам.
Организация непосредственно образовательной деятельности на базе учреждений культуры, исторических объектов, предприятий, в памятных местах Москвы дает отличную возможность для развития познавательных, мыслительных процессов и обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.
Поэтому в реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию «…….» в своей группе, я, опираясь на подобный опыт работы в школе при проведении «Урока в Москве», расширила границы группового пространства, используя ресурсы Школы, района, мегаполиса в целом как единой образовательной среды.
Планируя мероприятия в рамках проекта, условно разделила их на 3 блока:
- Россия: быт, обычаи, нравы;
- Великий и могучий Русский язык;
- Героические страницы нашей истории.
Для закрепления полученных знаний я составила целую экскурсионную программу. Ведь было важно, чтобы малыши не просто услышали информацию, а почувствовали, как бы «потрогали» её.
Ведь, следуя высказыванию Л.С. Выготского: «Ни одна форма восприятия не является такой крепкой, как та, что связана с эмоциями». А их ребята получили достаточно.
- В рамках первого направления мы, совместно с родителями, посетили музей Древнерусской истории А.Рублева.
Там же приняли участие в конкурсе, который предложил Городской Методический Центр «Путешествие в Древнюю Русь». Один из моих воспитанников победил в этом конкурсе, оказавшись самым юным его участником. Для нас была важной реакция родителей, которых удивило внимание, оказанное работе маленького мальчика из детского сада. - Проведение литературных встреч на территории районной библиотеки позволило нашим ребятам в необычной форме изучить разные виды русского народного творчества. Мы читали сказки и придумывали их сами. Знакомили дошколят с классиками русской литературы, тем самым повышая уровень общей культуры детей, расширяя их кругозор.
- С особым волнением мы подошли к изучению темы «Героические страницы нашей истории». И, конечно же, тема Великой Отечественной Войны занимает здесь основное место. Исключительно велико значение Победы в этой войне в наши, современные, дни. Это та точка опоры, та духовная и нравственная скрепа, которая так необходима сегодня.
Организовав экскурсию в школьный музей Великой Отечественной войны, я поставила перед собой цель, так донести информацию до своих воспитанников, чтобы пройти через их эмоционально-чувственный мир. Ведь, именно «живые» эмоции, по мнению В.А.Сухомлинского «навсегда сохраняются в памяти ребенка как яркие картины и образы».
Большое впечатление произвела экскурсия на Красную площадь. Ребята познакомились с Городами-Героями, почтили минутой молчания память павших в боях у Могилы Неизвестного Солдата.
Посещение школьного музея, памятных мест Москвы способствовало формированию у детей патриотизма.
Я имею ввиду патриотизм настоящий, идущий от души, патриотизм глубоко чувственный, естественно просыпающийся в ребёнке, органически вырастающий из гордости за свою страну и свой народ, построивший такие красивые дворцы, крепости, монастыри, храмы, особняки.
Экскурсии, показывая детям всё, чем славится Россия, постепенно, раз за разом, воспитывая их и закаляя, помогают всем: педагогам, детям, их родителям.
Вот такое воспитание стоит многого.
Идея расширять рамки предметного содержания с помощью городской среды нашла большой отклик у наших родителей. Таким образом, нам удалось привлечь их к еще более активному участию в образовательном процессе.