Делим 7 класс на 4 группы. На столах номера групп. Приветствие.
Этапы
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Мотивационно-
целевой этап
|
1). Вступительное слово учителя музыки
«Сейчас послушаем одно величайшее произведение. В ходе прослушивания заполните, пожалуйста, карточки, которые лежат у вас на столе»
Звучит музыка (3 мин.)
На доске проецируются жанры и слова для характеристики произведения. (приложение 1)
|
Учащиеся слушают и отвечают на пункты в задании:
- определить жанр музыки. Выбирают из предложенных правильные ответ;
- подобрать подходящие слова к характеру музыки;
- дать название произведению.
|
Актуализация
опорных знаний
|
По ответам учащихся на доске выделяем красным жанр и слова-характеристики.
|
Выступление представителя каждой группы с ответами
|
Учитель музыки: «И так вы все пришли к выводу: жанр - симфония;
Характеристики ….;
Названия у вас получились …»
|
Изучение нового
материала
|
1) Учитель музыки:
Да это действительно симфония величайшего российского композитора А.П.Бородина
«Богатырская». Тогда ваши характеристики подходят (вопрос или подтверждение).
2) Лекция учителя музыки. Александр Порфирьевич Бородин - это русский композитор и талантливый химик, ученый и педагог. Родился 31 октября 1833 года в Царском селе под Петербургом у дворового человека Порфирия Ионова Бородина и его законной жены Татьяны Григорьевой. С детства он увлекался музыкой. Талантливый мальчик в 9 лет сочинил небольшую фортепианную пьесу «Полька Элен», в 13 лет - концерт для флейты в сопровождении фортепиано. А в 1849 году удалось издать несколько пьес юного композитора.
|
Учащиеся отмечают в тетради
основные моменты биографии и творчества А.П.Бородина.
|
Самооценка,
самоконтроль
|
Сейчас прочитайте текст (приложение 2) и выполните задание.
В каких жанрах сочинял свои произведения А.П.Бородин? Какие произведения композитора вы можете порекомендовать своим сверстникам послушать прежде всего?
|
В группах изучают текст и составляют краткую рекомендацию своим сверстникам.
|
Изучение следующего
материала
|
Учитель химии:
Лекция об учебе и увлечении химией.
Александр Порфирьевич
Бородин в детстве учился прекрасно. В детстве овладел французским, немецким, английским языками, а позже итальянским. Из всех изучаемых предметов ему больше всего нравилась химия. В двенадцать лет он всю квартиру превратил в своеобразную химическую лабораторию. Химия началась с фокусов и фейерверков. Кто из детей не любит этой забавы? Но мало кто берется за изготовление ракеты или состава для бенгальских огней. Саша Бородин принадлежал к числу этих немногих.
Его друг детства Михаил Шиглев вспоминал: «Не только его собственная комната, но чуть ли не вся квартира была наполнена банками, ретортами, всякими химическими снадобьями. Сашу Бородина даже немножко преследовали: во-первых, весь дом провонял его химическими препаратами, во-вторых боялись пожара». (приложение 3)
Назовите, какие правила нужно соблюдать, чтобы весь дом не провонял химическими препаратами и не произошел пожар.
|
Учащиеся отмечают в тетради основные моменты.
Выслушав лекцию, прочитав текст, записывают, какие правила ТБ необходимо было соблюдать в квартире Бородина.
Ответы готовят по методу «Собери идеи» внутри
группы. Каждый пишет идеи у себя в тетради, затем в группе заполняют общий ответ на чистом листе. При этом ответы не должны повторяться.
Выступает от группы 1 ученик
|
Самооценка,
самоконтроль
|
Учитель химии. Об открытиях и исследованиях А.П.Бородина по химии.
Демонстрация:
- формул веществ с названиями и областью применения.
- портретов ученых химиков
Задание
- какие элементы есть во всех этих
веществах
- что тяжелее хлорид бензоила или фторид бензоила?
(Приложение 4, Приложение 5)
После ответов учащихся правильные ответы проецируются на доске.
|
На данном этапе должны вспомнить тему «Знаки химических элементов», «Относительная молекулярная масса»
Обсуждение в группах. Вычисление молекулярной массы веществ и сравнение Мr
Сверяют свои ответы с правильными ответами.
|
Подведение итогов
|
1). Учитель химии: Популярность Бородина росла. В крупных зарубежных лабораториях интересовались его работами как химика. Д.И.Менделеев писал: «Первоклассный химик, которому многим обязана химия».
Учитель музыки: «В западной Европе и Америке большим успехом пользовались его музыкальные произведения». Музыкальный критик В.В.Стасов говорил о Бородине: «Бородин равно могуч и талантлив как в симфонии, так и в опере, и в романсе…»
2). Т.о., какую тему мы сегодня рассмотрели?
3). Ребята, посмотрите высказывания, какое из них наиболее подходит деятельности Бородина?
Высказывания
а) «Говоря о творчестве этого ученого, нельзя не признать первенствующего значения периодического закона, в создании которого с таким блеском и с такой глубиной проявились сила его гениального ума, его опыт, его разносторонняя эрудиция, его дар провидения и широких обобщений, сделавшие его одним из бессмертных создателей химической науки».
б) Ни одного таланта он не зарыл в землю, все развил и отдал своему народу, человечеству.
в) Великий учитель музыкальной правды.
|
Ответы учащихся
А.П.Бородин - композитор и химик
|
Рефлексия учебной деятельности
|
Синквейн - это пятистрочная строфа.
На доске проецируется
1 строка - тема (одно существительное)
2 строка - описание темы (два приилагательных)
3 строка - описание действия (три глагола)
4 строка - фраза, выражающая отношение к теме
5 строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).
Выслушиваем строфы групп.
На этом наш урок окончен.
|
Группы составляют синквейн.
Выступает 1 участник.
|