Творчество и научная деятельность А.П.Бородина

Разделы: Химия, Музыка

Класс: 7

Ключевые слова: А.П.Бородин


Класс - 7, количество учащихся 16.

Цель:

  • ознакомление с творчеством и научными работами А.П.Бородина;
  • закрепление знаний о жанрах музыки;
  • формирование патриотических чувств;
  • закрепление знаний по темам «Техника безопасности на уроках химии», «Лабораторное оборудование», «Относительная молекулярная масса».

Задачи:

  • Закрепить знания о жанрах музыки в ходе прослушивания музыкального произведения и при работе с текстом.
  • Дать информацию о композиторе и ученом в виде небольшой лекции.
  • Организовать выполнение заданий по темам ТБ, «Лабораторное оборудование», «Относительная молекулярная масса».

Вид урока - комбинированный.

Учащиеся получают новые знания и систематизируют уже имеющиеся знания.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, колонки.

В ходе урока используются музыкальные произведения А.П.Бородина.

Ход урока

1. Организационный момент

Делим 7 класс на 4 группы. На столах номера групп. Приветствие.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационно-
целевой этап

1). Вступительное слово учителя музыки
«Сейчас послушаем одно величайшее произведение. В ходе прослушивания заполните, пожалуйста, карточки, которые лежат у вас на столе»
Звучит музыка (3 мин.)
На доске проецируются жанры и слова для характеристики произведения. (приложение 1)

Учащиеся слушают и отвечают на пункты в задании:
- определить жанр музыки. Выбирают из предложенных правильные ответ;
- подобрать подходящие слова к характеру музыки;
- дать название произведению.

Актуализация
опорных знаний

По ответам учащихся на доске выделяем красным жанр и слова-характеристики.

Выступление представителя каждой группы с ответами

Учитель музыки: «И так вы все пришли к выводу: жанр - симфония;
Характеристики ….;
Названия у вас получились …»

Изучение нового
материала

1) Учитель музыки:
Да это действительно симфония величайшего российского композитора А.П.Бородина
«Богатырская». Тогда ваши характеристики подходят (вопрос или подтверждение).
2) Лекция учителя музыки. Александр Порфирьевич Бородин - это русский композитор и талантливый химик, ученый и педагог. Родился 31 октября 1833 года в Царском селе под Петербургом у дворового человека Порфирия Ионова Бородина и его законной жены Татьяны Григорьевой. С детства он увлекался музыкой. Талантливый мальчик в 9 лет сочинил небольшую фортепианную пьесу «Полька Элен», в 13 лет - концерт для флейты в сопровождении фортепиано. А в 1849 году удалось издать несколько пьес юного композитора.

Учащиеся отмечают в тетради
основные моменты биографии и творчества А.П.Бородина.

Самооценка,
самоконтроль

Сейчас прочитайте текст (приложение 2) и выполните задание.
В каких жанрах сочинял свои произведения А.П.Бородин? Какие произведения композитора вы можете порекомендовать своим сверстникам послушать прежде всего?

В группах изучают текст и составляют краткую рекомендацию своим сверстникам.

Изучение следующего
материала

Учитель химии:
Лекция об учебе и увлечении химией.
Александр Порфирьевич
Бородин в детстве учился прекрасно. В детстве овладел французским, немецким, английским языками, а позже итальянским. Из всех изучаемых предметов ему больше всего нравилась химия. В двенадцать лет он всю квартиру превратил в своеобразную химическую лабораторию. Химия началась с фокусов и фейерверков. Кто из детей не любит этой забавы? Но мало кто берется за изготовление ракеты или состава для бенгальских огней. Саша Бородин принадлежал к числу этих немногих.
Его друг детства Михаил Шиглев вспоминал: «Не только его собственная комната, но чуть ли не вся квартира была наполнена банками, ретортами, всякими химическими снадобьями. Сашу Бородина даже немножко преследовали: во-первых, весь дом провонял его химическими препаратами, во-вторых боялись пожара». (приложение 3)
Назовите, какие правила нужно соблюдать, чтобы весь дом не провонял химическими препаратами и не произошел пожар.

Учащиеся отмечают в тетради основные моменты.

Выслушав лекцию, прочитав текст, записывают, какие правила ТБ необходимо было соблюдать в квартире Бородина.
Ответы готовят по методу «Собери идеи» внутри
группы. Каждый пишет идеи у себя в тетради, затем в группе заполняют общий ответ на чистом листе. При этом ответы не должны повторяться.
Выступает от группы 1 ученик

Самооценка,
самоконтроль

Учитель химии. Об открытиях и исследованиях А.П.Бородина по химии.
Демонстрация:
- формул веществ с названиями и областью применения.
- портретов ученых химиков
Задание
- какие элементы есть во всех этих
веществах
- что тяжелее хлорид бензоила или фторид бензоила?
(Приложение 4, Приложение 5)
После ответов учащихся правильные ответы проецируются на доске.

На данном этапе должны вспомнить тему «Знаки химических элементов», «Относительная молекулярная масса»
Обсуждение в группах. Вычисление молекулярной массы веществ и сравнение Мr

Сверяют свои ответы с правильными ответами.

Подведение итогов

1). Учитель химии: Популярность Бородина росла. В крупных зарубежных лабораториях интересовались его работами как химика. Д.И.Менделеев писал: «Первоклассный химик, которому многим обязана химия».
Учитель музыки: «В западной Европе и Америке большим успехом пользовались его музыкальные произведения». Музыкальный критик В.В.Стасов говорил о Бородине: «Бородин равно могуч и талантлив как в симфонии, так и в опере, и в романсе…»
2). Т.о., какую тему мы сегодня рассмотрели?
3). Ребята, посмотрите высказывания, какое из них наиболее подходит деятельности Бородина?
Высказывания
а) «Говоря о творчестве этого ученого, нельзя не признать первенствующего значения периодического закона, в создании которого с таким блеском и с такой глубиной проявились сила его гениального ума, его опыт, его разносторонняя эрудиция, его дар провидения и широких обобщений, сделавшие его одним из бессмертных создателей химической науки».
б) Ни одного таланта он не зарыл в землю, все развил и отдал своему народу, человечеству.
в) Великий учитель музыкальной правды.

Ответы учащихся

А.П.Бородин - композитор и химик

Рефлексия учебной деятельности

Синквейн - это пятистрочная строфа.
На доске проецируется
1 строка - тема (одно существительное)
2 строка - описание темы (два приилагательных)
3 строка - описание действия (три глагола)
4 строка - фраза, выражающая отношение к теме
5 строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).
Выслушиваем строфы групп.

На этом наш урок окончен.

Группы составляют синквейн.
Выступает 1 участник.