Фраза о том, что все новое - хорошо забытое старое, произнесенная в начале XIX века мадмаузель Бертен, которая являлась модисткой королевы Франции Марии-Антуанетты, с течением времени стала настолько распространенной поговоркой, что мало кто теперь вспомнит об их авторе. Но, тем не менее, это высказывание настолько точно подходит ко многим «нововведениям» в современном российском образовании, что я не могла о ней не вспомнить.
И действительно, особенность «новых идей» в образовании заключается в том, что они являются всего лишь повторением из прошлых десятилетий, а то и веков, используемые в нужном месте с различными вариациями. Или, как другой вариант, за основу взяты фундаментальные открытия из далекого прошлого, но применяемые несколько по-новому. И такие примеры есть, просто, к сожалению, основного автора этих «новых» идей почему-то не хотят указывать или не помнят его. Приведу несколько примеров.
ФГОС второго поколения основан на ряде программ, в том числе Леонида Владимировича Занкова, который разработал свою систему образования под названием «Развивающее обучение» в 60-е годы ХХ века, основываясь на работах выдающегося Л.С.Выготского, который исследовал соотношение обучение и общее психическое развитие ребенка.
Если обратиться к античному воспитанию в Древней Греции, то его принципы во многом схожи с современными, в основе которых является всесторонне развитие личности, как интеллектуальное и духовное, так и физическое. Также образование в том числе и посредством искусства имеет глубокие исторические традиции, основанные в Древней Греции, где непременным условием образованности были умения в танцах, игре на инструменте и мастерство поэзии. Если вспомнить эпоху Возрождения, то эстетическое воспитание как часть образования считалось средством для «общественной гармонии». В эпоху Просвещения высоко была оценена роль искусства как средство воспитания, способное «пробуждать чувства человека, давать то, чего человек лишен в действительности, выражать великое правило жизни, поучать человека», - эти слова в свое время сказал Дидро. Поэтому используя силу музыки и удивительное воздействие на человека волшебство танца, живописи и театра, стараюсь как можно ярче использовать все это ежедневно, чтобы процесс образования не был рутиной, а превносил немного праздника, радости, ярких моментов.
Последние три года я обучаю детей с ОВЗ по программе вида 7.2. Но у меня в практике есть опыт работы детей 8 вида, и в детском отделении краевой психиатрической больницы (Хабаровский край), да и образование позволяет выстраивать свою работу таким образом, чтобы результат был успешный. В период обучения в институте на факультете ПиМНО преподавались и логопедия, и дефектология.
Какие же особенности характерны для детей с ЗПР? Прежде всего, это нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, которые сопровождаются трудностями в образовательном процессе. Также для детей с ЗПР характерны недостаточный уровень развития моторики, речи, памяти, внимания, мышления, регуляции и саморегуляции, неустойчивость эмоционального состояния. Это связано с тем, что не все анализаторы работают эффективно, поэтому для таких детей трудно сформировать целостные образы окружающего мира. У многих из них гораздо лучше развито зрительное восприятие, гораздо хуже - слуховое, именно по той причине обучение необходимо выстраивать с наглядной опорой. Кроме этого, для многих детей сложно формируется произвольность внимания, поскольку гиперактивность, как следствие возникновения быстрого напряжения и переутомления, отвлекают от выполнения заданий на уроках.
Что касается памяти, то здесь преобладает наглядно-образность над вербальностью, низкая мыслительная активность при воспроизведении информации. При формировании абстрактно-логического мышления часто возникают сложности, поскольку дети самостоятельно анализировать, сравнивать, обобщать, формулировать выводы без помощи учителя не могут. К тому же часто встречающиеся искажения артикуляции при звукоизвлечении, ограниченный словарный запас и трудностями при произвольном контроле грамматического оформления речи также не способствуют качественному обучению.
На основе вышеизложенного можно подумать, что я себе противоречу, и сразу возникает вопрос: «Причем здесь тогда опережающее обучение?» Все дело в том, что проблемы, характерные для задержки психического развития не являются необратимыми. Их можно разрешить при специальном обучении и воспитании или компенсировать. Да, существуют специальные коррекционные программы и методики, разработанные и в Советском Союзе и современными специалистами, но, помимо этого, я убедилась в том, что можно успешно применять и те приемы, которые используют при обучении детей без ОВЗ.
Благодаря С.Н.Лысенковой, которая во второй половине ХХ века разработала метод опережающего обучения, я нашла ту основу для своей работы с детьми с ЗПР, которую искала.
Актуальность метода опережающего обучения связана с нормативными документами, которые регламентируют образовательный процесс детей с ЗПР, имеющих статус ОВЗ. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья способствует расширению вариативности и доступности образования для всех групп детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей со сложными дефектами; обеспечивает детям с высоким потенциалом развития возможность перехода на любом этапе обучения на образовательные программы общего образования, либо после завершения ступени начального образования продолжения образования по общеобразовательной программе на ступени основного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с ОВЗ обеспечивает вариативность образовательных Программ (по уровню сложности, объему содержания и направленности) и разнообразие организационных форм их реализации с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ. Также при необходимости используется инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Приказ №734 от 17.07.2015 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования от 30.08.2013 №1015» рекомендует индивидуальные достижения детей с ОВЗ оценивать по тем же критериям и показателям, которые приняты для нормально развивающихся сверстников. Поэтому у меня нет никаких сомнений в том, что при обучении детей в своем классе есть целесообразность и необходимость в том, чтобы кроме коррекционных приемов работы использовать и опережающее обучение в том числе, тем более что оно приводит к хорошим результатам.
В контексте моей темы актуальностью является создание такой обстановки, при которой у детей пусть не сразу, но все равно появляется желание научиться чему-либо, как одному из необходимых условий для получения образования. А затем наступает самое главное: чтобы это желание не исчезло при трудностях или неуспехе, а наоборот, становилось волевым для преодоления препятствий и формировало познавательный интерес.
Думаю, здесь, как нельзя кстати, придется высказывание А.Дистервега: «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь». В этом и заключается перспективность опыта. Потому что при достаточном количестве времени для изучения учебного материала каждым учеником и приобретаются знания и умения, которые позволяет опережающее обучение качественно усваивать, дети смогут применять их тогда, когда они необходимы, в своей дальнейшей жизни.
Что же касается силы искусства, то вряд ли кто-либо может не согласиться с тем, что сейчас музыка окружает нас всюду, вот только ее качество часто оставляет желать лучшего, а зачастую она превращается просто в шумовую завесу. Но дети очень живо откликаются на музыкальное воздействие, поскольку многое воспринимают на эмоциональном уровне. Поэтому очень важно, какая музыка будет звучать у ребенка, поскольку она необходима для его всестороннего развития и, конечно, воспитания. В результате происходит осознанное регулирование своего дыхания во время пения, развиваются моторные функции организма, улучшается качество речи. Неосознанно происходит укрепление пальцев рук, кистей. Руки можно использовать для музыкально-ритмических движений: хлопки ладошек, хлопки ладоней по коленям, щелчки пальцами и другое. Музыкально-пластическое интонирование и музыкально-ритмические импровизации на уроках музыки можно осуществлять на многих уроках.
Исходя из своего опыта, я давно пришла к выводу, что организованные музыкально-ритмически занятия необходимы в современном образовании. Движения в определенном ритмическом рисунке под музыку напрямую связаны с характером произведения, такие занятия способствуют и развитию речи, и мышлению, и пространственному познанию, и мироощущению.
В основе отечественной коррекционной работы лежат исследования многих специалистов в области педагогики психологии, чьи методы и технологии работы не только не потеряли своей актуальности, но и становятся жизненно необходимыми при работе в современной школе. Хочется отметить двух специалистов в этой области: М.С. Певзнер, К.С. Лебединскую, которые не только разработали классификацию типов нарушений детей с ЗПР и УО, но и создали и теоретическую, и практическую базы для успешной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих статус ОВЗ.
Чтобы кратко изложить основные критерии теоретической основы для моего опыта, воспользуюсь методическими рекомендациями для составления примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития:
- гарантировать дифференцированный подход с целью обеспечения разнообразного содержания, чтобы обеспечить возможность обучающимся с ЗПР реализовать индивидуальное развитие;
- способствовать прочному усвоению знаний и формированию положительного опыта в деятельности и поведении с целью самостоятельного продвижения в изучаемых областях;
- способствовать повышению интереса к учебе и приобретению нового опыта в поведении и различной деятельности;
- повышать уровень в общекультурном и личностном развитии на основе формирования УУД с целью успешного усвоения системы научных знаний, умений и навыков, чтобы продолжить образование на следующей ступени;
- способствовать формированию знаний с целью их использования как жизненных компетенций для построения основы социальной успешности.
И снова обращусь к учению Л.С.Выготского, который доказал, что процесс обучения, который опирается на уровень развития, достигнутый ребенком, должен его опережать, способствовать стимулированию к познанию нового и еще более интересного. Поэтому при обучении важно использовать новые элементы, способствовать формированию новых отношений, что и обусловливает развитие. Иными словами, обучение, которое идет немного впереди развития, способствует развитию ребенка, что и является основной целью обучения.
Добавляя в данную теорию метод опережения по С.Н.Лысенковой, привычна всем линейная последовательность изложения программного материала несколько варьируется наложением тем. Иными словами, обучение новой теме (не всей сразу, а понемногу, в рамках текущего материала) начинается задолго до того момента, когда придет ее время в программном материале.
Эти дополнительные постоянные упражнения позволяют всем детям комфортно войти в новый материал. Интеллектуально более сохранные дети быстрее усваивают, а те ребята, кто испытывает большие проблемы в развитии, не спеша, многократно повторяя постигают сложный материал, и усваивают его на хорошем уровне.
Что здесь очень важное: отметки за допущенные ошибки не снижаются, ведь этот материал на данный момент изучается заранее. Здесь очень уместна цитата С.Н.Лысенковой: «Сильные ученики пробивают трудный путь всем остальным, а к намеченной цели приходят все вместе. Девиз опережающего обучения: через знающего ученика учить незнающего».
Итак, постепенно, небольшими «дозами» на уроках отводится время перспективной теме, задолго до проверочных или контрольных работ, поэтому в те часы, когда этой теме отведено время, по большей части, уроки проходят как повторяюще-обобщающие, поскольку многие материал уже усвоили. В результате мы получаем урок, который включает в себя изучаемый материал, пройденный и тот, который предстоит изучить в будущем. Поэтому многие ученики могут достаточно связно изложить свои мысли, рассуждать при решении задач, и достаточно грамотно выполнять упражнения по русскому языку.
Это и не удивительно, потому что наиболее интеллектуально сохранные ученики во время изучения новой темы уже будут сами все проговаривать и отвечать на вопросы, а остальные будут еще не раз слушать и повторять. Каждый усвоит материал дифференцированно, и каждый движется в своем темпе.
Исходя из своего практического опыта, я пришла к выводу, что опережающее обучение можно применять при обучении детей с различными возможностями, делая корректировку на особенности развития. При этом результат получается положительный. Вопрос заключается лишь в том, насколько учитель хочет использовать опережающее обучение. Важно работать в определенном ритме, но спокойно. Поскольку создавшийся резерв времени позволяет неоднократно, если нужно, еще раз проштудировать сложный материал.
При этом отпадает механическое зазубривание правил и определений, они используются осмысленно, благодаря опорам. Кстати сказать, их не так уж и много. На уроках нет необходимости лихорадочно вспоминать правила - дети их рассказывают по схемам. А после того, как материал уложен в голове», необходимость в опорах отпадает. Также устное комментирование способствует не только развитию речи и выработке правильного сформулированного ответа, но и стимулирует развитие мозговой активности и выработке навыков, необходимых для успешного обучения.
Литература
- Брюханова, Т.Г. Возможности реализации полихудожественных технологий как инструментария педагога-музыканта на примере взаимосвязи музыки с искусством движения / Т.Г.Брюханова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2022. - № 8 (403). - С. 205-208. - URL: https://moluch.ru/archive/403/89119/
- Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. - М.: Просвещение, 1988.
- Идея опережения // Первое сентября, N 50.
- С.Н. Лысенкова Когда легко учиться. М., 1985.
- Брюханова, Т.Г. Возможности реализации полихудожественных технологий как инструментария педагога-музыканта на примере взаимосвязи музыки с искусством движения / Т.Г.Брюханова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2022. - № 8 (403). - С. 205-208. - URL: https://moluch.ru/archive/403/89119/