В соответствии с законом РФ «Об образовании» с требованиями современной перестройки системы образования, в настоящее время возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе, способных успешно решать современные задачи художественного образования. В связи с этим разработана концепция преподавания предмета «Изобразительное искусство» в школе.
Искусство - явление социальное, его специфика неповторима в других областях человеческой деятельности, поэтому приоритетные цели художественного образования, лежат в области воспитания духовного мира школьников, развития их эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Изучение изобразительного искусства в школе призвано (цель) - сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры.
В соответствии с данной целью необходимо решать следующие задачи:
- развивать художественно-творческие способности учащихся, образное и ассоциативное мышление, фантазию, зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое восприятие действительности;
- воспитывать культуру восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- осваивать знания по изобразительному искусству: выразительные средства, социальных функций живописи, графики, декоративно - прикладного искусства, скульптуры, дизайна и архитектуры;
- знакомить с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладевать умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, способность воспринимать его исторические и национальные особенности.
Преподавание предмета должно быть основано на деятельном подходе к искусству, помогающем ребенку построить целостную картину мира, позволяющем принимать творческие решения в широком спектре жизненных ситуаций, формирующем духовные и нравственные качества личности. В связи с этим на первый план выходит опыт творческой деятельности, который в новом стандарте становится более разнообразным и вариативным. Более того, раздел, связанный с постижением школьников основных закономерностей живописи, графики, скульптуры, архитектуры, дизайна, декоративно-прикладных и зрелищных искусств вытекающих из их изобразительной природы, и самих произведений искусства, прежде всего, предполагает не просто знакомство с авторами произведений, а собственно художественную деятельность.
Непосредственное участие детей в разнообразной художественно-творческой деятельности воспитывает эстетическую культуру, которая является важнейшим фактором духовного становления личности, формирования ее идеалов, вкусов и потребностей, развивает творческие способности ребенка, его индивидуальность и дарования.
Преподавание изобразительного искусства должно быть построено на следующих дидактических принципах:
- Научности (в процессе обучения школьники должны усвоить систему достоверных, научно обоснованных знаний, т.е. знаний, правильно отражающих предметы и явления реального мира),
- Наглядности (учащиеся идут к достоверным знаниям, обращаясь к самим предметам и явлениям как к источнику познания).
- Принцип доступности и посильности обучения предполагает освещение учебного материала от простого к сложному, для каждого класса, возраста детей, учета индивидуальных особенностей учащихся.
- Принцип системности и последовательности (в процессе обучения учащиеся не должны переходить к новому учебному материалу, пока не освоен и не закреплен предыдущий). Соблюдение преемственности в изобразительной деятельности детей младшего школьного, среднего, старшего возраста. Последовательное усложнение учебно-воспитательных задач.
- Принцип активности и сознательности обучения (в процессе обучения учащихся должны сознательно овладевать знаниями, что требует от них обязательной активности и самостоятельности).
- Принцип воспитывающего обучения и формирование эмоционально-ценностного отношения к миру (обучая искусству нужно воспитывать). Преподавание изобразительного искусства в школе должно помогать детям познавать окружающую действительность, видеть и понимать прекрасное в человеческих отношениях, формировать стремление заботиться о красоте своего края, дома, своего облика.
Государственным стандартом общего образования определен обязательный минимум содержания предмета изобразительного искусства в школе, который включает: основные ценности и достижения национального и мирового искусства, фундаментальные понятия, связанные с языком художественной выразительности изобразительных (пластических) искусств, определяющие общие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающие условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития учащихся, формирование их социальной и функциональной грамотности в сфере искусства.
Обязательный минимум не устанавливает порядок (последовательность) изучения предметных тем в рамках ступеней образования и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной предметной темы в рамках учебной программы.
Такой подход к представлению обязательного минимума расширяет вариативность подхода к изучению учебного материала. Представляет возможность его разноуровнего изучения. Данный подход является принципиально новым в преподавании изобразительным искусством. В силу этого в системе общего образования, необходимо давать предмет в целостности, включая изучение всех основных видов пластических искусств: изобразительных - живопись, графика, скульптура. Конструктивных - архитектура, дизайн. Декоративно-прикладных - традиционное народное искусство, народные художественные промыслы, современное декоративное искусство. Синтетических - кино, театр и т.д. Данный подход к содержанию предмета предусмотрен программой общеобразовательного учреждения «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы» под руководством Б.М.Неменского. В содержании программы учитываются возрастные особенности развития учащихся. Приоритетным видом деятельности в подростковом возрасте является трудовая деятельность. В связи с этим программа имеет деятельностную направленность, проявляющуюся в таком планировании учебной работы, когда все теоретические вопросы решаются и осваиваются через творческие виды деятельности как рисование, лепка, художественное моделирование, сообразных природе ребенка и природе художественного творчества, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать художественно-творческие способности, возможности и интересы учащихся. В процессе художественной деятельности происходит развитие творческого воображения и художественно-образного мышления учащихся. Программа имеет воспитательную направленность. Содержание программы ориентированно, прежде всего, на воспитание духовного мира школьников, развитие их эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Искусство в воспитании человека через проживание художественного образа обеспечивает развитие его творческого воображения, способности видеть новое в причинном, представляет целое раньше его частей, одухотворять явления жизни и искусства, умение встать на позицию другого человека.
Практическая, жизненная направленность содержания программы обусловлена современным социокультурным условиям и воспитывающей функцией искусства, ориентирована на утверждение национальных и общечеловеческих ценностей, становление и социализацию личности ученика в современном мире. В содержании программы по искусству нашли отражение следующие аспекты: повышение роли гражданственно-патриотического воспитания (знакомство с традиционным русским искусством, его истоками, видами, ценностными ориентирами) и формирование более широкого, толерантного отношения к иным культурам; приобретение начальной компетентности слушателя, зрителя, художника и исполнителя; способность различать позитивные и негативные влияния масс-культур, манипулирующей общественным сознанием; интеграция полученных знаний в собственной художественно-творческой деятельности; умение организовать свой культурный досуг. Все это способствует воспитательному воздействию искусства на личность школьника.
В содержании программы по изобразительному искусству включены темы, соответствующие современным требованиям жизни: книжный и промышленный дизайн, зрелищные и экранные искусства, художественная фотография. Особый акцент сделан на приобретение учащимися умений ориентироваться в современном информационном пространстве (дизайн, плакаты, пиктограммы, реклама, зрелищные искусства).
В содержании программы учитывается личностная направленность образования, впервые учащимся предоставляется свобода самоопределения в видах и формах художественного творчества, реализованная в индивидуальных и коллективных работах над проектами. Учитывается направленность на формирование ценностной системы универсальных УУД по предмету и способов самостоятельной творческой деятельности, т.е. ключевых компетенций.
В содержании программы по изобразительному искусству так же входит формирование информационной культуры учащихся.
Современный человек должен ориентироваться в постоянно возрастающем потоке поступающей к нему информации. Искусство является мощным и эффективным средством связи, оно издревле способствовало развитию взаимоотношений между городами и странами, давало импульс к обмену не только материальными ценностями, но и техниками, идеями, технологиями.
Искусство является каналом связи, не только между отдельными людьми сегодняшнего дня, но и между народами, эпохами, городами, странами. Знание языка искусства и обладание эмоционально-образным, ассоциативным мышлением обеспечивает человеку информационная связь с людьми разных эпох и национальносте. Искусство предоставляет человеку уникальную возможность участвовать в непосредственном диалоге с выдающимися личностями прошлого и современности, получать информацию не только об объективном мире, но о субъективном восприятии этого мира художником.
Искусство полифункционально. Одно из его функций является семиотическая, которая состоит в сохранении и передаче в системах знаков и символов художественных ценностей.
Изучение предмета изобразительного искусства в школе распределено на два этапа. Первый этап - начальное общее образование (1-4 классы), второй этап - основное общее образование (5-8 классы).
В начальной и средней школе предмет изобразительное искусство ведется по программе Б.М.Неменского. Структура программы представлена в таблице.
Первый этап с 1 по 4 класс «Основы художественных представлений» включает:
- Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей; отношение к природе, человеку и обществу. Виды и жанры изобразительных (пластических) искусств (общее представление), их связь с жизнью.
- Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни. Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников.
- Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников: В.М.Васнецов, И.Е.Репин, В.И.Суринов, В.А.Серов, А.К.Саврасов, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, К.Ф.Юон, И.Э.Грабарь, А.А.Пластов, А.А.Дейнека, Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи, Рембрандт ван Рейн, Ван Гог, К. Моне. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
- Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции.
- Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.
- Ведущие художественные музеи России: Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.
Второй этап с 5 по 8 класс «Основы художественного мышления и знаний» включает:
- Изобразительное искусство и его виды. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графика (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптура (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры. Жанры изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой, исторический, батальный, анималистический). Художественный образ и художественно-выразительные средства (специфика языка) живописи, графики и скульптуры: тон и тоновые отношения, колорит, цвет и цветовой контраст, линейная и воздушная перспектива, пропорции и пропорциональные отношения, фактура, ритм, формат и композиция. Художественные материалы и возможности их использования. Народное художественное творчество. Древние корни народного художественного творчества, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Различение произведений народного (фольклорного) искусства от профессионального декоративно-прикладного. Орнамент как основа декоративного украшения. Различные национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Древние образы в произведениях народного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов России (дымковская, филимоновская, игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома).
- Изобразительное искусство и архитектура России. Художественная культура Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси. Живопись, графика, скульптура и архитектура России XVIII-XX вв. Стили и направления в русском изобразительном искусстве и архитектуре нового времени (барокко, классицизм, реализм, символизм, модерн). Художественные объединения (Товарищество передвижников «Мир искусства» и др.). Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной Войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли. Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им А.С.Пушкина).
- Знакомство с произведениями выдающихся русских мастеров изобразительного искусства и архитектуры (А.Рублев, Дионисий, В.В.Растрелли, Э.-М.Фальконе, В.И.Баженов, Ф.С.Рокотов, А.Г.Венецианов, И.Мартос, К.П.Брюллов, А.А.Иванов, В.И.Суриков, И.Е.Репин, И.И.Шишкин, И. И. Левитан, В.М.Васнецов, М.А.Врубель, Б.М.Кустодиев, В.А.Серов, К.С.Петров-Водкин, С.Т.Коненков, В.И.Мухина, В.А.Фаворский).
- Зарубежное изобразительное искусство и архитектура. Знакомство с основными этапами развития зарубежного искусства (виды, жанры, стили). Синтез изобразительных искусств и архитектуры. Ведущие художественные музеи (Лувр, музей Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея и др.). знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразие их творчества (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, А.Дюрер, Рембрант ван Рейн, Ф.Гойя, К.Моне, П.Сезанн, Ван Гог, О.Роден, П.Пикассо, Ш.Э. ле Корбюзье). Современное изобразительное искусство. Традиции и новаторство в искусстве. Представления о художественных направлениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявление постмодернизма). Понимание смысла деятельности художника в современном мире. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода.
Третий этап 9 класс «Основы художественного сознания» включает:
- Синтез искусств. Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурной окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, техтоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объем, фактура и цвет материалов). Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре. Синтез искусств в театре. Современные действия сценариста, режиссера, художника, актера в создании художественного образа спектакля. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра (В.М.Васнецов, А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, В.Ф.Рындин, Ф.Ф.Федоровский и др.).
- Специфика изображения в полиграфии. Массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической книги: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г.Доре, И.Я.Билибин, В.В.Лебедев, В.А.Фаворский, Т.А.Маврина и др.). расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии. Создание в фотографии и живописи. Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). фотохудожники - мастера российской и зарубежной школы.
- Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильм. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Фрагменты фильмов (С.М.Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин», С.П.Урусевский «Летят журавли» и др.). Мастера кино (С.М.Эйзенштейн, А.П.Довженко, Г.М.Козинцев, А.А.Тарковский и др.). Телевизионное изображение, его особенности и возможности. Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник - творец - гражданин - выразитель ценностей эпохи.
В результате освоения содержания основного общего образования по изобразительному искусству у учащихся формируются следующие общеучебные умения, навыки и универсальные способы деятельности:
- В познавательной деятельности - использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, моделирование и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей4 сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности;
- В информационно-коммуникативной деятельности: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать их содержание; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации;
- В рефлексивной деятельности: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.
- Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения изобразительного искусства ученик будет знать/понимать:
- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- наиболее крупные художественные музеи России и мира;
- значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль и в синтетических видах творчества;
- уметь:
- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определить средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- восприятия и оценки произведений искусства;
- самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Для реализации данной программы и составленной концепции преподавания по предмету «Изобразительное искусство», на базе МБОУ Солерудниковская гимназия создаются все необходимые условия. Подобран видеоматериал по разным видам искусства, иллюстративный материал, учебные пособия, раздаточный, дидактический материал. Кабинет оснащен ТСО (эпипроектор, экран, магнитофон, телевизор, видео, DVD); мольберты.