Ручной труд в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Ручной труд - это один из видов труда направленный на изготовление детьми предметов для игры, украшения быта, труда и отдыха из различных материалов.

Цели ручного труда в ДОУ:

  • активизация мелкой моторики - в младших группах это способствует скорейшему развитию речи, а в старшей и подготовительной помогает подготовить руку к письму;
  • развитие образного мышления (особенно в средней группе, когда малыши начинают выполнять аппликации не только по образцу, но и опираясь на собственные идеи - так называемые задания на «свободные темы»);
  • формирование умения работать по образцу (в младшей группе это помогает расширять опыт малышей, а в старшей приучает к основной форме работы в начальной школе);
  • активизация словаря (дети пополняют свой словарный запас новыми словами и терминами, к примеру, усваивают значения таких слов, как «шаблон», «плоскостное изображение» и пр., а также практикуются в умении формулировать вопросы по ходу выполнения задания, развивают способность давать словесную оценку своей и чужой работы);
  • развитие умения ориентироваться в пространстве и зрительного внимания (малыши тренируются в наложении деталей точно в границы контура изображения, запоминая технику выполнения этого в зависимости от материала - так, наложить вырезанную бумажную деталь легче, чем «попасть» в границы контура нарезанными нитками или крупой);
  • воспитание позитивного настроя на продуктивную деятельность (вне зависимости от возрастной группы в процессе работы малыши учатся решать возникающие трудности, ориентируясь на получения нужного результата, например, если в старшей группе в процессе выполнения аппликации на тему «Снегирь на заснеженной ветке» у ребёнка возникли сложности с приклеиванием снега из ваты на картон, есть смысл попробовать сделать это другим видом клея или «посадить» на двойной скотч).

Задачи ручного труда в ДОУ:

  • формирование практических навыков работы с материалами и инструментами;
  • практическое освоение некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов;
  • формирование пространственных представлений. развитие мелкой моторики пальцев рук.
  • развитие восприятия, зрительно-двигательной координации, внимания, памяти;
  • формировать умение действовать по словесным инструкциям, схемам;
  • умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями;
  • появление бережного и созидательного отношения к окружающему.

Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на принципах построения педагогического процесса:

  1. От простого к сложному.
  2. Принцип систематичности.
  3. Принцип тематических циклов.
  4. Индивидуального подхода.
  5. Принцип последовательности.

При проведении занятий необходимо учитывать специфику возраста детей и
использовать соответствующие методы и приемы обучения в зависимости от
поставленных задач:

  • Объяснительно-иллюстративный,
  • Репродуктивный,
  • Проблемного изложения,
  • Частично поисковый,
  • Рефлексивные приёмы и методы,
  • Игровой.

Объяснительно-иллюстративные: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, скороговорки), объяснение, описание, напоминание, поощрение, убеждение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей. Большое место отводится наглядности (показ педагога, пример), то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т.д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других - на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла. Используются на занятиях и практические методы (самостоятельное и совместное выполнение поделки). Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия. Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с материалами необходимы показ и объяснение воспитателя, определенные практические действия детей под контролем взрослого, наблюдающего за правильностью выполнения операций и формированием навыка. Игровые приемы могут быть использованы в любом типе занятий и в каждой её части: в процессе постановки и мотивации задачи, в исполнительской части деятельности, в анализе детской деятельности, в анализе и оценке детских работ.

Методические приемы, применяемые в ручном труде:

  • Обследование (воспитатель обращает внимание на технику, орнамент, цвет,
  • сочетание цветов, строение);
  • Анализ образца, выполненного педагогом (обнаружение способа создания,
  • основы конструкции);
  • Анализ серии образцов, выполненных одним способом (вычленить обобщенный способ их создания);
  • Анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю (учить
  • действиям сопоставления, проговаривать названия действий, обозначений);
  • Анализ поделки (дать заранее установку на самоконтроль выполнения контрольных действий, взаимоконтроль).

Условия успешной организации ручного труда:

  • насыщенная ИЗО материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно-развивающая среда;
  • свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними;
  • создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми;
  • использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и мини-библиотеки детских рукописных книг;
  • непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми;
  • провоцировать родителей на оценивание результатов художественного творчества детей.

Задачи ручного труда в ДОУ для разных возрастных групп

Младшая группа:

  • получить общее представление о материалах и инструментах, используемых для аппликации (листы бумаги, клей, ножницы, кисточка);
  • поощрять отзывчивость на предложение взрослого создать аппликацию, обязательно хвалить тех, кто после объявления задания сразу (!) приступает к работе;
  • воспитывать эстетические чувства (умение узнавать образ на картинке, любоваться им, радоваться так же, как это делает взрослый);
  • учить делать композиции из деталей в виде простейших геометрических форм (например, при изучении темы «Мебель» дети делают предметы интерьера из прямоугольников - «кровать», кругов - «пуфики», «стулья», квадратов - «табуреты», «кресла» и т.д.);
  • тренировать навык правильного захвата ножниц, а также вырезания лент из бумаги по сгибу;
  • формировать навык нанесения клея на основу, намазывая кисточкой её края;
  • вырабатывать правильный порядок выполнения аппликации - сначала детали приложили, потом по очереди клеим.

Младшие группы. Необходимо вызвать интерес к «исследованию» материала и работе с ним, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить удовольствие от результата своей работы. Нужно способствовать освоению детьми пространственных отношений между предметами и некоторых физических закономерностей, познанию свойств материалов. Сформировать у детей основные практические навыки работы с материалами и инструментами.

Средняя группа:

  • учить создавать аппликации из природного материала (высушенных осенних листьев);
  • развивать умение комбинировать аппликацию с другими видами изобразительного творчества (дорисовывать);
  • знакомиться с нестандартными техниками выполнения аппликации (из разных видов круп, макарон);
  • воспитывать умение работать в малых группах (при выполнении заданий в парах и мини-группах).

Средняя группа. Здесь уже проводится обучение конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать к основной форме детали. Можно обучать изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов. Воспитатель обучает использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки различной величины, пластиковые бутылочки.

Старшая группа:

  • учить вырезать симметричные детали (к примеру, снежинки), силуэты (например, балеринки);
  • делать многослойные изображения (работая над темой «Одежда, обувь», ребята сначала наклеивают бумажные туфли, а потом «декорируют» их манкой).

Старшая группа. Происходит совершенствование умения работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке. Дети обучаются созданию из бумаги объемных фигур: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам. Продолжается обучение создания игрушек, сувениров из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки), прочно соединяя части. Формируются умения самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр; сувениры для родителей, сотрудников детского сада; украшения на елку. Хорошо привлекать детей к изготовлению пособий для занятий, и самостоятельной деятельности, ремонту книг, настольно-печатных игр.

Подготовительная группа:

  • осваивать нетрадиционные техники создания аппликации (обрывной, нитяной и пр.);
  • совершенствовать навык комбинации техник (аппликация и рисунок, аппликация и пластилинография).

Подготовительная к школе группа. Здесь уже можно разделить работу воспитателя на несколько видов:

Работа с бумагой и картоном - продолжать обучение складывать бумагу прямоугольной формы, квадратной, круглой формы в разных направлениях.

  • Использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона;
  • создавать игрушки-забавы; создание предметов из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам; формирование умения использовать образец. Создание разнообразных объемных игрушек в технике оригами.
  • Работа с тканью - обучать вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицу, вешалку, шить простейшие изделия швом «вперед иголкой». Обучать делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры, наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.

Работа с природным материалом - создание фигур людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек и др., передавать выразительность образа, создавать общие композиции.

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества, а ручной труд является таковым, - это разнообразие и вариативность работы на занятиях.

Для успешного обучение дошкольников ручному и художественному трудунеобходимо провести определенную предварительную работу:

  • Создание выставок;
  • Создание коллекций (фантиков, пуговиц, ракушек, камней и др.);
  • Создание альбомов (образцы и схемы поделок, виды тканей, гербарий и др.);
  • Экспериментирование;
  • Просматривание диафильмов;
  • Чтение литературы;
  • Рассматривание картин;
  • Экскурсии;
  • Коллажи.

Материалы и инструменты, необходимые для занятий ручным и удожественным трудом в ДОУ:

  • Природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев, кора, листья, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, камушки, крупы, семена овощей и цветов)
  • Бросовый материал (коробки и баночки разных размеров, диски, крышки, трубочки, фантики и т.д.)
  • Бумага (обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга)
  • Ткань, проволока, вата, целлофан, бисер, поролон, пуговицы и т.д.
  • Ножницы, клей, пластилин, кисти, иглы для шитья.

Условия успешной организации ручного труда:

  • насыщенная ИЗО материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно-развивающая среда
  • свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними
  • создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми
  • использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и мини-библиотеки детских рукописных книг;
  • непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми
  • провоцировать родителей на оценивание результатов художественного творчества детей.

Условия организации образовательной деятельности по ручному труду. Учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.
Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить конкретное практическое применение.

Использование усложнения технических и изобразительных средств обучения для придания занятиям обучающего и развивающего характера.
Создание ситуаций в педагогическом процессе, провоцирующие ребенка к творчеству. Использование методов и приёмов для успешной реализации поставленных целей и задач.

  • Младшая группа. Для вызова интереса к «исследованию» материала и работе с ним, можно проводить различные эксперименты и опыты с разными материалами. Например, можно предложить детям исследовать, как вода влияет на бумагу или как песок ведет себя в воде. Также можно проводить игры с различными материалами, например, строить башни из пластиковых кубиков или создавать разные формы из пластилина.
  • Средняя группа. Для обучения конструированию из бумаги, можно предложить детям различные задания, например, сделать коробку или создать объемную фигуру. Для изготовления поделок из природного материала, можно проводить прогулки на природу, где дети смогут собирать разные материалы и потом использовать их для создания поделок. Важно обучить детей использованию клея и пластилина для закрепления частей.
  • Старшая группа. Для совершенствования умения работать с бумагой, можно предложить детям сложные задания, например, создать сложную объемную фигуру или сделать игрушку по готовой выкройке. Для создания игрушек и сувениров из природного материала, можно предложить детям разные материалы и инструменты, чтобы они могли соединять части и создавать разные формы. Важно формировать у детей умение самостоятельно делать игрушки и сувениры для разных целей.

В процессе работы дети знакомятся с различными свойствами и способами обработки материалов, а также с тем, как соединить их, чтобы получилась вещь.

Дети занимаются заготовкой природных и бросовых материалов (шишки, желуди, каштаны, кора, листья, солома, скорлупа грецкого ореха, катушки ниток, спичечные коробки и др.), самодельных игровых игрушек, самостоятельной деятельностью.

Самодельные игровые игрушки, самостоятельная деятельность (подушечки детали костюмов для театральных постановок и т.д.), подарки для родителей, сотрудников детского сада и детей (открытки сувениры из природных материалов и т.д.), праздничные украшения.

Подготовительная группа. Также, в рамках работы с бумагой и картоном, можно проводить занятия по складыванию различных форм из бумаги, таких как коробки, конверты, оригами и т.д. Это поможет развивать мелкую моторику рук, логическое мышление и воображение у детей.

Создание предметов из полосок цветной бумаги также является интересным и творческим занятием. Дети могут делать различные игрушки, сувениры, детали костюмов и украшения к праздникам. При этом, они могут учиться подбирать цвета и их оттенки, а также использовать образец для создания своих изделий.

Работа с тканью также предоставляет множество возможностей для творчества. Дети могут учиться вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицу и вешалку. Они также могут шить простейшие изделия швом "вперед иголкой". Кроме того, дети могут делать аппликации, используя кусочки ткани разнообразной фактуры, нанося контур с помощью мелка и вырезая в соответствии с задуманным сюжетом.

Работа с природным материалом также может быть интересной и полезной. Дети могут создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек и других природных материалов. Они могут передавать выразительность образа и создавать общие композиции.

Кроме того, дети могут самостоятельно выполнять простой ремонт игрушек, сортировать природный материал и подготавливать его к работе. Под руководством воспитателя они могут изготавливать мелкий счетный материал и пособия для занятий. Также, они могут делать заготовки для дальнейшей художественной деятельности, такие как приготовление папье-маше, оклеивание коробок, вырезание элементов из пластиковых бутылок и т.д.

Все эти виды работы с бумагой, картоном, тканью и природным материалом помогут развивать творческие способности, мелкую моторику рук, воображение и логическое мышление у детей. Они также могут стать основой для создания различных игрушек, сувениров и декораций, которые дети смогут использовать в своей игре и на праздниках.

Также могут использоваться различные художественные материалы, такие как краски, карандаши, мелки, фломастеры, кисти, клей, ножницы, нитки, ткани, бумага разных цветов и текстур, пластилин, глина, песок, пластиковые бутылки и контейнеры, различные украшения (бусины, блестки, ленты и т.д.), разнообразные рисунки и фотографии для вдохновения и образцов.

Также важно предоставить детям доступ к различным инструментам, таким как ножницы, кисти, палитры, лупы, линейки, штампы, шаблоны и другие инструменты, которые могут помочь им в их творческом процессе.

Для создания условий для самостоятельной творческой деятельности детей также необходимо предоставить им свободу выбора материалов и техник, а также возможность экспериментировать с ними. Дети должны иметь возможность самостоятельно исследовать и создавать, не ограничиваясь жесткими правилами и инструкциями.

Важно также создать предметно-развивающую среду, где дети могут наблюдать и изучать различные образцы изделий и поделок, а также использовать свои собственные творческие продукты для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок и участия в конкурсах.

Все эти условия помогут создать насыщенную и разнообразную среду для творческой деятельности детей, где они смогут свободно исследовать, экспериментировать и выражать свою индивидуальность и креативный потенциал.

Бросовый материал (коробки и баночки разных размеров, диски, крышки, трубочки, фантики и т.д.). Бумага (обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга). Ткань, проволока, вата, целлофан, бисер, поролон, пуговицы и т.д. Ножницы, клей, пластилин, кисти, иглы для шитья.

Ручной труд в детском саду имеет несколько особенностей:

  • Развитие мелкой моторики. Ручной труд включает в себя различные виды деятельности, такие как рисование, лепка из пластилина, вырезание и склеивание. Все эти задания требуют точности и координации движений рук, что способствует развитию мелкой моторики у детей.
  • Творческое самовыражение. Ручной труд в детском саду позволяет детям выразить свои мысли и чувства через создание различных изделий.
    Они могут выбирать цвета, формы и материалы для работы, что способствует развитию их творческого мышления.
  • Развитие воображения и фантазии. Ручной труд в детском саду стимулирует детское воображение и фантазию.
    Дети могут создавать свои собственные истории и персонажей через рисунки, лепку или конструирование. Это помогает им развивать свою креативность и способность мыслить нестандартно.
  • Улучшение концентрации и внимания. Ручной труд требует от детей сосредоточенности и внимания к деталям.
    Они должны следить за инструкциями, следовать определенной последовательности действий и быть внимательными к своим движениям. Это помогает развивать их концентрацию и внимательность.
  • Развитие самостоятельности и уверенности в себе. Ручной труд в детском саду позволяет детям самостоятельно выполнять задания и видеть результат своего труда. Это помогает им развивать чувство ответственности, самоуважение и уверенность в своих способностях.

Таким образом, ручной труд в детском саду имеет большое значение для развития детей. Он способствует развитию мелкой моторики, координации движений, творческого мышления и воображения.

Ручной труд помогает детям развивать навыки самостоятельности и ответственности. Они учатся планировать свою работу, выполнять задания и доводить их до конца.

Ручной труд в детском саду помогает детям развивать социальные навыки. Они учатся работать в группе, сотрудничать, делиться материалами и идеями. Ручной труд способствует развитию эмоциональной сферы детей.

Ручной труд способствует развитию творческого мышления детей.

Они учатся находить нестандартные решения, экспериментировать и выражать свою индивидуальность через создание уникальных изделий.

Ручной труд в детском саду помогает детям развивать концентрацию внимания и умение сосредотачиваться на задаче.

Ручной труд способствует развитию физической активности детей. Они учатся двигаться, использовать различные инструменты и материалы, что способствует развитию их физических навыков и силы.

Ручной труд в детском саду помогает детям развивать уважение к труду и ценности создания чего-то своими руками.

В целом, ручной труд в детском саду играет важную роль в развитии детей, способствуя их физическому, эмоциональному, социальному и творческому развитию.

Одной из основных особенностей детской трудовой деятельности является то, что она находится на стадии развития и требует участия и поддержки взрослого, несмотря на наличие всех компонентов деятельности.