В материалах селекторного совещания ДОНМ от 01.07.2024, посвященном реализации проектов предпрофессиональных классов, по критерию «Результативность участия выпускников за период обучения в рамках Проекта в интеллектуальных мероприятиях и конкурсах, дающих дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в вузы на профильные специальности/направления» ГБОУ Школа № 1212 приведена в списке «Школы-лидеры» в проекте «Инженерный класс в московской школе».
Этот результат, а также аналогичные за последние 7 лет, дают мне основание описать свою работу педагога-организатора по проектной деятельности (ПД) в десятом инженерном классе и дать некоторые организационно-методические рекомендации.
Деятельность педагога-организатора по ПД на протяжении учебного года можно разделить на следующие этапы:
- подготовка к началу учебного года;
- обучение учащихся на базовом уровне;
- обучение учащихся на продвинутом уровне
- подготовка к открытым научно-практическим конференциям городских проектов предпрофессионального образования;
- участие в этих конференциях.
В данной статье я опишу подготовку к началу учебного года и обучение учащихся на базовом уровне.
Подготовка к началу учебного года
Наша школа является партнером РТУ МИРЭА в городском проекте «Инженерный класс в московской школе». Проект реализуется по технологическому профилю согласно федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования. Учащиеся десятого инженерного класса обучаются в Детском технопарке РТУ МИРЭА «Альтаир».
Детский технопарк «Альтаир» (ДТ) предоставляет школам на выбор большой набор разнообразных программ обучения (примерно 30).
Названия программ, их краткие описания, количество мест, дни недели и время проведения учебы размещаются в личных кабинетах школ-партнеров (в виде ссылки), обычно, в конце лета. Для выбора программ обучения в конце учебного года надо провести опрос будущих учащихся инженерного класса по выявлению их более узких предпочтений в технологической сфере и посоветоваться с профильными учителями.
Популярные программы и удобное расписание разбираются очень быстро, буквально за минуты после размещения. Но надо иметь в виду, что позже вуз по запросам школ может увеличить количество мест в популярных программах.
Педагогу-организатору важно успеть забронировать наиболее востребованные программы, реализуемые в один два дня недели для возможности сопровождения и время, удобное для составления школьного расписания и поездок обучающихся. Это примерно 16-17 часов. А в расписании программ есть начало обучения и в 13.00, что плохо учитывается в школьном расписании, и в 19.30, что поздно для поездок ребят, особенно в темное время года.
Кроме этого, надо определиться с количеством выбранных программ. Необходимо соблюсти баланс между количеством программ-предпочтений учащихся и возможностями школьного педагога. При большом количестве программ разных направлений затруднительно освоить их на уровне, позволяющем осуществлять эффективную помощь ученикам-проектантам.
В начале сентября надо скоординировать выбор учащихся с забронированными программами, что бывает непросто. При выборе программ обучения ребята иногда ориентируются на модные названия, в большинстве связанные с IT-технологиями. Поэтому целесообразно сориентировать их и на такие программы как геоинформационные системы, программы кластера микроэлектроники и радиотехники.
Затем наступает этап подготовки документов для оформления обучения, подключается классный руководитель. Администрация по информации педагога-организатора о распределении обучающихся на программы обучения издает соответствующий приказ.
В этот период Вуз-партнер рекомендует провести очную экскурсию в Детский технопарк для знакомства с оснащением цифровых роботизированных, биотехнологических и радиоэлектронных лабораторий и Киберполигона. Опыт показывает полезность этого мероприятия.
У нашей школы, как и у других школ-партнеров МИРЭА, существует личный кабинет школы (ЛКШ). Из его наполнения, в данном случае, важен журнал успеваемости учащихся.
Итак, программы обучения забронированы и распределены, ребята ознакомлены с их описанием, определено расписание занятий, оформлены документы для зачисления, проведена ознакомительная экскурсия. Наступает этап обучения учащихся на базовом уровне.
Обучение учащихся на базовом уровне
В прошедшем учебном году в десятом инженерном классе нашей школы было выбрано 6 направлений:
- «Дизайн, моделирование и визуализация в Blender/3D дизайн и визуализация»;
- «Методы и средства защиты информации»;
- «Необъятный мир полимеров»;
- «Виртуальная реальность»;
- «Предиктивная аналитика»;
- «Измерения как основа качества».
Как видно, в списке превалируют программы IT-специальностей, что отражает общую тенденцию последних лет.
Обучение организуется в Telegram канале через закрытые групп по направлениям, примерно по 25 человек с преподавателем. В группах размещаются ссылки на лекции и другие материалы, шаблоны документов, подгружаются индивидуальные работы обучающихся, а также осуществляется контакт с преподавателем. Школьному педагогу важно иметь доступ в эти группы, который можно получить, написав письмо администрации ДТ. На этом этапе надо проконтролировать попадание всех детей в нужные группы.
У обучающихся формируются также личные кабинеты, где размещаются их достижения, ссылки на все мероприятия ВУЗа-партнера и другая полезная информация.
Обучение поводится дистанционно по 3 академических часа и организуется следующем образом:
- 5 видеолекций;
- 3 вебинара (включая защиту темы);
- 1 защита эскизного проекта.
- каждое занятие заканчивается либо тестом, либо контрольной работой, либо заданием, подразумевающим самостоятельное изучение материала.
Примерно на 5-й неделе проводится защита темы, на 9-й - защита эскизного проекта.
По итогам каждого занятия, включая факт его посещения, и за результаты защит, учащиеся получают рейтинговые баллы, которые учитываются при их допуске на продвинутый уровень обучения.
Такой регламент и организация обучения имеет свои плюсы и минусы, а также точки, где вмешательство школьного педагога желательно и, даже, необходимо.
Далее будут изложены последовательно возникающие проблемы обучения и необходимые действия по его сопровождению.
Надо отметить, что одного часа в учебном плане на предмет «Индивидуальный проект» - катастрофически мало. Поэтому в нашей школе введена должность педагога-организатора по ПД. Это решает проблему временных затрат школьного специалиста, требующихся на индивидуальное сопровождение ПД в инженерном классе. Проблема детской загруженности остается трудной.
Трудности учащихся можно ранжировать следующим образом:
- связанные с объемом и формами обучения;
- связанные с выбором темы индивидуального проекта;
- связанные с незнанием теоретических основ ПД;
- связанные с необходимостью документального представления проекта и публичной его защиты.
Рассмотрим пункт 1, трудности, связанные с объемом и формами обучения.
Регламент обучения подразумевает:
- большой объем лекционного и самостоятельного материала, причем с очень ограниченной возможностью «разжевать» его с преподавателем на вебинаре;
- необходимость выполнения контрольных мероприятий после каждого занятия без возможности их отложить;
- существенные последствия от пропуска, даже одного занятия, что не сразу осознается учащимися;
- наличие трудностей при установке и применению необходимого программного обеспечения (ПО) на домашнем компьютере (например, платформа Unity, система Discord, интегрированный пакет Blender, т.д.). Школа предоставляет возможность обучаться в школьном компьютерном классе, но ребята предпочитают работать дома.
Кроме этого, ребята иногда транслируют родителям мысль о том, что их спрашивают то, что не объясняли, и родители возмущаются. Сделать родителей союзниками очень важно. Поэтому я рекомендую школьному педагогу:
- на первом занятии по предмету «Индивидуальный проект» подробно объяснить ребятам регламент обучения в течении всего учебного года (с помощью разработанной презентации);
- пригасить на это занятие классного руководителя;
- свою презентацию о регламенте и особенностях обучения в ДТ и свои контакты разместить в родительском чате инженерного класса;
- подробно и оперативно отвечать родителям на возникающие вопросы (их, обычно, много);
- осуществлять постоянный контроль по журналу посещаемости и успеваемости в ЛКШ в тесном контакте с родителями и классным руководителем. Однако, это бывает затруднительно, так как журнал не всегда ведется оперативно.
Кроме этого, школьному педагогу полезно прослушать весь материал по программам обучения ребят в ДТ. Конечно, это затратно, занимает примерно 12-15 часов в неделю, но даёт возможность осуществлять эффективную поддержку ученического проектирования.
Важно отметить, что условия обучения будущих инженеров в ДТ постепенно формируют поведенческий образец вузовского обучения. Я каждый год получаю от наших выпускников-первокурсников письма, с благодарностью за адаптацию в ВУЗе.
Рассмотрим пункт 2, трудности учащихся, связанные с выбором темы индивидуального проекта.
При выборе учащимися тем проектов возможны следующие ситуации:
- учащиеся ещё до начала обучения были сориентированы на определенное технологическое направление, выбрали соответствующую программу обучения и темы будущих проектов;
- учащиеся выбирают темы из списка, предоставленного преподавателем ДТ;
- учащиеся выбирают темы, опираясь на материалы, на которые преподаватель дал ссылки или просто рекомендовал.
При этом учащемуся надо сформулировать проблему, которую будет решать (или способствовать решению) разрабатываемый проект, рассмотреть уже имеющиеся решения, понять, что конкретно он может предложить нового или уточнить, или адаптировать и т.п.
Наиболее часто встречающаяся ошибка ребят заключается в выборе очень общей, невозможной для решения проблемы. В этой ситуации школьному педагогу желательно обсудить с каждым учащимся выбранную проблему и, таким образом, навести его на более узкую и чёткую формулировку темы. Далее на вебинаре преподаватель ДТ уточняет и утверждает тему.
Во многом трудности в выборе и формулировании темы исходят из незнания основ ПД.
Рассмотрим пункт 3, трудности учащихся, связанные с незнанием теоретических основ ПД.
В программах обучения ДТ этой проблеме уделяется недостаточно внимания или совсем не уделяется. Поэтому знакомство с теоретическими основами ПД происходит на школьном часе изучения предмета «Индивидуальный проект». Надо отметить, что в этот период теоретическое изучение понятий, терминов, структуры проекта хорошо коррелируется с их практическим применением.
До десятого класса учащиеся, в основном, пишут школьные рефераты или создают изделия, например, роботы, не озадачиваясь формулировками целеполагания, выбранного метода, этапов проектирования, измеримых показателей, потребителей резуьтата и т.д. Но именно с этим они сталкиваются при разработке своих проектов. И именно здесь особенно важна роль школьного специалиста. И именно в этот период складывается удачная ситуация для изучения основ ПД. Ребята почувствовали дефицит этих знаний, есть непосредственное практическое им применение.
Я много раз наблюдала как у ребят возрастает интерес к своему проекту, когда сформулировано целеполагание, когда становится понятно, чем, например, разработка полезна всем и чем ему самому, какой и почему надо применить метод, какие необходимы ресурсы и как их привлечь, каков план реализации проекта (этапы), как надо провести испытание (тестирование) и всё это выстроено в определённую логичную структуру.
Проекты учащихся, разрабатываемые в ДТ «Альтаир», носят, в основном, прикладной характер. Поэтому особенно продуктивно влияет на процесс проектирования понимание структуры и основных стадий жизненного цикла инженерного проекта: замысел (концепция с требованиями), разработка решения (например, 3D модель, техническое описание), разработка действующего прототипа, тестирование, написание документации, создание готового продукта, соответствующего поставленной цели.
Рассмотрим пункт 4, трудности учащихся, связанные с необходимостью документального представления проекта и публичной его защиты.
На базовом уровне обучения представление проекта включает в себя разработку краткого описания, презентации, доклада по презентации и, желательно, видео функционирования разработки.
Для создания краткого описания и презентации ДТ в группах обучения размещает шаблоны, содержащие структуру документов и требования к их оформлению. Но эти шаблоны даются одинаковыми для всех направлений обучения и адаптировать их под конкретный проект бывает сложно. Здесь тоже полезна помощь школьного специалиста.
Вызывают затруднения и реализация требований к оформлению материалов проектов. Они подразумевают уровень квалифицированного пользователя Microsoft Office или, например, Libre Office. В ликвидации этого ученического дефицита также участвует школьный педагог.
Далее необходимо прослушать on-line защиты своих школьников в ДТ, понять слабые места каждого проекта и его автора, сравнить уровни участников, определить наиболее конкурентно способные работы, выявить какие проекты на какие конкурсы, конференции целесообразно готовить. Например, наиболее наукоёмкие - на Большие Вызовы, с максимальным применением оборудования - на Курчатовскую, практико-ориентированные, связанные с тематикой мегаполиса, - на Науку для жизни, направление «Мегаполис как пространство успеха и социальной ответственности» и т.д. Общий список рекомендуемых конференций и конкурсов ДТ размещает в группах обучения.
Причем работу по подготовке к конференциям и конкурсам надо начинать уже на этом этапе обучения, это многоплановая работа, включающая в себя умение акцентировать главное и выигрышное, говорить, взаимодействовать со слушателями (экспертами) и т.д.
На этапе защиты эскизного проекта и подсчета рейтинговых баллов заканчивается обучение на базовом уровне. Важно, чтобы прошедших на продвинутый уровень было как можно больше. Это является базой для подготовки к участию в профильной конференции Инженеры будущего и выполнению критерия оценки эффективности реализации проекта. В 2023-2024 учебном году в инженерном классе нашей школе не прошел на продвинутый уровень 1 учащийся и 25% обучающихся класса стали призерами или победителями профильной конференции.
Далее траектории обучения ребят, прошедших на продвинутый уровень и закончивших обучение в ВУЗе-партнере, расходятся. Вместе с тем, учащиеся, не прошедшие на продвинутый уровень, могут принимать участие в большом количестве мероприятий ДТ, ссылки на которые регулярно размещаются в чате Сотрудничество со школами и на сайте Profil.mos.ru.
Надо добавить необходимость регулярно отражать деятельность инженерного класса на школьном сайте и в школьной группе VK. Важно, чтобы школьная общественность понимала перспективность обучения в рамках городского проекта Инженерный класс в московской школе.
Что касается работы педагога-организатора, то, как следует из этой статьи, она важна, объемна, требует высокую квалификацию как в технологической, так и в педагогической сферах.