"Петербургский дневник" на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: английский язык


На уроках английского языка в средней школе, наряду с учебными пособиями и электронными образовательными ресурсами, считаю целесообразным использовать средства массовой информации, в частности, ежедневную городскую газету «Петербургский дневник». Преимущества использования данного материала важны с точки зрения содержания и организации урока. Во-первых, газета распространяется регулярно и легко доступна идущему на работу учителю. Электронный вариант облегчает встраивание информации в учебный процесс посредством демонстрации через проектор на экране. Во-вторых, содержание статей злободневно и отражает жизнь города и страны. Важно также, что темы в газете и в учебной программе перекликаются, что углубляет и мотивирует обучение. Традиционные вопросы становятся для учеников важными и значимыми на данный момент. Приведу лишь некоторые примеры из опыта работы в 2021-2024 гг.

Экологические проблемы всегда находятся в сфере внимания на разных этапах обучения английскому языку. Эти вопросы нашли отражение в статье «Петербургского дневника» от 16.03.2023, где указаны Топ-10 полезных ежедневных привычек экологиста. Данный материал - хороший повод для обсуждения конкретного личного вклада школьников в дело защиты окружающей среды. Заметка от 16.11.2021 была посвящена проблеме загрязнения воздуха. Приведенные в газете факты дают основание утверждать, что качество воздуха в городе хорошее (за счет приморского климата, системе мобильного мониторинга, использования экологичного топлива на транспорте, велосипедного движения). Так же уверенно можно говорить о состоянии воды за счет инновационных методов очистки «Водоканалом» Петербурга (методы биотехнологии, ультрафиолетовое излучение, безопасные химические вещества).

Транспортные проблемы города также широко освещаются в прессе. Так, в конце 2022 г. были предложены эффективные меры по улучшению транспортной ситуации: платные парковки, проект перехватывающих парковок, выделение велосипедных полос в рамках велоконцепции Петербурга (материал от 21.11.2023). Помимо устного перевода предложений, ученикам 9 класса было предложено сделать письменный перевод и включить его в структуру запланированного по программе эссе на тему «Транспортные проблемы». Таким образом, обязательный для изучения материал подкрепляется актуальной информацией, что повышает осведомленность и гражданскую ответственность учащихся.

В газете регулярно освещаются вопросы состояния городских объектов. Невозможно было равнодушно пройти мимо заметки о бедственном положении скульптур львов на Адмиралтейской набережной. Легендарные львы, ставшие символами города, спустя всего лишь год после реставрации были вновь увезены на ремонт в результате вандализма. Перевод этого отрывка дал возможность поговорить о бережном отношении к культурному наследию, о правилах поведения туристов.

Просматривая газеты, мы знакомимся с историей и культурными событиями в городе, посвященными памятным датам, выдающимся людям, музеям, театрам, фестивалям. Вот некоторые заголовки статей: «Как Петр I сделал Новый год зимним праздником», «Наш самый первый олимпийский чемпион» (о Николае Панине-Коломенкине) от 14.01.2022, «Космический Петербург» (12.04.2023), «Лед вернулся в крепость» (о фестивале ледяных скульптур 11.03.2024). 2024 год был богат юбилеями: 700летие крепости Орешек, 105летие БДТ, 240летие Мариинского театра, 30летие творческой деятельности С. Лаврецовой, директора ТЮЗа. В рецензиях на театральные постановки ТЮЗа нашли отражение взаимоотношения в семье, конфликт поколений, сохранение брака и семьи как «обыкновенное чудо» в наши дни (21.02.2024).

В 8 классе при изучении темы «Волонтерское движение» мы воспользовались статьей от 6.12.2022 о спасенных из Донбасса кошках с фотографиями и описанием их характеров и привычек. Мы распределили эти рассказы между детьми, и они увлеченно пересказывали трогательные истории о спасенных животных. «С листа» рассказ сразу не получился, поэтому задание стало домашней работой, с поиском необходимой лексики и грамматических конструкций. (В случае с домашним заданием учитель копирует необходимый материал и раздает ученикам). Статья от 3.04.2024 о работе волонтеров в центрах спасения животных касалась переезда центра реабилитации диких животных «Велес» во вновь открываемый «Парк северных животных». Комментируя перечень видов, ученики более младших классов имели возможность повторить многие названия животных, старшеклассники комментировали проблему на более сложных частях текста.

Памятное событие 2024 г. - международная выставка-форум «Россия» на ВДНХ в Москве. Из статьи 10.01.2024 мы узнали, что экспозицию Петербурга посетило рекордное число гостей, увидевших достижения города в Морской, Спортивной, Транспортной, Туристической сферах. В статье от 19.01.2024 мы познакомились с педагогической династией Штейнваргов, представлявших город на форуме «Родные-любимые». История семьи тесно связана с блокадой города и школой № 207. Школа хранит уникальные материалы - Шотландский и Ленинградский блокадные альбомы (копия последнего была получена от английской королевы).

Разговор о войне и блокаде Ленинграда является актуальным и для нашей школы №238. В школе действует Музей героев Ораниенбаумского плацдарма. Учащиеся активно работают с музейными материалами, занимаются поисковой работой под руководством директора музея Т.Н.Бойко, проводят встречи с ветеранами. Экспонаты музея школа показывала на выставке «Россия» на ВДНХ. Вся эта деятельность также обсуждается на наших уроках английского языка.

Для организации работы с газетным материалом учитель вначале знакомится с содержанием статей, выделяет наиболее значимые части, решает, в каком объеме и в каком классе будет использоваться данный материал. Предполагаемое сообщение не должно быть длинным, оно служит сводкой новостей в начале урока. К слову, традиционный отчет о состоянии погоды получил подкрепление в газетных сведениях. Небывалые скачки погоды в Петербурге весной 2024 г. нашли отражение в заметке от 05.04.2024 «Температурные качели». Не приходится говорить, как важно отрабатывать подобную лексику на уроке английского языка: погода традиционно является излюбленной темой общения англичан. Конечно, работа с газетой проходит не на каждом уроке, но в том случае, если газетный материал представляется важным и необходимым. Форма работы обычно представляет собой перевод с листа учащимися по очереди, причем сильному ученику предлагаются более трудные части для перевода. При необходимости, если материал вписывается в изучаемую на данный момент тему, задание на перевод может стать домашней работой или частью эссе.

Предварительный этап включает подготовку новой незнакомой лексики. Учитель выписывает эти слова заранее и демонстрирует их учащимся. Однако практика показывает, что при синхронном переводе даже известные лексические единицы не всегда всплывают в памяти учеников, и «переводчики» порой сами удивляются, что забывают их в потоке речи. Этот факт свидетельствует, что перевод любого «живого» текста чрезвычайно полезен и актуализирует знания учащихся в области лексики, дает хороший толчок к развитию неподготовленной речи. Это же относится и к использованию грамматики. Как известно, официальный язык прессы содержит много предложений в пассивном залоге, что дает возможность закреплять подобные конструкции. Кроме того, идет тренировка всех глагольных времен (настоящего, прошедшего, будущего), косвенной речи. Для более младших детей подбираются более простые предложения, для выделения нужной части учитель наводит курсором на соответствующее место на экране. Немаловажной особенностью является трансформация текста, преобразование его в более простой для передачи на английском языке, как это обычно практикуется при подготовке пересказа. Одна из главных трудностей, с которой сталкиваются ученики - это выбор правильного порядка слов при переводе с русского языка на английский, т.к. мешает интерференция с родным языком. Приходится напоминать о структуре английского предложения, об использовании синтаксического оборота There is/are и т.п. Таким образом, синхронный устный перевод закрепляет умения строить высказывание на английском языке, правильно использовать грамматику, актуализирует изученные лексические единицы.

Подводя итог, хочется подчеркнуть, что работа с газетой на уроке английского языка развивает речевые умения и лексико-грамматические навыки, расширяет кругозор, делает злободневными темы учебной программы, помогает воспитывать патриотизм, любовь к своему городу и стране.