Метод Логико-смысловое моделирование заключается в выделении значимых смысловых элементов и информации в виде ключевых слов и выявлении отношений между ними, т.е. в представлении информации по критерию смысловой близости между элементами информации.
«Дерево» логико-смыслового моделирования знаний
1. Семантическая сеть - метод, описывающий объекты, явления и понятия с помощью сетевых структур (рисунков, знаков). При этом хорошо просматриваются отношения между символами и объектами.
3. Графы - "дерево", эффективно используемое в теории планирования и управления, теории расписания, социологии, генетике, медицине, географии. Разновидностями графов являются математические головоломки, генеалогическое древо, схема метро, лабиринты, блок-схемы эвакуации и т.д.
4. Фреймы (прототип опорного конспекта) - каркас, содержащий в качестве элементов пустые строки или пустые окна, которые должны быть заполнены и могут многократно перезаряжаться новой информацией.
5. Структурно-логическая схема - составляются с помощью опорных сигналов, представляющих собой ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение, способный мгновенно восстановить в памяти известную ранее и понятную информацию.
6. Ментальные карты - способ конструирования информации, где главная тема находится в центре листа, а связанные с ней понятия располагаются вокруг в виде древовидной схемы.
7. Логико-смысловая модель - это целостное, системное средство обработки информации. Смысл которой заключается в сжатии большого объема информации и выделении логико-смысловых узлов. Применять их можно на любом предмете.
Алгоритм построения ЛСМ.
- Шаг - выделить центральное ядро - ключевое слово - это изучаемая тема.
- Шаг - выделить координаты - это перечень вопросов по изучаемой теме. Для удобства восприятия модели их должно быть от трёх до восьми.
- Шаг - наполнение каждой координаты смыслами, т.е. узлами, а для этого используем ключевые слова.
- Шаг - установление связей (если имеются) между опорными узлами смежных координат.
Требования для составления ЛСМ.
- Лаконичность.
- Структурность.
- Компактность расположения учебного материала.
- Доступность для понимания.
- Оптимальность объёма.