ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одной из основных задач современной начальной школы является формирование целостной личности. Федеральные государственные образовательные Стандарты второго поколения отражают необходимость приведения системы образования в соответствии с тенденциями развития современного общества и предполагают деятельностное участие учащихся в образовательном процессе [Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2011].
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Изучение русского языка в начальных классах - первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию [Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: Начальная школа, 2011].
Цель обучения русскому языку в начальной школе - это формирование языковой личности (субъект, обладающий совокупностью способностей и свойств, позволяющих ему осуществить сугубо человеческую деятельность - пользоваться языком в общении) - говорить, создавать устные и письменные высказывания, которые отвечают целям и условиям коммуникации, самостоятельно уметь извлекать информацию, работать со словарями и справочниками [Планируемые результаты начального общего образования, 2009]. Таким образом, работа со словарями в начальной школе является одним из требований стандартов начального общего образования, предъявляемых к уровню подготовки учеников, оканчивающих начальную школу. Лингвистический словарь - это одно из средств на уроке русского языка, которое помогает возбудить и поддержать интересы учащихся; предоставить учебный материал в более доступном виде; обеспечить более точную информацию; позволит сформировать основы информационной грамотности.
Необходимость такой работы на уроках русого языка обоснована ведущими методистами (А.А.Бондаренко, М.С.Соловейчик, Т.А.Ладыженской, М.Т.Барановым).
Между тем, работа со словарями в школе проводится, как правило, эпизодически, от случая к случаю. Даже обращаясь к словарям, учащиеся не всегда учитывают в должной мере все сведения о слове, которые можно найти в словарной статье. Обычно их интересует лишь значение или правописание слова. По мнению современных исследователей, применению данного вида деятельности на уроках препятствует безынициативность учителей-практиков.
Противоречие исследования. Очевидно противоречие: с одной стороны, умение работать с лингвистическими словарями имеет социальное значение, играет важную роль в формировании информационной грамотности ученика; с другой стороны, вопросы обучения работе с лингвистическими словарями не в полной мере освещены в методической науке, не решены они и в практике начального образования.
Проблема исследования. При каких методических условиях процесс обучения младших школьников работе с лингвистическими словарями, как условие формирования информационной грамотности будет эффективным?
Цель исследования: разработка теоретически обоснованного и экспериментально апробированного методического сопровождения обучения младших школьников работе с лингвистическими словарями, ориентированного на формирование информационной грамотности учащихся.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что обучение младших школьников работе с лингвистическими словарями в плане формирования информационной грамотности будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- В обучении реализуется системный подход;
- Внедряются активные методы обучения.
Выдвинутые цель и гипотеза исследования определили следующие задачи исследования:
- Определить теоретические основы методики обучения младших школьников работе с лингвистическими словарями посредством анализа психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы.
- Изучить проблемы современной начальной школы в области работы с лингвистическими словарями: а) выявить возможности современных учебно-методических комплектов по русскому языку для организации целенаправленной работы с лингвистическими словарями, посвященной формированию информационной грамотности у младших школьников; б) охарактеризовать уровень представлений современных младших школьников о лингвистических словарях.
- Разработать программу опытного обучения, осуществить ее экспериментальную проверку.
Объект исследования: процесс овладения младшими школьниками первоначальными навыками работы с лингвистическими словарями.
Предмет исследования: методические условия, обеспечивающие эффективность формирования у младших школьников умения работать с лингвистическими словарями.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной (лингвистической, педагогической и методической) и учебной литературы;
- социологические: анкетирование, беседа;
- эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение.
Опытно-экспериментальная база исследования. Базой исследования стала начальная школа --------- города Москвы.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность темы, определяется цель и задачи исследования, объект и предмет, формулируется гипотеза.
В I главе («Теоретические основы обучения младших школьников работе с лингвистическими словарями») раскрываются понятия «информационная грамотность», «лексикография», «лингвистический словарь» и освещаются вопросы обучения младших школьников работе с лингвистическими словарями.
Во II главе («Проблемы обучения младших школьников работе с лингвистическими словарями в практике работы начальной школы и пути их решения») описаны возможности современных учебно-методических комплектов для организации обучения младших школьников работе с лингвистическими словарями, дана характеристика представлений современных младших школьников о лингвистических словарях, представлены программа, содержание и результаты опытного обучения.
В заключение подведены итоги исследования.
Список использованной литературы содержит 50 наименований.
Глава 1. Теоретические основы обучения младших школьников работе с лингвистическими словарями
1.1.Понятие «информационная грамотность» в научном описании
В современном обществе умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения конкретных жизненных проблем. Российское образование как часть общеевропейского и мирового образования выходит на новый уровень. Наша школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся [Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., 2004].
Современный школьник должен уметь эффективно работать с информацией, т.е. как можно точнее формулировать свою информационную потребность, определять оптимальный круг источников, анализировать и интерпретировать полученные данные. А значит, чрезвычайно важным делом в учебной, исследовательской деятельности учащихся становится овладение высокой информационной грамотностью.
Рассмотрим понятие «информационная грамотность». Традиционно грамотность сводилась к умениям читать и писать. Вплоть до начала 80-х годов ХХ в. словари русского языка и педагогические справочные издания фиксируют лишь одно значение термина грамотность - определённая степень знания законов и правил родного языка в сочетании с навыками устной и письменной речи. С 80-х годов ХХ века в русском языке происходит расширение понятия «грамотность». Словарь С.И.Ожегова трактует прилагательное «грамотный» следующим образом: «1. Умеющий читать и писать, а также умеющий писать грамматически правильно. 2. Обладающий необходимыми знаниями, сведениями в какой-либо области. 3. Выполненный без ошибок, со знанием дела» [Ожегов, 1989].
В Советском энциклопедическом словаре термин «грамотность» трактуется как «1. В широком смысле - владение навыками устной и письменной речи в соответствии с нормами литературного языка; 2. В узком смысле - умение только читать и писать простейшие тексты; 3. Наличие знаний в какой-либо области» [Советский энциклопедический словарь, 1984].
Б.М.Бим-Бад интерпретирует понятие «грамотность», как «определённую степень владения человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Один из базовых показателей социально-культурного развития населения» [Педагогический энциклопедический словарь, 2002].
В педагогическом словаре Г.М.Коджаспировой слово «грамотность» истолковывается как владение человеком навыками устной и письменной речи в соответствии с нормами литературного языка, один из базовых показателей социально-культурного развития населения, а применительно к школе - одно из важнейших условий и показателей качества обучения. Грамотность имеет и более широкое толкование: определенная степень владения знаниями в той или иной области и умениями их применять [Педагогический энциклопедический словарь, 2003].
Таким образом, содержание понятия «грамотность» исторически менялось, конкретизировалось и расширялось с ростом общественных требований к развитию человека - от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков.
Понятие «информационная грамотность» в словаре А.В.Федорова - это умение «читать», анализировать и синтезировать информацию, - способность использовать компьютерную и медиатехнику, знание основ информатики, информационных технологий [Словарь терминов, 2010].
И.А.Смольникова считает, что: «Быть информационно грамотным означает, что человек способен понять востребованность информации, и может ее найти, оценить и эффективно использовать. Информационно грамотные люди это люди, научившиеся учиться» [Смольникова, 2009].
Н.И.Гендина дает следующее объяснение понятию «информационная грамотность» - это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и перерабатывать информацию, в каком бы виде она ни была [Гендина, 2007].
Е.В.Михеева считает, что «информационная грамотность, означающая способность находить и использовать информацию, является основой обучения на протяжении всей жизни» [Михеева, 2005].
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» информационная грамотность трактовалась как способность учащихся и педагогов использовать информационные технологии для доступа к информации, её организации, обработки, оценки, а также её создания и передачи.
В «Федеральном государственном стандарте начального общего образования» под термином «информационная грамотность» понимается совокупность умений работать с информацией. Эти умения применяются при выполнении заданий, которые предполагают активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов [Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: Начальная школа, 2011].
Итак, мы приходим к выводу, что понятие «информационная грамотность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и является одной из ключевых компетенций, которой должен обладать учащийся, способный успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни, поскольку современные школьники - это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит, им нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией.
1.2. Основные понятия современной лексикографии
В современной лингвистической науке сложилось следующие понимание лексикографии. Лексикография - это раздел науки о языке, занимающийся практикой и теорией составления словарей [Жуков, 1996].
Большой вклад в становление теоретической лексикографии как науки внесли Л.В.Щерба, В.В.Виноградов, С.И.Ожегов, А.П.Евгеньева, Ю.Д.Апресян, Н.Ю.Шведова, В.В.Морковин, П.Н.Денисов и мн. др. Современная лексикография представляет собой синтетическую информационно-познавательно-методологическую науку, которая лежит на стыке различных информационных технологий, компьютерного языкознания, практических научных экспериментов, общей и педагогической лингвистики.
Для современной теории лексикографии характерны:
- Представление о лексике как о системе, стремление отразить в строении словаря лексико-семантическую структуру языка в целом и семантическую структуру отдельного слова (выделение значений слов по их связям с др. словами в тексте и внутри семантических полей);
- Диалектический взгляд на значение слова, учёт подвижного характера связи означающего и означаемого в словесном знаке (стремление отмечать оттенки и переходы в значениях слов, их употребления в речи, различные промежуточные явления);
- Признание тесной связи лексики с грамматикой и др. сторонами языка.
Современная лексикография подчёркивает важную социальную функцию словарей, которые фиксируют совокупность знаний общества данной эпохи. Лексикография разрабатывает типологию словарей.
Практическая лексикография выполняет общественно важные функции, она обеспечивает:
- Обучение языку - как родному, так и неродному;
- Описание и нормализацию родного языка (обе функции обеспечиваются словарями разных типов);
- Межъязыковое общение (двуязычные словари, разговорники и пр.);
- Научное изучение лексики языка (этимологические, исторические словари, словари мёртвых языков и т.п.) [Щерба, 1974].
Словарьпредставляет собой книгу, содержащую перечень слов, расположенных по тому или иному принципу (например, по алфавиту), информация в которой упорядочена c помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике) [Ожегов, 1999].
Словарная статья - основная структурная единица любого словаря. Словарная статья состоит из заглавной единицы и текста, разъясняющего заголовочную единицу и описывающего её основные характеристики. Структура словарной статьи определяется задачами словаря. Словарная статья любого словаря начинается с заглавного слова (по-иному: заголовочное слово, лемма, чёрное слово - от полужирного шрифта, которым обычно выделено заглавное слово). Совокупность заглавных слов образуют словник [Ожегов, 1999].
Лексикография разделяет все словари на два типа: энциклопедические и лингвистические [Карпова,1989; Ступин,1973; Щерба, 1974].
В энциклопедических словарях (например, Большая советская энциклопедия, Большой энциклопедический словарь, Литературная энциклопедия, Детская энциклопедия, философский словарь и т.п.) даются объяснения понятий, явлений, сообщаются сведения о различных событиях;, объясняются слова, толкуются их значения [Баранов,1987].
Лингвистические словари делят на два типа - это словари многоязычные (чаше всего двуязычные, которыми мы пользуемся при изучении иностранного языка, в работе над переводом и т.д.) и одноязычные, в которых слова объясняются посредством слов этого же языка [Валгина, Розенталь, 2002].
Существуют различные виды лингвистических словарей: толковые, словари иностранных слов, этимологические, орфографические, орфоэпические, фразеологические, словари синонимов, омонимов, антонимов, словари лингвистических терминов, синтаксические словари и др.
В толковых словарях описывают смысл слов: к таким словарям следует обращаться, если надо выяснить, что означает слово. Широко известным и распространенным является «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой, «Толковый словарь русского языка В.И.Даля, периодически переиздававшегося вплоть до настоящего времени.
Этимологические и исторические словари фиксируют происхождение слова, его путь в языке, исторические изменения в его составе. Например «Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М.Шанского, В.В.Иванова и Т.В.Шанской под редакцией С.Г.Бархударова. Словарь, изданный как научно-популярное пособие для учителя средней школы, содержит этимологическое толкование общеупотребительных слов современного русского литературного языка.
Во фразеологических словарях можно найти описания устойчивых оборотов, узнать об их происхождении и употреблении.
С большой полнотой представлена русская фразеология во «Фразеологическом словаре русского языка», под редакцией А.И.Молоткова содержащем свыше 4000 словарных статей. Фразеологизмы приводятся с возможными вариантами компонентов, дается толкование значения, указываются формы употребления в речи. Каждое из значений иллюстрируется цитатами из художественной литературы. В ряде случаев дается этимологическая справка. В 1980 г. был издан «Школьный фразеологический словарь русского языка» В.П.Жукова, содержащий около 2000 наиболее употребительных фразеологизмов, встречающихся в литературе и устной речи.
В орфографических словарях можно получить сведения о правильном написании слова, а о правильном произношении - в орфоэпическом. Например, словарь-справочник «Русское литературное произношение и ударение» под редакцией Р.И.Аванесова и С.И.Ожегова, «Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы». В словаре содержится около 63500 слов, разработаны системы нормативных указаний, введены запретительные пометы.
Существуют словари грамматические, содержащие информацию о морфологических свойствах слова. Наиболее полным словарем, содержащим сведения грамматического характера, является «Грамматический словарь русского языка. Словоизменение». А.А.Зализняка, включающий около 100000 слов. Он всесторонне отражает современное русское словоизменение (склонение и спряжение). «Словарь несклоняемых слов» Н.П.Колесникова, содержащий около 1800 несклоняемых имен существительных и других неизменяемых слов, большая часть которых вошла в русский язык из десятков языков разных народов. В 1981 г. был издан словарь-справочник «Управление в русском языке» Д.Э.Розенталя, включающий свыше 2100 словарных статей
В 1985 г. вторым изданием вышел «Школьный грамматико-орфографический словарь» Б.Т.Панова и А.В.Текучева, содержащий сведения по произношению и морфемному составу слов; в трудных случаях дается их толкование, указываются грамматические формы. В 1962 г. вышел словарь-справочник «Правильность русской речи» под редакцией С.И.Ожегова (составители Л.П.Крысин и Л.И.Скворцов при участии Н.И.Тарабасовой). Пособие имеет нормативный характер, содержит около 400 словарных статей по вопросам словоупотребления.
Существуют словари, посвященные описанию отдельных групп лексики: синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Первыми русскими словарями синонимов были «Опыт российского словника» Д.И.Фонвизина (1783), содержавший 32 синонимических ряда (всего 105 слов) и «Опыт словаря русских синонимов» П.Р.Калайдовича (1818), содержавший 77 синонимических рядов. В 1956 г. был издан «Краткий словарь синонимов русского языка» В.Н.Клюевой, предназначенный для школьной практики и содержавший около 1500 слов. «Словарь антонимов русского языка» Л.А.Введенской содержит свыше 1000 пар слов, представляющих собой однокорневые или разнокорневые антонимы. «Словарь антонимов русского языка» М.Р.Львова под ред. Л.А.Новикова, содержащий около 2000 антонимических пар. Этот же автор опубликовал в 1981 году «Школьный словарь антонимов русского языка», включающий свыше 500 словарных статей.
Самым крупным словарем языка писателейявляется «Словарь языка Пушкина» в 4 томах, содержащий свыше 21000 слов. Словарями одного произведения являются «Словарь-справочник "Слова о полку Игореве"», составленный В.Л.Виноградовой. «Словарь автобиографической трилогии М. Горького», составителями которого являются А.В.Федоров и О.И.Фонякова [Валгина, Розенталь, 2002].
Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:
- Современная лексикография располагает описанием основных лингвистических словарей. Лингвистический словарь - особая книга. Это сборник словарных статей, где приводятся основные свойства слов. Задача словарей - объяснить значение слова, его грамматическую, этимологическую, лексикологическую и другие характеристики.
- В практике работы начальной школы могут использоваться лингвистические словари основных типов. Целесообразно знакомить учащихся с фактом существования лингвистических словарей, историей их появления.
1.3. Вопросы обучения младших школьников работе с лингвистическими словарями
С введением государственных стандартов второго поколения, которые направлены на всестороннее развитие личности обучающегося, его познавательных способностей формирование учебно-информационных умений, т.е. умений добывать информацию из различных источников является важнейшим условием соответствия образовательного процесса современным требованиям. В разделе «Получение, поиск и фиксация информации» новых образовательных стандартов говорится, что выпускник научится ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках, и получит возможность научиться находить информацию в нескольких источниках. Работа со словарями является одной из основ информационной грамотности и необходима школьнику для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов освоения образовательной программы, предусмотренной ФГОС [Планируемые результаты начального общего образования, 2009].
Вопросы использования лингвистических словарей в практике работы начальной школы рассматривались в методике обучения русскому языку М.Т.Барановым, М.Р.Львовым, П.А.Грушниковым, М.С.Соловейчик, Т.А.Ладыженской, А.А.Бондаренко, Н.М.Неусыповой, и др.
П.А.Грушников писал о том, что словарь, кроме своего основного назначения - служить справочником, может использоваться как дидактический материал, как специальное пособие по орфографии, на основе которого могут быть созданы различные виды орфографических, грамматических, лексических и других упражнений. Выполняя их, учащиеся будут размышлять над теми или иными вопросами языка или речи, а одновременно запоминать написание конкретных слов и в целом оттачивать умение пользоваться орфографическим словарем, ориентироваться в нем [Грушников, 1985].
М.Р.Львов в методических комментариях к своему «Словарику синонимов и антонимов» отметил: «Если учитель и учащиеся имеют возможность постоянно использовать словари - орфографические, толковые, орфоэпические, этимологические, - то лексический фрагмент урока русского языка может стать постоянным, ежеурочным. За последние десятилетия учебная лексикография получила значительное развитие и внедрение в школьную практику» [Львов, 1997].
По мнению А.А.Бондаренко, словари служат пособием по лексике русского языка и развитию речи на всех ступенях обучения, а особенно в начальных классах. Учащихся необходимо учить работать со словарем, словарь помогает развивать речь, накапливать активный словарный запас. Словари на уроках вносят оживление в учебный процесс и положительно влияют на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся [Бондаренко, 2000].
Н.М.Неусыпова считает, что словарь является надежным помощником при выполнении заданий по русскому языку, учит правильно употреблять слова, понимать их значения, сделает речь образной, выразительной, чёткой, отвечающей современным нормам литературного языка. Словарь необходим каждому ученику начальной школы, потому что в нем не только объяснены, растолкованы значения слов русского языка, но и показано, как эти слова следует использовать в устной и письменной речи [Неусыпова, 2010].
М.С.Соловейчик говорит о том, что регулярное использование лингвистических словарей на уроках, регулярное обращение к ним за помощью и советом поможет сформировать жизненно важное для каждого человека умение работать с книгой. Культуру работы со словарем следует прививать, начиная с младшего школьного возраста. Однако, словарь должен соответствовать возрасту.
В начальной школе дети знакомятся со следующими словарями: «Орфографический словарик» П.А.Грушникова; «Словарь русского языка» С.И.Ожегова; «Словарик синонимов и антонимов» М.Р.Львова; «Учусь понимать образные выражения» фразеологический словарик Г.М.Ставской; «Что это? Кто это?» толковый словарь в 2-х частях А.А.Бондаренко, И.В.Гурковой; «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А.Н.Тихонова и другие словари, специально изданные для начальной школы.
Уже в первом классе при работе со словарными словами учеников можно познакомить с «Толковым словарём русского языка» С.И.Ожегова. Учитель формирует умение находить нужное слово в словаре и учит разбираться в структуре словарной статьи (для однозначных слов). Учащиеся получают задания на отыскивание словарной статьи и номера страницы, такие задания можно выполнять в виде соревнования, игры. Особого внимания заслуживает процесс усвоения детьми словарной статьи.
Так, например, при изучении словарной статьи слова «день» учащимся задаются следующие вопросы:
- Как толкуется в словаре слово «день»?
- Какие еще слова приводятся в словарной статье? (дневной, денный)?
- Прочитай предложения, которые приводится в статье (Дневной свет. Денные заботы.)
Одними из первых упражнений по «Орфографическому словарику» П.А.Грушникова являются следующие:
На стр. 8-9 найти слова, в которых:
- 1 слог (вброд, вдоль, вдруг);
- 2 слога, (быстро, вагон, ваниль, ванна, и т. д. );
- 3 слога (вазелин, валежник, варенье, валенки, варежки, и т. д. ).
На стр. 24 найти слова, в которых:
- 1-й слог - ударный (каменщик, камешек, камера, капелька, карточка);
- 2-й слог - ударный (калач, калека, калитка, калина, каморка , калоша, камин и т.д. ).
По ходу работы с данными упражнениями идет объяснение непонятных по значению слов с использованием толкового словаря «Что это? Кто это?» А.А.Бондаренко, И.В.Гурковой.
Во 2 классе учащихся можно научить разбираться в структуре словарной статьи многозначных слов и слов-омонимов (без сообщения терминологии). Учащиеся получают задания следующего характера: сделать подборку слов, начинающихся с заданной буквы, из 3-х слогов, в которых первый безударный гласный нельзя проверить.
Например, задания, при изучении темы «Однокоренные слова»: В «Школьном словообразовательном словаре русского языка» А.Н.Тихонова на стр. 71 найди или подбери самостоятельно родственные слова к слову «цвет». С каждым словом составь предложение.
В 3 и 4 классе лингвистические словари используются при подготовке написания творческих работ. Например, используя словарик П.А.Грушникова или «Словарик синонимов и антонимов» М.Р.Львова, выбрать несколько слов, с которыми можно составить небольшой рассказ на предложенную тему, например «Зима», «Школа», «В лесу» и т.д.
«Словарь русского языка» С.И.Ожегова, толковый словарь «Что это? Кто это?» А.А.Бондаренко и «Орфографический словарик» П.А.Грушникова могут использоваться в начальной школе при знакомстве с новыми словарными словами.
Например, учащимся предлагается составить тематическую подборку слов к слову «вокзал» (вагон, перрон, пассажир, багаж, самолет и т.д.). Данный вид работы помогает младшим школьникам закрепить знания о правописании изученных словарных слов [Соловейчик, 2007].
Е.Н.Скороходова предлагает еще один вид заданий, применяемых на уроках русского языка для развития осмысленного точного употребления слов - это упражнения по фразеологическому словарю Г.М.Ставской «Учусь понимать образные выражения». В начале урока учитель зачитывает детям фразеологический оборот, предлагает предположить смысловое значение оборота. После этого учащиеся уточняют значение по словарю, сравнивают с предполагаемым и составляют предложение с образным выражением, записывают в тетрадь. При знакомстве с фразеологическим оборотом «бить баклуши» дети уточняют его значение по фразеологическому словарю Г.М.Ставской. Далее можно предложить подобрать синонимы и антонимы или найти их в «Словарике синонимов и антонимов» М.Р.Львова (бездельник, лоботряс, лодырь, лентяй-труженик, работяга) [Скороходова, 2009].
Н.М.Лаврова отмечает, что у младших школьников необходимо развивать умения пользоваться лингвистическими словарями и выделяет базовые умения и умения более сложного характера. Над базовыми группами умений предполагается работать в начальной школе, а группа умений сложного характера - перспективная. Эффективным средством в организации работы по развитию умений являются планы деятельности, которые позволяют учителю осуществлять самоконтроль за полнотой и логикой изложения соответствующего учебного материала и более объективный, целенаправленный контроль за усвоением знаний учащихся. Например:
Что надо знать о словаре?
1. Название словаря.
2. Автор, редактор словаря.
3. Каково назначение словаря.
4.К какому типу относится словарь.
5. Структура словаря:
а) особенности вступительной статьи;
б) особенности справочного аппарата;
в) приложения;
6. Объем словника.
9. Как знакомиться с неизвестным или новым словарем (справочником).
Что надо знать о словарной статье словаря (лексикографического пособия)?
1. Заголовок словарной статьи:
а) слово или его часть;
б) цепочки слов;
в) фразарий.
2. Главная часть словарной статьи.
3. Дополнительные сведения словарной статьи:
а) грамматическая характеристика;
б) грамматические формы;
в) произносительная норма;
г) этимология.
4. Иллюстрации употребления в речи заголовочной единицы (единицы описания):
а) цитаты из литературных источников;
б) авторские речения.
5. Структура словарной статьи.
6. Особенности словарной статьи
По мере овладения умением пользоваться словарями актуальной работой становится составление с учениками памяток «Как работать со Словариком синонимов» и «Как работать с Орфографическим словариком». Это помогает в организации работы по редактированию и самопроверке сочинений и изложений [Лаврова, 2005].
И.А.Иконникова при организации исследовательской деятельности на уроках русского языка в начальной школе советует организовывать три вида исследования: исследование словарного слова; исследование текста; исследование фразеологизма.
Для работы дети используют различные словари: толковые, синонимов, антонимов, иностранных слов, крылатых выражений, например, «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, «Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка» В.В.Лопатина, Л.Е.Лопатиной и др. [Иконникова, 2007].
Выводы:
- Постоянное использование лингвистических словарей на уроках русского языка в современной начальной школе поможет сформировать жизненно важное для каждого человека умение работать с книгой. Обучать детей использовать словари необходимо с младшего школьного возраста.
- Лингвистические словари могут быть не только справочниками по отдельным частным вопросам, но и настоящими пособиями по усовершенствованию устной и письменной речи учащихся.
- В настоящее время появились интересные публикации, показывающие, как работу со словарями можно направить на комплексное решение задач обучения, развития и воспитания младших школьников.