Цель: расширить кругозор обучающихся об истории своей Родины, о защитниках земли русской.
Задачи:
- Закрепить представления детей о том, кто такие защитники Отечества.
- Развивать речь детей, пополнять словарный запас, память, наблюдательность.
- Содействовать патриотическому воспитанию обучающихся, любви к Родине, интереса к истории родной страны, ее лучших представителей.
Дети заходят в зал под «Марш - Москва». Презентация Слайд 1
Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами собрались здесь, потому что 23 февраля наша страна отмечает праздник - День защитника Отечества. Вслушайтесь только в эти гордые слова - «Защитник Отечества»! Защитники нашего Отечества - России - это наши солдаты, офицеры, лётчики и моряки, которые готовы в любую минуту встать на защиту нас с вами. Все может родная земля: накормить, напоить, удивить своей красотой. И только защитить сама себя не может. Издавна повелось так, что если на нашу землю нападал враг, то весь народ и стар и млад подымались на защиту.
Ведущая: Нам посчастливилось родиться и жить на русской земле и называться русскими людьми. Ребята, а какие они, русские люди?
Дети: добрые, трудолюбивые, честные, сильные, милосердные и они очень любят свою Родину.
Ведущая: Русские воины всегда славились храбростью и отвагой. Каждого мальчика, будущего воина с самого детства приучали к работе и труду. Он должен был уметь не только пахать землю и знать свое ремесло, но и уметь защищать свою родину от врагов. Когда наши мальчики повзрослеют, они тоже станут защитниками своей родины, а для этого надо быть не только ловкими, сильными и смелыми, но и умными.
Я думаю, что каждый из вас слышал высказывание «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Кто из вас знает, кому принадлежат эти слова? (ответы детей).
Давайте мы с вами отправимся в путешествие во времена древней Руси.
Слайд № 2
Рассматривание картины П.Корина «Александр Невский»:
- Кто изображён на картине? (воин, защитник)
- Какой это воин, современный или старинный? (старинный)
- Как вы догадались? (по его одежде и оружию)
- Во что одет воин? (железные доспехи, шлем)
- Чем он вооружён? (мечом)
- О чём он думает? Как вы догадались? (по выражению лица)
Сейчас я расскажу вам об этом человеке.
Слайд № 3
Александр Невский, князь Новгородский (1236-1251), великий князь Владимирский (1252) родился в 13 мая 1221 года в городе Переславле-Залесском.
Великий русский правитель, полководец, мыслитель, герой и, наконец, святой, особо почитаемый народом.
Слайд № 4
Очень, очень давно (почти 8 веков назад), когда люди строили свои дома из дерева, по воде плавали на судах, которые называли ладьями, а Москва была всего лишь маленьким укреплением на вершине холма, в семье новгородского князя Ярослава родился мальчик, которого назвали Александром.
Слайд № 5
В четыре года маленького Александра посвятили в воины - опоясали мечом и посадили на коня.
Слайд № 6
Княжеские воины обучили его владеть оружием, и он быстро овладел этим мастерством. В те времена мальчиков сразу учили защищать себя и других, воспитывали их защитниками своей земли. Чуть позже, когда маленький Александр подрос, его обучили грамоте.
Слайд № 7
Когда Александру исполнилось 16 лет, отец доверил ему княжить в городе Новгороде.
Что делают в наше время мальчики 16-ти лет? (ответы детей). Обычно в 16 лет мальчики учатся.
Слайд № 8
В то время у нашей Родины - Руси было очень много врагов. Сначала напали на Новгород, в котором правил князь Александр, шведы. Шведский король собрал сильное войско и послал его завоевать русские земли. Шведские захватчики приплыли на огромных ладьях по реке Неве. Очень испугались новгородцы, никак они не надеялись с малым войском отбить сильного врага. Но, несмотря на это, князь Александр решает собрать войско и выступить против шведского короля. Он поднимает всех русских людей на защиту родной земли.
Слайд № 9
15 июля 1240 года Александр рано утром незаметно подошел к вражескому лагерю, который находился на реке Неве. Он напал неожиданно, когда шведы отдыхали и не ждали нападения.
Самоотверженно сражались русские воины, но только к вечеру одолели врага. Князь Александр с победой вернулся домой. С тех пор к имени Александр благодарные люди добавили ещё одно слово. Какое? (ответы детей) Александр Невский. Было Александру в ту пору всего 20 лет. Много подвигов и добрых дел совершил он за свою жизнь. Вы можете об этом узнать из книг и фильмов.
Слайд № 10
Шведский лагерь у реки
За туманом скрылся.
Александр привёл полки,
Ночью затаился.
Утром, только рассвело,
Залетали стрелы.
Зря вас, шведы, занесло
В русские пределы.
Шли в атаку с трёх сторон
Русские дружины.
Враг к Неве был оттеснён
Натиском лавины.
Слайд № 11
5 апреля 1242 года произошла знаменитая битва с крестоносцами на Чудском озере - Ледовое побоище. Русские заманили немецких рыцарей, облаченных в тяжелые доспехи, на тонкий лед. Атаковавшая с флангов конница завершила разгром захватчиков.
Слайд № 12
В XIII веке Русь подверглась ударам с двух сторон - католического Запада и монголо-татар. Александр Невский, проявил талант полководца и дипломата, заключив мир с наиболее сильным, но более веротерпимым врагом - Золотой Ордой - и отразив нападение с Запада, одновременно защитил православие от католической экспансии.
Слайд № 13
Князь Александр Ярославич, прозванный Невским, прожил всего 43 года. Он стал новгородским князем в 16 лет, в 20 победил шведов в битве на реке Неве, в 22 года одержал знаменитую победу на льду Чудского озера. Невского считали политиком, дипломатом и военачальником. За всю жизнь он не проиграл ни одного сражения.
Слайд № 14
6 декабря 1263 года князь Александр Невский был погребен во Владимире, и, впоследствии, канонизирован Русской православной церковью. В 1723 году его мощи были привезены в Санкт-Петербург по повелению Петра Великого.
Слайд № 15
Гробница полководца и государственного деятеля, Александра Невского, была исполнена в 1753 году из серебра и весит 1,5 тонны. Находится она в Эрмитаже. А мощи князя покоятся в Александро-Невской Лавре.
Слайд № 16
В 1725 году в России был учрежден орден Святого Александра Невского. А в 1942 году был изготовлен уже советский орден. Кстати, орден Александра Невского является единственной наградой в нашей стране, существовавшей в наградных системах и Российской империи, и СССР, и Российской Федерации.
Слайд № 17
В 1938 году вышел самый известный фильм, получивший название «Александр Невский». Режиссером картины стал Сергей Эйзенштейн, а князя сыграл актер Николай Черкасов.
Слайд № 18
- «Кто к нам с мечом войдёт, тот от меча и погибнет!»
- «Не в силе Бог, но в правде!»
- «Верьте в себя и боритесь за поставленную цель!»
- «Помните и детям, и внукам накажите о защите Руси всегда!»
Слайд № 19
В наши дни именем Александра Невского названы улицы и площади, в его честь установлены памятники, воздвигнуты православные церкви во многих городах России.
Мост Александра Невского в Санкт-Петербурге.
Слайд № 20
В 2008 году состоялся конкурс «Имя России». В результате голосования Александра Невского признали официальным победителем.
Ведущая: Ребята, вы бы хотели стать похожими на великого князя Александра Невского: сильными, мужественными и благородными?
Вы ещё молоденькие, но пройдет несколько лет, и каждому из вас придется выбирать профессию, и быть может кто-то выберет военную службу: станет лётчиком, моряком, пехотинцем, танкистом… Армия научит вас быть выносливыми и смелыми. А какими воинами будете вы, мы сейчас узнаем.
Слайд № 21
1. Зарядка. Объявляю первый конкурс. С чего начинается утро каждого солдата? (С команды «подъем!» и утренней зарядки).
Итак, под]ем! Начинаем утреннюю зарядку. Кто больше раз отожмется от пола.
После зарядки солдаты быстро одеваются и готовятся к завтраку.
2 конкурс «Кашеваров». Перенести крупу в ложках из одной емкости в другую. (крупа, 4 кастрюли и две ложки)
3 конкурс «Перетягивание каната». А теперь проверка силы, сейчас посмотрим, кто из вас больше каши съел. Дети соревнуются в перетягивании каната. (канат)
Ведущая. Молодцы, ребята. У нас на очереди следующий конкурс.
4 конкурс. Следующий конкурс «Сила» (2 команды - нужно разбиться на пары и сделать «тачку» один встает на руки, другой держит его за ноги, друг за другом обходят конусы). (конусы)
- Вот какие наши команды - быстрые и сильные. А сейчас посмотрим, какие вы меткие.
5 конкурс. «Меткие стрелки» (пролезают через тоннель и бросают мешочек с песком в корзину).
- Молодцы, все справились с заданием. После учебной подготовки - небольшой отдых. Привал.
6 конкурс. - Пришло время для конкурса «Кричалка».
- Я буду задавать вопросы, а вы отвечать на них правильно.
- Наша Армия сильна? (Да).
- Защищает мир она? (Да).
- Мальчишки в Армию пойдут? (Да).
- Девочек с собой возьмут? (Нет).
- Илья Муромец герой? (Да).
- На фронт ушел он молодой? (Нет).
- Соловья он победил? (Да).
- Из автомата подстрелил? (Нет).
- У Буратино длинный нос? (Да).
- На корабле он был матрос? (Нет).
- В пруду он плавал в тине? (Да).
- Враги утопят Буратино? (Нет).
- Стоит летчик на границе? (Нет).
- Он летает выше птицы? (Да).
- Мир важней всего на свете? (Да).
- Знают это даже дети? (Да).
7 конкурс «Пословицы про русских солдат».
Ведущий - Я хочу вспомнить с вами пословицы про русских солдат.
- Плох тот солдат, который не мечтает…(стать генералом).
- Один в поле - не…(воин).
- Честь солдата береги…(свято).
- Русский солдат не знает…(преград).
- Храбрость - сестра…(победы).
- Русскую заповедь знай - в бою…(не зевай).
- Не страшна врагов нам туча, если армия…(могуча).
Ведущий: Молодцы!
Ведущий:
Чтоб здоровьем завидным отличаться,
Надо больше тренироваться!
И в пехоте и на флоте, на военном корабле.
Руки крепкие в почёте, там не то, что на земле.
Если очень повезёт, попадёшь и ты на флот.
Объявляю эстафеты:
«Морские манёвры». Нужно прокатить мяч между ориентирами и обратно. (мячи и стойки)
«Переправа», по сигналу игроки начинаются переправляться до другого берега при помощи двух обручей (перекладывая их вперёд и используя их как кочки, до поворотной стойки), оббегают стойку и отдают два обруча следующему участнику. Выигрывает команда, которая быстрей закончит эстафету. (два обруча и стойки)
Эстафета «Минное поле» (с закрытыми глазами пройти между кеглей). (кегли)
Ведущий: А сейчас ещё одно испытание!?
Нужно доставить в штаб пакет с донесением, преодолев все препятствия.
Эстафета «Доставь пакет». По команде ребенок должен проползти в тоннеле, потом прыжками из обруча в обруч добраться к стульчику с пакетом-письмом.
(2 туннеля, 4 обруча, 2 стульчика, 2 письма)
«Самолёты к бою»
Каждый участник получает по одинаковому листику, из которого он делает бумажный самолётик. На определённом расстоянии от черты подвешено кольцо (любое, пластмассовое, например). Каждый участник по очереди становится у черты и запускает свой самолётик, пытаясь попасть в кольцо. Игра продолжается до первого победителя. Кто сумеет ловко и метко запустить свой бумажный самолётик так, чтобы тот пролетел в кольцо, тот и победит.
Эстафета «Запасаемся патронами»
Команды выстраиваются в две колонны, перед направляющим лежит обруч, в котором лежат мячи (патроны), задача капитана снабдить всю команду «патронами» передавая мячи, только сверху опрокинув руки назад, сначала мяч отдаём самому последнему, затем предпоследнему и т.д. пока не останется один мяч который возьмёт капитан команды. (мячи, равное количество для каждой команды, 2 обруча)
Эстафета Сапёры»
У них сложная и конечно тоже опасная работа - найти и обезвредить мины! У нас мины - бутылочки, вам придется их найти с закрытыми глазами, а чтобы обезвредить, нужно открутить крышку от бутылочек. (пластиковые бутылочки)
Эстафета «Медсестры»
Соревнование проводится между девочками. Ранеными бойцами выступают мальчики, и встают в противоположной стороне от девочек. Девочки по очереди бегут и выполняют «процедуры» в такой последовательности: первая медсестра ставит градусники, вторая - перебинтовывает последнему бойцу голову, третья - забирает градусники.
Слайд 22
Ведущая: Ну а какая же служба без хорошей строевой песни, предлагаю спеть по 1 куплету солдатской песни. (Презентация)