Использование интерактивных технологий на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО

Разделы: Математика


Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми. В связи с этим происходят изменения и в образовании, зафиксированные в федеральных государственных образовательных стандартах.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, делающий акцент на развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть при завершении каждого этапа обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

С введением ФГОС меняется и цель образования - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. Одно из требований к условиям реализации основных образовательных программ на основе ФГОС является широкое использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий.

В настоящее время в педагогике различают несколько моделей обучения:

Взаимосвязь

Модели обучения

Учитель

Ученик

Ученик

ПАССИВНЫЕ - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)

Учитель

Ученик

Ученик

АКТИВНЫЕ - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)

Учитель

Ученик

Ученик

ИНТЕРАКТИВНЫЕ - активное взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения- это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учениками и учителем, между самими учениками.

Особенностями пассивной модели является то, что ученики выступает в роли «объекта» обучения (слушают и смотрят), особенностью активной - ученики выступают «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания). Интерактивное обучение предполагает моделирование жизненных ситуаций, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуаций. Целью интерактивного обучения является создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова interact (inter - взаимный, act - действовать). Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр. Наиболее эффективным способом организации занятий с применением интерактивных форм и методов обучения является коллективный способ организации занятий, который в большей степени отвечает задачам интерактивной деятельности обучаемых. Групповая работа позволяет:

  • за короткий срок изучить и обсудить объемный и, порой противоречивый для осмысления и понимания блок материала;
  • решать задачи дифференцированного и разноуровневого обучения в рамках урока;
  • продуктивно формировать общеучебные умения и учебную деятельность, которую они реализуют;
  • оптимизировать и активизировать процессы социализации школьников.

Основным признаком групповых форм занятий является общность учебной ситуации, когда все обучающиеся класса выполняют одно и то же задание за определенный промежуток времени, одним и тем же способом и одинаковыми средствами. Второй признак групповых занятий - одинаковый маршрут освоения учебной программы, подразумевающий единство последовательности изучения разделов, тем учебного материала.

В процессе интерактивного общения в парах, группах у обучающихся формируются:

  • знания, в том числе и собственное мнение по тому или иному событию, явлению;
  • активная жизненная позиция;
  • творческие способности;
  • развивается речь;
  • чувство ответственности за общее дело.

Вопросы и задания, которые предлагаются для изучения, обсуждения обучающимся, непременно должны быть проблемного, исследовательского, развивающего и творческого характера, разного уровня трудности и сложности.

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность. Интерактивное обучение также решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность, развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач. Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, смене форм деятельности, переключении внимания на узловые вопросы темы урока. Интерактивные технологии способствуют не только повышению качества знаний, но и повышению работоспособности, трудовой активности учащихся, ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную самостоятельность, что и делает продуктивным сам процесс обучения.

Для решения воспитательных и учебных задач учителем могут быть использованы следующие интерактивные формы: использовании интернет - сервисов LearningApps, Plickers, Prezi.

Использования на уроках математики этих сервисов в значительной степени расширило бы спектр реальных коммуникативных ситуаций, повысило бы мотивацию учащихся, позволило бы применять полученные знания, сформированные навыки, речевые умения для решения реальных коммуникативных задач.

Целью моей работы является апробация форм и методов новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе для повышения качества знаний и мотивации учащихся по математике.

Рассмотрим перечисленные сервисы более подробно.

learningapps.org - сервис создания мультимедийных интерактивных приложений.

Сервис LearningApps - это конструктор интерактивных заданий для учебно-воспитательного процесса в разных режимах - «Пазлы», «Найди пару», «Найди соответствия», «Установи последовательность», «Викторина с выбором правильного ответа», «Кроссворд» и другие. Основная идея приложений заключается в том, что ученики могут проверить и закрепить свои знания в привлекательной игровой форме.

Созданные материалы можно опубликовать на сайте (в интернете дается адрес), можно дать детям ссылку, где они могут работать.
- сервис бесплатный;

Сервис интересен не только применением разных шаблонов, всевозможных типов интеллектуальных интерактивных заданий, но и тем, что помогает организовать работу коллектива обучающихся, выстроить индивидуальные траектории изучения учебных курсов, создать свой собственный банк учебных материалов. При желании любой преподаватель, имеющий самые минимальные навыки работы с ИКТ, может создать свой ресурс - небольшое упражнение для объяснения нового материала, для закрепления, тренинга, контроля. И сделать это на достаточно качественном уровне.

Plickers - это мобильное приложение, позволяющее мгновенно оценить ответы всей аудитории и упростить сбор статистики. Этот инструмент электронного обучения позволяет получать качественную обратную связь в режиме реального времени на занятии в аудитории при проведении тестирования, быстрого опроса, решать те проблемы, которые до сегодняшнего дня казались нерешаемыми.

Prezi.com - это веб-сервис, с помощью которого можно создать интерактивные мультимедийные презентации с нелинейной структурой. Сервис для создания презентаций Prezi.com предлагает большое количество возможностей для визуализации презентаций, посредством использования видеоматериалов, графики и др. Работа веб-сервиса Prezi.com основана на технологии масштабирования (приближения и удаления объектов). В отличии от «классической» презентации, выполненной в Microsoft PowerPoint или OpenOffice Impress, где презентация разбита на слайды, в Prezi основные эффекты связаны не с переходом от слайда к слайду, а с увеличением отдельных частей этого же слайда! Язык интерфейса сервиса английский. Текст в презентациях может быть на любом языке, в том числе на русском.

Применение интернет сервисов позволяет:

  • способствовать повышению эффективности проведения учебных занятий, усвоению учебных материалов, а также эффективности обучения в целом;
  • сократить затраты времени на подготовку к этапам урока так и урока в целом;

(Обучение стало более активным, это позволило мне заинтересовать слабоуспевающих учеников, а для сильных - активизировать процесс контроля усвоения материала.)

Работа с интернет-сервисами позволяет не только сформировать, но и закрепить знания, умения и навыки учащихся, а также делает обучение более содержательным и зрелищным.

Также для решения поставленных задач учителем могут быть использованы следующие интерактивные формы:

  1. Работа в парах: обсуждение, взятие интервью у напарника, анализ творческой работы партнера, разработка вопросов к классу или ответы на вопросы учителя, составление блоков взаимного контроля и самоконтроля.
  2. Работа в малых группах (мозговой штурм, круглый стол, дебаты): когда нужно решить сложные проблемы коллективным разумом.
  3. Ротационные (сменные) тройки: состав группы из трёх человек меняется от задания к заданию
  4. Мозговой штурм: участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
  5. Дерево решений: учащиеся делятся на 3 или 4 равночисленные группы. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.
  6. Метод пресс, который состоит из четырёх этапов:
    • высказывание собственной точки зрения (я считаю, что)
    • обоснование своей мысли (так как);
    • примеры и аргументы (например);
    • вывод, обобщение (итак). То есть, используя этот метод, обучающиеся учатся формулировать высказывание аргументировано.
  7. Ролевая (деловая) игра.
  8. Дебаты: убедить других в том, что его подход к решению проблемы правилен.
  9. Интерактивная игра.
  10. Конференции. Движущей силой любой конференции является диалог- диспут.
  11. Аквариум.
  12. Карусель.
  13. Дерево решений.
  14. Броуновское движение.
  15. Синквейн.
  16. Фишбоун.

Методов интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом.

В ходе подготовки содержания урока на основе интерактивных форм обучения перед учителем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной и подходящей формы обучения для изучения конкретной темы, а открывается возможность сочетать несколько методов обучения для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению обучающихся.