Урок русского языка "Повтор: речевая ошибка или средство художественной выразительности"

Разделы: Русский язык

Класс: 9

Ключевые слова: сочинение, сочинение ОГЭ


Тип урока: комбинированный.

Цель:

  • познакомить обучающихся с такими понятиями, как лексический повтор, тавтология;
  • отработать навыки и приемы написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (задание 13.1) ОГЭ;

Задачи урока через планируемые результаты:

Личностные:

  • Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
  • Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
  • Формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.
  • Формирование духовно-нравственных качеств у обучающихся на основе работы с текстами.

Предметные:

  • Распознавать тавтологию и лексический повтор в тексте.
  • Закрепить умение писать сочинения с разными типами речи (рассуждение).
  • Формировать умение редактирования текста с неудачным повтором.
  • Учить создавать свой текст, избегая повторов-недочетов.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Формировать умение формулировать тему, задачи, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.
  • Планировать решение учебной задачи.
  • Осуществлять итоговый контроль деятельности.
  • Анализировать собственную работу.
  • Оценивать уровень владения тем или иным материалом.

Коммуникативные:

  • Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
  • Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать их.
  • Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
  • Оформлять диалогическое высказывание с учетом правил речевого этикета.

Познавательные:

  • Формировать умение работать с художественными текстами.
  • Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять её с учётом решаемых задач.
  • Извлекать нужную информацию и применять её.
  • Развитие умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
  • Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
  • Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Ход урока

I. Оргмомент. Подготовка к уроку, приветствие учащихся

II. Мотивирование на учебную деятельность

Просмотр фрагмента Ералаш «Ночь перед экзаменом».

Учитель: Как вы считаете, какое отношение данный видеофрагмент имеет к нашему уроку?

Когда надо начинать готовиться к экзаменам?

Чтобы не стать героями подобных роликов, предлагаю вам начать подготовку уже сейчас.

III. Актуализация знаний

1. Работа с эпиграфом

Учитель: Эпиграфом к нашему уроку я решила взять слова Л.Н.Толстого: «Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей»

Давайте вспомним, что такое «эпиграф» (ответы учащихся)

Как вы понимаете смысл этого высказывания?

Посмотрите внимательно на этот текст. Вам ничего не кажется странным?

Совершенно верно. В этом тексте много повторов. Как вы считаете, мог допустить ошибку такой великий автор?

Давайте попробуем сравнить:

На картине мы видим красивую, светлую веранду. В центре веранды стоит небольшой столик с осенним букетом. По периметру веранды стоят скамейки, которые очень сочетаются с самой верандой.

Оправдан ли повтор в данном тексте? Докажите.

IV. Целеполагание, постановка проблемы

Итак, тема нашего урока «Повтор: ошибка или средство художественной выразительности?»

Как вы считаете, что мы должны сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

Какова наша цель? (найти способы исправления повторов)

Каковы наши задачи? (научиться видеть в тексте повторы и исправлять их, в собственных текстах не допускать неоправданных повторов)

V. Поиск путей решения проблемы

Сейчас я предлагаю вам попробовать исправить ошибки в неудачных текстах.

Ваша задача: устранить повтор и сказать, что вы для этого сделали, заполнить кластер «Как исправить повтор в тексте».

Что такое кластер?

Сначала предлагаю поработать вместе. Внимание на доску.

  • Был солнечный день. День был теплый.

- объединить несколько предложений в 1 с ОЧП

  • Шар вырвался из моих рук и полетел. Шар был большой, ярко-красный. Скоро он стал еле заметен.

- объединить предложения, превратив одно из них в словосочетание.

Вы уже догадались, что работать вы сегодня будете в группах. У вас на столах памятки, в которых написаны правила работы в группах. Перед началом работы прочтите их еще раз, если вы вдруг что-то забыли. Работать сегодня вы будете с раздаточным материалом, который потом поместите в свою тетрадочку с правилами.

(* группы сформированы по уровню знаний учащихся, раздаточный материал подобран соответствующе, распечатан на бумаге разных цветов: желтый - легкий уровень, зеленый - средний, красный - сложный)

Замечательно! Теперь каждая группа приступает к своему заданию.

Вы получили раздаточный материал.

Ваша задача: исправить ошибку, подумать, как назвать способ, с помощью которого вы это сделали, и продолжить заполнение кластера.

Время работы: 2 минуты

Группа 2**.

Задание: устраните повторы в тексте, используя слова для справок.

Ошибку исправьте в карточке ручкой.

Как называются такие слова?

  1. Начался разлив. Разлив - тяжелое время для зверей и птиц, живущих на речных островах.
  2. С поля медленно поднимался туман. Белый туман застилал все доступное для глаз.

Слова для справок: половодье, дымка, мгла.

____________________________

Группа 1*.

Задание: устраните повторы в тексте.

Ошибку исправьте в карточке ручкой.

Какую часть речи вы использовали для устранения повтора?

  1. На ферме разводят крольчат. Крольчата хорошо растут.
  2. В клетку к лебедям подселили длинного фламинго. Сначала фламинго вел себя беспокойно, но потом освоился.

____________________________

Группа 3***.

Устраните ошибки в тексте ручкой.

Попытайтесь вспомнить, как называется такой вид речевой ошибки.

  1. На крыше висели ледяные сосульки.
  2. В детском саду много маленьких малышей.
  3. Юная молодёжь гуляла до поздней ночи.
  4. *Птенцы падают вниз на землю.
  5. *Начало представления в 19 часов вечера.

Группа 1: заменить местоимением.

Группа 3: заменить синонимом.

Группа 2: исключить лишнее.

1. Систематизация знаний

Выступление представителей групп, заполнение кластера с его демонстрацией в презентации

Учитель: Какой мы сделаем вывод из этой части нашего урока?

Мы доказали, что повтор - речевая ошибка? Объясните, почему мы можем так считать.

(Повторы делают нашу речь скудной, некрасивой. Для устранения повторов необходимо работать над своей речью)

Кто-то знает, как называется термин, обозначающий повтор: ТАВТОЛОГИЯ (термин записывается в рабочие листы)

2. Решение проблемы

Учитель: В формулировке темы нашего урока есть 2 часть, в которой говорится о выразительности повтора. Давайте попробуем доказать и эту мысль.

Перед вами раздаточный материал.

Самостоятельно прочтите «Функции лексического повтора в тексте».

ФУНКЦИИ ЛЕКСИЧЕСКОГО ПОВТОРА В ТЕКСТЕ

Функция №1. СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

С помощью лексического повтора можно подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов.

Функция №2. СРЕДСТВО ПРИДАНИЯ ЯСНОСТИ ВЫСКАЗЫВАНИЮ, помогающее избежать туманности изложения.

Функция №3. ФУНКЦИЯ НАРАСТАНИЯ

Повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования. Эта функция родственна первой функции, указанной выше. Разница состоит в том, что нарастание выражает постепенность увеличения силы эмоций.

Функция №4. РИТМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Повторение одних и тех же единиц (слов, словосочетаний и целых предложений) способствует более четкой ритмической организации предложения, часто приближающей такую ритмическую организацию к стихотворному размеру.

Функция №5. СРЕДСТВО СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Эта функция реализуется главным образом ритмом, который образуется из-за повторения слов и словосочетаний.

Время работы - 1 минута.

Теперь внимание на доску.

Что же такое лексический повтор?

Давайте озвучим основные функции лексического повтора.

Посмотрите на предложения и определите, какую функцию использовали авторы в своих текстах.

  1. «Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза». Есенин С.А.
  2. «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» Гоголь Н.В. «Тарас Бульба»
  3. Еду, еду в чистом поле;
    Колокольчик дин-дин-дин…
    Страшно, страшно поневоле
    Средь неведомых равнин.
    Пушкин А.С. «Бесы»
  4. Язык мой - враг мой. Пословица

В качестве доказательства того, что лексический повтор является средством выразительности, давайте вспомним, как называются фигуры речи, построенные на повторе (анафора, эпифора). Термины записываем в тетрадь.

Ана́фора - стилистическая фигура, состоящая в повторении языковых элементов: звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда...

Эпи́фора - стилистическая фигура, художественный приём, заключающийся в повторении конечных языковых единиц (звуков, слов, грамматических форм)...

Термины-антонимы

3. Систематизация знаний

Учитель: Мы с вами плодотворно поработали над чужими текстами. Теперь пришло время создать собственные.

Я предлагаю вам написать сочинение о повторах. Поразмышляйте над высказыванием Игоря Григорьевича Милославского: «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего». У каждой группы будет свое задание. Группа 3* сформулирует тезис, группа 1*** подберет аргументы, а 2 группа** напишет вывод.

Какой тип речи вы выберете для сочинения? Вспомним законы построения текста-рассуждения.

Индивидуальное домашнее задание: КЛАСТЕР сочинение-рассуждение.

VI. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

Работать мы будем с текстом Дмитрия Сергеевича Лихачева из «Писем о добром и прекрасном», который называется «Как писать». Этот текст послужит материалом для написания сочинения.

«КАК ПИСАТЬ»

(1)Каждый человек должен так же писАть хорошо, как и говорить хорошо.(2) Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать. (3) В языке сказывается интеллигентность* человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность»* в широком смысле этого слова.

(4) Прежде всего одно общее замечание. (5)Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. (6)Чтобы научиться писать, надо писать! (7) Нельзя обставить себя хорошими рекомендациями, кАк писать, и сразу начать писать правильно и хорошо: ничего не выйдет. (8!)Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания (их можно и нужно писать как можно раньше - не худо еще в юные годы - о своем детстве, например).

(9)Надо всегда конкретно представлять себе или воображать читателя будущей работы и как бы записывать свою беседу с ним. (10)… записав свою речь к воображаемому читателю, надо затем ее максимально сократить, исправить, освободить от неточностей, от чрезмерно вольных, «разговорных» выражений.

(11)Обогащение и легкость письменного языка часто идут от разговорного языка. (12)Из разговорного языка можно заимствовать отдельные слова и целые выражения. (13)Но надо помнить, что разговорные выражения настолько стилистически сильны и заметны в письменном языке, что в точном научном языке их нельзя повторять в близком расстоянии друг от друга.

Интеллигентность - степень образованности и воспитанности человека, проявляющиеся как готовность к постоянной умственной деятельности, к освоению своей и иной культуры, как способность постоянно приобретать знания, понимать других людей.

Опрятный - в современном русском языке обозначает `чистый, чистоплотный, тщательно убранный.

Для работы вам 5-7 минут.

Защита групповой работы. По итогу работы получается одно общее сочинение, котрое учитель клеит на лист.

VII. Рефлексия

Как вы считаете, мы справились с нашей задачей, которую ставили в начале урока?

(Да, мы доказали, что повтор может быть и средством художественной выразительности и речевой ошибкой).

Ребята, мы сегодня выполнили еще одну важную задачу: совместными усилиями мы создали сочинение на лингвистическую тему, это задание 13.1 из экзамена для 9 класса!

VIII. Оценивание

1) Вы сегодня плодотворно поработали, предлагаю теперь самостоятельно оценить свою работу в раздаточном материале. Прошу обратить внимание, что результат самооценки не равен отметке за урок, это возможность самостоятельно оценить, насколько вы смогли разобраться в данной теме.

  • 5 - все понял, могу объяснить другому
  • 4 - все понял, но объяснить не смогу
  • 3 - надо повторить, чтобы понять материал полностью
  • 2 - ничего не понял.

Поставьте оценки за каждый вид работы, который указан в РМ.

2) Есть ли среди вас дети, которые заработали 5 карточек за урок?

3) Индивидуальное задание - оценки

IX. Домашнее задание

В качестве домашнего задания предлагаю:

  1. Сочинение на тему «Лексический повтор - средство художественной выразительности».
  2. Дополнительное задание по желанию на оценку:
  • * Написать сочинение-рассуждение с использованием лексических повторов.
  • ** Подобрать пословицы и поговорки с использованием лексических повторов.
  • *** Подобрать примеры анафоры и эпифоры в лирических произведениях.

Приложения