О разности подходов в симптоматике детей с СДВГ (аналитический обзор литературы)

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: гиперактивный ребёнок, гиперактивное поведение, гиперактивные дети, СДВГ


В последние несколько лет проблема работы с гиперактивными детьми для воспитателей и специалистов детских садов становится всё актуальнее. В медицинских картах детей, поступающих в детский сад, часто встречается заключение неврологов - синдром дефицита внимания с гиперактивностью. СДВГ - расстройство развития ребёнка, вбирающее в себя различные виды отклонений, в основном поведенческих. Таких детей очень трудно организовать, настроить на работу, сложно добиться результата в той или иной деятельности.

На протяжении многих лет врачи и психологи разных стран не могут прийти к единому мнению о симптомах данного заболевания и причинах его возникновения. Причины отклонения от норм поведения чаще всего лежат в особенностях развития мозга ребёнка и факторах, влияющих на это развитие. В книге «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» А.Л.Сиротюк пишет: «Современные нейропсихологические исследования показывают, что у 70% детей нарушение возникает в подкорковых и стволовых отделах головного мозга, которые в большей степени формируются внутриутробно или при рождении и закладывают основу для всего последующего развития» [7].

Б.Р.Ярёменко в книге «Минимальные дисфункции головного мозга у детей» в качестве причин возникновения СДВГ рассматривает органические поражения головного и спинного мозга, полученные в интернатальный период.

Однако более современные исследователи оспаривают эту точку зрения. Так, О.Е.Зиновьева в статье «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей» пишет, что «Наличие в анамнезе факторов раннего органического повреждения ЦНС удаётся выявить не у всех пациентов с СДВГ. Важная роль в развитии данного синдрома принадлежит наследственным факторам» [5]. В качестве доказательств автор приводит результаты исследований генетиков и указывает на высокую частоту гиперактивности среди родственников гиперактивных детей.

В.Хольцапфельв своём труде «Дети, нуждающиеся в особом уходе», который является пояснением к лечебной педагогике Рудольфа Штайнера, указывает на то, что физическое состояние матери во время беременности влияет на поведение ребёнка. Хольцапфель пишет: «...почти всякое заболевание матери, в том числе недостаточное питание, определённые медикаменты, яды, витамины, радиационное поражение, шоки, травмы, физические и психические перегрузки могут, особенно в ранней стадии беременности, создать угрозу благополучию ребёнка» [9].

Коллектив авторов H.H.Заваденко, А.С.Петрухин, О.И.Соловьёв в книге «Минимальные мозговые дисфункции у детей» выделяют три группы факторов, влияющих на развитие данного синдрома у детей:

  • генетические факторы;
  • повреждение центральной нервной системы во время беременности и родов;
  • негативное действие внутрисемейных факторов [4].

В статье «Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: современные взгляды на этиологию, патогенез, подходы к коррекции» М.Е.Маменко указывает на необходимость междисциплинарного подхода в решении проблемы СДВГ. Он говорит о том, что «Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей - чрезвычайно сложная проблема, лежащая на грани педагогики, психологии, педиатрии и соматической медицины» [6].

Актуальность изучения СДВГ обусловлена тем, что понимание происходящего с ребёнком позволит найти правильный подход к организации процессов его воспитания и обучения, а при несвоевременной диагностике и отсутствии коррекции данное состояние может привести к внутрисемейным проблемам и формированию асоциального поведения.

Родители, педагоги, психологи и психиатры не могут прийти к единому мнению: учить, лечить или достаточно любить и понимать беспокойного ребёнка с СДВГ.

Рассуждая о трудности лечения и обучения М.И.Буянов в «Беседах о детской психиатрии» пишет об исправлении различных отклонений характера у детей и подростков с помощью морального воздействия и указывает на продуктивность работы тандема врач - педагог.

Р.Т.Бойард и Д.Боярд в книге «Ваш беспокойный подросток» дают совет родителям и педагогам, сталкивающимся с проявлением импульсивности и гиперактивности у детей: «Для того, чтобы изменить другого человека, надо принять его таким, каков он есть, и каким вы, судя по всему, его принять пока не можете» [1]. Опираясь на данное представление современной психологии и психотерапии, авторы дают советы по планомерному выстраиванию отношений с гиперактивным ребёнком.

С.Харланд в книге «Гиперактивный или одарённый» рассуждает о том, что у детей-индиго, которые обладают высокоразвитым интеллектом и ярко выраженными творческими способностями очень часто проявляется синдром гиперактивного поведения. «Их поведение столь разительно отличается от поведения других людей, что они зачастую вызывают у окружающих недовольство, нелегко приспосабливаются к обществу и с большим трудом поддаются воспитанию» [8] - пишет автор. Харланд отмечает так же сложности при обучении детей с СДВГ: «"Гиперактивные" дети, как правило, с большим трудом могут сидеть на одном месте, часто в середине урока они вдруг начинают прыгать или выкрикивать что-то, совершенно не относящееся к занятиям. Поскольку степень сосредоточенности у них очень мала, они не усваивают большую часть того, о чём говорится на уроке, и часто отвлекаются на другие вещи» [8].

Автор книги «Школьные трудности нестандартных детей» А.О.Дробинская рассказывает о том, что проблемы взаимодействия гиперактивных детей с родителями и одноклассниками часто перерастают в более сложные проблемы личностного характера. «Постоянные негативные переживания, заниженная самооценка приводят к тому, что умственная деятельность ребёнка снижается, падает его интеллектуальная продуктивность, он перестаёт полноценно использовать в учёбе свои потенциальные возможности, а то и вовсе прикладывать какие-либо усилия, не справляется с заданиями, которые были ему до этого вполне доступны. Чувство страха и напряжения, которые часто сопровождают те или иные трудности ребёнка, парализуют его познавательную активность, часто приводят к агрессии, направленной на окружающих или на самого себя» [3].

Таким образом, проанализировав информацию литературных источников, можно сделать вывод, что при организации занятия с ребёнком с СДВГ перед учителем и воспитателем помимо общих учебных задач ставятся дополнительные задачи: работа с неречевыми психическими процессами, поддержание устойчивого эмоционального состояния ребёнка и концентрация его внимания на действиях педагога и содержании занятия.

Список литературы

  1. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. - М.: Просвещение, 1991.
  2. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. - М.: Просвещение, 1986.
  3. Дробинская А.О. Школьные трудности нестандартных детей. - М.: 2001.
  4. Заваденко H.H., Петрухин А.С., Семенов П.А. и др. Лечение гиперактивности с дефицитом внимания у детей: оценка эффективности различных методов фармакотерапии. Московский медицинский журнал, 1998. С. 19-23.
  5. Зиновьева О.Е. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2014; (1): 4-8
  6. Маменко М.Е. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: современные взгляды на этиологию, патогенез, подходы к коррекции. Здоровье ребёнка №5 (65), 2015.
  7. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. - М.: ТЦ Сфера, 2002 - 128 с.
  8. Харланд С. Гиперактивный или сверходарённый? Как помочь нестандартным детям. - СПб.: издательская группа «Весь», 2004.
  9. Хольцапфель В. Дети, нуждающиеся в особом уходе: К лечебной педагогике Рудольфа Штайнера. Калуга: «Духовное познание», 1999.
  10. Ярёменко Б.Р., Ярёменко А.Б., Горяинова Т.Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей. - СПб.: Салит-Медкнига, 2002. - 128 с.