Народная музыка в моей семье. Проект

Разделы: Музыка

Ключевые слова: народная музыка


Выполнила:
Евсюкова София,
ученица 8-го класса

Руководитель:
Красновская А.В.,
учитель музыки

Введение

Музыка и пение играют важную роль в жизни каждого человека на протяжении всей его жизни. Они объединяют людей самых разных взглядов, возрастов, национальностей, и в горе, и в радости, укрепляют силу духа, что способствует противостоянию бедам и тяготам жизни.

Казачья музыка и пение - и есть народные, так как создавались казаками в местах их службы. На сложение казачьих песен оказали влияние русские, украинские народные песни и думы, авторские произведения российских композиторов. В наше время традицию казачьих песен, песенное наследство стараются сохранить через фольклорные коллективы, а также в семьях потомственных казаков. С самого раннего детства я слышала от своей бабушки, что наш род идет от моего прапрадеда, казака. Поэтому тема казачьей народной песни мне очень интересна и актуальна.

Актуальность проекта: К сожалению, в наши дни наблюдается утрата связей между поколениями, а музыка и любимые песни могут стать объединяющей силой всех членов семьи и в дальнейшем будут передаваться от поколения к поколению.

Цель проекта: изучить традиции народной музыки и пения в истории моей семьи пяти поколений по родословной.

Задачи проекта:

  • узнать семейные традиции музыкальных и вокальных способностей членов моей семьи;
    а) история переселения прапрадеда с семьей на Дальний Восток;
    б) узнать из воспоминаний моей бабушки о музыкальных и вокальных способностях моих предков;
    в) рассказать о моей маме, её влиянии на моё музыкальное и вокальное воспитание:
    г) рассказать о своих увлечениях, связанных с музыкой и пением;
  • познакомиться с творчеством кубанского казачьего хора;
  • рассказать о самых популярных казачьих песнях;
  • изучив особенности традиций моей семьи, обобщить роль народной музыки и пения в истории моей семьи;
  • подготовить презентацию по теме проекта.

2. Изучив особенности традиции моей семьи, обобщит роль народной музыки и пения в истории моей семьи.

Ожидаемые результаты: Работа над данным проектом поможет мне узнать много нового о семейных традициях, музыкальных и песенных предпочтениях моей семьи и о жизни моих предков, а также познакомиться с современными народными казачьими хорами и их репертуаром.

Объекты исследования: Члены моей семьи, творчество известных казачьих хоров, современные авторы песенного народного творчества.

Методы реализации проекта:

  • краеведческие исследования истории родословной моей семьи;
  • изучение творчества казачьих хоров через интернет;
  • систематизация и анализ собранного материала;
  • подготовка доклада и презентации.

Основная часть

Музыка и пение сопровождают человека с самого его рождения. Еще, находясь в колыбельке, и даже в утробе матери, ребенок слышит мелодичные напевы колыбельных песен, С самого раннего детства, сколько я себя помню, мама пела мне колыбельные песни, а потом и бабушка. В доме часто звучала музыка, исполнялись песни самых разных жанров и репертуара, но мне особенно нравились мелодичные русские народные песни. Я даже подпевала маме «Валенки, валенки», «Ой, мороз, мороз, не морозь меня…»

Волею судьбы моя семья оказалась в Китае, и я родилась в Шанхае. В четырехмесячном возрасте меня вывезли в Россию, где я прожила по четырех лет. За это время я успела полюбить родную музыку и песни, впитать в себя родную культуру.

Меня с детства интересовало прошлое моих предков и, благо, что со мной всегда была моя бабушка Людмила Григорьевна Клапкова, в девичестве - Индык, которая познакомила с моим прадедом Григорием Степановичем Индык и прапрадедом Степаном Николаевичем Индык, а также со всей своей семьей по линии своего отца, моего прадеда.

Степан Николаевич потомок казаков Кубани. Официально казачье войско было сформировано в 1860 году. Родился прапрадед в 1876 году в г. Екатеринодаре, который с 1920 года стал называться Краснодаром. Еще до революции в семье появились дети. Дочь Мария (1906 г.) родилась Екатеринодаре, мой прадед Григорий (1910 г.) родился в г.Славгород на Алтае и сын Василий (1913 г.) там же.

На снимке прапрадед Степан Николаевич Индык с женой Евдокией и старшей дочерью Марией в г.Екатеринодаре.

Крайний справа - отец моего прапрадеда Степана Николаевича - Николай.
Так выглядела традиционная семья кубанских Казаков.

Мой прадед окончил 4 класса церковно-приходской школы в г.Славгород и считался грамотным человеком. Грянула революция 1917 года и Степан Николаевич оставляет Алтай и казачество, выезжает в Приамурье. Местом пристанища семьи стала станция Бурея. К тому времени уже была построена транссибирская железнодорожная магистраль. Рос поселок железнодорожников станция Бурея, и строилось паровозное депо. Для дальнейшего развития железной дороги требовались специалисты и рабочие. Прапрадед к тому времени был высококлассным телеграфистом, и он возглавил местный телеграф.

Прапрабабушка Евдокия оставалась хранительницей домашнего очага и хорошей певуньей. Она-то и привила любовь к народной музыке и пению своему сыну Грише. Уже в семь лет он взял в руки гармошку и до конца своих дней сохранил эту любовь. Надо отметить, что музыкальной грамоте прадед никогда и нигде не обучался. Был самоучкой. Он обладал исключительным музыкальным слухом и с легкостью мог подобрать любую мелодию, пропеть её. Почти все свадьбы и семейные торжества в Бурее проходили с неизменным присутствием Григория Степановича.

Из рассказа бабушки я узнала о семейных музыкально-песенных традициях. Когда бабушка была еще совсем маленькой, то любила петь вместе с отцом. Папа ставил ее на табуретку, и они вместе пели «Ой, то не вечер», «Любо, братцы, любо». «Шел казак на побывку домой», «Ты ж мене пидманула», «Не для тебя Дон разольется» - народная казачья песня.

Бабушка помнит, как у них в садочке почти каждые выходные, собирались соседи, приходили дедушка с бабушкой, накрывали стол с нехитрыми угощеньями под раскидистой черемухой и пели красивые мелодичные песни под гармонь папы моей бабушки. Звучало многоголосие. Пели красиво, что слушателей собиралось за двором много со всей улицы. Многоголосие - это склад музыки, основанный на одновременном сочетании и звучании нескольких голосов. В народных песнях различают гомофонию, в которой главный, наиболее мелодически развитый голос сочетается с нейтральными мелодически подчиненными голосами. Прапрабабушка Евдокия всегда была запевалой, как прабабушка рассказывала моей бабушке, что она всегда вела песню, а потом подключались другие голоса. Мой прадед Григорий Степанович унаследовал вокальные способности от своей мамы и тоже пел красиво.

Григорий Степанович не был участником ВОВ, потому что он был инвалидом детства: у него одна нога бала короче другой на 5 см. Зато он водил паровозные эшелоны с военной техникой и продовольствием, так как всю свою жизнь был железнодорожником.

Работал в Бурейском паровозном депо. В свободное от работы время он работал на заимке, где выращивали сельхозпродукцию для фронта. А, ещё он был высококлассным охотником. В годы войны добывал мясо диких животных тоже для защитников Родины. Прадед все успевал и работать, и содержать семью, и отдавать все силы для обеспечения Победы на фронтах Великой Отечественной войны. Он был награжден медалями «За победу над Германией» и «За Победу над Японией», хотя и не принимал непосредственного участия в боях.

Семья моей прабабушки: Жуковец Устинья и Жуковец Павел Демьянович, родители моей бабушки Людмилы Григорьевны, были переселенцами из Белоруссии и 1906 году осели в Завитинском уезде Приамурья. Прабабушка Александра Павловна родилась в 1911 году 9 мая. После окончания Великой Отечественной войны эта дата стала Днем Победы. Вся семья в этот день праздновала два праздника. Из рассказов моей бабушки я узнала и судьбу моих предков по линии прабабушки. Семья Жуковец была белорусской. Они уроженцы Могилевской губернии. Александру, прабабушку, в самом раннем детстве прапрабабушка Устинья научила прясть пряжу и вязать вещи на спицах. Долгими зимними вечерами они пряли на веретено пряжу и пели свои белорусские песни. В годы военного лихолетья эти навыки вязания и прядения помогли выживать семье, а пение помогало не поддаваться унынию. Прабабушка обшивала всю семью и одевала в вязаные вещи. Дети носили пуховые шапочки, варежки, шарфы, платки, шали, кофточки, гамаши собственного производства. Пух и шерсть были домашними, так как кроликов держали всегда и козочек тоже, да и собачий пух тоже был в ходу.

Кроме казачьих песен звучали и народные песни, а также и советские. До сих пор моя бабушка Людмила Григорьевна поет мне многие песни из своего далекого детства, юности и молодости и я обожаю их слушать. У нее всегда находятся песни к любому слову.

Я люблю слушать рассказы моей бабушки об ее детстве и их семейном укладе. Из рассказов бабушки я узнала, что она пела в школьном хоре и даже пела дуэтом со своей подружкой Ниной Золотаревской (Овчаровой) на сцене районного Дома культуры («То березка, то рябина, куст ракиты над рекой», стихи Антона Прищельца, композитор Дмитрий Кобалевский.

Эта песня со временем стала одним из символов воспевания России). Потом песни сопровождали ее всю жизнь. Как бабушка говорит, что песня строить и жить помогает. После окончания института бабушка была направлена в город Курган, где работала на стекольном заводе главным энергетиком и участвовала в художественной самодеятельности Дома культуры. Пела в дуэте со своей знакомой Кирст Анжелой. Она пела вторым голосом, а подружка - первым. «То не ветер ветку клонит, не дубравушка шумит» (слова Семена Стромилова, музыка Александра Варламова). Эта песня - неотъемлемая часть души русского человека. Написана она в 1840 году. И другие песни были в их репертуаре. Жаль, что тогда не записывали на видео и не делали снимков. Хорошо, что бабушкина память возвращает ее к истокам своей жизни и дает возможность мне знать и помнить историю моей семьи.

Моё любопытство заставляло бабушку вспоминать многие моменты её жизни. Особенно, я любила слушать её рассказы и песни вечерами, когда мы укладывались спать. Под пение колыбельных песен, рассказы сказок и интересных историй я засыпала сладким сном. Родной, успокаивающий голос бабушки убаюкивал меня. Мне казалось, что она, прямо, как Арина Родионовна для Александра Сергеевича Пушкина.

В семье пели все, хотя никто не имел специального образования, и никто не стал профессионалом. Родной брат бабушки Геннадий Григорьевич окончил Владивостокский военно-морской институт. Пел сначала в школьном хоре и был там солистом, затем хоровое пение было с ним в студенческие годы, и везде, где бы он потом ни работал.

Правда, из семерых детей моего прадеда пели только моя бабушка Людмила Григорьевна и ее Брат Геннадий. Зато дети моей бабушки: Светлана - моя тетя, моя мама Александра учились в музыкальной школе.

Тетя по классу фортепиано, а мама - по классу аккордеона, но они потом выбрали совсем другие профессии, хотя пели и поют до сих пор в кругу семьи. Моя двоюродная сестра Аня, дочь тети Светланы, выучилась игре на гитаре в музыкальной школе п.Новобурейского.

Бабушка 26 лет водила детей в походы, и Аня была ее незаменимым помощником в посиделках у костра и пением песен под гитару. Песни Юрия Визбора, Александра Розенбаума и сейчас любимы в моей семье. Жаль, что я не застала эту интересную жизнь с бабушкиными походами.

Мой дед Александр Дмитриевич Клапков, папа моей мамы, в одном из первых десантов прибыл на строительство Бурейской ГЭС в далеком 1976 году. Он играл на гитаре и пел. Музыкального образования у него не было. Он пел в кругу друзей, а также на семейных посиделках. Умер рано, ему было всего 52 года.

Бабушка ушла на заслуженный отдых в 2013 году, когда мне исполнилось 4 года, и мы сразу уехали в Китай.

В китайском детском саду меня научили танцевать народные танцы, петь народные китайские песни, но я всегда знала и слушала русские песни, которые мы вместе пели дома с мамой и бабушкой. Нас даже на телевидение приглашали с песней «Катюша», которую мы с мамой пели в русских народных костюмах, обыгрывая элементами русского народного танца. В Китае тоже любят наши песни, такие как: «Катюша» (музыка М.Блантера, стихи М.Исаковкого), «Ой, рябина-рябинушка» (музыка Евгения Родыгина на слова Михаила Пилипенко), «Шуми, Амур, шуми, наш батюшка» (поэт Сергей Феоктистов, композитор В.Румянцев), «Подмосковные вечера» (Стихи Михаила Матусовского, музыка Василия Павловича Соловьева-Седого) и др. Особенно их любят и поют люди пожилого возраста.

Обучаясь в начальной школе "Golden Apple School" города Чэнду провинции Сычуань, я все шесть лет пела в школьном хоре. Наш хор неоднократно участвовал в городских конкурсах хоров и неизменно занимал первые, вторые места. Это был один из лучших школьных хоров города. Также я четыре года занималась в Королевском Британском балете. Имею серебряную медаль за успехи. Занятия балетом оборвались с травмой копчика и последние три года не танцую. Теперь только пою и то только дома. Думаю, что в своей новой школе я тоже смогу петь в хоре. Первого сентября 2023 года я пришла впервые в российскую школу и учусь в восьмом классе. Я хотела бы здесь и петь и танцевать.

Любовь к танцам также идет из глубины моей семьи по линии папы. Его дед Воронцов Александр был танцовщиком в Екатеринбургском театре, а его бабушка Маргарита была в том же театре костюмером. Правда, мне не довелось с ними жить, но об этом я знаю из рассказов моих родителей.

Современный автор казачьей песни Александр Розенбаум «Есаул молоденький». Эта песня особенно известна и любима поколению моей бабушки.

Текст песни прилагается.

«Под ольхой задремал есаул молоденький,
Приклонил голову к доброму седлу.
Не буди казака, ваше благородие,
Он во сне видит дом, мамку да ветлу.
Он во сне видит Дон, да лампасы дедовы,
Да братьев-баловней, оседлавших тын,
Да сестрицу свою, девку дюже вредную,
От которой мальцом удирал в кусты.
А на окне наличники
Гуляй да пой, станичники,
Черны глаза в окошке том,
Гуляй да пой, казачий Дон.
Не буди, атаман есаула верного,
Он от смерти тебя спас в лихом бою.
Да еще сотню раз сбережет, наверное,
Не буди, атаман, ты судьбу свою.
Полыхнули кусты иван-чаем розовым,
Да со скошенных трав тянется туман.
Задремал под ольхой есаул на роздыхе,
Не буди своего друга, атаман».

У бабушки дома была целая подборка виниловых пластинок, среди которых были и казачьи песни. Розенбаум был особенно любим. В связи с переездом, бабушка подарила огромный набор пластинок с песнями различного жанра и репертуара краеведческому музею п.Новобурейского.

Не стало в доме патефона и проигрывателя, так как появился компьютер. У каждого члена семьи есть теперь мобильные телефоны, которые легко заменяют любые электронные гаджеты.

Вывод

Сейчас можно найти в интернете интересующую тебя новость или любую другую информацию. Это помогло мне узнать недостающие данные о моей семье, о моих предках.

Пять поколений я смогла проследить из рассказов бабушки и своей мамы и, конечно, из Интернета. Составила схему родословной.

Схема родословной моей семьи

В ходе подготовки проекта я смогла познакомиться с историей народной казачьей песни, с современными творческими коллективами. Кубанский казачий хор - хоровой певческий коллектив, основанный в 1811 году. Единственный в России профессиональный коллектив народного творчества, имеющий непрерывную преемственную историю с начала 19 века.

В ноябре 2023 года этот коллектив приезжает с гастролями в город Благовещенск. Я обязательно с бабушкой пойду на концерт. Многие песни я слушала и смотрела в интернете. Слушая их песни, я ощущаю духовную связь с моими предками.

В репертуаре Кубанского хора в настоящее время есть такие песни:

  1. «Каким ты был таким ты и остался, орел степной, казак лихой!» (композитор И.Дунаевский) - автор стихов Михаил Исаковский, который написал всенародно известные песни: «Ой, цветет калина» (композитор И.Дунаевский). При сотрудничестве с композитором Матвеем Исааковичем Блантером написаны песни: «Катюша», «Одинокая гармонь», «В лесу прифронтовом», «Лучше нету того цвету», «Враги сожгли родную хату».
  2. «Огонек» (композитор неизвестен).
  3. «Ой, то не вечер» - русская народная песня.
  4. «Сон Стеньки Разина» - русская народная песня.
  5. «Казачья молитва» - русская народная песня.
  6. «Черный ворон» - русская народная песня.
  7. «Взяв бы я бандуру» - украинская песня.
  8. Из песен Победы: «Смуглянка» - Анатолий Григорьевич Новиков, автор песни на слова Якова Захаровича Шведова.

В ходе подготовки проекта я смогла узнать о творчестве Донских и Кубанских казачьих хоров, а также выяснила и уточнила авторов песен, которые есть в репертуаре Кубанского казачьего хора и любимы многими поколениями моих предков.

Заключение

Работа над данным проектом помогла мне узнать много нового о семейных традициях, музыкальных и о песенных предпочтениях моей семьи и о жизни моих предков, а также познакомиться с современными народными казачьими хорами и их репертуаром.

Цель проекта достигнута: я изучила традиции народной музыки и пения в истории моей семьи пяти поколений по родословной.

Список используемых источников.

  1. Рассказы моей бабушки Л.Г.Клапковой (Индык), моей мамы А.А.Евсюковой (Клапкова).
  2. Архив Амурской области.
  3. Интернет https://kkh.ru (Кубанский казачий хор).
  4. Розенбаум Александр, официальный сайт http://rozenbaum.ru.
  5. Интернет, Википедия. Авторы песен.