Учебник: «Основы православной культуры». Т.А.Костюкова, О.В.Воскресенский, К.В.Савченко, Т.Д.Шапошникова.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: раскрыть значимость колокольных звонов в истории и культуре русского народа.
Задачи:
- познакомить с историей возникновения колоколов на Руси;
- познакомить с особенностями и разнообразием колокольных звонов;
- сформировать собственный слушательский опыт и личное мнение об услышанных колокольных звонах;
- способствовать патриотическому воспитанию ребёнка;
- воспитывать бережное отношение к традициям русского народа, почитающего колокол, как символ русской земли;
- пробуждать интерес к историческому прошлому и культурному наследию своей Родины, воспитывать чувство гордости за свою страну.
- Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, переносить полученные выводы в повседневную жизнь;
- развивать творческое мышление, культуру общения.
Планируемые результаты
Обучающиеся должны:
- Предметные:
- познакомиться с историей возникновения колоколов на Руси;
- знать о значении колокольного звона для православного человека;
- познакомиться с особенностями и разнообразием колокольных звонов.
- Метапредметные:
- развить умение анализировать, сравнивать, обобщать, применять полученные знания в ситуации интеграции изучаемой темы с созвучными в других предметных областях, переносить полученные выводы в повседневную жизнь
- Личностные:
- сформировать собственный слушательский опыт и личное мнение об услышанных колокольных звонах.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Подготовка к изучению нового материала
<Приложение 1> Слайд 1
Учитель читает отрывок из стихотворения Марии Гордиенко:
Давно известно: на Руси
Звук колокола свят и светел.
Он всей земле благовестит,
Летя по небу, словно ветер.
Звени же, "Колокол", звени!
Ты вестник счастья наших судеб!
И зажигай в сердцах огни,
Неся тепло и радость людям!
Звучит колокольный звон. Слайд 2
- О чем пойдет речь сегодня на уроке? О чем на Руси говорили, что он плывет, может быть малиновым, серебряным, праздничным, красным?
Дети высказывают предположения.
- Да, ребята, верно. Наши предки, как и мы с вами, слышали голоса колоколов. Издревле о них слагались легенды и песни. Издавна считалось, что колокола «глохнут», т.е. не звучат, если отливали их люди злые и нечестные. А ещё известны случаи, когда они начинали звучать сами по себе, предупреждая людей об опасности. Многие верят, что звуки колоколов способны лечить и возвращать душевный покой.
3. Изучение нового материала
- Первые колокола появились далеко от России: по одним сведениям, это произошло в Китае в XII-III веках до н.э., по другим - в Италии, в провинции Кампаньи в IV веке н.э., когда епископу Ноланскому Павлину однажды приснился сон - ангел с чудесно звенящими полевыми колокольчиками. И верно, форма колокола и форма цветка колокольчика очень похожи. Удивительно, но первые колокола изготавливались не из колокольной меди, а из дерева, камня и даже стекла. И назывались они иначе - кампаны (по названию местности Кампанья в Италии, где их изготавливали).
Слайд 3
- Так откуда же взялось слово «колокол»? Первые летописные упоминания о колоколах на Руси датированы 988 г. Это время зарождения христианства. Слово «колокол» образовалось от старинного русского слова «коло», что означает «круг», «чаша». И действительно, форма колокола не что иное, как опрокинутая чаша, из которой изливаются звуки. Только в одной стране мира - России - живёт колокольная музыка.
Слайд 4
- Колокола были и есть в разных странах, но только на Руси колокольный звон стал национальным искусством, вошёл в музыку, отразился в литературе, в живописи.
А где живут колокола? Как живут?
Дети отвечают на вопросы преподавателя.
Слайд 5
- Верно, на колокольне, если семья колоколов располагается друг под другом, и в звоннице, если рядом.
А для чего на Руси звонили в колокола?
Дети выдвигают версии.
Слайд 6
- Верно. Колокольные звоны во все времена были особым языком, способным передавать на большие расстояния важную информацию.
Во-первых, это был сигнал оповещения о тревожных и радостных событиях.
Слайд 7
Набат - сигнальный, тревожный звон в один колокол или било, отличающийся от обычных колоколов более пронзительным звучанием. Слыша его, люди понимали, что нужно отложить все дела и объединиться для принятия решения или срочной помощи, будь то пожар или замеченные поблизости враги. Интересно, как передавался этот звон: начинался набат в районе несчастья, его подхватывали соседние церкви, за теми - соседние к ним. Слайд 8
В Кремле даже есть Набатная башня. Когда-то на ней висел набатный колокол. Его звон слышали по всей Москве.
А есть путеводный колокол, в него никто не звонил, его раскачивал ветер. Слыша его, путники находили дорогу к жилищу.
Слайд 9
Звук вечевого колокола был сигналом к народному собранию (вече) в древнерусских городах Новгороде и Пскове.
Слайд 10
Но главное предназначение колоколов было, есть и будет участие в церковной жизни.
Колокол всегда воспринимается нами как голос церкви!
Прежде, чем поднять колокол на звонницу, он всегда освящался и напутствовался церковною молитвой. Поэтому считали, что колокольный звон имел особую силу: освящал своим звоном воздух и изгонял из него вредоносные силы. А человека укреплял в благочестии и вере, наставлял молитвою и славословием противостоять «всем диавольским наветам». Слыша церковный звон, в старое время народ снимал шапки и крестился, призывая на себя благодать Божью.
В православном храме колокола делятся на три вида: самые большие - благовестники, средние, малые.
Слайд 11
Каждый из этих колоколов звонил в определённых случаях, в определённой последовательности, а люди, слыша эти звоны, понимали, о чём они вещают.
Сначала о самых больших колоколах:
Благовестники - праздничные колокола, несущие благие вести. Среди остальных они самые большие.
Воскресные колокола - чуть меньше и немного легче, чем благовестники. Звонили в них по воскресеньям и великим праздникам.
Средние колокола использовались для украшения основного звона. Регистр их звучания выше, чем у «басовых» колоколов-благовестников.
К малым колоколам относятся зазвонные и подзвонные. Без их высоких заливистых голосов колокольная музыка была бы лишена особой красочности.
Слайд 12
По-разному можно звонить в колокола.
Виды звона:
Благовест - особенно торжественный праздничный колокольный звон, при котором ритмично ударяют в один самый большой колокол.
Слайд 13
Трезвон - один из праздничных звонов, при котором ударяют в разные колокола одновременно в 3 приёма с паузами.
Перезвон - удары в разные колокола поочерёдно, обычно от большого колокола к малым. Этот звон сопровождает церковную службу и может быть не только светлым, но и скорбным (перебор)
Слайд 14
Погребальный звон (перебор) - скорбный звон от малых колоколов к большим в память об умершем человеке. В самом конце ударяли сразу во все колокола. Это момент прощения и прощания.
Звучит колокольный звон. Праздничный, свадебный, звон колокола, зовущего на молитву.
Слайд 15
- А как звонят в колокола?
Практическая работа
- Возьмите колокольчики и позвоните. Что вы делаете, чтобы колокольчик зазвучал? (раскачивать колокол).
Дети описывают свои действия. Чтобы язык ударился о стенку колокольчика, колокольчик надо раскачать.
- Верно. Европейские колокола до сих пор управляются таким способом, т.е. их раскачивают. Но таким способом можно управлять лишь небольшими колоколами. Россия же славится умением изготавливать очень большие колокола, которые просто так не раскачаешь.
И тогда звонари стали раскачивать не сам колокол, а… (его язык).
Как вы думаете, почему?
Учащиеся пытаются объяснить.
- Да, ребята. Язык значительно легче, чем сам колокол.
На Руси научились отливать такие огромные колокола, язык которых один человек сдвинуть с места не в силах, потому на колокольнях и был придуман особый механизм - педали, наступая на которые при помощи веса своего тела звонари могли раскачать язык и такой громадины.
Какой колокол известен во всем мире?
Дети: Царь-колокол.
Слайд № 16.
Подготовленный ученик рассказывает о Царе-колоколе.
Это Царь-колокол. Его отлили отец и сын Моторины - русские мастера-литейщики. Его вес составляет 200 т. После того как колокол остыл, с него сняли кожух, и в литейную яму спустились чеканщики. Они прорабатывали рисунки на поверхности колокола, так как после литья изображения получаются недостаточно четкими. Эта работа заняла полтора года и не была закончена в связи с пожаром в мае 1737 г. Москвичи, тушившие пожар, поливали колокол водой, опасаясь, что он расплавится. Но от неравномерного охлаждения колокол треснул во многих местах, а одна трещина оказалась роковой: кусок его чаши попросту отломился. Повреждения колокола были настолько серьезны, что работы по отделке его украшений прекратили, и он около 100 лет пролежал в литейной яме. Только в 1836 г. его оттуда подняли и установили на постаменте у колокольни "Иван Великий".
- Как вы думаете, от чего зависит звучание колокола?
Дети высказывают свои предположения: от сплава металлов, от размера и силы удара.
- Я бы ещё добавила к этому списку толщину стенок колокола
С давних пор на Руси известно выражение «малиновый звон». Сразу возникает ассоциация с чем-то особенно приятным, сладким, вкусным. На самом деле, название «малиновый звон» произошло вовсе не от ягоды малины. Есть такой фламандский город Малин, стоит он на реке Диль. Там есть собор Синт-Ромбаутскерк, построенный в XIII-XVI веках. Он известен своим красивым колокольным звоном - отсюда название.
К колоколам на Руси всегда относились бережно и почтительно. Колоколам, как людям, давали имена. У колокола есть уши, крепление. За которое подвешивают колокол, язык, металлический стержень, который, раскачиваясь, ударяет по стенке колокола, туловище.
К колоколам на Руси всегда было особое отношение: литьё их считалось делом богоугодным и очень уважаемым.
Сегодня колокололитейные заводы есть в нескольких крупных городах России. Но раньше таких возможностей не было, и мастера-литейщики справлялись с трудным делом так:
- Вырывалась яма, в которой особым образом готовилось дно (площадка из глины или кирпича должна была быть идеально ровной).
- Из глины готовилась форма с пустотой внутри, а по краям ямы строились несколько печей для плавки металла.
- В форму по нескольким каналам заливали расплавленную колокольную медь (смесь бронзы и олова). Для особой красоты звука к смеси могли добавлять и серебро.
- Яму накрывали и ждали, когда металл постепенно остынет.
- Затем форму освобождали от земли, разбивали глиняный кожух, а колокол извлекали и несли к священнику для благословения.
О колоколах складывали легенды, их наказывали, отправляли в ссылку, вырывали язык, чтобы колокол замолчал, даже уничтожали. Например, Новгородский вечевой колокол был «арестован» за содействие бунтарям по приказу Ивана Грозного. Колокол сняли и повезли в Москву, чтобы тот «покорился» и звучал в лад с московскими колоколами. С этого момента начались две легенды. По одной из них колокол недалеко от Новгорода «перевернул» сани, на которых его везли, и упал в овраг, после чего его было приказано разбить на мелкие кусочки. Но люди, якобы, собрали осколки и отлили знаменитые валдайские колокольчики, которые звенят под дугой в упряжи лошади. В народе говорили, что в день, когда все колокольчики соберутся вместе, оживёт и вечевой колокол. По второй легенде Новгородский колокол благополучно довезли до Москвы, где его перелили в набатный колокол и целых двести лет он находился на главной звоннице, пока однажды не напугал своим басом царя Фёдора Алексеевича, за что был «сослан» в монастырь г.Архангельска.
- Звонить в колокола было любимым занятием русских. Широко известен обычай в Пасхальную неделю, пускать на колокольню всех желающих, и звон в эти праздничные дни, как правило, продолжался весь день.
Звучит праздничный пасхальный звон.
- Что вы чувствуете, когда слышите колокольный звон?
Дети отвечают.
- Вот так, как вы сейчас, услышав колокольные звоны, вдруг начинали говорить в своих произведениях поэты, писатели, композиторы и художники. Давайте послушаем строки, написанные нашим современником Юрием Сомовым под впечатлением от колокольного звона:
Когда ты слышишь звон колоколов,
Душа вдруг замирает бесконечно
И в этот миг о тяжести оков
Не думаешь, а думаешь о Вечном.По капельке вливается в тебя
Душевная живительная влага
И хочется обнять весь мир, любя,
И раствориться в нем, другим во благо.А сердце, окрыленное мечтой,
Вновь видит твою главную дорогу.
Знакомые слова молитвы той,
Наполненной любовью к людям, богу…
Человек, колокола, душа, Вечность, храм, молитва…
Разве может существовать одно без другого?
А как вы понимаете слово «молитва»? (просьба, обращение к Богу)
Слайд 17
А может ли быть молитва в камне, в красках, в звуке?
Ответы детей.
- В народе говорили, что если икона - это молитва в красках, храм - молитва в камне, то колокол - это молитва в звуке.
Так говорили в народе. Колокольные звоны ещё называют «звучащей иконой». Очень меткое определение!
Через ощущения разных людей, описавших колокола в музыке, литературе и живописи, мы учимся слышать их по-своему. И эти произведения также, как и сами колокола, таят в себе удивительные, порой неожиданные открытия.
Посмотрите на картину И.Левитана.
«Вечерний звон» - так назвал своё творение художник.
Как вы думаете, почему картина носит «музыкальное» название?
Дети рассказывают, что они видят на репродукции картины церкви, наверное, художник слышал колокола, когда рисовал свою картину, и время, судя по всему, вечерней службы.
- Давайте рассмотрим репродукцию картину. Посмотрите на доску, кому плохо видно, можно открыть учебник на стр. 20. Можно ли эту картину назвать музыкальной? Что является источником колокольного звона?
Дети говорят, что это маленькая церковь.
- Жаль, что мы не можем заглянуть за границу нарисованного, но даже сейчас видно, какие просторы охвачены вечерним колокольным звоном!
А какими красками вы нарисовали бы колокольный звон?
Ответы детей.
4. Подведение итогов урока
- Представить колокольные звоны без России невозможно. Колокола были и есть в разных странах, но только на Руси колокольный звон стал национальным искусством, голосом православной церкви, вошёл в музыку, отразился в литературе, в живописи.
5. Рефлексия
- Что нового вы сегодня узнали? Расскажите о том, что вы узнали о колоколах, используя иллюстрации в учебнике к уроку «Колокола».
Ответы детей.
Звучит колокольный звон.
Учитель читает стихотворение «Звонят колокола святой Руси» (Вадим Задорожный)
Звонят колокола святой Руси,
Перекликаясь с ветром льются звоны.
Тепло на сердце, Господи, прости,
Грехи земные и прими поклоны.
И помоги с дороги не свернуть,
Не оступиться, обойти пороки.
Позволь добро всем людям донести
В наш мир неугомонный и жестокий.
Храни любовь от мрака и от лжи,
Убереги от боли и потери,
Заблудшим душам место укажи,
Прости им всё и дай в себя поверить.
Звонят колокола святой Руси,
Сердца и души счастьем наполняют,
В надежде землю грешную спасти
Нас исцеляют радугою рая.
Источники
- А.Мень Православное богослужение. Таинство, Слово и образ. - М.: СП «Слово», 1991.
- Белов А. Когда звонят колокола. - М., 1988.
- https://azbyka.ru/audio/kolokola-rossii.html
- https://pravosakh.ru/kolokola-na-rusi-ot-neobhodimosti-k-estetike/
- http://www.portal-slovo.ru/art/36100.php
- http://www.pravoslavie.ru/sretmon/uchil/kolokola.htm
- http://urok.1sept.ru/articles/658413/
- https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-orkse-kolokola-1639684.html