Цель: сформировать у обучающихся понятие «Арктика», учить находить и показывать ее на карте, ознакомить обучающихся с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы зоны для человека, ее использованием.
Задачи урока:
- расширить знания детей о природе Крайнего севера;
- обогащать словарный запас детей;
- способствовать развитию познавательной активности у учащихся;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Формирование универсальных учебных действий:
Познавательные УУД:
- осознание ценности познания для развития человека;
- проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний;
- устанавливать связи и зависимости между объектами (часть - целое; причина - следствие; изменения во времени и в пространстве);
- формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
- понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания).
Коммуникативные УУД:
- в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
- признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; приводить доказательства своей правоты;
- соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование).
Регулятивные УУД:
- осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
- объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя.
Личностные УУД:
- повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности
- развитие потребности в самовыражении и самореализации
- планирование самостоятельно или с помощью учителя действия по решению учебной задачи;
- осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Учитель читает стихотворение «Наша Родина».
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом - снега и вьюга.
Когда глухая ночь у нас
Чернеет за оконцем,
Дальневосточный край в тот час
Уже разбужен солнцем.
И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше чем за десять дней -
И то едва домчится…
Н.Забила
- Сегодня я приглашаю вас на экскурсию в самые северные районы нашей страны. Как вы думаете, какую одежду нам необходимо взять с собой?
Дети высказывают свое мнение.
- Да, верно. На полюсах лучи солнца плохо нагревают поверхность Земли, они лишь скользят по ней. Кто помнит, как называются места с одинаковыми климатическими условиями, почвами, растительным и животным миром? (Природные зоны).
- Итак, мы отправляемся в царство льда и снега, в зону арктических пустынь. <Приложение 1>
3. Изучение нового материала
Работа с картой
Слайд 2
- Сначала давайте определимся, где находится зона арктических пустынь. Посмотрите на карту природных зон нашей страны. Посмотрите условные обозначения, покажите эту зону.
Слайд 3
- Крайний север нашей страны называют Арктикой. Эта зона островов Северного Ледовитого океана.
- Почему океан Ледовитый? (Покрыт льдом)
- Над ледяными просторами скапливается холодный воздух, который, распространяясь на юг, приносит холодный воздух, похолодание. Поэтому Северный Ледовитый океан называют «холодильником» страны.
Слайд 4
- Как вы думаете, почему эта зона называется пустыней? Подберите однокоренные слова к слову «пустыня». Нам сегодня предстоит выяснить, действительно ли в Арктической пустыне пусто?
Гипотеза: в Арктических пустынях пусто.
- Климат на этой территории очень суровый. Холодные порывистые ветры гуляют по безмолвным снежным просторам. Зима очень холодная и длится 10 месяцев. Над засыпанной снегом сушей и над водой, покрытой льдом (до 3-5 метров), свирепствует пурга. Морозы достигают -50 - 60 градусов.
Солнце в течении нескольких месяцев не появляется над горизонтом, стоит длинная полярная ночь. Только луна и звезды могут освещать эту ледяную пустыню.
Но вдруг…
Что за чудо-чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит-пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь чудесный,
Золотой костер небесный?
Никого за тучей нет.
Это с неба льется свет.
- О каком природном явлении идет речь в этом стихотворении? (Северное сияние)
Слайд 5
- Северное сияние - необычное явление в природе. Оно выглядит как разноцветный переливающийся занавес, который постоянно колышется в небе и меняет цвета.
Слайд 6
- Лето длится два месяца. В это время наступает полярный день. Солнце не заходит за линию горизонта, но его лучи лишь скользят по поверхности. Здесь и летом дуют пронизывающие ветра. Температура воздуха около нуля.
- Вы внимательно слушали рассказ, активно участвовали в обсуждении. А сейчас прошу выполнить задание.
Работа в парах.
Дети открывают учебник, читают текст параграфа и вставляют пропущенные слова. <Приложение 2>
Заполни пропуски.
Арктика - это огромное пространство __________________ океана, с ___________ и ___________.
Солнце направляет на это пространство ________________ лучи.
Оно ______________, но не _____________.
Зимой в Арктике ___________________________.
Темноту освещают: луна, звезды и __________________.
Дуют ________________, бушует _____________.
Температура опускается до ______________________ градусов.
Летом в Арктике ___________________ , но ________________ тоже нет.
Это зависит от географического _________________ арктической зоны.
Температура лишь на ______________________выше ___________.
Слова для справок: Морями, полярная ночь, нуля, тепла, ветры, Северное сияние, косые, положения, светит, Северного Ледовитого, островами, греет, пурга, несколько градусов, минус шестидесяти, полярный день.
Проверка выполненного задания.
- Молодцы! Продолжим.
Слайд 7
- Летом из растительности можно встретить мхи и лишайники. Кое-где растет полярный мак и камнеломки.
И так, мы выяснили, что зона Арктических пустынь расположена на островах Северного Ледовитого океана. А что такое остров?
Ответы детей.
- А как вы думаете, в холодной воде кто-нибудь живет?
Ответы детей.
- Конечно, в море-океане жизнь бурлит.
Слайд 8
- А если есть рыба, есть и другие животные. Летом Арктика оживает. Сюда слетается огромное количество птиц. Они питаются рыбой, рачками, моллюсками. Птицам, когда они сыты, не холодно. Сюда птицы прилетают выводить птенцов. Гнездовье птиц называется птичьим базаром. Говорят, что на один квадратный метр могут усаживаться до 100 птиц. А что такое базар? Подберите синоним к этому слову.
Ответы детей.
- А тихо ли на рынке?
Слайд 9
- Вот и здесь птицы суетятся, кричат. Плаксиво кричат чайки, трескучими голосами кричат крачки. Монотонные пересвисты выводят кулики.
Слайд 10
- Посмотрите на этих удивительных птиц. Кайры стоят на лапах, опираясь на хвост. Смотрят в сторону моря. Время от времени они оглашают воздух пронзительными криками. На суше кайры неуклюжи, но, завидев рыбешку, кайра ныряет и чудесно чувствует себя под водой. Там она может пробыть несколько минут. Кайры обычно откладывают по одному яйцу. Яйца крупные, удивительной формы, разной расцветки: белые, желтые, зеленые с желтыми пятнышками. Что по форме напоминает яйцо кайры?
Практическая работа
- Правильно, грушу. Давайте проведем эксперимент. Попробуйте покатить грушу. Вспомните, где кайры откладывают яйца? Как вы думаете, почему у яиц может быть такая странная форма?
Дети высказывают свои предположения.
- Ученые до сих пор не пришли к единому мнению. Но вы дали интересное объяснение. Устойчивость такого яйца, отложенного на выступе отвесной скалы, существенно выше по сравнению с яйцами традиционной формы.
4. Физкультминутка
5. Продолжение работы по теме урока
Слайд 11
- На небольших островах около Новой Земли гнездятся гаги. Их бурое оперение сливается с фоном каменистого грунта, кое-где покрытого травой. Гнездо утка выстилает пухом. Яйца большие, белые. Гаги небольшие птицы. У них короткие ноги ярко-красного цвета. Хвост длинный. Эти птицы прекрасно летают. Осенью они улетают на юг и до места зимовки пролетают 20-30 тысяч километров. Этих птиц ценят за их пух. Гагачий пух идет на утепление одежды. А как вы думаете, ребята, почему птицы гнездятся очень скученно? (Холодно, есть еда, защита от врагов).
Здесь же в Арктике можно увидеть чаек, гагарок, тупиков.
Слайд 12
Кроме птиц море кормит и более крупных животных: тюленей, моржей.
Длина тела тюленя - 1.5-2 метра. Шерсти мало, зато есть толстый слой жира. Форма тела прекрасно подходит для плавания: тело вытянутое, голова маленькая, безухая. Конечности превратились в ласты. Летом у самки тюленя появляется детеныш. Шубка у него белоснежная. Его так и называют - белёк. Как вы думаете, почему шубка у них белая?
-Тюлень питается рыбой. А тюленями полярная акула и белый медведь. Некоторые виды тюленей занесены в Красную книгу.
Близкие родственники тюленей - моржи. Длина тела моржа достигает 3 - 5 метров. Морж весит примерно одну тонну. Жир достигает 300 кг. Кожа моржа толстая, у самцов до 10 см толщиной. На глубине 20 - 30 метров подо льдом темнота. Дно морж исследует с помощью толстых усов. А еще у самцов есть большие клыки до 50 см. Как вы думаете, для чего они нужны?
- Да, верно. А еще они рыхлят ими дно, а также бивни помогают моржам выбираться на льдины. Моржи живут стадами. И, если их спугнуть, то стадо лавиной скатывается в море. А на лежбищах после этого могут оставаться задавленные особи. Поэтому моржовые лежбища охраняются. Рядом с ними запрещается проходить судам, пролетать самолетам. Главные враги моржей - люди, киты-косатки и белые медведи.
Слайд 13
- Самым крупным обитателем этой зоны является белый медведь. Его размеры достигают 3 метров, а вес 800 кг. Мех медведя очень густой и длинный, особенно на брюхе. Медведь прекрасный ныряльщик. Под водой он может находиться до трех минут. Толстый слой жира позволяет медведю плавать в ледяной воде. На суше этот хищник тоже ловок. С легкостью перепрыгивает он двухметровые сугробы. Свою добычу видит далеко. На расстоянии двух километров. Да и запах улавливает тоже на расстоянии нескольких километров.
Прямо во льдах медведица устраивает берлогу. В декабре рождает 2 - 3 детенышей. Медвежата живут в берлоге 3 - 4 месяца, потом выходят наружу. Численность белых медведей невелика. Они занесены в Красную книгу. Единственный, кто может навредить медведю - человек.
Слайд 14
- В Арктических водах водятся еще киты-косатки. Что вы знаете об этих животных?
Ответы детей.
- Мы с вами выяснили, каковы особенности живой природы. Найдите в учебниках иллюстрацию, посвященную живой природе Арктики. На основе полученной информации и иллюстраций учебника составьте пищевую цепочку (работа в парах)
Ответы обучающихся.
Слайд 15
- А вот что касается населения, то оно очень незначительное. Здесь работают ученые-полярники. Они изучают природу живую и неживую. В этой зоне найдено много полезных ископаемых. Летом вдоль берегов океан освобождается ото льда. И сотни судов спешат доставить людям продукты питания, оборудование, машины. Этот период называется навигацией. В другое время используется для прохождения во льдах - ледоколы. За ледоколами уже идут суда. Какой хозяйственной деятельностью еще могут здесь заниматься люди?
- Конечно, люди занимаются рыболовством.
А как вы думаете, существуют ли экологические проблемы в этой малонаселенной зоне?
Дети высказывают свое мнение.
- В настоящее время природе Арктики нанесен огромный ущерб. Стали редкими некоторые виды животных. В Красную книгу России внесены белый медведь и морж. Воды северных морей загрязняются мусором, это плохо сказывается на жизни обитателей этой зоны. Но люди предпринимают меры по защите природы этого сурового края. Об арктическом заповеднике «Остров Врангеля» вам расскажет ваш одноклассник.
Сообщение обучающегося.
Слайд 16
6. Итог урока. Рефлексия
- Подведем итоги. Кто запомнил, какая температура зимой в Арктике?
Ответы детей.
- Легко ли в таких условиях жить? Так пусто ли в арктических пустынях?
- Нет.
Наша гипотеза оказалась неверной. Кого же можно встретить в Арктике? Что нового вы узнали? Что было интересно?
Учащиеся делятся мнениями об уроке.
- И в завершение урока попробуйте разгадать кроссворд. <Приложение 3>
Дети разгадывают кроссворд, работая в парах.
- Какое же ключевое слово у вас получилось? (Арктика)
- Молодцы!
Источники
- https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-18052023-n-372/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-nachalnogo-obshchego/
- Я иду на урок в начальную школу: Природоведение. Книга 1: Книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
- Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс: пособие для учителя /Т.Н.Максимова. - М. : ВАКО, 2021
- https://vsegda-pomnim.com/pustyni/11030-zona-arkticheskih-pustyn-96-foto.html
- https://oir.mobi/684163-severnoe-sijanie-arkticheskih-pustyn.html
- https://priroda.club/priroda/14534-rastenija-arkticheskih-pustyn-rossii-52-foto.html
- https://animals.pibig.info/34829-arkticheskie-ryby.html
- https://givotniymir.ru/ekologicheskie-problemy-severnogo-ledovitogo-okeana/
- https://okeaninfo.ru/ispolzovanie-resursov-severnogo-ledovitogo-okeana
- https://sci-nature.ru/wp-content/uploads/2016/03/3.jpg
- https://rtraveler.ru/photo/122752/
- https://www.rus-arc.ru/guide/view/ostrov-gukera-skala-rubini/
- https://gelio.livejournal.com/268223.html
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%B0%D0%B9%D1%80%D0%B0
- https://ecopeterburg.ru/2022/03/29/%D1%85%D0%BE%D0%B7%D1%8F%D0%B9%D0%BA%D0%B0-%D0%B0%D1%80%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8/
- https://www.den-za-dnem.ru/gal/displayimage.php?pid=5198
- https://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-po-okruzhajuschemu-miru-zona-arkticheskih-pustyn
- https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/434886/Yazyk_kosatok_i_ego_dialekty
- https://sdelanounas.ru/blogs/149113/
- https://loveopium.ru/texnika/atomnye-ledokoly-novye-pokoriteli-arktiki.html
- https://geoglob.ru/10-fakts/reserve/zapovednik-vrangelya/
- https://travelask.ru/blog/posts/16104-pochemu-yaytsa-kayry-takoy-strannoy-grushevidnoy-formy