В Федеральном государственном образовательном стандарте обозначена необходимость и важность привести современное школьное образование в соответствие с потребностями времени, современного общества, которое отличается изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким и неотъемлемым внедрением информационных технологий. Главным становится функциональная грамотность.
Современное понимание функциональной грамотности, это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Одно из направлений функциональной грамотности является математическая грамотность.
Математическая грамотность - это способность человека формулировать, интерпретировать, оценивать математические знания и умение их применять в реальной жизни.
Рассмотрим некоторые приёмы умственных действий, которые способствуют развитию математической грамотности.
Анализ и синтез
Это важнейшие мыслительные операции. Анализ связан с выделением элементов данного объекта, его признаков или свойств. Синтез - это соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое. В мыслительной деятельности человека анализ и синтез дополняют друг друга, так как анализ осуществляется через синтез, синтез - через анализ.
Способность к аналитико-синтетической деятельности находит свое выражение не только в умении выделять элементы в единое целое, но и в умении включать их в новые связи, увидеть их новые функции.
Формированию этих умений может способствовать: а) рассмотрение данного объекта с точки зрения различных понятий; б) постановка различных заданий к данному математическому объекту.
Сравнение
Этот прием играет особую роль в организации продуктивной деятельности младших школьников в процессе обучения математики. Формирование умения пользоваться этим приемом следует осуществлять поэтапно, в тесной связи с изучением конкретного содержания.
Классификация
Это распределение объектов по группам в зависимости от общего признака.
Обобщение
Выделение существенных признаков математических объектов, их свойств и отношений - основная характеристика обобщения.
Для эффективного развития математической грамотности учащихся мы используем задания различных типов.
Задание на соотнесение знаковой и словесной формулировки
Детям предлагается соотнести числовую запись примера и его словесную формулировку.
Например:
5+8
14-5 7+4 |
К пяти прибавить восемь
|
Так же можно предложить такое задание: Числовое выражение 25-12 Артем прочитал так: «Из двадцать пять вычесть двенадцать» Прав ли он?
Учащимся предлагается прочитать словесные формулировки числовых выражений. Записать их с помощью цифр и знаков действий и найдите их значения.
- К четырём прибавить два, а затем из суммы вычесть два.
- К девяти прибавить один, а затем из суммы вычесть один.
- Из семи вычесть четыре, а затем к разности прибавить четыре.
- Из шести вычесть три, а затем к разности прибавить шесть.
Для большего интереса учеников эти задания можно использованием как игровой момент. Например, эту игру назовём "Расшифровщик", т.к. действительно осуществляется перевод со словесной математической трактовки на символическую.
Работа по этому заданию начинается с чтения предложений. Потом дети записывают их с помощью чисел и знаков действий и вычисляют.
Математические диктанты
Учащимся даётся задание записать данные числовые выражения в тетрадь и найти их значения.
- Из одиннадцати вычесть девять.
- Сумма чисел восьми и семи.
- Первое слагаемое двенадцать второе слагаемое восемь.
Математический диктант можно провести в виде игры «Верно. Не верно» Ребятам предлагается словесная формулировка высказывания, которую нужно перевести в знаковую форму, затем определить ложность данных высказываний.
- Двенадцать больше трёх на девять;
- С восьми часов утра до пятнадцати часов того же дня прошло шесть часов;
- сумма семи и восьми равна шестнадцать;
- шестнадцать меньше семи.
Игровые моменты на знание математических терминов
Для проверки или закрепления знаний математических терминов можно предложить классу следующие игровые задания:
- Учитель или ученик называет часть слова (вычита...) и бросает мяч. Другой ученик должен поймать мяч и дополнить слово (... емое).
- Противоположные слова. Назвать слова, противоположные по значению.
- Прямая -
- Равенство -
- Четное -
- Математическая анаграмма. Ученикам предлагался комплект слов, в которых буквы перепутаны местами. Нужно восстановить типичный порядок слов. Скажем:
- УМАСМ - СУММА.
- АЕМОСЛАГЕ (слагаемое).
- ЧИТАВЫЕМОЕ (вычитаемое).
- Для проверки или закрепления математических знаний можно провести «Терминологическую викторину»:
- Линия, которую невозможно свернуть? (прямая)
- Оценка плохого ученика? (два)
- Часть прямой, но не луч. (отрезок)
- Ребус: в букве О число 7. (восемь)
- Единица измерения длины, равная 100 см (метр)
- Соедини название величины и то, что удобней измерить этой величиной.
Сантиметр
|
Расстояние между городами
|
После выполнения задания, учащимся предлагается составить собственный пример на каждое данное математическое понятие.
Для образования и становления математических представлений, математической речи учащимся нужно предлагать упражнения на независимое составление сходственных заданий.
Работа над звуковой стороной речи сводится к образованию верного произношения и грамотного математического чтения всякого задания. Для удачного решения этой задачи учитель должен следить, прежде всего, за своей речью, а после этого за речью учащихся.
Задания на преобразование информации
Задания развивают умение учащихся читать таблицы и диаграммы и находить в них необходимую информацию. И так же наоборот заносить данную информацию в таблицу и преобразовать её в диаграмму.
Работа над задачами
Отдельная работа идёт по формированию умения работать над текстовой задачей. Учащиеся с точки зрения математической грамотности должны знать и понимать понятие «задача», из каких составляющих частей состоит задача (условие, вопрос), должны осознавать связь условия задачи и вопроса задачи. Для этого в работе мы использовали следующие задания:
Составление текста задачи по рисунку
Данное задание поможет учителя понять правильно ли сформировано представление ученика о понятии «задача».
Детям демонстрируется рисунок и дается задание: «Составь и реши задачу». Если такая задача входит в содержание урока её необходимо решить.
Представление ситуации, описанной в задаче, в реальной жизни
Например, после того как учащиеся решили задачу:
«Маша ездит в школу на автобусе. От дома до остановки Маша идет 5 мин, едет в автобусе 10 мин и еще 7 минут идет с остановки до школы. Сколько времени нужно Маше, чтобы добраться до школы?», детям на дом дается задание: узнать, сколько времени у Вас занимает дорога до школы, до ближайшего магазина, кинотеатра и т.п. Так дети учатся правильно высчитывать нужное для чего-либо время.
Также, с учениками можно обыграть ситуации похода в магазин: один ученик выступал в роли продавца, другие покупателями. Эту работу можно организовать в группах.
При изучении темы «Периметр», находим периметр не только фигур, представленных в учебнике, но и периметр класса, а дома найти периметр своей комнаты. Используя знания, полученные на уроке в жизни, дети лучше усваивают значение понятий.
Работа над данным видом заданий была интересна абсолютно всем учащимся, так как она проходит в игровой форме.
Задача с недостающими данными
Чтобы её решить необходимо дополнить условие задачи необходимыми данными.
«Мальчику купили игрушки: мишку и машину. Машина стоит 25 рублей. Сколько стоят вместе мишка и машина?
Задачи с избыточными данными
В задачах присутствуют дополнительные ненужные данные; учащиеся должны выделить те данные, которые необходимы для решения и исключить лишние, ненужные.