Под дислексией понимается речевое нарушение, характеризующееся стойкой избирательной невозможностью освоить чтение при сохранном слухе и интеллекте. Проблема кроется в неспособности освоить буквы, сливать в слоги, читать слова, предложения. Неправильное прочтение слов, угадывание ведет к непониманию смысла.
Эти проблемы вызывают трудности в обучении в школе. Иными словами, дислексия - нарушение восприятия информации, влекущее за собой проблемы с чтением и письмом, влияющее на концентрацию, память, самоорганизацию.
Постепенно кооличество детей с таким заболеванием увеличивается, дети обучаются в общеобразовательных школах, поэтому в данный момент каждому педагогу важно знать специфику и проявления этого заболевания.
Выделяют следующие признаки дислексии:
- проблемы обработки и понимания услышанного;
- трудности при формулировании ответов на вопросы;
- избегание чтения и быстрая утомляемость;
- пропуски, замены букв на письме.
Обучающиеся с дислексией переживают из-за замечаний о том, что они не стараются научиться быстро читать, понимать прочитанное. Проблемы, связанные с диcлексией, разнятся от человека к человеку, поэтому основное внимание в процессе обучения должно уделяться созданию максимально благоприятной среды для обучения.
Для достижения планируемых результатов обучения применяются такие способы организации обучения, как:
- создание благоприятного климата в классе;
- использование схем при заучивании правил;
- использование сюжетных картинок при заучивании стихотворений, подготовке к изложению текста или выступлению;
- использование мультисенсорных входных данных и действий для того, чтобы дать обучающимся больше, чем один способ установления связей и изучения компетенций. Когда ребенок использует несколько чувств одновременно, мозг стимулируется различными способами. Мультисенсорная деятельность объединяет и включает в себя просмотр, прослушивание, чтение, прикосновение к объекту, физической перемещение по пространству или жесты;
- умение выстраивать алгоритмы для решения конкретных задач в контрольных, проверочных и самостоятельных работах, разбивать их на ряд простых последовательных шагов;
- анализ и выбор подходящего для обучающегося типа обратной связи: например, для кого-то будет лучше слышать слова учителя, чем получать записанные комментарии или замечания;
- обучение детей визуализации прочитанного текста: когда внимание ребенка сосредоточено на том, чтобы верно произнести слова, то ускользает осмысление прочитанного. Поэтому необходимо останавливаться при чтении каждых нескольких предложений для того, чтобы составить представление о том, что говорится в них;
- организация дополнительного времени при выполнении контрольных работ;
- обучение детей приемам мнемотехники для запоминания орфографической записи слов;
- привлечение внимания к любым достижениям ребенка;
- рассказы об известных людях с дислексией, которые испытывали трудности, но не сдавались и работали над своими сильными сторонами;
- во время прочтения текста закрывать листом бумаги текст так, чтобы было доступно только то, что нужно прочитать в данный момент;
- чтение ребенку вслух;
- организация посещения обучающимся занятий с учителем-логопедом.
Итак, предложенные методы в совокупности обеспечивают комфортные условия обучения для учащихся с дислексией. Важно отметить о том, что спланированные мероприятия в классе и вне класса, направленные на формирование в учащихся толерантности, осведомлённости о различных особенностях людей, умение совершать добрые поступки, общение уважительно с окружающими позволяет сплотить любой классный коллектив.
Список используемой литературы
- Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.-метод. пособие / Т.Г.Визель. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. - 127с.
- Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии // Развитие и коррекция. Вып. 10. - М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.
- Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. - М.: АРКТИ, 2005. - 400 с: ил.