Организация обучения младших школьников с дислексией в условиях инклюзии

Разделы: Начальная школа, Логопедия

Ключевые слова: дислексия


Под дислексией понимается речевое нарушение, характеризующееся стойкой избирательной невозможностью освоить чтение при сохранном слухе и интеллекте. Проблема кроется в неспособности освоить буквы, сливать в слоги, читать слова, предложения. Неправильное прочтение слов, угадывание ведет к непониманию смысла.

Эти проблемы вызывают трудности в обучении в школе. Иными словами, дислексия - нарушение восприятия информации, влекущее за собой проблемы с чтением и письмом, влияющее на концентрацию, память, самоорганизацию.

Постепенно кооличество детей с таким заболеванием увеличивается, дети обучаются в общеобразовательных школах, поэтому в данный момент каждому педагогу важно знать специфику и проявления этого заболевания.

Выделяют следующие признаки дислексии:

  • проблемы обработки и понимания услышанного;
  • трудности при формулировании ответов на вопросы;
  • избегание чтения и быстрая утомляемость;
  • пропуски, замены букв на письме.

Обучающиеся с дислексией переживают из-за замечаний о том, что они не стараются научиться быстро читать, понимать прочитанное. Проблемы, связанные с диcлексией, разнятся от человека к человеку, поэтому основное внимание в процессе обучения должно уделяться созданию максимально благоприятной среды для обучения.

Для достижения планируемых результатов обучения применяются такие способы организации обучения, как:

  • создание благоприятного климата в классе;
  • использование схем при заучивании правил;
  • использование сюжетных картинок при заучивании стихотворений, подготовке к изложению текста или выступлению;
  • использование мультисенсорных входных данных и действий для того, чтобы дать обучающимся больше, чем один способ установления связей и изучения компетенций. Когда ребенок использует несколько чувств одновременно, мозг стимулируется различными способами. Мультисенсорная деятельность объединяет и включает в себя просмотр, прослушивание, чтение, прикосновение к объекту, физической перемещение по пространству или жесты;
  • умение выстраивать алгоритмы для решения конкретных задач в контрольных, проверочных и самостоятельных работах, разбивать их на ряд простых последовательных шагов;
  • анализ и выбор подходящего для обучающегося типа обратной связи: например, для кого-то будет лучше слышать слова учителя, чем получать записанные комментарии или замечания;
  • обучение детей визуализации прочитанного текста: когда внимание ребенка сосредоточено на том, чтобы верно произнести слова, то ускользает осмысление прочитанного. Поэтому необходимо останавливаться при чтении каждых нескольких предложений для того, чтобы составить представление о том, что говорится в них;
  • организация дополнительного времени при выполнении контрольных работ;
  • обучение детей приемам мнемотехники для запоминания орфографической записи слов;
  • привлечение внимания к любым достижениям ребенка;
  • рассказы об известных людях с дислексией, которые испытывали трудности, но не сдавались и работали над своими сильными сторонами;
  • во время прочтения текста закрывать листом бумаги текст так, чтобы было доступно только то, что нужно прочитать в данный момент;
  • чтение ребенку вслух;
  • организация посещения обучающимся занятий с учителем-логопедом.

Итак, предложенные методы в совокупности обеспечивают комфортные условия обучения для учащихся с дислексией. Важно отметить о том, что спланированные мероприятия в классе и вне класса, направленные на формирование в учащихся толерантности, осведомлённости о различных особенностях людей, умение совершать добрые поступки, общение уважительно с окружающими позволяет сплотить любой классный коллектив.

Список используемой литературы

  1. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.-метод. пособие / Т.Г.Визель. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. - 127с.
  2. Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии // Развитие и коррекция. Вып. 10. - М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.
  3. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. - М.: АРКТИ, 2005. - 400 с: ил.