Теоретические материалы для подготовки к заданию 8 ЕГЭ по русскому языку

Разделы: Русский язык

Классы: 10, 11

Ключевые слова: ЕГЭ по русскому языку


1. Употребление падежной формы существительного с предлогом

1. Обращаем внимание на сочетания существительных со следующими производными предлогами:

Правильно: согласно расписанию, благодаря стараниям, вопреки ожиданиям

Неправильно: соответственно убеждений, согласно приказа

2. Обращаем внимание на сочетания с предлогом ПО (требует Пред. падежа, о ком? О чём)

Правильно: по приездЕ в Москву, по приходЕ на работу, по отходЕ поезд

Неправильно: по приезду, по приходу.

Правильно: по истечениИ срока, по прибытиИ поезда, возвращениИ домой, по предъявлении

Неправильно : по истечению, по прибытию.

3. Обращаем внимание на пространственные предлоги, которые образуют такие антонимичные пары:

В-из

Правильно: иду в школу - возвращаюсь из школы

Неправильно: пришёл со школы

На-с

Правильно: лечу на Камчатку - возвращаюсь с Камчатки.

Неправильно: прилетаю из Мальдив

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1. Подлежащее и сказуемое в СПП:

Те, кто опоздал, не посмотрел фильм (правильно: не посмотрели).

Те, кто приехали позже, не смогут попасть на экскурсию (правильно: приехал).

Каждый, кто читал повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям . (правильно: сочувствует).

Все, кто побывал в Крыму, увез с собой после расставания с ним яркие впечатления о море (правильно: увезли).

Вывод: все/те + глагол во мн. числе; каждый/кто+ глагол в ед. числе.

2. Не допускайте подобных ошибок:

Журнал «Природа» опубликовала статью молодого учёного.

Никто, даже лучшие ученики, не решили задачу.

Цветок лилия выросла у калитки.

3. При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием, сказуемое может стоять в единственном и множественном числе:

В составе количественно-именного сочетания - одушевленное существительное

ед.ч.
мн.ч.

Большинство депутатов проголосовало(-и) против.
Десять человек выступили(-о) с докладами.

Неодушевленное существительное

ед.ч.

Несколько альбомов лежит на столе.

Существительное опущено

ед.ч.

Большинство проголосовало против.

4. Если подлежащее выражено несклоняемым существительным, надо помнить правила определения рода таких существительных:

Несклоняемые неодушевленные существительные принадлежат обычно к среднему роду: надежное алиби, комическое амплуа, хрустальное бра, компетентное жюри, сладкое какао, шелковое кашне, кислое киви, овощное рагу.

Исключения: м.р. - горячий (и доп. горячее) кофе, пенальти (штрафной удар); ж.р. - авеню (улица), кольраби (капуста), салями (колбаса).

Киви былО кислое.

Несклоняемые существительные, обозначающие животных, относятся к мужскому роду:

быстроногий кенгуру, ловкий шимпанзе, забавный пони.

Шимпанзе с любопытством смотрел на посетителей зоопарка.

Но: иваси (рыба, ж.р.), цеце (муха, ж.р.).

Род несклоняемых существительных, обозначающих людей, определяется по соотнесенности с полом: опытный импресарио, остроумный конферансье, старший Дюма, старая леди.

У географических названий род определяется по нарицательному родовому слову: солнечный Батуми (город), широкая Миссисипи (река). Сочи встречал гостей.

У аббревиатур род определяется обычно по главному слову:

МГУ (университет, м.р.), ГЭС (станция, ж.р.), США (штаты, мн.ч.). МГУ завершил приём.

ГИБДД установила новые требования. (инспекция- главное слово в ж.р.)

МИД - исключение, муж. Род.

3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Название произведения, заключённое в кавычки и данное после родового слова (роман, повесть, журнал, газета, картина и т.п.) должно стоять только в форме И.п. (кто? что?)

Правильно:

  1. В романе Пушкина «Евгений Онегин»
  2. На картине «Боярыня Морозова»

Неправильно:

В журнале «Ровеснике» печатают много интересных статей.

В романе Толстого «Войне и мире»

НО: если родового слова нет, склонять нужно название произведения:

В сюжете «Отцов и детей» важное место занимают идеологические споры представителей разных поколений.

4. Ошибка в построении предложений с однородными членами

Правило

Пример ошибки

1. Форма однородных членов должна совпадать.

Она молода и красивая.

2. Однородные члены должны совпадать в падеже с обобщающим словом.

В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия, Италия.

3. При двойных союзах один из однородных членов ставится после первой части союза, а другой - после второй (двойные союзы: не только - но и; как - так и; если не - то; не столько - сколько; хотя и - но)

Раскольников не только убил старуху-процентщицу, но и ее сестру.
Важно: после частей двойного союза должны стоять одинаковые члены предложения.

4. Нельзя создавать неправильные пары двойных союзов.

Он не только выучил уроки, а также помыл посуду.

5. Не могут сочетаться как однородные члены инфинитив и существительное.

Я люблю футбол и плавать.

6. Нельзя объединять как однородные члены причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение.

Нам нужны специалисты, закончившие вуз и которые знают английский язык.
Сотрудники покинули лабораторию, закончив работу и когда уже был поздний вечер.

7. Внимание: однородные сказуемые!!!
Если в предложении есть 2 сказуемых, каждое из которых требует своего дополнения в определенном падеже, а дополнение только одно - это ошибка. Исправить ее можно, добавив еще одно дополнение.

Неправильно: Кажется, что А.С.Пушкин оглядывает (что?) и восхищается (чем?) любимым городом.
Правильно: Кажется, что А.С.Пушкин оглядывает (что?) любимый город и восхищается (чем?) им.
Неправильно: Раскольников придумал и восхищается своей теорией. (глаголы сочетаются с существительными в разных падежах
Правильно: Раскольников придумал (кого? что? В.п.) свою теорию и восхищается (кем? чем? Т.п.) ею.
Врач должен лечить и заботиться о больных (лечить кого, заботиться о ком).

5. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Действие сказуемого и деепричастия должно выполнять одно лицо, иначе возникают ошибки:

Неправильно: Возвращаясь домой, меня застиг дождь.

Правильно: Возвращаясь домой, я попал под дождь.

Важно: деепричастие в предложении можно заменить однородным сказуемым:

Улыбаясь, он шел по улице. - Он шел по улице и улыбался.

Важно: в безличном предложении употребление деепричастного оборота возможно, если сказуемое выражено неопределённой формой глагола:

Редактируя рукопись, необходимо учитывать авторский стиль

6. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Правило

Пример ошибки

1. Нельзя разбивать причастный оборот определяемым словом.

Просмотренная рукопись редактором лежала на столе. (Правильно: Просмотренная редактором рукопись лежала на столе.)

2. Нельзя необоснованно разбивать определяемое слово и причастный оборот (нарушение порядка слов).

Горная цепь тянется на юг, состоящая из множества хребтов. (Правильно: Горная цепь, состоящая из множества хребтов, тянется на юг)

3. Причастие и определяемое слово должны быть согласованы в роде, числе и падеже.

Большинство книг, рассказывающие о жизни рептилий, издано в нашей стране. (Правильно: рассказывающих)

4. У причастий не может быть формы будущего времени.

Ученик, напишущий изложение без ошибок, получит хорошую оценку.

5. У причастий не может быть формы условного наклонения - с частицей бы.

Каждый человек, пожелавший бы мне успеха, услышит слова благодарности.

6. Время и вид сказуемого и причастия должны совпадать.

На совещании были все, кроме делегатов, отсутствующих по уважительным причинам. (Правильно: отсутствовавших)

7. Неправильное построение предложения с косвенной речью

Неправильно: Салтыков-Щедрин писал, что «я люблю Россию до боли сердечной».

Правильно: Салтыков-Щедрин писал, что он любит Россию до боли сердечной.

Неправильно: На предложение отпраздновать победу участники турнира ответили, что мы устали и пойдём отдыхать.

Правильно: На предложение отпраздновать победу участники турнира ответили, что они устали и пойдут отдыхать. (можно употреблять мест. ТОЛЬКО 3 лица: он, она, они)

Неправильно: Н.М.Карамзин писал, что «да будет честь и слава нашему языку».

Правильно: Н.М.Карамзин писал: «Да будет честь и слава нашему языку».

Пояснение: при попытке передать косвенную речь нельзя смешивать два правила: цитирование с косвенной речью. Нужно оставить что-то одно.
Побудительное высказывание достаточно сложно переделать в косвенную речь, так как частицу Да (да будет!) нельзя оставлять.

8. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Неправильно: Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Правильно: Замрёт на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Неправильно: И.С.Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию - «испытанию любовью» - и этим раскрыл истинную сущность своего героя.

Правильно: И.С.Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию - «испытанию любовью» - и этим раскрывает истинную сущность своего героя.

Неправильно: Совещание по изменению плана работы менеджер проекта назначил на пол-одиннадцатого и предупреждал, чтобы не опаздывали.

Правильно: Совещание по изменению плана работы менеджер проекта назначил на пол-одиннадцатого и предупреждал, чтобы не опаздывали.

9. Ошибки в построении сложного предложения

1. Неправильное употребление предложений с союзным словом который (относится к последнему существительному того же рода).

Семинар был организован профессором Петровым, который прошел очень интересно. (Правильно: Семинар, который прошел очень интересно, был организован профессором Петровым)

2. Употребление составных союзов в искаженном виде.

Перед тем чтобы написать ей письмо, он долго искал нужные слова. (Правильно: перед тем как)

3. Избыточность союзных средств!!!

Он спросил, что где его вещи. (Убрать ЧТО)
Мы спросили о том, что можем ЛИ вдвоём выполнить одну проектную работу.

4. Нельзя отрывать придаточную часть от главной.

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

5. Неправильное построение СПП с указательным местоимением в главной части.

Учёные заметили о том, что озоновый слой Земли истончается. (Убрать О ТОМ)

6. Указательное слово ТО может быть лишним в главной части.

Я знаю то, что путешествие будет интересным

10. Неправильное употребление имени числительного

Важно: обращаем внимание на употребление собирательных числительных (двое, трое…, оба, обе)

В состав собирательных числительных входит девять слов: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро.

Можно:
1. С существительными, называющими лиц мужского пола (двое друзей).
2. С существительными, обозначающими детенышей животных (четверо котят).
3. С существительными, употребляющимися только во множественном числе (двое саней, трое ножниц).

Нельзя:
1. С существительными, называющими лиц женского пола (двое девочек - недопустимо).
2. С существительными, обозначающими взрослых животных (семеро слонов - недопустимо).
3. Нельзя употреблять числительные ОБА, ОБЕ с существительными, имеющими форму только множественного числа: брюки, сани, ножницы, ворота и т.п. (неправильно: в обоих воротах, у обоих брюк).

Неправильно

    К школе родители купили двое пар брюк и пару рубашек, из которых я вырос буквально за два месяца.
  1. Поутру обои подруги отправились в институт, чтобы пересдать экзамен.
  2. Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков.
  3. Трое экземпляров было передано в музей.
  4. Двое дней и ночей мы готовились к экзамену.

Правильно

    К школе родители купили две пары брюк и пару рубашек, из которых я вырос буквально за два месяца.
  1. Поутру обе подруги отправились в институт, чтобы пересдать экзамен.
  2. Из школы вышли семь девочек (женский род, нельзя собирательное) и пятеро мальчиков.
  3. Три экземпляра (не лицо мужского пола, нельзя) были переданы в музей.
  4. Два дня (не лицо мужского пола) и две ночи (женский род) мы готовились к экзамену.