Тенденция осознания современным обществом того, что навык чтения является базой успешности ребенка как личности, а дислексия - препятствие для полноценной интеграции в культурно-образовательную среду уже довольно продолжительное время является предметом научного интереса отечественных исследователей. Во всем мире в последние десятилетия отмечается рост показателей распространенности данного нарушения, предрасположенность к дислексии по оценке разных авторов обнаруживается примерно у 5-15% первоклассников. Нарушения чтения приводят к стойкой неуспеваемости учащихся практически по всем предметам и, как следствие этого, к школьной дезадаптации. Это связанно с тем, что чтение рано, буквально через год после поступления ребенка в школу, становится средством обучения. При этом далеко не у всех детей чтение становится к этому времени устойчивым и достаточно сформированным навыком. У некоторых младших школьников нарушения чтения достигают такой степени выраженности, что речь уже идет не о недостаточной автоматизации навыка, а о расстройстве процесса овладения чтением.
Устранение нарушений чтения требует организации системной скоординированной работы целого ряда специалистов. На современном этапе развития специального образования все более актуальными становятся вопросы профилактики нарушений чтения, а разработка практических рекомендаций для специалистов, работающих с детьми, имеющими предрасположенность к дислексии приобретает особое значение.
Необходимость разработки методики профилактики дислексии, которая будет содержать методические рекомендации, что позволит специалистам эффективно организовать помощь детям с нарушениями чтения и успешно интегрировать их в современную социокультурную среду обозначена в трудах многих современных авторов.
В научных трудах, посвященных исследованию нарушений чтения у младших школьников, отмечается, что дислексия является следствием недостаточной сформированности функциональной основы процесса чтения, т.е. вербальных и невербальных высших психических функций, обеспечивающих становление данного навыка (Р.И.Лалаева, Н.С.Старжинская, Т.Б.Филичева и др.). Ученые относят устную речь к числу психических функций, лежащих в основе формирования навыка чтения, (её фонетико-фонематическую сторону и лексико-грамматический строй), пространственные представления, зрительный гнозис, зрительно-моторную координацию, сукцессивные операции, слухоречевую и зрительную память, а также профиль латеральной организации (А.В. Огаркина, И.Н.Садовникова, О.А.Величенкова и др.). Совокупность нарушений указанных психических функций, по мнению исследователей, препятствует становлению навыка чтения, т.к. в этом случае сразу несколько компонентов функционального базиса чтения оказываются дезорганизованными.
Недостаточная эффективность логопедической работы, направленной на выявление, предупреждение и коррекцию указанных расстройств зачастую обусловливают серьезные трудности обучения в целом и препятствуют полноценному овладению детьми академическими знаниями.
Проблема выявления предрасположенности к дислексии у детей дошкольного возраста и профилактика нарушений чтения у первоклассников с предрасположенностью к дислексии приобрела особую актуальность (А.П.Воронова, Л.Ф.Ефименкова, Г.Г.Мисаренко, Т.Б.Филичева и др.). Достоверно оценить состояние функционального базиса чтения должна помочь комплексность программ, которые включают исследование как вербальных, так и невербальных функций, лежащих в основе формирования навыка чтения. Изучение у дошкольников уровня развития указанных функций поможет выявить группу риска возникновения дислексии и обоснованно использовать адекватные пропедевтические меры для оказания помощи каждому ребенку (А.Н.Корнев, Р.И.Лалаева, И.Н.Садовникова).
Создание научно обоснованных комплексных диагностических методик, которые направлены на выявление детей группы риска по возникновению дислексии отвечает потребностям практики дошкольных и школьных образовательных учреждений. Ошибки, отражающие освоение навыка чтения, существенно отличаются друг от друга своими характерными особенностями. Одни ошибки носят фрагментарный, нестойкий характер и исчезают по мере совершенствования данного навыка. Их принято называть ошибками «роста», или физиологическими (Б.Г.Ананьев). Другие ошибки носят стойкий повторяющийся (дислексический) характер.
Точки зрения разных исследователей, занимающихся проблемами нарушения навыка чтения, значительно отличаются друг от друга. Современными учеными не до конца разработан терминологический аппарат, вследствие чего до сих пор не найдено единого термина для обозначения данного состояния. Неоднозначен вопрос о симптоматике дислексии. Ряд авторов полагает, что дислексия - это моносимптоматическое расстройство, проявляющееся только в ошибках чтения (Р.И.Лалаева, М.Е.Хватцев и др.). Другие же считают, что дислексию необходимо рассматривать как синдром, который включает в себя, помимо недостатков непосредственно процесса чтения, комплекс речевых и неречевых симптомов (О.Б.Иншакова, А.Н.Корнев и др.). Исследованиями последних лет показана тесная связь нарушений чтения не только с недостатками речи, но и с несформированностью таких психических функций, как интеллектуальная деятельность, память, зрительнопространственные представления, зрительно-моторные и слухо-моторные координации, а также с особенностями функциональной асимметрии (А.Н.Корнев, Р.И.Лалаева, Н.Г.Лусканова, И.Н.Садовникова, А.В.Семенович, Э.Г.Симерницкая, Л.С.Цветкова и др.).
В нашей стране, да и вообще в современном мире большинство детей, поступающих в первый класс, уже умеют читать. В основном они находятся на этапе слогового чтения, но довольно большое число детей уже переходят к чтению синтетическому. В школе по итогам диагностики выявляются дети, которых относят к группе риска по дислексии. Эти дети либо не умеют читать, либо находятся на начальном этапе овладения слогослиянием и знают не все буквы, навыкам чтения их в основном научили родители, не владеющие диагностикой и методами оценки симптоматики дислексии. Прежде чем приступать к процессу обучения ребенка чтению, необходимо сформировать множество навыков, например, навыки зрительного слежения, т.к. ребенок на начальном этапе испытывает большие сложности со сканированием поля, удержанием взора на строке, прослеживанием. Детям с предрасположенностью к дислексии необходимо увеличивать количество упражнений, направленных на автоматизацию слогослияния. Специалисты подчеркивают важность обнаружения у детей предрасположенности к специфическим нарушениям чтения еще до поступления в школу или в самом начале школьного обучения (А.П.Воронова, Л.Н.Ефименкова, Г.Г.Мисаренко, А.Н.Корнев, Т.Б.Филичева, и др.). Своевременное выявление предрасположенности к дислексии у дошкольников позволит успешно предотвратить возможные трудности обучения или значительно уменьшить их. Следует подчеркнуть, что решающее значение имеет фактор времени: чем раньше ребенок попадет к специалисту, тем лучше.