Урок химии по теме "Свойства кислорода". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8

Ключевые слова: кислород


Класс: 8 класс.

Тип урока: Изучение новых понятий.

Форма: Урок-соревнование с частичной межпредметной интеграцией понятий.

Цели:

  • Образовательная цель: Изучить физические и химические свойства кислорода; рассмотреть один из способов получения кислорода в лабораторных условиях.
  • Коррекционно-развивающая цель: Коррекция и развитие произвольного внимания и слухового восприятия посредством знаково-символических представлений о предмете изучения химии.
  • Воспитательная цель: Формирование научного мировоззрения у обучающихся на уровне общеизвестных фактов и научных открытий в разных областях химии.

Оформление кабинета: портреты ученых (Д.И.Менделеев (1834-1907), Д.Пристли (1733-1804), М.В.Ломоносов (1711-1765), Р.Бойль (1627-1691).

Оборудование: «Волшебный карандаш» - простые карандаши и обычная бумажная коробка оформлена следующими названиями: «Ликвидация научный фактов: химия, биология, история, география». Кислородный компрессор; природные минералы (образцы: песчаник, мрамор, глина, мел), раковины моллюсков (двустворчатые и брюхоногие); кристаллическая сера, древесные опилки находятся в заранее приготовленной коробке.

Программное обеспечение: программно-аппаратный комплекс «Колибри. Класс», презентация PowerPoint.

Продолжительность урока: 40 минут.

Методы обучения: частично-поисковый и репродуктивный.

Структура урока

  1. Организационный этап урока.
  2. Мотивационно-направляющий этап урока с актуализаций полученных знаний.
  3. Этап постановки цели урока.
  4. Этап проверки домашнего задания.
  5. Этап изучения новых знаний.
  6. Операционно-исполнительный этап урока с физкультминуткой.
  7. Закрепление полученных знаний.
  8. Рефлексивно-оценочный этап урока.
  9. Домашнее задание

Ход урока

I. Организационный этап урока

Задание «Воздушные шарики настроения». Обучающие на перемене наклеивают разноцветные бумажные воздушные шарики на приготовленный вариант осеннего пейзажа.

Здравствуйте, обучающегося 8 класса. Урок начинается с показом шариков настроения со словами: «Для полета вы готовы?», обучающиеся отвечают: «Да, готовы!».

II. Мотивационно-направляющий этап урока с актуализаций полученных знаний

Учитель: Тема урока на доске написана не полностью, и нам нужно определить главное, ключевое слово урока. Тема урока: «Свойства ……….» (отсутствует название вещества).

В нашем уроке будет присутствовать символ «Волшебный карандаш», который послужит нам палочкой выручалочкой во многих заданиях.

Бланк «Достижений». Степень сложности заданий оценивается в баллах (от 1 до 3 баллов), на уроке лишь частичный контроль со стороны учителя.

Первое задание. «Наука начинается с тех пор, как начинают измерять» - Д.И.Менделеев, Объяснить значение фразы.

Возможные ответы обучающихся: мерить, взвешивать, владеть точными данными, на основе, которых можно сделать выводы.

Учитель: Система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство (Свободная энциклопедия). Со дня открытия периодического закона и периодической системы прошло 155 года. Юбилейный год - 2024г.

Второе задание. «Периодической таблице не грозит разрушение, а только дополнение» - Д.И.Менделеев. Почему?

Третье задание. «Химические элементы: названия, металлы или неметаллы» (на слайде 26 химических элементов, обучающиеся по цепочки их называют).

Четвертое задание: «Угадай химический элемент».

1. Математический вариант химических заданий.

К относительной атомной массе магния прибавляем относительную атомную массу кислорода. Ответ: химический элемент - кальций.

К относительной атомной массе полученного элемента прибавляем относительную атомную массу кислорода. Ответ: химический элемент - железо.

2. Составить химические формулы из полученных металлов с кислородом.

Пятое задание «Огненная материя: правда или вымысел» .

Ответ: Свободный кислород называли по-разному: «огненная материя» - Георг Шталь, «огненный воздух» - Карл Шееле, «истинный воздух» - А.Лавуазье.

III. Этап постановка цели урока

Учащиеся записывают тему урока «Свойства кислорода».

Знакомятся с целью урока.

Изучить физические и химические свойства кислорода,

IV. Этап проверки домашнего задания

Вычислите массовые доли химических элементов в бертолетовой соли.

V. Этап изучения новых знаний

Шестое задание. «Оптика и солнечный свет в опыте английского ученого Д.Пристли». Обучающиеся используют «волшебный карандаш» в качестве закладки и запоминают химическую реакцию, объясняют условия протекания химической реакции.

VI. Операционно-исполнительный этап урока с физкультминуткой

Обучающиеся встают из-за парт, учитель просит очень активно покрутить карандаш в ладонях, а затем закрыть глаза и представить молекулу кислорода, нарисовать её закрытыми глазами в воздухе.

Седьмое задание. «Природные минералы».

Задания с использованием необычного предмета, который попал на урок химии из прошлого, затерянная во времени коробка с надписью «Ликвидация научных фактов: химия, биология, физика, история», но нас сегодня интересует лишь содержимое коробки, которое связано с такими учебными предметами как химия и биология.

Записываются химический состав природных минералов: песчаник, глина, мрамор, мел (образцы минералов на партах).

Наличие кислорода в составе соединений учащиеся объясняют посредством диаграммы «Распространение элементов в земной коре».

Вывод: На Земле кислорода много, только этот химический элемент находится в связанном состоянии, и вопрос возникает, а сколько свободного кислорода на планете? Ответ: в составе воздуха 21%, в земной коре - 40%.

Восьмое задание. «Кислородный компрессор».

Какие свойства (физические или химические) объясняют работу компрессора в аквариумах? (Демонстрация на уроке: работа кислородного компрессора; в качестве емкости использовали плоскодонную колбу). Ответ: растворимость газообразного кислорода в воде 3: 100 в объемных отношениях (при комнатной температуре), что объясняет значимость растворенного кислорода в воде для морских обитателей глубин.

Девятое задание. «Уголь. Сера. Фосфор».

Составить химические реакции горения с простыми веществами (по группам) и записать в тетрадях. Проверка задания проводится по учебнику.

VII. Закрепление полученных знаний

  • Открытие кислорода принадлежит… (Д.И.Менделееву, Д.Пристли, Р.Бойлю или М.В.Ломоносову). (Ответ: Д.Пристли).
  • В процессе получения кислорода с помощью солнечного света и лупы английский ученый Д.Пристли получил очень ядовитый металл. Что это за металл? В каком агрегатном состоянии металл был получен ученым? (Ответ: пары ртути)
  • Что легче 1литр кислорода или 1 литр воздуха? (1 литр кислорода весит 1,43, 1литр воздуха 1,29).
  • Кислород - газообразное вещество является хорошо растворимым, малорастворимым или нерастворимым соединением в воде?

VIII. Рефлексивно-оценочный этап урока

Обучающиеся считают набранные баллы, выявляется лидер класса.

Вопросы:

- Что понравилось на уроке?

- Какие задания были сложными и почему?

- Что узнали нового?

- Какие выводы сделали для себя?

Выставляются оценки за урок.

IX. Домашнее задание

Страница 80, тестовые задания. Выучить записи в тетрадях.

Учитель: Спасибо всем за продуктивную работу!

Список литературы

  1. Вивюрский В.Я. Учись приобретать и применять знания по химии: Кн. для учащихся. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 120с.: ил.
  2. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций /Г.Е.Гудзитис, Ф.Г.Фельдман. - М.: Просвещение, 2020. ил.