Класс: 8 класс.
Тип урока: Изучение новых понятий.
Форма: Урок-соревнование с частичной межпредметной интеграцией понятий.
Цели:
- Образовательная цель: Изучить физические и химические свойства кислорода; рассмотреть один из способов получения кислорода в лабораторных условиях.
- Коррекционно-развивающая цель: Коррекция и развитие произвольного внимания и слухового восприятия посредством знаково-символических представлений о предмете изучения химии.
- Воспитательная цель: Формирование научного мировоззрения у обучающихся на уровне общеизвестных фактов и научных открытий в разных областях химии.
Оформление кабинета: портреты ученых (Д.И.Менделеев (1834-1907), Д.Пристли (1733-1804), М.В.Ломоносов (1711-1765), Р.Бойль (1627-1691).
Оборудование: «Волшебный карандаш» - простые карандаши и обычная бумажная коробка оформлена следующими названиями: «Ликвидация научный фактов: химия, биология, история, география». Кислородный компрессор; природные минералы (образцы: песчаник, мрамор, глина, мел), раковины моллюсков (двустворчатые и брюхоногие); кристаллическая сера, древесные опилки находятся в заранее приготовленной коробке.
Программное обеспечение: программно-аппаратный комплекс «Колибри. Класс», презентация PowerPoint.
Продолжительность урока: 40 минут.
Методы обучения: частично-поисковый и репродуктивный.
Структура урока
- Организационный этап урока.
- Мотивационно-направляющий этап урока с актуализаций полученных знаний.
- Этап постановки цели урока.
- Этап проверки домашнего задания.
- Этап изучения новых знаний.
- Операционно-исполнительный этап урока с физкультминуткой.
- Закрепление полученных знаний.
- Рефлексивно-оценочный этап урока.
- Домашнее задание
Ход урока
I. Организационный этап урока
Задание «Воздушные шарики настроения». Обучающие на перемене наклеивают разноцветные бумажные воздушные шарики на приготовленный вариант осеннего пейзажа.
Здравствуйте, обучающегося 8 класса. Урок начинается с показом шариков настроения со словами: «Для полета вы готовы?», обучающиеся отвечают: «Да, готовы!».
II. Мотивационно-направляющий этап урока с актуализаций полученных знаний
Учитель: Тема урока на доске написана не полностью, и нам нужно определить главное, ключевое слово урока. Тема урока: «Свойства ……….» (отсутствует название вещества).
В нашем уроке будет присутствовать символ «Волшебный карандаш», который послужит нам палочкой выручалочкой во многих заданиях.
Бланк «Достижений». Степень сложности заданий оценивается в баллах (от 1 до 3 баллов), на уроке лишь частичный контроль со стороны учителя.
Первое задание. «Наука начинается с тех пор, как начинают измерять» - Д.И.Менделеев, Объяснить значение фразы.
Возможные ответы обучающихся: мерить, взвешивать, владеть точными данными, на основе, которых можно сделать выводы.
Учитель: Система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство (Свободная энциклопедия). Со дня открытия периодического закона и периодической системы прошло 155 года. Юбилейный год - 2024г.
Второе задание. «Периодической таблице не грозит разрушение, а только дополнение» - Д.И.Менделеев. Почему?
Третье задание. «Химические элементы: названия, металлы или неметаллы» (на слайде 26 химических элементов, обучающиеся по цепочки их называют).
Четвертое задание: «Угадай химический элемент».
1. Математический вариант химических заданий.
К относительной атомной массе магния прибавляем относительную атомную массу кислорода. Ответ: химический элемент - кальций.
К относительной атомной массе полученного элемента прибавляем относительную атомную массу кислорода. Ответ: химический элемент - железо.
2. Составить химические формулы из полученных металлов с кислородом.
Пятое задание «Огненная материя: правда или вымысел» .
Ответ: Свободный кислород называли по-разному: «огненная материя» - Георг Шталь, «огненный воздух» - Карл Шееле, «истинный воздух» - А.Лавуазье.
III. Этап постановка цели урока
Учащиеся записывают тему урока «Свойства кислорода».
Знакомятся с целью урока.
Изучить физические и химические свойства кислорода,
IV. Этап проверки домашнего задания
Вычислите массовые доли химических элементов в бертолетовой соли.
V. Этап изучения новых знаний
Шестое задание. «Оптика и солнечный свет в опыте английского ученого Д.Пристли». Обучающиеся используют «волшебный карандаш» в качестве закладки и запоминают химическую реакцию, объясняют условия протекания химической реакции.
VI. Операционно-исполнительный этап урока с физкультминуткой
Обучающиеся встают из-за парт, учитель просит очень активно покрутить карандаш в ладонях, а затем закрыть глаза и представить молекулу кислорода, нарисовать её закрытыми глазами в воздухе.
Седьмое задание. «Природные минералы».
Задания с использованием необычного предмета, который попал на урок химии из прошлого, затерянная во времени коробка с надписью «Ликвидация научных фактов: химия, биология, физика, история», но нас сегодня интересует лишь содержимое коробки, которое связано с такими учебными предметами как химия и биология.
Записываются химический состав природных минералов: песчаник, глина, мрамор, мел (образцы минералов на партах).
Наличие кислорода в составе соединений учащиеся объясняют посредством диаграммы «Распространение элементов в земной коре».
Вывод: На Земле кислорода много, только этот химический элемент находится в связанном состоянии, и вопрос возникает, а сколько свободного кислорода на планете? Ответ: в составе воздуха 21%, в земной коре - 40%.
Восьмое задание. «Кислородный компрессор».
Какие свойства (физические или химические) объясняют работу компрессора в аквариумах? (Демонстрация на уроке: работа кислородного компрессора; в качестве емкости использовали плоскодонную колбу). Ответ: растворимость газообразного кислорода в воде 3: 100 в объемных отношениях (при комнатной температуре), что объясняет значимость растворенного кислорода в воде для морских обитателей глубин.
Девятое задание. «Уголь. Сера. Фосфор».
Составить химические реакции горения с простыми веществами (по группам) и записать в тетрадях. Проверка задания проводится по учебнику.
VII. Закрепление полученных знаний
- Открытие кислорода принадлежит… (Д.И.Менделееву, Д.Пристли, Р.Бойлю или М.В.Ломоносову). (Ответ: Д.Пристли).
- В процессе получения кислорода с помощью солнечного света и лупы английский ученый Д.Пристли получил очень ядовитый металл. Что это за металл? В каком агрегатном состоянии металл был получен ученым? (Ответ: пары ртути)
- Что легче 1литр кислорода или 1 литр воздуха? (1 литр кислорода весит 1,43, 1литр воздуха 1,29).
- Кислород - газообразное вещество является хорошо растворимым, малорастворимым или нерастворимым соединением в воде?
VIII. Рефлексивно-оценочный этап урока
Обучающиеся считают набранные баллы, выявляется лидер класса.
Вопросы:
- Что понравилось на уроке?
- Какие задания были сложными и почему?
- Что узнали нового?
- Какие выводы сделали для себя?
Выставляются оценки за урок.
IX. Домашнее задание
Страница 80, тестовые задания. Выучить записи в тетрадях.
Учитель: Спасибо всем за продуктивную работу!
Список литературы
- Вивюрский В.Я. Учись приобретать и применять знания по химии: Кн. для учащихся. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 120с.: ил.
- Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций /Г.Е.Гудзитис, Ф.Г.Фельдман. - М.: Просвещение, 2020. ил.