ТИП УРОКА: комбинированный урок, урок обобщения и систематизации новых знаний.
ВИД УРОКА: исследовательский урок.
ЦЕЛЬ УРОКА: развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них. Формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.
ЗАДАЧИ УРОКА: способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности; способность различать тексты различных жанров и типов; умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; умение составлять речевое высказывание в устной или письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей; способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА: мотивация, актуализация знаний, целеполагание, решение поставленной проблемы, систематизация знаний, подведение итогов, рефлексия.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: рабочий лист, таблица, портрет М.Пришвина, изображение наста, разные виды текстов, карточки со словами на доску.
ПЛАН УРОКА
- Определить жанр, тему, героев произведения.
- Объяснить значение выражений, встретившихся в тексте.
- Найти необходимую информацию в прочитанном тексте.
- Задавать вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них.
- Давать характеристику героям произведений.
- Различать научно-познавательный и художественный текст, находить в них сходства и различия.
- Введение понятий «погода», «хорошая погода, «плохая погода», «облачность», «оттепель», «наст»
- Работа с таблицей наблюдений за погодой.
- Высказывание предположений и гипотез о причинах наблюдаемых явлений.
- Подведение итогов.
Ход урока
Здравствуйте, сегодня у нас необычный урок. Мы станем настоящими исследователями и узнаем, что тексты по стилю бывают разные и научимся их различать. В течение урока вы будете работать с рабочими листами, где вы будете делать пометки и отвечать на вопросы.
В завершение работы мы сформулируем выводы и сделаем маленькие открытия. Я предлагаю вам разгадать загадку.
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)
Как раз белка нам поможет на уроке!
А чтобы познакомиться с ней поближе, мы прочитаем рассказ Михаила Пришвина. Он был необычным писателем, много путешествовал, наблюдал за животными в природе, за их повадками, интересные истории происходили с ним в лесу - это служило основой для его произведений и служило основой его творчества. Одно из таких произведений «Беличья память».
Чтение рассказа Михаила Пришвина.
Задание 1. Определение темы и главного героя произведения.
Задание 2. Что увидел автор рассказа в зимнем лесу? Что искала белка под снегом? Где белка находила орехи? Когда происходят события, описанные в рассказе? Ответы детей.
А теперь я посмотрю, как вы поняли текст. И предлагаю вам составить свои вопросы. Кто хочет озвучить вопрос?
Вопросы и ответы детей.
Какой вопрос Вам понравился больше всего? Давайте запишем его или вы можете записать свой вопрос.
Задание 3. Ребята, а кто увидел в тексте интересную фразу, которая не может существовать? (читать следы). Что обычно мы читаем?(книгу) А что читал автор? (следы) Давайте выберем нужный ответ, кто как считает?
Задание 4. А какие чувства, эмоции испытывал автор текста, разглядывая беличьи следы. (удивление)
А по каким фразам или словам вы это поняли? («Что за чудо?», «Но, самое удивительное»)
Теперь предлагаю прочитать вам второй текст. Чтение текста.
Задание 5. Кто герой? Что вы узнали о белочке? Посмотрите на текст, чего не хватает в этом тексте? (названия). Давайте придумаем самое подходящее к нему!
Пример: «Беличья забывчивость»
Задание 6. Давайте определим, что общего в этих 2 текстах. (белка, какие запасы делает она на зиму и как она находит их зимой)
А какие различия в этих текстах? (В рассказе М.Пришвина говорится о том, что у белки хорошая память, а во втором тексте - о том, что у белки плохая память)
Одинаковые или разные получились у нас белки?
Ответы детей.
Задание 7. Читаем слова, записанные на карточках. Давайте соединим эти карточки с текстами.
Пришвин: смекалистая, хорошая память.
Второй текст: умная, плохая память.
Давайте сделаем вывод: По стилю тексты одинаковые или разные? Давайте сравним и определим:
Работа с карточками на доске.
Худ. текст | Научн.-познав. |
* Есть герой |
* научные факты |
* Выражает чувства, эмоции |
* точная информация |
Задание 8. Рассказ М.Пришвина - художественный текст, а текст из энциклопедии - научно-познавательный.
Наша белка отдохнула, поела и отправилась в гости к своему другу - снеговику, который любит танцевать, давайте и мы потанцуем с ним.
Физкультминутка.
Ребята,а наша белка то не простая, а волшебница!Она является научным сотрудником гидрометеоцентра. А вы знаете что такое гидрометеоцентр? (Это центр, который помогает с определенем погоды.)
Наша белочка помогает лесным жителям в определении погоды… А зачем лесным жителям определять погоду? (Чтобы искать запасы в хорошую погоду.)
Эта умная белочка фиксировала свои наблюдения в таблице.
Задание 1. На протяжении какого времени белка вела наблюдения (2 недели)
Задание 2. Определить, какие показатели записывала белка. (облачность, температура воздуха днем и ночью, виды осадков)
Что определяют по этим показателям? ПОГОДУ(это сочетание температуры воздуха, облачности, садков, ветра).
Задание 3. Определяем, сколько дней в течение 2 декабрьских недель солнышко на небе не появлялось? (6 дней);
Сколько дней за это время выпали осадки? (4 дня);
В какой день недели была самая морозная погода? (13 декабря)
Сколько раз за 2 недели белочка могла отправиться на поиски тайничков? (4 дня) 4 декабря, 7 декабря, 15 декабря, 17 декабря
БЕЛОЧКА ОТРАВЛЯЛАСЬ НА ПОИСКИ ТАЙНИЧКОВ В СОЛНЕЧНУЮ ПОГОДУ КОГДА ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА НЕ ОПУСКАЛАСЬ НИЖЕ 20 ГРАДУСОВ МОРОЗА. Солнечных дней было 5, но один день не подходит, так как в тот день температура опускалась ниже 20 градусов.
В результате своих наблюдений белочка сделала вывод, что с наступлением оттепели - орешки и желуди стало доставать сложнее. Как вы думаете, почему?
Потому что оттепель - это теплая погода зимой или ранней весной, сопровождающаяся таянием снега. - Действительно, после оттепели ударяют морозы и появляется наст.
Наст - это плотная корка снега на поверхности снежного покрова, образуется в результате подтаивания и последующего замерзания снега (демонстрация картинки с настом).
Вспомним фрагмент из рассказа М.Пришвина:
Белка пробилась сквозь снег в мох, достала там с осени спрятанные два ореха, тут же их съела - я скорлупки нашел. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью вылазку.
Как вы можете объяснить, почему автор написал, то белка «ныряет в снег»? (В первые месяцы зимы снежный покров рыхлый, белке легче добраться до запасов, ныряет как в воду).
Легко ли было доставать ей свои запасы?
Как вы думаете, почему с появлением наста белке становится труднее найти себе пропитание? (наст очень плотный и твердый, как корка, поэтому белке трудно добраться до тайничка).
Ребята, на этом уроке вы были настоящими исследователями, получилось ли у вас сделать открытия? Какие?
Подведем итоги урока, в какую погоду, белка ищет свои запасы?
- Какая память у белок в природе?
- Какие стили текста мы сегодня разобрали?
- Какой писатель написал рассказ о белочке?
- Что вам понравилось на уроке? Что было самым трудным?
РЕФЛЕКСИЯ
Список используемой литературы
- Функциональая грамотность 2 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В.Буряк, С.А.Шейкина. - М.: Планета, 2024. - 96 с. - (Ученье с увлеченьем).
- Рассказ М.Пришвина «Беличья память».
- Научно-познавательный текст о белке.