Урок читательской и естественно-научной грамотности. 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 2

Ключевые слова: естественно-научная грамотность, читательская грамотность


ТИП УРОКА: комбинированный урок, урок обобщения и систематизации новых знаний.

ВИД УРОКА: исследовательский урок.

ЦЕЛЬ УРОКА: развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них. Формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.

ЗАДАЧИ УРОКА: способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности; способность различать тексты различных жанров и типов; умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; умение составлять речевое высказывание в устной или письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей; способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА: мотивация, актуализация знаний, целеполагание, решение поставленной проблемы, систематизация знаний, подведение итогов, рефлексия.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: рабочий лист, таблица, портрет М.Пришвина, изображение наста, разные виды текстов, карточки со словами на доску.

ПЛАН УРОКА

  1. Определить жанр, тему, героев произведения.
  2. Объяснить значение выражений, встретившихся в тексте.
  3. Найти необходимую информацию в прочитанном тексте.
  4. Задавать вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них.
  5. Давать характеристику героям произведений.
  6. Различать научно-познавательный и художественный текст, находить в них сходства и различия.
  7. Введение понятий «погода», «хорошая погода, «плохая погода», «облачность», «оттепель», «наст»
  8. Работа с таблицей наблюдений за погодой.
  9. Высказывание предположений и гипотез о причинах наблюдаемых явлений.
  10. Подведение итогов.

Ход урока

Здравствуйте, сегодня у нас необычный урок. Мы станем настоящими исследователями и узнаем, что тексты по стилю бывают разные и научимся их различать. В течение урока вы будете работать с рабочими листами, где вы будете делать пометки и отвечать на вопросы.

В завершение работы мы сформулируем выводы и сделаем маленькие открытия. Я предлагаю вам разгадать загадку.

Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)

Как раз белка нам поможет на уроке!

А чтобы познакомиться с ней поближе, мы прочитаем рассказ Михаила Пришвина. Он был необычным писателем, много путешествовал, наблюдал за животными в природе, за их повадками, интересные истории происходили с ним в лесу - это служило основой для его произведений и служило основой его творчества. Одно из таких произведений «Беличья память».

Чтение рассказа Михаила Пришвина.

Задание 1. Определение темы и главного героя произведения.

Задание 2. Что увидел автор рассказа в зимнем лесу? Что искала белка под снегом? Где белка находила орехи? Когда происходят события, описанные в рассказе? Ответы детей.

А теперь я посмотрю, как вы поняли текст. И предлагаю вам составить свои вопросы. Кто хочет озвучить вопрос?

Вопросы и ответы детей.

Какой вопрос Вам понравился больше всего? Давайте запишем его или вы можете записать свой вопрос.

Задание 3. Ребята, а кто увидел в тексте интересную фразу, которая не может существовать? (читать следы). Что обычно мы читаем?(книгу) А что читал автор? (следы) Давайте выберем нужный ответ, кто как считает?

Задание 4. А какие чувства, эмоции испытывал автор текста, разглядывая беличьи следы. (удивление)

А по каким фразам или словам вы это поняли? («Что за чудо?», «Но, самое удивительное»)

Теперь предлагаю прочитать вам второй текст. Чтение текста.

Задание 5. Кто герой? Что вы узнали о белочке? Посмотрите на текст, чего не хватает в этом тексте? (названия). Давайте придумаем самое подходящее к нему!

Пример: «Беличья забывчивость»

Задание 6. Давайте определим, что общего в этих 2 текстах. (белка, какие запасы делает она на зиму и как она находит их зимой)

А какие различия в этих текстах? (В рассказе М.Пришвина говорится о том, что у белки хорошая память, а во втором тексте - о том, что у белки плохая память)

Одинаковые или разные получились у нас белки?

Ответы детей.

Задание 7. Читаем слова, записанные на карточках. Давайте соединим эти карточки с текстами.

Пришвин: смекалистая, хорошая память.

Второй текст: умная, плохая память.

Давайте сделаем вывод: По стилю тексты одинаковые или разные? Давайте сравним и определим:

Работа с карточками на доске.

Худ. текст Научн.-познав.
* Есть герой

* научные факты

* Выражает чувства, эмоции

* точная информация

Задание 8. Рассказ М.Пришвина - художественный текст, а текст из энциклопедии - научно-познавательный.

Наша белка отдохнула, поела и отправилась в гости к своему другу - снеговику, который любит танцевать, давайте и мы потанцуем с ним.

Физкультминутка.

Ребята,а наша белка то не простая, а волшебница!Она является научным сотрудником гидрометеоцентра. А вы знаете что такое гидрометеоцентр? (Это центр, который помогает с определенем погоды.)

Наша белочка помогает лесным жителям в определении погоды… А зачем лесным жителям определять погоду? (Чтобы искать запасы в хорошую погоду.)

Эта умная белочка фиксировала свои наблюдения в таблице.

Задание 1. На протяжении какого времени белка вела наблюдения (2 недели)

Задание 2. Определить, какие показатели записывала белка. (облачность, температура воздуха днем и ночью, виды осадков)

Что определяют по этим показателям? ПОГОДУ(это сочетание температуры воздуха, облачности, садков, ветра).

Задание 3. Определяем, сколько дней в течение 2 декабрьских недель солнышко на небе не появлялось? (6 дней);

Сколько дней за это время выпали осадки? (4 дня);

В какой день недели была самая морозная погода? (13 декабря)

Сколько раз за 2 недели белочка могла отправиться на поиски тайничков? (4 дня) 4 декабря, 7 декабря, 15 декабря, 17 декабря

БЕЛОЧКА ОТРАВЛЯЛАСЬ НА ПОИСКИ ТАЙНИЧКОВ В СОЛНЕЧНУЮ ПОГОДУ КОГДА ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА НЕ ОПУСКАЛАСЬ НИЖЕ 20 ГРАДУСОВ МОРОЗА. Солнечных дней было 5, но один день не подходит, так как в тот день температура опускалась ниже 20 градусов.

В результате своих наблюдений белочка сделала вывод, что с наступлением оттепели - орешки и желуди стало доставать сложнее. Как вы думаете, почему?

Потому что оттепель - это теплая погода зимой или ранней весной, сопровождающаяся таянием снега. - Действительно, после оттепели ударяют морозы и появляется наст.

Наст - это плотная корка снега на поверхности снежного покрова, образуется в результате подтаивания и последующего замерзания снега (демонстрация картинки с настом).

Вспомним фрагмент из рассказа М.Пришвина:

Белка пробилась сквозь снег в мох, достала там с осени спрятанные два ореха, тут же их съела - я скорлупки нашел. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью вылазку.

Как вы можете объяснить, почему автор написал, то белка «ныряет в снег»? (В первые месяцы зимы снежный покров рыхлый, белке легче добраться до запасов, ныряет как в воду).

Легко ли было доставать ей свои запасы?

Как вы думаете, почему с появлением наста белке становится труднее найти себе пропитание? (наст очень плотный и твердый, как корка, поэтому белке трудно добраться до тайничка).

Ребята, на этом уроке вы были настоящими исследователями, получилось ли у вас сделать открытия? Какие?

Подведем итоги урока, в какую погоду, белка ищет свои запасы?

  • Какая память у белок в природе?
  • Какие стили текста мы сегодня разобрали?
  • Какой писатель написал рассказ о белочке?
  • Что вам понравилось на уроке? Что было самым трудным?

Приложение

РЕФЛЕКСИЯ

Список используемой литературы

  1. Функциональая грамотность 2 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В.Буряк, С.А.Шейкина. - М.: Планета, 2024. - 96 с. - (Ученье с увлеченьем).
  2. Рассказ М.Пришвина «Беличья память».
  3. Научно-познавательный текст о белке.