Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы
Подготовили и провели:
- Бахтиярова И.И. - учитель-логопед, педагог-психолог,
- Камалиева Г.Р. - воспитатель по обучению татарскому языку,
- Тухфатуллина Э.Р. - старший воспитатель.
Цель: развитие у дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне.
Задачи:
- обобщать и расширять знания детей о Великой Отечественной войне;
- дать представление о жизни людей на войне и в тылу;
- развивать связанную речь;
- развивать художественное восприятие и эстетический вкус через знакомство с литературными произведениями о войне;
- воспитывать любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.
Ход образовательной деятельности
Вед 1:
Мир – это лучшее слово на свете,
Взрослые к миру стремятся и дети.
Птицы, деревья, цветы на планете.
Мир – это главное слово на свете!
Вед 2: Но на нашей земле мир был не всегда. Давайте перенесемся во времени назад. Любая эпоха откладывает отпечаток на человечество, на его характер, поступки, мировоззрение. Максим Горький говорил: «В жизни всегда есть место подвигу». В годы Великой Отечественной войны эти слова были особенно актуальны. Звучит метроном – Голос Левитана
Вед 1: Великая Отечественная война изменила судьбы миллионов людей. Страна превратилась в огромный боевой лагерь. Уходили на войну наши деды и отцы, уходили мальчишки и девчонки. А дома, их оставались ждать, любящие жены и мамы.
Вед 2: Самое яркое в истории писем – письма военных лет. Фронтовые письма хранят память о тех днях. Они бережно хранились и перечитывались многие годы... В них было все: скупые рассказы о войне и стихи, фотографии и вырезки из фронтовых газет, слова любви к близким, в них была заключена жизнь и сама история. Письма с фронта шли не в конвертах, на них не было марок, они были сложены треугольничками. О многом рассказывают фронтовые письма, многому учат. Учат тому, как жить и бороться за свое счастье, как трудиться, как беречь свое доброе имя. И хотя письма адресованы родным и близким, узкому кругу лиц, они выражают общее настроение людей, с оружием в руках защищавших честь и свободу нашей Родины, а по существу, обращены к каждому из нас, к нашим сердцам, к нашим мыслям и чувствам. Поэтому и дороги нам эти пропахшие порохом бесценные документы. В преддверии 80-летия Победы в Великой Отечественной войне предлагаем подборку стихотворений о письмах военных лет.
Реб 1:
Треугольником сложен пожелтевший листок,
В нем и горькое лето, и сигналы тревог,
В нем печаль отступленья в тот отчаянный год,
Рвется ветер осенний и команда: вперед!
Реб 2:
Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,
Где солдатские письма шли дорогой своей.
И с поклоном последним письма, полные сил,
От погибших в сраженьях почтальон приносил.
Реб 3:
Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,
И бессонную правду фронтовых голосов.
В письмах вера солдата в наши мирные дни,
Хоть и были когда-то так далеко они.
Вед 1: Шла война, а жизнь продолжалась. Дома солдат ждали матери, жены, дети. Они писали на фронт письма и с нетерпением ждали ответа – весточки с фронта. В редкие минуты тишины солдаты отдыхали, рассматривали фотографии родных и близких людей и писали домой письма.
Письма с фронта…Документы, над которыми не властно время. Их писали в зной и в стужу натруженные руки солдат, не выпускавшие оружия. Эти документы хранят горячее дыхание боя.
Эти письма – ниточка, связывающая наше поколение с теми далекими годами. И пусть будет сегодня чтение этих живых строк войны данью преклонения перед светлой памятью тех, кто их писал… (звучит песня «В землянке»)
Вед 2: Солдатские письма… Пожелтевшие от времени треугольники со штемпелями полевой почты… Каким спасением были они во время войны, долетевшие весточкой до наших дней, словно привет из далекой военной поры. Написанные под свист пуль, они предельно искренни и тем дороже для нас. Сколько радости приносил в семьи долгожданный, втрое сложенный тетрадный листок, в котором иногда всего два слова: «Я жив».
Вед 1: Письма с фронта были все похожи друг на друга. Похожи. И в то же время каждое из них единственное, неповторимое.
Благодаря почте, миллионы людей, судеб были связанны чуть ли не единственной возможностью общаться. Вся война в переписке. Каждая весточка с фронта – это и радость и холодящая душу тревога за жизнь дорогого человека.
80 лет прошло с тех пор, как вернулись солдаты с войны и мы победили! 80 лет мы не слышим звуков бомбежек и грохота снарядов! 80 лет над нами мирное небо! Но эта повесть в треугольных конвертах долетела до нас сквозь годы, чтобы мы всегда с вами помнили, в сердцах и душах своих - помнили, совершая дела и поступки свои - помнили, мечтая и любя на этой земле - помнили, кому мы обязаны жизнью!
Вед 2: Сегодня мы поговорим и о тех героях, которые прославили наш родной Арский край.
27 мая Герою Советского Союза Валентину Ежкову исполняется 103 лет.
Валентин Федорович Ежков родился в рабочем поселке Арск 27 мая 1922 года. Годы его детства были непростыми, его мать, Клеопатра Михайловна Курочкина, растила сына одна. Валентин рос веселым и смелым мальчиком. Маленький крепыш рано научился кататься на коньках и на лыжах. Хорошо помнили жители улицы, которая теперь носит его имя, маленького неугомонного мальчишку!
А 1 сентября 1930 года Валя, торжественный и тихий, пришел вместе с мамой в Арскую среднюю школу №1. Вот что вспоминала о нем его учительница Зоя Александровна Полюшкина:
– Валя учился хорошо. Был подвижным, смелым, выдумщиком разных игр. Валентин всегда умел помочь товарищу. Он мог и завлечь учеников, почитать им интересные книги в школьной библиотеке. А когда мы ходили в походы, то всегда самым активным помощником был он, Валентин.
Окончив 7 классов Арской средней школы № 1, Валентин в 1938 году уехал в Харьков. Там он учился в вечерней школе и работал на Харьковском тракторном заводе слесарем. Повзрослевший Валя приехал домой. 18-летним юношей, согласно архивным данным, он был призван в ряды Красной Армии. Закончил военное пехотное училище, и после его окончания в звании лейтенанта был отправлен во 2-ю стрелковую гвардейскую дивизию, где принял командование ротой бронебойщиков.
В конце 1942 – начале 1943 года Валентин Ежков со своей дивизией участвовал в Сталинградской битве. Вот что он рассказывал об этой битве В.А.Попову, когда приехал на побывку в Арск.
– Это был настоящий ад. На нас непрерывно шли немецкие танки, а сверху бомбила их авиация. Несколько атак отразила моя противотанковая рота. Больше половины солдат было убито и ранено. Гляжу: в нескольких метрах от меня ползет немецкий танк, а вокруг меня ни одного солдата: кто ранен, кто убит. Я успел схватить противотанковое ружье. А танк уже над траншеей. Выстрелил я в брюхо ему, и меня отбросило взрывной волной. Дальше я очнулся уже в госпитале.
Не забывал и Валентин своего учителя: «Гвардейский привет с фронта лучшему педагогу Владимиру Антоновичу Попову от бывшего ученика Ежкова Валентина Федоровича.
Здравствуйте, Владимир Антонович!
Пишу открытку Вам в блиндаже и вот вспоминаю все мое прошедшее в юности, и мне кажется, что все это было совсем недавно… Вот сейчас я задумался, как я буду идти парадным маршем по Берлину… А принимать будет парад наш полководец и маршал. Ведь мы этого немца скоро в пух и прах разнесем, ведь он выдохся, да и мы изучили его слабые стороны, так что будет он в мешке.
Вот так протекает моя фронтовая жизнь, трудная, но веселая! Пишите, что нового есть в Арске. Мне очень хочется искупаться, как в детстве, но нет времени. Пишите ответ на мою открытку. Пока, до свидания, с гвардейским приветом В.Ежков (Еж). Жду ответа. Валя».
17 июля 1943 года начался штурм оборонительных линий, названных немцами Миус-фронтом. 13-й гвардейский стрелковый полк, в составе которого была и рота Ежкова, ворвался в село Степановка, занял оборону. Свыше 3 часов шел смертельный поединок с фашистскими танками. 12 вражеских машин пылало перед рубежом, обороняемым гвардейцами. Фашистские танки не выдержали и стали, отстреливаясь, отходить на исходные рубежи. Один из снарядов с пятившегося танка разорвался на бруствере окопа гвардии старшего лейтенанта Валентина Ежкова…
Герой погиб. 19 марта 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Ежкову Валентину Фёдоровичу за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно….
Вед 1: Нельзя не сказать пару слов и о следующем герое – о Накипе Сафине.
Накип Сафин появился на свет в 1921 году. Начальное образование получил в родной деревне, потом окончил Апазовскую школу-семилетку. Некоторое время работал в деревне, затем уехал в Иркутск, устроился на железную дорогу. В 1940 году был призван в Советскую Армию. С июня 1941 года – на фронтах Великой Отечественной войны. К сентябрю 1943 года сержант Сафин командовал отделением отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона Степного фронта. Отличился во время битвы за Днепр. 20 декабря 1943 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1946 году лейтенант Накип Сафин вернулся на родину. Работал в райкоме комсомола, окончил республиканскую партшколу. Был заместителем председателя исполнительного комитета Красноборского районного Совета, вторым секретарем Кзыл-Юльского райкома партии, секретарем Тукайского райкома партии.
С 1957–1965 годах совхозом руководил Накип Сафин. За период его работы велось множество строительств, хозяйство заняло передовые позиции. Основным транспортом легендарного директора были два коня. До обеда на одном из них он объезжал одну половину совхоза, после обеда на другом коне – другую половину.
Однажды Н.Сафин по работе поехал в Казань. Возвращались поздно, было уже темно.
– В 1987 году Накип Сафин приехал к нам на празднование 30-летия со дня образования совхоза, – поделился воспоминаниями Мансур Ахметов, долгие годы руководивший обществом «Ватан». – Побывал в школах, на фермах. Когда пришло время расстаться, он долго смотрел на село, словно чувствовав, что это его последний приезд.
22 мая того года наш легендарный земляк скончался.
Вед 2: Салихов Гатаулла Салихович – командир отделения 518-го стрелкового полка (129-я стрелковая дивизия, 63-я армия, Брянский фронт), сержант.
Родился 1 января 1924 года в деревне Нижняя Ура Арского кантона Татарской АССР (ныне Арского района Республики Татарстан). В 1941 году окончил 10 классов школы.
В армии с сентября 1942 года. В феврале 1943 года окончил ускоренный курс Ташкентского военного пехотного училища, затем стал командиром отделения 518-го стрелкового полка (Брянский, Центральный и Белорусский фронты). Участвовал в
Курской битве, Орловской, Брянской и Гомельско-Речицкой операциях.
Особо отличился в ходе Орловской операции. 12 июля 1943 года при штурме позиций противника в районе села Вяжи (Залегощинский район Орловской области) заменил командира роты и поднял бойцов в штыковую атаку. Был ранен в ногу, но не покинул поля боя. При штурме села Сетуха (Залегощинский район) уничтожил гранатой блиндаж с гитлеровцами. В этих боях из снайперской винтовки и пулемёта уничтожил свыше 40 гитлеровцев.
За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 августа 1943 года сержанту Салихову Гатаулле Салиховичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Жил в Москве. Умер 16 февраля 2012 года. Похоронен на Преображенском кладбище в Москве
Вед 1: Сегодня мы вспоминаем страницы истории Великой Отечественной войны. Но эта история поместилась не в тяжёлых томах, а в хрупких страницах фронтовых писем. Сегодня каждое из них – исторический документ величайшей ценности. Фронтовые письма помогают прикоснуться к страницам героического прошлого нашей Родины, дают возможность почувствовать дыхание войны, услышать живое слово простых людей, прошедших через страшные испытания
Вед 2: Ребята, посмотрите, что у меня в руках! (В руках воспитателя письма: в современном конверте и военное письмо – треугольник).
Вед 1: Как вы думаете, что это такое? (ответы детей)
Вед 2: Вы правильно заметили – это письма. Но чем, же отличаются эти письма? (Ответы детей: У этих писем разная форма – одно письмо прямоугольной формы, а другое письмо – треугольной. И по цвету они тоже разные – этот конверт белый, разноцветный, новый, а другое письмо коричневого цвета, старое)
Вед 1: Верно. Посмотрите, это - современный красивый конверт. А как вы думаете, что за это письмо? (предположения детей).
Вед 2: А это, ребята, – фронтовые письма, написанные солдатами и сохранившиеся до наших дней, с Великой Отечественной войны. Эти фронтовые письма доставляла адресатам полевая почта. И сегодня мы поговорим именно об этих памятных исторических письмах.
Вед 1: Ребята, а для чего нужны нам письма? (Ответы детей: Письма нужны для того, чтобы сообщать, друг другу новости и посылать их по разным адресам с помощью почты)
Вед 2: Всем людям всегда приятно и даже жизненно необходимо получать весточки от родных и близких людей. Особенно это было важно во времена Великой Отечественной войны.
Вед 1: Почему фронтовые письма бережно хранили и знали наизусть? (ответы детей)
Вед 2: Действительно, во многих семьях есть солдатские письма, которые хранят долгие годы и перечитывают их много раз. До сих пор письма с фронта, обожженные, надорванные, полуистлевшие, трогают нас до глубины души. Сейчас эти фронтовые письма передают в музеи и хранят их как очень ценное богатство.
Вед 1: Фронтовые письма… Кажется, и сегодня они по-прежнему пахнут порохом и дымом, бесконечно дороги эти пожелтевшие от времени листочки, к которым прикасаемся с таким волнением и осторожностью.
Вед 2: Ребята, вашим домашним заданием было нарисовать поздравительные открытки ко Дню великой Победы. А теперь попробуем сами сложить их в письмо-треугольник (складывают в треугольники). Письмо-поздравление готово! У вас получились замечательные поздравительные письма. Теперь мы можем вручить их ветеранам на праздничном концерте.
Реб 1:
Мир и дружба всем нужны!
Мир важней всего на свете!
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.
Реб 2:
Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит,
Нужен мир для всех ребят!
Нужен мир на всей планете!
Реб 3:
Пусть пулеметы не строчат
И пушки грязные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Реб 4:
Пусть бомбовозы по нему
Не пролетают ни к кому,
Не гибнут люди, города…
Мир нужен на земле всегда!
Вед 1: Хранить и беречь память – это наш долг перед самим собой и перед потомками. Народ, который забывает прошлое, свою историю – не имеет будущее.
Вед 2: В канун 80-летия Великой Победы мы с особым трепетом вспоминаем о тех, кто отдал свои жизни за наше мирное небо. Время неумолимо — уходят ветераны, но остаются символы, которые навсегда соединяют поколения. Одним из таких символов стала песня «День Победы», без которой уже невозможно представить главный праздник нашей страны. Споем эту песню и мы, ребята (поют песню «День Победы»)
Рефлексия
Вед 1: Итак, дети, какой теме было посвящено наше сегодняшнее занятие?
- Что нового мы сегодня с вами узнали?
- Что мы сегодня делали?
- Вам понравилось занятие?
- Что было делать трудно?
- Что легко?
Вед 2: Сегодня, когда вы придете домой, спросите у своих родных: сохранились ли у них письма-треугольники? Попросите прочесть их вам, вслушайтесь в слова данного письма и вспомните нашу беседу с вами. Люди не должны воевать между собой, наоборот должны жить в мире и согласии.