Формирование смыслового чтения на уроках литературного чтения при работе с художественными текстами

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: смысловое чтение, читательская грамотность


Одной из важнейших задач современной школы является формирование у школьников функциональной грамотности. Среди её разновидностей читательская грамотность занимает особое место. Под читательской грамотностью понимается способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Значительная часть получаемой нами информации - так или иначе организованный текст. И поэтому именно читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности.

В основе формирования читательской грамотности лежит смысловое чтение. Под смысловым чтением понимают такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель такого чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Таким образом, смысловое чтение - не вид чтения, а высокий уровень овладения чтением. Этот уровень предполагает освоение основных видов чтения (ознакомительного, просмотрового, изучающего, поискового) и их выбор в зависимости от учебной ситуации, целей и задач работы.

К основным умениям смыслового чтения можно отнести:

  • умение осмысливать цели чтения;
  • умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
  • умение определять основную и второстепенную информацию;
  • умение извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
  • умение интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста.

Развивать навыки смыслового чтения в начальных классах возможно на различных уроках, на внеурочных занятиях, однако преимущественную роль в этом имеют, конечно же, уроки литературного чтения, где текст является предметом изучения.

В Федеральной рабочей программе начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» сказано, что литературное чтение - один из ведущих учебных предметов уровня начального общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся.

ФРП НОО по учебному предмету «Литературное чтение» одной из задач ставит овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и использование информации для решения учебных задач.

Одним из личностных результатов освоения программы по литературному чтению на уровне НОО в направлении ценности научного познания является овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач.

В учебниках литературного чтения в большей мере представлены художественные, чем научно-популярные тексты. Объективным содержанием и тех и других является действительность. Но в отличии от научно-популярного произведения, в художественном произведении жизнь представлена в образах. Образы представляют обобщённое отражение действительности в форме единичного, индивидуального. В художественном произведении, наряду с объективным содержанием, всегда имеет место и субъективная оценка автором событий, фактов, человеческих отношений. Эта оценка также передаётся через образ. Эти особенности определяют и особую методику работы с текстами художественных произведений.

На выбор методов и приемов работы по формированию смыслового чтения также влияют и особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками, в частности, различный уровень понимания. Обычно различают такие уровни понимания, как понимание на уровне значений и понимание на уровне смысла. Если читающий может вычленить основные смысловые вехи текста, установить их соотнесенность между собой, определить развитие сюжетных линий, иными словами, может ответить на вопросы: кто, где, когда, что, - это значит, что понимание достигло уровня значений. Этим уровнем часто и ограничиваются учащиеся, передавая лишь основное содержание текста, но не вникая в смысл поступков действующих лиц, цели и мотивы их деятельности. Понимание на уровне смысла предполагает понимание того, что стоит за текстом. Для этого необходимо не только осознать содержание, но и выяснить причины и цели поступков действующих лиц и через смысл их действий понять идею произведения и авторскую позицию.

Для решения задач обучения смысловому чтению следует использовать природосообразные образовательные технологии, опирающиеся на законы читательской деятельности.

Таким требованиям соответствует технология правильной читательской деятельности, которую я использую в своей работе. Её удобно представить в структуре урока, которая соответствует этапам работы над художественным произведением, включающим первичный синтез, анализ и вторичный синтез. Последовательность и набор элементов структуры урока на каждом этапе могут быть различными на разных уроках в зависимости от учебной цели, особенностей произведения и подготовленности учащихся.

Структура урока литературного чтения в соответствии с технологией правильной читательской деятельности

I этап. Работа с текстом до чтения

  1. Антиципация предстоящего чтения. Предполагает самостоятельное определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста по названию, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт.
  2. Постановка целей урока с учётом общей готовности учащихся к работе с текстом.
  3. Словарная работа (возможно проведение на следующем этапе).
  4. Вдохновенное вступительное слово об авторе.

II этап. Работа с текстом во время чтения

  1. Первичное чтение текста (первичный синтез).
    • Слушание чтения учителя, самостоятельное чтение, комбинированное чтение выбирается с учётом особенностей текста, возрастных особенностей учащихся, уровня подготовки).
    • Выявление первичного восприятия, эмоционального воздействия произведения с помощью беседы «учитель-ученик», «ученик-ученик», фиксации первичных представлений с применением теста, письменных ответов на вопросы, смежных видов искусств - изобразительного искусства, музыки.
  2. Перечитывание текста (анализ).
    • Необходимый комментарий текста (словарная работа, выявление подтекста, постановка вопросов к тексту).
    • Установление причинно-следственных связей в развитии сюжета.
    • Выяснение мотивов поведения действующих лиц и их ведущих черт (почему именно так поступил и как это его характеризует).
    • Раскрытие композиции произведения. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
    • Анализ средств художественной выразительности, который должен происходить в единстве с раскрытием конкретного содержания и оценкой мотивов поведения героев (что изобразил автор и как, почему выбрал те или иные факты).
    • Определение жанра, средств художественной выразительности, понимания слов и выражений в контексте.
  3. Беседа по содержанию в целом (вторичный синтез).
    • Обобщение прочитанного: обобщение существенных черт действующих лиц, сопоставление героев и их оценка, выяснение идейной направленности произведения, оценка художественного произведения как источника познания окружающей действительности и как произведения искусства (что узнали нового, чему учит произведение, как это может пригодиться в жизни, как автору удалось так ярко передать свои мысли и чувства).
    • Выявление совпадений первоначальных предположений с окончательными выводами по тексту.

III этап. Работа с текстом после чтения

  1. Концептуальная беседа по тексту.
    • Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия
    • Соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией, углубление оценочных суждений.
  2. Знакомство с писателем.
  3. Обсуждение смысла заглавия (отражение в заглавии главной мысли произведения).
  4. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям, соотнесение видения художника с читательским представлением.
  5. Творческие задания (устное и графическое рисование, создание диафильма или экранизации, постановка живых картин, чтение по ролям, драматизация, создание небольшого монологического высказывания на основе прочитанного, аннотации, отзыва на прочитанное произведение, творческий пересказ, создание текста по аналогии.

Знание учителем законов читательской деятельности, тщательное продумывания структуры урока, отбор целесообразных методов и приемов обучения будут способствовать формированию у младших школьников навыка смыслового чтения как основы читательской деятельности и базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения.

Литература

  1. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классов [Текст] / Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. - 2-е изд. - Москва: Просвещение, 1987. - 415 c.
  2. Концевая, Л.А. Когда книга учит [Текст] / Л.А.Концевая - 2-е изд. - Москва: Педагогика, 1988. - 192 c.
  3. Скрипова Н.Е., Бабухина А.В. Технологии формирования смыслового чтения в начальных классах [Электронный ресурс] / Скрипова Н.Е., Бабухина А.В. - Челябинск: ЧИППКРО, 2019. - 116 c.