Выбранная мной тема для статьи на первый взгляд кажется избитой и всесторонне изученной педагогами, психологами и даже врачами, но найти конечные результаты влияния общедоступности электронных ресурсов на процесс обучения и усвоение знаний с учетом разных возрастных категорий детей и их индивидуальных особенностей на данный момент не представляется возможным. Поэтому тема не перестает быть актуальной, по крайней мере пока мы не изучим все аспекты данной проблемы до конца и не выработаем более-менее универсальные методы для повышения эффективности образования, вовлечения детей не только в предмет, но и в профессию, усиления заинтересованности учащихся в получении знаний, а значит и в интеллектуальном развитии.
Имея опыт работы как в ВУЗах, в школе, так и в среднем профессиональном образовании, мне захотелось проанализировать все свои наблюдения за процессом обучения, в котором дети непрерывно используют интернет-ресурсы, и выразить свои мысли в статье.
Педагогам давно известны проблемы, возникшие с обучением и его результативностью, связанные именно с появлением смартфонов и погружением детей в виртуальный мир, не только в игровое пространство, фото и видео съемку, переписки в мессенджерах, но и сильное увлечение социальными сетями для общения, знакомств, вступление в сообщества по интересам и т.д. В связи с чем, успеваемость, естественно, снизилась, большинство детей потеряло интерес к учебе, либо не проявляло его изначально, поступив в начальную школу, либо окончательно снизив стремление учиться в средней школе, столкнувшись с трудностями новых предметов и увеличением объемов заданий.
Итак, начнем с того, что обозначим основные проблемы, появившиеся у детей с развитием инфо-телекоммуникационных технологий, нужно выделить основные последствия использования смартфонов с раннего возраста, которые на мой взгляд мешают учиться и снижают уровень образования подростков в целом:
- Быстрый просмотр материалов (текстовых, графических, фото, видео), поверхностное восприятие, ощущение, что этого вполне достаточно для устного ответа или написания письменной работы.
- Неумение или недостаточное умение обрабатывать необходимую информацию для вычленения самого важного.
- Сложности долгой концентрации внимания на одной теме в силу возраста и психоэмоциональной незрелости.
- Повышенный интерес к соцсетям, общение в чатах, легкодоступный контент развлекательного характера - музыка, клипы, кинофильмы, и подростку это интересней, чем читать книгу или конспектировать параграф.
- Слабая мотивация или ее отсутствие для получения хороших отметок, создания собственных проектов на интересующие темы, участия в различных конкурсах и достижения высоких результатов.
- Нежелание работать с текстом самостоятельно, вследствие чего большинство не умеет это делать и не стремится научиться.
- Неспособность четко и правильно формулировать ответы, либо недостаточный словарный запас научного языка, непонимание предметной терминологии.
- Медленный темп записи с презентации на экране и еще медленнее на слух.
- Расчет на опросах и контрольных работах на смартфон, на поисковые системы, в том числе искусственный интеллект (ИИ), либо на фото конспектов других учеников, фото параграфа или книгу в электронном виде.
- Дефицит времени на выполнение домашнего задания, подготовку к контрольным и семинарам из-за желания проводить больше времени в виртуальном мире, особенно снижается успеваемость после болезни или пропусков по другим причинам, потому что лишь небольшая часть учащихся восстанавливает пропущенный материал.
- Дефицит живого общения вне образовательного учреждения, желание общаться на занятиях, так как перемен недостаточно.
Принимая во внимание результаты наблюдений за детьми в процессе обучения, я стала размышлять, что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию. Очевидно, что это непростая задача, и ее решение должно быть комплексным, начиная с семьи, где должны быть с раннего детства расставлены приоритеты, привито желание учиться, продолжая школой, где педагоги должны постараться максимально вовлечь как в учебный процесс, так и в общественную жизнь, заканчивая средним профессиональным и высшим образованием, куда поступив, подростки продолжат свое развитие, став востребованными специалистами в выбранной отрасли.
В связи с интенсивной цифровой трансформацией реальности, когда с раннего детства ребенок смотрит не только то, что ему включают, но и начинает самостоятельно выбирать интересующий его контент, мультфильмы, видеоролики, игры, в том числе интерактивные, когда можно влиять на сюжет, создавать собственных персонажей и локации, мы имеем большие сложности с вовлечением детей в учебный процесс. К сожалению, несмотря на появление множества интерактивных методик преподавания, игровых форм познания нового, использования на уроках наглядных пособий, макетов, симуляторов, электронных образовательных ресурсов, в том числе видео, обучающие кино и мультфильмы, существенно повысить уровень заинтересованности подростков, эффективности образования и усвоения необходимых знаний не удается.
Будучи матерью двоих детей и одновременно педагогом со стажем, я не смогла достичь желаемых результатов со своими детьми, так как у них не очень рано, но в детстве появились смартфоны. Сейчас я работаю с подростками, большая часть которых получила электронные устройства ближе к 10-12 годам, и это очень отличает их от детей школы, которые встретились и погрузились в них намного раньше. Отличает, на мой взгляд, в лучшую сторону, выше концентрация внимания, выше скорость письма, аккуратнее ведение тетради. Есть дети, которые не только слушают, но и задают вопросы, проявляют интерес к разным учебникам, готовы не ради оценки или зачета готовить доклады, участвовать в конкурсах. И вот тут хочу сказать, очень не хватает нашим детям умения писать доклады, рефераты, составлять презентации. Этому надо учить, считаю, уже в средней школе, хотя бы в старших классах, где они и готовят собственный проект. Ну и, конечно, надо детально и основательно обучать написанию исследовательских и научно-практических работ, для чего и введен такой предмет как основы проектной деятельности в образовательные учреждения среднего и высшего звена. Но практика показывает, что большинство подростков не умеет писать такого рода работу, даже не зная, что она должна содержать по структуре и наполнению, и тем более есть проблемы с обработкой и анализом большого объема информации. Более того, в поисках ответов на контрольные вопросы или выполняя индивидуальные задания, подростки обращаются к интернет-ресурсам и часто выдают неправильные ответы. Поэтому очень важно учить их проверять найденную информацию, если не удается докопаться до истины, обращаться к преподавателю. И чем больше они работают в электронных источниках, тем больше они понимают, что надо больше времени и внимания уделять занятиям как в аудитории, так и в свободное от учебы время. К счастью, преподавателя, который дает учебный материал и его помощь в процессе самостоятельного обучения, если ученик пропустил занятия или не слушал, на сегодняшний день электронные ресурсы и даже искусственный интеллект заменить не могут.
Однако, задавая детям подготовку докладов, я столкнулась с использованием ими нейронных сетей, то есть сайтов, на которых можно это задание дать искусственному интеллекту и все готово! Мне стало интересно, как работают эти нейронные сети и насколько хорошо справляются с учебной задачей.
Я прошла курсы повышения квалификации от Университета «Первое сентября» по использованию нейронных сетей в образовательном процессе, именно как они могут помочь преподавателю составить урок и т.д. Узнав много нового и интересного, начала тестировать искусственный интеллект на уровень его «интеллекта», проверять знания нейронных сетей в интересующих меня предметах. Я пришла к выводу, что пока не во всех отраслях знаний нейронные сети сильны, они могут допускать как грамматические, так и смысловые ошибки, либо вообще выдать неверный ответ. Во-первых, оказалось, что дети мне уже не раз приносили и защищали проекты, выполненные ИИ, и теперь достаточно хорошо определяю, когда презентация сделана с его помощью. Во-вторых, оказалось, что немалое количество учеников используют ИИ для подготовки к опросам, контрольным и даже просто, чтобы задать интересующий вопрос из жизни и получить исчерпывающий ответ.
Хочу сказать, что на большинство вопросов ответ ИИ дает быстро, точно и полно. Только если в базе нет конкретной информации по данной теме, тогда он дает размытый и неточный ответ. Как у преподавателя, давно пользующимся электронными ресурсами в поисковых системах, у меня возник вопрос нейронная сеть лучше обычного поискового сайта или нет? И ответ очевиден: да, но при условии знания этой конкретной нейронной сети той области научных знаний, которая вас интересует. А лучше, потому что в отличии от поисковой системы, такая сеть самостоятельно обрабатывает все доступные ей информационные ресурсы, вычленяет главное, разъясняет если надо более простым языком, выдает результат быстро и грамотно. Большая экономия времени и сил, но есть один важный недостаток: если человек не умеет самостоятельно находить нужные источники информации, проводить ее анализ и систематизировать полученные знания, то он с ИИ никогда этому не научится. В то время как с поисковыми сайтами необходимо открыть много разных источников, прочитать, выделить самые понятные и наиболее точно отвечающие запросу, вычленить нужное, скомпоновать, выстроить текст лаконично по структуре и содержанию.
Но несмотря на то, что ИИ всю поисковую и аналитическую работу делает самостоятельно, чтобы получить хороший доклад или более серьезную работу, курсовую, например, в подобной нейронной сети, нужно в ней поработать самостоятельно, а именно: необходимо правильно, точно и развернуто задавать вопросы, для составления таблиц и другого графического материала нужно задавать отдельно запросы, может понадобится обратиться к нескольким подобным сетям, так как у них разная специфика баз знаний. Если требования к курсовой будут высокие и тщательно проверяться педагогом, то ученику для раскрытия темы придется и дополнять работу из других источников, и править уже полученный с помощью ИИ готовый текст.
Вывод напрашивается один, без естественного интеллекта, то есть человеческого ума, по крайней мере пока, невозможно получить абсолютно грамотный полный безупречный результат. И это дает мне надежду, что наше молодое поколение сегодня и в будущем не утратит способность к умственной работе, не сможет переложить на искусственный интеллект решение важнейших задач человечества и всегда будет превосходить машинный разум, находя единственно правильные уникальные решения.
На этой оптимистической ноте хочу закончить свою статью. Ответить на главный вопрос современной педагогики как повысить эффективность образования, в первую очередь пробудив высокий интерес к учебе, очень сложно, но мы можем и должны делать все, чтобы вовлечь каждый в свой предмет как можно больше детей.
Вырвать из виртуального мира и даже радикально ограничить использование смартфонов, мы уже не сможем, поэтому вынуждены принять цифровую среду и максимально адаптировать ее под образовательные технологии, создавая и пользуясь электронными обучающими продуктами. Но, помимо уже происходящей трансформации системы образования, для создания оптимальных условий обучения и получения высоких результатов, важнейшими факторами образовательной среды, создаваемыми преподавателями, всегда были, есть и будут: любовь к детям, позитивный настрой, внимание к каждому, терпение и понимание жизненных ситуаций, семейных обстоятельств, личных кризисов, принятие во внимание индивидуальных особенностей развития, разного уровня знаний и способностей, а также неравнодушие к трудностям подростков в учебе, семье и социуме, участие и помощь в решении конкретных проблем самостоятельно или вместе с коллегами.