Влияние смартфонов и неограниченного доступа к сетевым ресурсам на процесс обучения и усвоение знаний детей подросткового возраста

Разделы: Общепедагогические технологии, Социальная педагогика, Профессия — педагог, Руководство учебным проектом

Ключевые слова: подростки, сетевые технологии, сетевые ресурсы


Выбранная мной тема для статьи на первый взгляд кажется избитой и всесторонне изученной педагогами, психологами и даже врачами, но найти конечные результаты влияния общедоступности электронных ресурсов на процесс обучения и усвоение знаний с учетом разных возрастных категорий детей и их индивидуальных особенностей на данный момент не представляется возможным. Поэтому тема не перестает быть актуальной, по крайней мере пока мы не изучим все аспекты данной проблемы до конца и не выработаем более-менее универсальные методы для повышения эффективности образования, вовлечения детей не только в предмет, но и в профессию, усиления заинтересованности учащихся в получении знаний, а значит и в интеллектуальном развитии.

Имея опыт работы как в ВУЗах, в школе, так и в среднем профессиональном образовании, мне захотелось проанализировать все свои наблюдения за процессом обучения, в котором дети непрерывно используют интернет-ресурсы, и выразить свои мысли в статье.

Педагогам давно известны проблемы, возникшие с обучением и его результативностью, связанные именно с появлением смартфонов и погружением детей в виртуальный мир, не только в игровое пространство, фото и видео съемку, переписки в мессенджерах, но и сильное увлечение социальными сетями для общения, знакомств, вступление в сообщества по интересам и т.д. В связи с чем, успеваемость, естественно, снизилась, большинство детей потеряло интерес к учебе, либо не проявляло его изначально, поступив в начальную школу, либо окончательно снизив стремление учиться в средней школе, столкнувшись с трудностями новых предметов и увеличением объемов заданий.

Итак, начнем с того, что обозначим основные проблемы, появившиеся у детей с развитием инфо-телекоммуникационных технологий, нужно выделить основные последствия использования смартфонов с раннего возраста, которые на мой взгляд мешают учиться и снижают уровень образования подростков в целом:

  1. Быстрый просмотр материалов (текстовых, графических, фото, видео), поверхностное восприятие, ощущение, что этого вполне достаточно для устного ответа или написания письменной работы.
  2. Неумение или недостаточное умение обрабатывать необходимую информацию для вычленения самого важного.
  3. Сложности долгой концентрации внимания на одной теме в силу возраста и психоэмоциональной незрелости.
  4. Повышенный интерес к соцсетям, общение в чатах, легкодоступный контент развлекательного характера - музыка, клипы, кинофильмы, и подростку это интересней, чем читать книгу или конспектировать параграф.
  5. Слабая мотивация или ее отсутствие для получения хороших отметок, создания собственных проектов на интересующие темы, участия в различных конкурсах и достижения высоких результатов.
  6. Нежелание работать с текстом самостоятельно, вследствие чего большинство не умеет это делать и не стремится научиться.
  7. Неспособность четко и правильно формулировать ответы, либо недостаточный словарный запас научного языка, непонимание предметной терминологии.
  8. Медленный темп записи с презентации на экране и еще медленнее на слух.
  9. Расчет на опросах и контрольных работах на смартфон, на поисковые системы, в том числе искусственный интеллект (ИИ), либо на фото конспектов других учеников, фото параграфа или книгу в электронном виде.
  10. Дефицит времени на выполнение домашнего задания, подготовку к контрольным и семинарам из-за желания проводить больше времени в виртуальном мире, особенно снижается успеваемость после болезни или пропусков по другим причинам, потому что лишь небольшая часть учащихся восстанавливает пропущенный материал.
  11. Дефицит живого общения вне образовательного учреждения, желание общаться на занятиях, так как перемен недостаточно.

Принимая во внимание результаты наблюдений за детьми в процессе обучения, я стала размышлять, что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию. Очевидно, что это непростая задача, и ее решение должно быть комплексным, начиная с семьи, где должны быть с раннего детства расставлены приоритеты, привито желание учиться, продолжая школой, где педагоги должны постараться максимально вовлечь как в учебный процесс, так и в общественную жизнь, заканчивая средним профессиональным и высшим образованием, куда поступив, подростки продолжат свое развитие, став востребованными специалистами в выбранной отрасли.

В связи с интенсивной цифровой трансформацией реальности, когда с раннего детства ребенок смотрит не только то, что ему включают, но и начинает самостоятельно выбирать интересующий его контент, мультфильмы, видеоролики, игры, в том числе интерактивные, когда можно влиять на сюжет, создавать собственных персонажей и локации, мы имеем большие сложности с вовлечением детей в учебный процесс. К сожалению, несмотря на появление множества интерактивных методик преподавания, игровых форм познания нового, использования на уроках наглядных пособий, макетов, симуляторов, электронных образовательных ресурсов, в том числе видео, обучающие кино и мультфильмы, существенно повысить уровень заинтересованности подростков, эффективности образования и усвоения необходимых знаний не удается.

Будучи матерью двоих детей и одновременно педагогом со стажем, я не смогла достичь желаемых результатов со своими детьми, так как у них не очень рано, но в детстве появились смартфоны. Сейчас я работаю с подростками, большая часть которых получила электронные устройства ближе к 10-12 годам, и это очень отличает их от детей школы, которые встретились и погрузились в них намного раньше. Отличает, на мой взгляд, в лучшую сторону, выше концентрация внимания, выше скорость письма, аккуратнее ведение тетради. Есть дети, которые не только слушают, но и задают вопросы, проявляют интерес к разным учебникам, готовы не ради оценки или зачета готовить доклады, участвовать в конкурсах. И вот тут хочу сказать, очень не хватает нашим детям умения писать доклады, рефераты, составлять презентации. Этому надо учить, считаю, уже в средней школе, хотя бы в старших классах, где они и готовят собственный проект. Ну и, конечно, надо детально и основательно обучать написанию исследовательских и научно-практических работ, для чего и введен такой предмет как основы проектной деятельности в образовательные учреждения среднего и высшего звена. Но практика показывает, что большинство подростков не умеет писать такого рода работу, даже не зная, что она должна содержать по структуре и наполнению, и тем более есть проблемы с обработкой и анализом большого объема информации. Более того, в поисках ответов на контрольные вопросы или выполняя индивидуальные задания, подростки обращаются к интернет-ресурсам и часто выдают неправильные ответы. Поэтому очень важно учить их проверять найденную информацию, если не удается докопаться до истины, обращаться к преподавателю. И чем больше они работают в электронных источниках, тем больше они понимают, что надо больше времени и внимания уделять занятиям как в аудитории, так и в свободное от учебы время. К счастью, преподавателя, который дает учебный материал и его помощь в процессе самостоятельного обучения, если ученик пропустил занятия или не слушал, на сегодняшний день электронные ресурсы и даже искусственный интеллект заменить не могут.

Однако, задавая детям подготовку докладов, я столкнулась с использованием ими нейронных сетей, то есть сайтов, на которых можно это задание дать искусственному интеллекту и все готово! Мне стало интересно, как работают эти нейронные сети и насколько хорошо справляются с учебной задачей.

Я прошла курсы повышения квалификации от Университета «Первое сентября» по использованию нейронных сетей в образовательном процессе, именно как они могут помочь преподавателю составить урок и т.д. Узнав много нового и интересного, начала тестировать искусственный интеллект на уровень его «интеллекта», проверять знания нейронных сетей в интересующих меня предметах. Я пришла к выводу, что пока не во всех отраслях знаний нейронные сети сильны, они могут допускать как грамматические, так и смысловые ошибки, либо вообще выдать неверный ответ. Во-первых, оказалось, что дети мне уже не раз приносили и защищали проекты, выполненные ИИ, и теперь достаточно хорошо определяю, когда презентация сделана с его помощью. Во-вторых, оказалось, что немалое количество учеников используют ИИ для подготовки к опросам, контрольным и даже просто, чтобы задать интересующий вопрос из жизни и получить исчерпывающий ответ.

Хочу сказать, что на большинство вопросов ответ ИИ дает быстро, точно и полно. Только если в базе нет конкретной информации по данной теме, тогда он дает размытый и неточный ответ. Как у преподавателя, давно пользующимся электронными ресурсами в поисковых системах, у меня возник вопрос нейронная сеть лучше обычного поискового сайта или нет? И ответ очевиден: да, но при условии знания этой конкретной нейронной сети той области научных знаний, которая вас интересует. А лучше, потому что в отличии от поисковой системы, такая сеть самостоятельно обрабатывает все доступные ей информационные ресурсы, вычленяет главное, разъясняет если надо более простым языком, выдает результат быстро и грамотно. Большая экономия времени и сил, но есть один важный недостаток: если человек не умеет самостоятельно находить нужные источники информации, проводить ее анализ и систематизировать полученные знания, то он с ИИ никогда этому не научится. В то время как с поисковыми сайтами необходимо открыть много разных источников, прочитать, выделить самые понятные и наиболее точно отвечающие запросу, вычленить нужное, скомпоновать, выстроить текст лаконично по структуре и содержанию.

Но несмотря на то, что ИИ всю поисковую и аналитическую работу делает самостоятельно, чтобы получить хороший доклад или более серьезную работу, курсовую, например, в подобной нейронной сети, нужно в ней поработать самостоятельно, а именно: необходимо правильно, точно и развернуто задавать вопросы, для составления таблиц и другого графического материала нужно задавать отдельно запросы, может понадобится обратиться к нескольким подобным сетям, так как у них разная специфика баз знаний. Если требования к курсовой будут высокие и тщательно проверяться педагогом, то ученику для раскрытия темы придется и дополнять работу из других источников, и править уже полученный с помощью ИИ готовый текст.

Вывод напрашивается один, без естественного интеллекта, то есть человеческого ума, по крайней мере пока, невозможно получить абсолютно грамотный полный безупречный результат. И это дает мне надежду, что наше молодое поколение сегодня и в будущем не утратит способность к умственной работе, не сможет переложить на искусственный интеллект решение важнейших задач человечества и всегда будет превосходить машинный разум, находя единственно правильные уникальные решения.

На этой оптимистической ноте хочу закончить свою статью. Ответить на главный вопрос современной педагогики как повысить эффективность образования, в первую очередь пробудив высокий интерес к учебе, очень сложно, но мы можем и должны делать все, чтобы вовлечь каждый в свой предмет как можно больше детей.

Вырвать из виртуального мира и даже радикально ограничить использование смартфонов, мы уже не сможем, поэтому вынуждены принять цифровую среду и максимально адаптировать ее под образовательные технологии, создавая и пользуясь электронными обучающими продуктами. Но, помимо уже происходящей трансформации системы образования, для создания оптимальных условий обучения и получения высоких результатов, важнейшими факторами образовательной среды, создаваемыми преподавателями, всегда были, есть и будут: любовь к детям, позитивный настрой, внимание к каждому, терпение и понимание жизненных ситуаций, семейных обстоятельств, личных кризисов, принятие во внимание индивидуальных особенностей развития, разного уровня знаний и способностей, а также неравнодушие к трудностям подростков в учебе, семье и социуме, участие и помощь в решении конкретных проблем самостоятельно или вместе с коллегами.