Конспект занятия в подготовительной к школе группе: «Природа родного края»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа


Интеграция областей: познавательное развитие; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; физическое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Цель: создать условия для обобщения знаний о природе Новосибирской области.

Задачи:

  • закрепить знания детей о растительном мире родного края;
  • познакомить с Красной книгой;
  • обобщить представления детей о временах года;
  • показать, что от многих болезней можно избавиться с помощью природы;
  • развивать творческие способности детей, воображение, речь, внимание, память;
  • воспитывать бережное отношение к родной природе;
  • воспитывать у детей интерес к своей стране, чувство любви гордости за свою страну и родной край.

Предварительная работа: чтение художественной литературы о природе Новосибирской области, просмотр видеороликов, разучивание стихов, беседы, наблюдение в природе, экскурсии в музей, рассматривание картин и иллюстраций о природе.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Давайте поприветствуем их (Здравствуйте) и передадим им своё настроение. А оно у вас какое? (хорошее) Да, ребята, неважно какое на улице время года, какая погода, просыпаясь, мы, смотрим в окно и видим окружающую природу, удивляемся и радуемся её изменениям и получаем для себя заряд бодрости.

Дети:

Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, матушка-земля!
Очень любим мы тебя.

Звонок по скайпу

Воспитатель: Ой, ребята, что это за звук?

Дети: Кто то звонит (кадры из м/ф «Даша-следопыт»)

Даша: Здравствуйте, дети. Я живу от вас очень далеко и никогда не была в вашей стране. Как называется ваша страна? А город? А край, в котором вы живёте?

Даша: Я очень люблю путешествовать. Но ваша страна такая огромная, что мне очень страшно отправляться в путешествие. Так далеко я ещё никогда не ходила. Я читала, что ваш край очень богат красивой природой. У вас есть реки, озёра, леса. Это так интересно. Очень хотелось бы познакомиться с вашей родиной. Я раздобыла даже карту вашего края, где отмечены интересные места. Поможете мне познакомиться с вашей родиной? Отправляю вам электронным письмом карту.

Воспитатель: Ребята, а как мы можем помочь Даше? А как мы можем познакомить с нашей Родиной?

Воспитатель: Это карта нашей Малой родины - Новосибирской области.

А в какие цвета она окрашена? (Карта окрашена в темно-зеленый, светло-зеленый, коричневый цвета, здесь есть синие полоски и пятна).

Воспитатель: Как вы думаете, что обозначают эти цвета?

Дети: темно-зеленым цветом на карте обозначается лес, светло-зеленым - луг. Коричневым изображают - горы.

Воспитатель: А это что за синие полоски и точки, кто знает?

Дети: Реки и озера.

Воспитатель: Но, ни каждый это знает. Поэтому, предлагаю сегодня поработать картографами. Картографы - это люди, которые составляют карты. Есть карты, на которых изображают положение городов и населенных пунктов, место; есть карты, где изображают природные ископаемые; а есть карты, где отображают растительный и животный мир.

И мы с вами можем отобразить растительный и животный мир нашего края. Ну, как согласны?

Воспитатель: Берите каждый карточки с изображением растений и животных

(Дети берут конвертики с мини-карточками, с липкой лентой с обратной стороны)

Воспитатель: Будем прикреплять их, там, где они обитают.

А как Даша путешествует? (пешком). Значит, мы должны набраться сил, чтобы пройти длинный путь. А теперь представим, что мы путешественники, взяли рюкзаки и пошли по тропинке.

ПРАВИЛА В ПОХОДЕ ПРОГОВОРИТЬ. РАССМАТРИВАЮТ КАРТУ, НАХОДЯТ ПЕРВУЮ ОСТАНОВКУ

(под весёлую музыку идут и садятся на подушки на привал)

Воспитатель: Остановки на карте: край, лес, луг, водоем. Для начала познакомим Дашу с нашим краем.

1 остановка «Край»

«Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулся мой край
От севера до юга:
В одном краю - леса, поля
В другом - озёра, реки.

Воспитатель: О чём говорится в стихотворении? Что есть в нашем крае?

Воспитатель: Ребята, чем отличаются страны, города, области, края друг от друга?

Воспитатель: Правильно. У любой страны, города, области, края есть отличительные знаки - символы. Что это за символы? (Флаг, герб, гимн)

Воспитатель: И наша Новосибирская область имеет свои отличительные признаки. (флаг, герб)

Воспитатель: Продолжаем наш путь дальше. (переходим на следующую остановку)

2 остановка «Берёза»

Воспитатель: Ребята, у нас много лесов, в которых много зверей, растет много ягод и грибов. Кто знает и назовет дерево, которое считается священным в России (Береза). ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О БЕРЕЗЕ (ДЕТИ ГОВОРЯТ) Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза - любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов. В старину восхвалили березку в песнях и хороводах. И у нас в Новосибирской области берёза очень распространена.

Давайте мы с вами поводим хоровод «Во поле березка стояла».

Воспитатель: Почему берёзу называют «Доктор»? (из берёзовых почек приготавливают лекарства, берёзовый веник выгоняет хворь, сок полезный и вкусный.)

Воспитатель: А знаете, какие деревья растут в нашем крае?
Давайте поиграем «Назови дерево». У меня есть лупы, я предлагаю вам рассмотреть, что за дерево спряталось.

Воспитатель: Нас Даша попросила помочь справиться с одним заданием. Она рассматривала альбом с картинками и рассыпала их. Давайте поможем соотнести листья с подходящим деревом.

Дидактическая игра «Чей листок?»

3 остановка «Поля»

Воспитатель: А сейчас мы отправимся с вами на следующий пункт карты. Мы с вами живём в местности, которая называется лесная, лесостепь, степи. Посмотрите, как красива бескрайняя степь (РАБОТА С КАРТОЙ).

Воспитатель: Что растёт в степях? Почему называют эти травы «Зелёная аптека»?

Рассматривание трав и рассказы детей о пользе каждой травы.

Воспитатель: Кирилл, что ты знаешь о крапиве?

Кирилл: Крапива - это лекарственное растение. Она растёт в саду, в огороде, в лесу. Из листьев крапивы варят суп, делают салат. Крапива останавливает кровь, чистит её. Листья крапивы вытягивают гной. Если крапиву помять, и приложить к ранке, она быстро заживёт. В крапиве много витаминов. Крапиву заваривают, моют голову, чтобы был хороший волос. Из крапивы делают шампунь, и добавляют в зубную пасту.

Воспитатель: Артем, что ты знаешь о ромашке?

Артем: Ромашка - это лекарственное растение. Она растёт везде - в саду, огороде, на поле. Её заваривают, и пьют от простуды. Если глаза болят «гноятся», то ромашку заваривают, и моют глаза. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали.

Воспитатель: Артем, что ты знаешь об одуванчике?

Артем: Одуванчик - лекарственное растение, он растёт везде, по всей России. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе. Соком одуванчика выводят бородавки.

Воспитатель: Алиса, что ты знаешь о подорожнике?

Алиса: Подорожник - это лекарственное растение. Где люди ходят, там и подорожник растёт. Ещё его называют попутчиком, потому что он с людьми всегда по пути. Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль пройдёт. Делают отвар, и пьют от кашля, и лечение желудка.

Воспитатель: Ребята, на земле так мало остаётся мест, где растут такие удивительные растения. Поэтому люди создали Красную книгу, куда занесены редкие и исчезающие виды растений и животных. Давайте будем беречь, и охранять их!

4 остановка «Лес»

Отправляемся дальше. И следующая остановка...

Воспитатель: Где же мы с вами остановились. Это что за интересный мир?

Воспитатель: Правильно это мир леса. А что же такое лес?

Воспитатель: Правильно - лес это место в природе, где растет много-много деревьев. А какие существуют виды леса?

Дети: Лес бывает хвойный и лиственный.

Воспитатель: А какие деревья относятся к хвойным деревьям?

Дети: ель, сосна, лиственница.

А почему их так называют?

Потому что у них есть хвоинки.

Воспитатель: А какие деревья относятся к лиственным деревьям?

Дети: береза, осина, дуб, клен,

Воспитатель: А почему их так называют?

Дети: У лиственных деревьев есть листья.

Воспитатель: Посмотрим, кто же притаился на лесных полянках.

Воспитатель: Посмотрите, здесь, чьи то следы. Давайте найдем, чьи же это следы. Следы чьи? …Заячьи, медвежьи, лисьи, барсучьи

Воспитатель: Ой, а вы слышите, кто так красиво поет?

Дети: Это Кукушка - что делает, кукует

Воспитатель: В лесу тоже существуют свои правила. А вы знаете правила поведения в лесу? Я буду показывать вам знаки, а вы объясните, что они обозначают.

ПАМЯТКА ДЕЛАЕМ - В ЛЕСУ РАЗРЕШАЕТСЯ/ … ЗАПРЕЩАЕТСЯ

Игра «Что означает этот знак?» (поведение детей в лесу, что можно, и чего нельзя делать в лесу.)

5 остановка «Реки и озёра»

Воспитатель: (ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЛИБО ВИДЕО РЯД) Новосибирская область богата реками и озерами. Водные ресурсы включают около 350 рек и 3000 озер. Основные реки области - Обь и Омь. Север и северо-запад области занимают Васюганские болота. Плотиной Новосибирской ГЭС образовано Новосибирское водохранилище - искусственное море протяженностью более 185 км. Обь относится к числу самых больших рек земного шара. Её длина 5410км. Обь протекает через всю Западную Сибирь. Протяжённость её в пределах края около 500 километров.

Самые крупные озера находятся в центральной и юго-западной части области - Чаны, Сартлан, Убинское, Горькое и другие.

На водоёмах тоже есть разнообразная растительность: кувшинка, ряска, рогоза. Вблизи водоёмов живут: утки, цапли, чайки, выдры.

ЖУРЧАНИЕ ВОДЫ

Воспитатель: предлагает пойти на звук воды и отдохнуить на берегу у прохладной воды

ДЕТИ ПЕРЕМЕЩАЮТСЯ К ВОДЕ

ВИДЯТ на полу мусор. ДОБАВИТИЬ СЛОВА... - собрать мусор и отсортировать.

Игра «Собери мусор».

Дети сортируют мусор в корзину.

Обсуждение.

Дети рассматривают карту с прикреплёнными картинками.

Эстафета «Переплыви реку»

Воспитатель: И их непросто перейти. Это удастся самым смелым и ловким. (по импровизированным камням дети переправляются через речку)

Воспитатель: Посмотрите, как богат наш край. Есть в нем звери и птицы, деревья и травянистые растения, и насекомые. И еще много живых существ!

Воспитатель: Все это многообразие животных надо беречь и охранять!

Будем с вами беречь нашу родную природу.

Воспитатель: Да, ребята, нам с вами повезло, ведь мы с вами живем в таком прекрасном месте как Новосибирская область! Новосибирская область - это… Наша малая Родина!

Воспитатель: Нам пора отправляться домой. А для этого мы должны перебраться через речку.

Воспитатель: Наше путешествие завершилось. Надеюсь, Даша осталась довольна рассказом о нашей Родине.

(Появляется Даша и благодарит ребят)

Воспитатель:

- Ребята, скажите, что нового, интересного вы узнали сегодня на занятии?

- А были задания, которые для вас было выполнять интересно, но сложно?

- А какой информацией вы сегодня поделитесь с родственниками дома?

- А какой вывод для себя вы сделали в завершении нашего занятия?

- Пригодится ли карта, которую мы с вами сделали?