Химическая промышленность России

Разделы: География

Ключевые слова: Химическая промышленность


Цель урока: познакомить учащихся с отраслью химической промышленности.

Задачи урока:

  1. Научиться определять роль химической промышленности в хозяйстве страны, состав и географию отрасли
  2. Выявить проблемы отрасли на данном этапе
  3. Работать с различными источниками информации
  4. Организовать сотрудничество в поиске информации
  5. Самостоятельно оценивать свою работу.

Методы обучения: Проблемное изложение материала с использованием системно-деятельностного подхода.

Тип урока: изучение нового материала.

Средства обучения: Текст «Из истории возникновения химической промышленности», презентация, атлас, учебник

Ход урока

Учитель. Недавно мы знакомились с понятием «авангардная тройка экономики». Слайд 1

Какие отрасли входят в эту тройку? Почему на слайде фото поезда?

Ответы учащихся. (Машиностроение, электроэнергетика, химическая промышленность)

Учитель. Напишите в тетради 10 названий продуктов химической промышленности в нашем кабинете.

Опрос одного ученика. Остальные отмечают у себя, если есть совпадения. Добавить названия у других.

Делают первый вывод в тетради.

Учитель. Химическая промышленность старая или новая отрасль? Ответы учащихся.

На столе тексты, ученики читают текст.

(Многие вещества, выпускаемые предприятиями основной химической промышленности, известны человечеству давно, и история их применения насчитывает сотни и тысячи лет. Так, сера, природная сода и минеральные краски были известны в Риме и Византии более 2 тыс. лет назад. Производство пороха в Китае было освоено в 800 г. н.э., а в европейских странах его начали получать в 13 в. Серная и азотная кислоты впервые были получены арабским алхимиком Джафаром в 8 в.

Хотя химикаты производились и использовались на протяжении всей истории человечества, рождение тяжелой химической промышленности (производство химикатов в больших количествах для различных целей) совпало с началом промышленной революции.

Первые заводы по производству серной кислоты - важнейшей из минеральных кислот, применяемых человеком, были построены в 1736 (Великобритания), в 1766 (Франция), в 1805 (Россия, Подмосковье), в 1810 (Германия). Для обеспечения потребностей развивающихся текстильной и стекольной промышленности возникло производство кальцинированной соды. Первые содовые заводы появились в 1793 (Франция), в 1823 (Великобритания), в 1843 (Германия), в 1864 (Россия, Барнаул). С развитием в середине XIX в. сельского хозяйства появились заводы искусственных удобрений: в 1842 в Великобритании, в 1867 в Германии, в 1892 в России.

Сырьевые связи и раннее возникновение индустрии способствовали становлению Великобритании как мирового лидера в химическом производстве на протяжении трёх четвертей XIX века. С конца XIX века с ростом потребности экономик в органических веществах лидером в химической промышленности становится Германия. В США химическая промышленность начала развиваться позже, чем в Европе, но уже к 1913 по объёму производства химической продукции США опередили Европу. Лишь к концу 80-х годов химическая индустрия стран ЕС прежде всего Германия, в общем исчислении вновь превысила объёмы производства в США.

Учитель. Ответьте на вопросы на слайде 2 по истории возникновения отрасли.

Пишут 2 вывод в тетради.

Учитель. Изучите фотографии на слайде 3. Выберите сырье для химической промышленности. Ответы учащихся.

Запись в тетради, 3 вывод.

Учитель. Если у химической промышленности такая обширная сырьевая база, значит, предприятия можно строить повсеместно? Слайд 5

Слайд 4. Определите по заданиям, где нужно разместить эти предприятия? По вариантам 1,2,3. Выводы в тетради.

Учитель. Мы живем в городе химиков. Какие факторы могли способствовали созданию этого предприятия? Ответы учащихся. Слайд 6

Вывод. Факторы размещения предприятий химической промышленности являются: потребительский, сырьевой, водо- и энергоемкость, экологический.

Учитель. Изучите состав химической промышленности и, что включают эти группы по тексту учебника. Слайд 7.

Слайд 8. Решите задания, работая парно по атласу.

Слайд 9. Апатит на столе учащихся. Рассмотрите камень « плодородия». Благодаря открытию месторождения А.Е.Ферсманом на Кольском полуострове - Россия перестала закупать это сырье для фосфорных удобрений. Слайд 10. Прочитать

Домашнее задание. Какие удобрения используют ваши родители? С какой целью используют азотные, калийные и фосфорные удобрения?

Мальчикам посмотреть ярлыки своих пиджаков. Шторы, Платье. Прочитать состав ткани. Слайд 11

Учитель. На территории России сложились химические базы, т.е. территории, где находятся много предприятий. Работа по атласу, групповая работа. Описать по плану базу.

Слайды 12-16.

Учитель. Химическую промышленность можно назвать уникальной. Почему? Слайд 17

Проблемы современной химической промышленности. Слайд 18.

Проблемы копились давно, начиная с распада СССР. Санкции выявили эти проблемы. Оказывается, нет многих видов сырья, компонентов. Какой выход?

Обращение к ученикам. Кто из вас хочет стать химиком? Слайд 19

Перспективы развития химической промышленности в России.

  1. При Госдуме был создан экспертный совет по химической промышленности.
  2. В начале октября 2023 года химическое направление включили в число 10 первоочередных мегапроектов России.
  3. В 1 квартале 2024 года Минпромторг РФ утвердило "важнейший проект технологического суверенитета "Импортозамещение критической химической продукции". Реализация нацпроекта «Новые материалы и химия» начнется в 2025 г (Чувашия готова принять участие в этом нацпроекте).
  4. Финансирование в 2 трлн рублей к 2030 году.
  5. Российский Союз Химиков (РСХ)приступил к подготовке комплексного плана развития отечественного производства - химизации экономики.
  6. Жизнь в санкционном мире открывает новые перспективы развития отечественной индустрии.

Учитель. Почему в 50-60-е годы XX столетия химию называли волшебницей, кудесницей? Что нового для себя вы узнали? Рефлексия.