Электронные образовательные ресурсы как средство формирования читательской грамотности младших школьников

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: младшие школьники, читательская грамотность


Применение электронных образовательных ресурсов в педагогической практике позволяет решать методические задачи, которые регулярно встают перед учителем. Такие ресурсы дают возможность не только просмотреть видеоуроки, игровые занятия, телевизионные лекции, но и пользоваться соответствующими методическими разработками (они сопровождают каждый ресурс) для пополнения собственной методической копилки, для последующего включения их в собственную педагогическую деятельность (практическую, исследовательскую).

Они позволяют решать одну из основных задач современной школы - визуализацию изучаемого учебного материала, развивают воображение и содействуют формированию читательской грамотности*. Образовательное пространство становится динамичным, включает средства для создания продуктивных способов обучения, создает условия для развития сенсорного мировосприятия природного мира**.

________________

* Шарова А.Д. Занятия по формированию читательской грамотности / Мастер-класс. 2015. № 7. С. 11-21.

** Алисов Е.А. Психолого-педагогические аспекты сенсорного мировосприятия личности / Психологическая наука и образование. 2009. № 1.

Электронные образовательные ресурсы востребованы учителями, которые, однако, испытывают трудности при их выборе и демонстрации учащимся. Именно поэтому детальное представление и описание ЭОР является актуальным. Использование электронных образовательных ресурсов значительно расширяет возможности учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование цифровой и читательской грамотности, содействие в получении социально-бытового опыта. Решается основная задача - индивидуализация обучения, позволяющая максимально учитывать особенности личности каждого школьника***.

________________

*** Игнатова Н.Ю. Образование в цифровую эпоху: монография. Нижний Тагил, 2017.

Требования, предъявляемые к электронным ресурсам педагогическим сообществом:

  • комплексный характер - органическое сочетание традиций и инноваций в содержании, в предложенных подходах, методах, технологиях и формах работы, в выборе атомарных ресурсов для достижения целей обучения, воспитания, развития;
  • инновационный характер заданий (интерактивных, тестовых, игровых, видео- и аудиоматериалов и т.п.), их оптимальное сочетание для повышения мотивации и познавательной активности учащихся;
  • реализация принципов индивидуализации и социализации личности в образовательном пространстве, идеи коллективного образования;
  • подготовка к диагностическим работам (ВПР, PIRLS, НИКО и т.п.);
  • предусмотрена организация как индивидуальной, так и групповой работы обучающихся;
  • возможность организации проектной деятельности.

Мы проанализировали учебные пособия, рекомендованные к использованию Федеральным перечнем учебников, и сделали вывод о том, что в них имеется достаточное количество заданий, направленных на формирование читательских умений младших школьников. Проанализируем формы, с помощью которых можно организовать работу по развитию читательской грамотности.

Организовать работу с рядом таких заданий можно устно, фронтально. Такие формы работы экономят время на уроке, так как задействуют весь класс сразу, позволяют строить устное монологическое высказывание ребёнку, пояснять свою точку зрения. Учитель может проводить наблюдение, делать краткие записи, вести чек-лист. Однако, фронтальные формы работы не позволяют в полной мере организовать и отследить «включенность» каждого обучающегося в общее обсуждение.

Групповые формы работы снижают уровень стресса, так как позволяют разделить ответственность между членами группы, позволяют внутри группы высказаться каждому обучающемуся (в отличие от фронтальных форм), помогают организовать взаимообучение. Групповую работу можно организовать таким образом, чтобы каждый член группы имел индивидуальное задание, без выполнения которого невозможна реализация конечной цели, что способствует повышению активности и ответственности каждого обучающегося. Педагог проводит наблюдение, результаты фиксирует с помощью наиболее адекватного инструмента оценивания.

Недостатком групповых форм работы является тот факт, что их организация на уроке требует больших временных затрат: время на формулирование задания, выполнение заданий в группе и презентацию работы групп. Кроме того, необходимо организовать работу так, чтобы все обучающиеся были включены в процесс оценивания работы других групп.

Индивидуальный опрос - чтение наизусть, различные виды пересказа, презентация творческих работ - часто используемая форма, которая позволяет всесторонне оценить знания, понимания, трансдисциплинарные навыки. Однако, очевидно, что одно учебное занятие не позволяет оценить таким образом большое количество обучающихся.

Для проведения мониторинга используют в определенных точках прохождения программы индивидуальные письменные проверочные работы, которые позволяют зафиксировать и проанализировать как индивидуальные достижения каждого обучающегося, так и продвижение класса в целом. Письменные индивидуальные задания можно использовать и при формирующем оценивании. Можно организовать работу с последующей фронтальной проверкой или самопроверкой (взаимопроверкой) с помощью образцов выполнения. Однако, выполнение письменных заданий не всегда вызывает живой интерес со стороны младших школьников. После отложенной проверки работ учителем необходимо вернуться к пройденному заданию и выполнить работу над ошибками.

Учитывая результаты проведенного анализа, предлагаем на стадии формирующего оценивания использовать интерактивные формы работы с привлечением электронных образовательных ресурсов.

Их преимущества нам представляются в следующем:

  • интерес со стороны обучающихся к работе с компьютером;
  • смена видов деятельности (советуем чередовать устные, письменные и интерактивные формы работы);
  • охват всех учащихся (при наличии достаточного количества технических средств);
  • получение обратной связи (возможность быстрой автоматической проверки);
  • возможность выполнить задание повторно и скорректировать свой результат;
  • возможность использования как на уроке, так и во внеурочной деятельности, в качестве задания для самоподготовки обучающихся;
  • сокращение временных затрат на уроке.

Недостатком использования электронных образовательных ресурсов как средства формирующего оценивания является затрата времени учителем при подготовке к уроку на создание интерактивного задания или на выбор наиболее подходящего из базы данных.

См. статью в полном объеме