Адаптация в детском саду детей младшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями

Класс: д/с

Ключевые слова: социализация детей, социализация дошкольников, адаптация детей к детскому саду


Проблема привыкания ребенка к детскому саду существовала во все времена, вопросы адаптации волнуют, как правило, родителей, педагогов, психологов и педиатров. Особая сложность заключается в том, что это первый коллектив, в котором оказывается малыш, оторвавшись от семьи, очень часто дополняется кризисом трех лет. Сегодня, в условиях резких перемен всех сфер общественной жизни, меняются и подходы к рассмотрению данного вопроса, они требуют поиска новых путей в процессе адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.

О том, что детям, впервые приходящим в детский сад, необходимо время на привыкание к новым условиям, к другим ребятам в группе, к воспитателю, к установленным требованиям и правилам и т.д., сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Этот процесс называется адаптацией, которую каждый ребенок переживает и воспринимает по-своему. В переводе с латинского данный термин обозначает приспособление, он необходим для описания степени привыкания и вхождения в новые условия, в которых оказывается ребенок, причем включает в себя как психическую, так и физическую составляющую.

Согласно возрастной психологии вся жизнь человека состоит из определенных периодов, каждый из которых заканчивается кризисом, за которым следует новый этап развития личности. Одним из таких переломных этапов является трехлетний возраст, очень часто в это время ребенок попадает в младшую группу детского сада и начинается процесс привыкания [2]. Задача воспитателей и психологов создать максимально подходящие условия для эффективного хода адаптации и дальнейшего развития личности в дошкольном учреждении. Каждый год в детский сад приходит следующее поколение воспитанников, необходимость приобщить их к новым условиям существовала всегда, имеет местно она быть и сегодня, а для усовершенствования этого процесса требуется доскональное изучение особенностей данного возраста, причин, хода и последствий кризиса трех лет. Следовательно, тема адаптации детей младшего возраста в детском саду актуальна на сегодняшний день и будет значима всегда.

Основная цель нашей работы заключается в том, чтобы проанализировать главные проблемы, с которыми сталкивается ребенок, оказавшись в детском саду, и выявить наиболее подходящие способы и методы, способствующие наиболее быстрому и легкому привыканию воспитанника к дошкольному образовательному учреждению.

Изучением проблемы психологической адаптации занимались Г.Айзенк, Г.Гартман, А. Маслоу, Ф.Б.Березин, В.И.Медведев, A.A.Налчаджан, Ж.Пиаже, A.A.Реан и многие другие учение. Вопросы привыкания детей в зарубежной науке отражены в работах исследователей: Э.Эриксона, М.Монтессори, Р.Штайнера и других. Проблемой адаптации ребят к условиям дошкольной образовательной организации в рамках изучения психологических аспектов сопровождения ребенка занимались Л.И.Белкина, Л.А.Венгер, В.В.Холмовская, С.В.Паршукова, Е.А.Лисина и другие. Все они сходились в едином мнении о необходимости помощи ребенку, поиске наиболее эффективных способов выхода из кризиса трех лет и облегчения процесса привыкания к новым условиям.

Как упоминалось выше, данный возраст характеризуется, в первую очередь, переходом от одного возрастного периода к другому, а, следовательно, и сменой ведущей деятельности, происходит постепенный отход от занятий с предметами и наступает увлечение игрой со сверстниками. Конечно, этот процесс заметен не сразу, он является постепенным, и сопровождается кризисом. Ребенок, который до этого находился дома, все свое время проводил, как правило, с мамой или бабушкой, теперь оказывается в своем первом коллективе, меняется его режим, образ жизни и т.д. Такие перемены не могут не повлиять на малыша, переживающего в данный период кризис, сопровождающийся процессом привыкания к новым условиям, в которых он оказывается. Главная задача воспитателя, родителей и психологов сделать этот период наиболее легким и наименее болезненным для ребенка. Причем только при совместной работе специалистов и семьи возможно достижение определенного эффекта в оказании помощи малышу [8, с. 6-20].

Жизнь ребенка, оказавшегося в детском саду, меняется коренным образом, в первую очередь, это режим дня: приходится вставать утром и ложиться вечером спать в одно и то же время, меняется рацион питания и многое другое. Если раньше мама или взрослый, который проводил с малышом время, подстраивался под его распорядок дня, то теперь ситуация меняется коренным образом, воспитанник должен полностью следовать режиму дошкольного образовательного учреждения, установленному в нем. Все это сказывается на физическом и психологическом состоянии малыша.

Параллельно с этим коренным образом меняется круг общения ребенка, впервые оказавшегося в детском саду. До трех лет малыш уже имеет свой определенный социальный опыт, в каждой семье происходит воспитание, причем можно наблюдать отличительные особенности этого процесса в каждой отдельной ячейке общества. В результате в группу попадают уже личности со своими установками и манерами поведения, заложенными в доме, в котором рос ребенок до поступления в образовательное учреждение, они могут существенно различаться друг от друга. В процессе адаптации в детском саду происходит столкновение сформированных в первые годы жизни укладов и представлений, что может стать причиной конфликтных ситуаций и усложнить процесс адаптации.

Как и любое явление, привыкание ребенка к детскому саду следует изучать, определяя различные виды и степени рассматриваемого процесса. Таким образом, в ходе адаптации можно выделить следующие ее уровни:

  1. Внешняя адаптация - представляет собой процесс приобщения к новым условиям в такой ситуации, когда ребенок понимает, как он должен действовать в изменившейся среде, как себя вести, но внутренне не понимает этого и отвергает установленную систему ценностей, не согласен ей, хотя и следует.
  2. Взаимная терпимость связана с тем, что воспитанник и группа проявляют толерантность к установленным порядкам поведения в коллективе, осознают необходимость следования им.
  3. Аккомодация - высокий уровень адаптации, позволяющий ребенку принять основные ценности новой социальной среды, которая, в свою очередь, признает и его индивидуальные особенности. В данном случае и каждому отдельному воспитаннику и всему коллективу достаточно легко в процессе посещения детского сада [5, с. 112-121].

В целом процесс адаптации можно разделить на две составляющие: физиологическая адаптация и социально-психологическое привыкание.

  1. Оказавшись в дошкольном образовательном учреждении, ребенок сталкивается не только с новыми людьми, но и с совершенно иной, не привычной для его организма, микрофлорой, включающей в себя в частности и новые инфекции и вирусы. Очень важным моментом является адаптация к ним, вырабатывание иммунитета, способного противостоять и снизить количество болезней, которое может наблюдаться на начальном этапе посещения дошкольного учреждения. Не менее важная проблема, возникающая в период привыкания к детскому саду, заключается в новом режиме сна и питания, изменением рациона питания, которые могут повлиять на работу кишечника и всего организма в целом. Физиологические перемены находятся в непосредственном взаимодействии с психическим состоянием.
  2. Социально-психологическую адаптацию мы объединили в одну группу, хотя можно сказать отдельно о привыкании ребенка к новому обществу, в котором он оказался и о психологических изменениях, происходящих во внутреннем мире малыша. Но если задуматься, то можно сделать вывод о том, насколько эти две составляющие зависимы друг от друга. Если мы наблюдаем проблемы в вопросах психологического состояния ребенка, он, как правило, будет испытывать трудности и в ходе общения со сверстниками в группе, и наоборот. Таким образом, очень важно и нужно установить благоприятную социальную атмосферу, которая будет способствовать нормальному психологическому и физическому развитию каждого ребенка [1, с. 110-186].

Рассматривая социальную адаптацию, как результат воспитания можно выделить следующие ее уровни:

  1. Высокий оптимальный уровень адаптированности, который заключается в наиболее оптимальном включении ребенка в деятельность, осуществляемую в группе.
  2. Высокий избыточный уровень привыкания, характеризующийся сильной включенностью в процесс обучения, достигнутой ценой высоких эмоциональных затрат.
  3. Низкий уровень адаптированности предполагает наличие удовлетворительной активности и дисциплины, низких оценок реального социометрического статуса и степени реализации внутриличностного потенциала и т.д.
  4. Уровень дезадаптации ребенка характеризуется низкими показателями в дисциплине, общественной активности, параметрами социометрического статуса.

Одна из обязанностей воспитателя и психолога детского сада заключается в том, чтобы, используя современные средства и методы, определить уровень адаптации малыша. При этом не следует забывать о том, ведущим видом деятельности данного возрастного периода является игра. Необходимо использование игровых форм особенно на начальном этапе, которые помогут воспитаннику привыкнуть к своему новому статусу и справиться со всеми трудностями, вызванными процессом приобщения к группе, воспитателю, занятиям в дошкольном образовательном учреждении и т.д. Ни в коем случае не стоит забывать о том, что в данном возрасте начинается социализация ребенка, ему уже не интересно играть одному с предметом (игрушкой). Он начинает искать общения с окружающими, причем теперь уже не только с мамой, папой, бабушкой или дедушкой, а открывает для себя новый мир окружающих людей.

В настоящее время уже давно замечен тот факт, что дети трехлетнего возраста, которые по тем или иным причинам не стали посещать детский сад, начинают искать знакомства среди доступного им окружения сверстников, чаще всего это соседские ребята, с которыми малыши сталкиваются во время прогулки. Если провести наблюдение, то можно заметить тот факт, что ребенок возраста примерно 1-2 года станет играть с игрушкой сам, даже если вокруг него находятся другие дети той же возрастной группы, они не будут задействованы в одной общей игре. Несколько другую ситуацию возможно увидеть, если рядом на площадке окажутся ребята 3-5 лет и старше, здесь мы окажемся свидетелями совместного взаимодействия и коммуникации. Таким образом, важность детского сада в жизни малыша рассматриваемого нами возраста не может вызывать сомнения [3, с. 25-26].

Процесс привыкания к детскому саду происходит у всех по-разному, поэтому необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, использовать те формы и методы, которые помогут ему легче адаптироваться к учреждению. Для достижения большего эффекта следует совместное целенаправленное взаимодействие детского сада и семьи. Родители перестают являться единственным источником общения для своих детей, но все же от их поведения и реакции на переломный для малыша период зависит многое. Правильная и грамотная мотивация в виде определенного поощрения за выполнение свих основных обязанностей, то есть посещения детского сада и соблюдения, установленных в нем, правил; пояснение важности и необходимости каждого похода в дошкольное учреждение; о пользе, которую ребенок приносит семье, давая маме и папе возможность полноценно работать. Все это играет свою роль в процессе адаптации.

Перемены, происходящие в современном мире, не могут не отразиться на обществе в целом и на детях в частности. Цифровизация и информатизация общества привела к такой ситуации, при которой сегодня ребенок уже с ранних лет большое количество времени проводит за компьютером, за просмотром мультфильмов и т.д. Данное обстоятельство существенным образом сказывается на развитии мелкой моторики, влекущей за собой проблемы развития речи. Одна из главных задач воспитателей детского сада заключается в том, чтобы наверстать упущенные пробелы (если они существуют) в освоении ребенком элементарных действий с мелкими предметами: завязывание шнурков, лепка, аппликации и т.д. Необходимо учитывать тот факт, что уровень развития детей, оказавшихся в одной группе, может существенно различаться, если одни ребята достаточно подготовлены и умеют делать многие задания, касающиеся мелкой моторики, то других необходимо обучать с самого начала. Степень развития зависит от многих составляющих: генетическая предрасположенность, индивидуальные характеристики малыша, условия его развития в первые три года жизни, результативность проведенного с ним времени и т.д.

Проблемы в процессе адаптации могут быть вызваны таким явлением, как педагогическая запущенность, под которой понимают отклонение от нормы в развитии воспитанника, вызванное недочетами воспитания. Это может привести к трудностям с адаптацией в социуме. Но все же психика ребенка, имеющего педагогическую запущенность, поддается корректировки. Устранение данных трудностей и осуществление полной адаптации воспитанника к детскому саду может произойти только при объединении сил психолога, социального педагога, воспитателя и семьи. Причинами педагогической запущенности может быть: безразличие со стороны родителей и других близких людей, являющихся авторитетом для ребенка; безосновательная критика его действий; конфликты в семье, которые видит ребенок и многие другие [6, с. 76-80].

Дошкольные образовательные учреждения нашей страны ориентированы на ребенка любого уровня развития, следовательно, в одной группе могу оказаться дети с разной степенью речевого, интеллектуального, духовно-нравственного, физического состояния, что может усложнить процесс адаптации и налаживания контактов между детьми.

Очень важно со стороны воспитателя понять уровень и степень развития каждого из воспитанников группы. В тех случаях, когда это необходимо, специалист должен разработать план по работе с детьми, недостаточно подготовленными к дошкольному учреждению, выявить причины плохой адаптированности. Возможно проведение бесед с родителями, применение различных техник, которые помогут малышу привыкнуть к своему новому статусу и справиться со всеми трудностями, вызванными процессом приспособления к группе, воспитателю, занятиям и т.д.

Сложности могут возникнуть у ребенка, который попал в уже сформировавшийся коллектив, например, все дети посещали ясельную группу, а новый малыш только начал ходить в дошкольное учреждение в младшей группе. Возможна ситуация, когда ребенок поступает в детский сад не в три года, а в возрасте постарше, и в результате попадает в уже сложившееся объединение ребят, оказываясь в положении «новичка». В данных случаях воспитателю так же требуется обратить особое внимание на таких детей, создав все необходимые условия для безболезненного вхождения в коллектив.

В ходе работы воспитателю необходимо учитывать особенности кризиса трех лет как такового. Ступенька, ведущая из младенчества в детство, характеризуется переменами в физиологическом состоянии, в этот период заканчивается формирование коры головного мозга, укрепляется костно-мышечная система [7, с. 18-21]. В результате ребенок становится более самостоятельным в движениях, развиваются и речевые способности, малыш уже не так зависим от родителей, может выполнять простые действия по самообслуживанию. Стремление казаться взрослым, выполнять все действия самостоятельно, может сопровождаться истериками и капризами. Таким образом, внутренние перемены способны отразиться и на внешних взаимоотношениях.

В условиях группы детского сада очень важно и нужно соблюдение режимных, поведенческих и других установок. Только при этом условии у ребенка сформируется представление о коллективе, о взаимоотношения в группе, начнет вырабатываться умение сочетать свои собственные интересы с потребностями окружающих.

Таким образом, детский сад - первая и очень важная ступень в социализации личности. В современной педагогике все чаще отдается предпочтение трехлетнему возрасту в процессе приобщения ребенка к дошкольному учреждению, связано это с изменением ведущего вида деятельности, направленного на общение в виде игры со сверстниками, появление самостоятельности в сфере самообслуживания и многими другими обстоятельствами. Задача воспитателя, психолога и родителей заключается в том, чтобы облегчить процесс привыкания к детскому саду, сделать его менее болезненным и легким. Для этого необходимо учитывать индивидуальные особенности личности малыша, предоставить возможность постепенного вхождения в дошкольное учреждение, с последующим увеличением времени пребывания в нем, сформировать правильную мотивацию, объяснить ребенку нужность данной ситуации, создать благоприятную атмосферу в группе, быстро реагировать, грамотно разрешать все возникающие конфликты и т.д. [4, с. 1-15].

Современное образование ставит основной своей целью всестороннее развитие человека, включая в себя интеллектуальную, духовно-нравственную и физическую составляющие. Фундамент личности закладывается в раннем возрасте, следовательно, от того, как будет происходить становление человека именно в этот период, во многом зависят его будущие способности и уровень. Трудности с адаптацией являются препятствием на пути к полноценному умственному, нравственному и физическому развитию ребенка, поэтому становится очевидным, что вопрос привыкания к дошкольному образовательному учреждению является одним из основных составляющих в процессе формирования человека, способного жить и осуществлять определенную деятельность в коллективе других людей.

Список используемой литературы

  1. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья. Феномен здоровья в культуре, психологической науке и обыденном сознании. Ростов/Дон. - 2005. - С. 110-186.
  2. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл: Эксмо. - 2005. - 1136 с.
  3. Игнатьева И.В. Игровая деятельность как средство сплочения детского коллектива в условиях адаптации детей раннего возраста к детскому саду // Интерактивная наука. - 2023. -№3 (79). - С. 25-26. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovaya-deyatelnost-kak-sredstvo-splocheniya-detskogo-kollektiva-v-usloviyah-adaptatsii-detey-rannego-vozrasta-k-detskomu-sadu.
  4. Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. - М.: «Айрисс-пресс», - 2005. - 238 с. ISBN 5-8112-1353-0.
  5. Кузнецова Т.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ // Вестник науки. - 2023. - №1 (58). - С. 112-121. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-protsessa-adaptatsii-detey-rannego-vozrasta-k-usloviyam-dou.
  6. Лясота В.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению // Вестник науки. - 2022. - №4 (49). - С. 76-80. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-v-period-adaptatsii-k-doshkolnomu-uchrezhdeniyu.
  7. Мель Л.В. Создание педагогических условий адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду в процессе физического воспитания // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2013. - №1. - С. 18-21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-pedagogicheskih-usloviy-adaptatsii-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-k-detskomu-sadu-v-protsesse-fizicheskogo-vospitaniya.
  8. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // Вопросы психологии. - 1971 - № 4. - С. 6-20.