Методические приемы и формы реализации системно-деятельностного подхода в обучении биологии

Разделы: Биология


Введение

В России XXI века образование нацелено на обращение к сфере личных интересов и потребностей ученика. Современный ученик должен получить возможность выбора индивидуальной образовательной траектории. Иначе говоря, первостепенной задачей образования становится развитие личности учащихся, воспитания у них умений анализировать и принимать ответственные решения. Только в данных условиях современное образование становится качественным. Биологическое образование также не является исключением и должно соответствовать современному обществу, развиваться в свете последних тенденций. Особенно это актуально сейчас так ка мировое сообщество определило XXI век веком биологии и экологии. Без сомнений, одним из основных ресурсов повышения качества образования является совершенствование современных образовательных технологий.

Образовательная технология-это понятие, которое включает в себя систему деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, направленную на достижение образовательного результата, в соответствии с педагогическими принципами и взаимосвязью цель - содержание - методы.

В работе педагога по использованию современных образовательных технологий в образовательном процессе выделяются следующие направления:

  • создание и совершенствование условий для эффективной образовательной деятельности;
  • изучение и апробация современных образовательных технологий;
  • разработка и апробация авторских образовательных технологий;
  • внедрение и распространение эффективных образовательных технологий;
  • разработка и внедрение системы оценки эффективности используемых образовательных технологий.

Применение ИКТ на уроках является одной из новых форм преподавания в современном образовании, которые способствуют ни только развитию личности, но и повышению мотивации учащихся к изучению предмета. Поэтому, чтобы не отставать от времени, я стараюсь как можно глубже внедрять информационные технологии в преподавание своих предметов, реализуя при этом следующие цели: исследование возможностей продуктивного использования образовательных технологий нового поколения на уроке биологии.

Для достижения этой цели в процессе педагогической деятельности мною решаются следующие задачи:

  • изучить содержание понятий «современные образовательные технологии»;
  • охарактеризовать основные образовательные технологии;
  • исследовать возможности продуктивного использования основных образовательных технологий (ООТ) в контексте обучения школьников на уроках биологии.

Объект работы: современные образовательные технологии (СОТ)

Предмет: эффективное использование новых образовательных технологий в школе на уроках биологии.

Научная новизна и практическая значимость состоит в актуализации проблемы изучения активных форм в процессе обучения школьников на уроках биологии с целью определения основных путей и способов, стимулирующих процесс обучения.

ГЛАВА 1. Новые образовательные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

1.1. Понятие образовательной технологии.

В наши дни часто можно слышать понятие «образовательные технологии». Технология - это совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле - применение научного знания для решения практических задач. (Википедия). У понятия «образовательные технологии» имеется множество определений.

Например:

  • системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
  • системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин);
  • процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организаций, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам (Т.И.Шамова, Т. М.Давыденко);
  • продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным созданием комфортных условий для учащихся и учителя (В.Н.Монахов);

К числу современных образовательных технологий относят:

  • разноуровневое обучение;
  • проблемное обучение;
  • развивающее обучение;
  • здоровьесберегающие технологии
  • исследовательские методы в обучении;
  • проектные методы обучения;
  • коллективную систему обучения;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
  • технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);
  • обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа и др.

В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:

  • Традиционные технологии (классно-урочная система)
  • Технология развивающего обучения
  • Технология проблемного обучения
  • Технология интегрированного обучения
  • Технологии уровневой дифференциации
  • Игровые технологии
  • Информационно - коммуникационная технология
  • Групповые технологии
  • Педагогика сотрудничества
  • Технология развития критического мышления
  • Модульная технология
  • Проектная технология
  • Кейс-технология
  • Технология мастерских
  • Здоровьесберегающие технологии

Современным обществом востребовано не только повышение качества образования, но и укрепление здоровья обучающихся, и обеспечение психологического комфорта участникам педагогического процесса.

Современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует различные образовательные технологии для развития личности ученика.

Рассмотрим некоторые образовательные технологии, которые я часто применяю на уроках.

1.2. Информационно-коммуникационная технология

Сами по себе информационные технологии в образовании являются предметом изучения информатики. Для других предметов информационные технологии служат современным и эффективным инструментом для повышения качества образовательного процесса.

Использование ИКТ на уроках позволяет повысить качество обучения предмету; насытить обучающегося большим количеством знаний, развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

Применение информационных технологий решает ряд важных задач:

  • повышает объективность оценки ответов;
  • сокращает время проверки знаний учащихся.
  • сформировать у учащихся стремление к самообразованию;
  • доступ к большому объему информации, представленному в привлекательной форме, благодаря использованию средств мультимедиа направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению;
  • дать ученикам знания, определяющие их свободный, осмысленный выбор жизненного пути.
  • усиление мотивации обучения (применение игр, средств мультимедиа)

Использование ИКТ в настоящее время открывает для учителя новые возможности:

  • позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса;
  • позволяют улучшить качество преподавания;
  • повышают эффективность обучения.
  • позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия;
  • экономит время на уроке;
  • возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа материалов.

Выполнение творческих заданий (написание заметок, сочинений-миниатюр, эссе с фотографиями, иллюстрациями, оформление интервью, создание школьной газеты в электронном виде, буклетов-памяток на урок, схем, таблиц, кроссвордов) становится возможным благодаря использованию ИКТ-технологий. Не выходя из дома можно принимать участие в предметных олимпиадах и конкурсах, организовать видео-урок, выдать домашнее задание и проконтролировать его выполнение.

Кроме уроков, использование ИКТ в учебном процессе дает возможность накопить необходимый дидактический материал: варианты контрольных, экзаменационных, самостоятельных работ.

Новые информационные технологии активно внедряются и в исследовательскую деятельность учащихся. Многие школьники с удовольствием выполняют исследовательские и проектные работы по биологии сравнивая таблицы, схемы, рисунки, диаграммы.

ИКТ-технологии дают возможность обучаться дистанционно и это очень важно для детей, часто пропускающих занятия по болезни и для детей с ОВЗ.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, позволяет повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень учащихся, привить навыки самообучения, самоорганизации, облегчить решение практических задач. У учителя появилась возможность увеличить наглядность в процессе преподавания. Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, легко запоминающимся.

1.3. Технология проектного обучения

В переводе с латинского языка «проект» означает «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прообраза объектов. Технология проектного обучения рассматривается в системе личностно ориентированного образования и способствует развитию таких личностных качеств школьников, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности и представляет собой технологию, рассчитанную на последовательное выполнение учебных проектов. Понятие «проект» в широком понимании - все, что задумывается или планируется.

Данная технология, не является новой в мировой педагогике. Она возникла в 20-е гг. XX в. в США. Проектную технологию называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании. Разработана данная технология американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Основой учебного процесса, по мнению Дж.Дьюи и В.Х.Килпатриком, становится проблема, взятая из реальной жизни учащихся. Очень важно было показать детям, что знания важны для них лично и должны пригодиться им в жизни.

В России метод проектов связан с именем П.Ф.Каптерева - русского педагога, он считал, что данная технология направлена на всестороннее упражнение ума и развитие мышления. Дальше, метод в России развивался параллельно с разработками американских ученых и был связан с именами П.П.Блонского, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого, В.Н.Шульгина.

Так как, данная технология стала внедряться в школу недостаточно продуманно и последовательно, она в 1931 году XX в. стала рассматриваться как «непедагогическая». Лишь в 1980-х - 90-х годах вновь возник интерес к этой технологии в связи с изменениями в современном образовании.

Цель проектного обучения заключается в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

  • работая в группах, приобретают коммуникативные умения;
  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  • развивают системное мышление.
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

Типология проектов.

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

  • Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, прикладная (практико-ориентированная), поисковая, творческая, ролевая, ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий).
  • Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
  • Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
  • Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
  • Количество участников проекта (групповой или персональный).
  • Продолжительность проекта (минипроекты - укладываются в один урок или даже его часть (например, историческая справка и т.д.); краткосрочные - на 4-6 уроков; недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.).

Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач.

В общем, проектная деятельность - это работа над проектом, которая планируется, доводится до завершения самим учащимся под руководством педагога его корректировкой.

Этапы работы над проектом.

По своей структуре проектная деятельность представляет собой многоступенчатую систему взаимосвязанных этапов. Работа над любым типом проекта включает в себя четыре основных этапа: этап предпроектной подготовки, этап планирования, организационно-исследовательский этап и этап представления полученных результатов.

1. Этап предпроектные подготовки включает в себя:

  • формирование проектной группы;
  • выбор темы проектной работы;
  • формулирование положений гипотезы, цели и задач проекта;
  • обоснование методов исследования;
  • разработка плана и структуры исследования;
  • изучение источников и литературы по теме.

2. На этапе планирования:

  • определяются сроки представления результатов (конечные и
  • промежуточные);
  • дорабатывается сама идея с учетом актуальности темы;
  • обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта;
  • определяются и распределяются учебные задачи и
  • устанавливаются сроки их выполнения.

3. На организационно-исследовательском этапе:

  • расписывается последовательность выполнения проектной работы;
  • распределяются конкретные задания;
  • собирается и обрабатывается информация;
  • источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет;
  • готовятся выводы и сопоставляются с поставленными задачами и положениями гипотезы;
  • оформляются результаты исследования, и готовится отчет.

Отчет о выполнении проектной работы должен состоять из введения, основной части, заключения и списка источников информации.

Во введении:

  • обосновывается выбор темы работы, описывается актуальность и суть изучаемой проблемы;
  • определяются объект и предмет исследования (только для работ исследовательского типа);
  • формулируются положени гипотезы, цель и задачи проектной работы;
  • описываются методы исследования, которые были применены в ходе выполнения работы;
  • анализируются источники информации.

В основной части:

  • описываются основные этапы и последовательность выполнения работы;
  • обосновываются применяемые методы исследования (например, почему было выбрано анкетирование, что это за метод, какие сильные и слабые стороны этого метода);
  • описывается суть проблемы, проведенных исследований;
  • обосновываются результаты исследования и сопоставляются с первоначальной гипотезой.

В заключении:

  • формулируются основные выводы в соответствии с задачами проектной работы;
  • формулируются пути решения проблем (характеризуются источники информации с точки зрения их полноты и достоверности);
  • анализируется процесс работы (какие возникали трудности и почему, каких личных целей достигли в ходе выполнения проектной работы).

Схемы, диаграммы, рисунки и пр. могут быть оформлены как в виде приложений, так и входить в текст основной части отчета.

4. Этап представления результатов (заключительный этап):

  • подготовка презентации результатов;
  • публичная презентация проектной работы;
  • анализ работы, проделанной в течение проектного периода;
  • оценка работы.

Таким образом, основой проектных методов обучения является исследовательская деятельность учащихся, организованная педагогом и направленная на развитие их творческого потенциала и познавательной активности. Поэтому технологию проекта следует применять в конце изучения темы по определенному циклу, как один их видов обобщающего урока.

1.4. Здоровьесберегающие технологии

С внедрением ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности педагога становятся здоровьесберегающие образовательные технологии. Образование должно осуществляться укрепление физического и духовного здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие технологии - система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка. Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития (профессор, чл-корр. Международной педагогической академии охраны и укрепления здоровья АПК и ПРО МО РФ Н.К.Смирнова).

Цель здоровьесберегающих технологий:

  • защита здоровья учащихся от неблагоприятных факторов образовательной среды;
  • обеспечение сохранения здоровья школьнику за период обучения в школе;
  • воспитание у учащихся культуры здоровья;
  • формирование у школьников необходимых УУД по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.

Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий в свете внедрения ФГОС:

  • сбережение и укрепление здоровья учащихся;
  • формирование ценности и культуры здоровья;
  • выбор образовательных технологий, которая уменьшает перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Данную технологию применяют из-за ряда причин, приводящих к снижению здоровья учащихся:

  • малоподвижный образ жизни;
  • перегрузка учебных программ;
  • неправильное питание учащихся;
  • низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья;
  • плохая экология;

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется различный подход к охране здоровья, а соответственно разные методы и формы работы:

методы и формы работы:

  • медико-гигиенические технологии (МГТ);
  • физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ);
  • экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ);
  • технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ);
  • здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ);

От правильной организации урока, во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья обучающихся и учителя.

Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

  • обстановка и гигиенические условия в классе: температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители;
  • виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание;
  • рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
  • виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа;
  • наличие и место методов, способствующих активизации: метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества); активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)
  • наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления: физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек;
  • наличие мотивации деятельности учащихся на уроке: внешняя мотивация (оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент), стимуляция внутренней мотивации (стремление больше узнать, радость от активности, интереса к изучаемому материалу);
  • психологический климат на уроке (Взаимоотношения на уроке: учитель-ученик);
  • эмоциональные разрядки на уроке: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

А также, применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников, предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

1.5. Технология игрового обучения

Основателем игровой технологии является американский философ-психолог, педагог Ф.Шиллер.

В России игровую технологию развивали И.Е.Берлянд, Л.С.Выгодский, Н.Я.Михайленко, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, И.Б.Первин, В.К.Дьяченко) и др.

Игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н.Узнадзе).

Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С.Выготский).

Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов" (А.Н.Леонтьев). А.М.Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью.

Игровые технологии обучения - это заданная ситуация, в основе которой лежит социальный опыт. Поместив человека в определенные обстоятельства, получается развивать в нем новые не свойственные ему качества, и прививать контроль над своим поведением.

На уроках игровая форма занятий стимулирует учащихся к учебной деятельности.

Вся игровая деятельность делится на виды деятельности:

  • физические (двигательные)
  • интеллектуальные (умственные)
  • трудовые
  • социальные
  • психологические.

Очень велика типология педагогических игр по характеру игровой методики. Вот самые популярные из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

Основные функции, которые выполняет игровая деятельность - это:

  • Развлекательная. Нацелена пробуждать интерес к процессу, развлекать и вдохновлять.
  • Коммуникативная. Это отличное поле для отработки базовых навыков. Целью задания является разговор, приводящий к общей цели.
  • Игротератевтическая. Проецирование трудностей разных сфер в заданную ситуацию.
  • Распознавательная. Зацикленность на самоизучении в ходе игровой деятельности.
  • Корректировочная. Игроки в процессе стараются найти возможные варианты развития событий, вводят положительные изменения в ситуацию.
  • Межнационального общения. В основу положены социально-культурные ценности человечества.
  • Социализация. Участников игры помещают в условия, где им не избежать объективных взаимоотношений.

Разновидности игрового урока.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Очень многие исследователи считают, что умственные действия, формирующиеся на материале школьного обучения обнаруживается в игровой деятельности детей. Здесь же осуществляется и формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения произвольного запоминания и т.д. Игровое обучение не должно быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно развивает познавательную активность школьников, но не формирует способности учиться.

Реализация игровых прием на уроке происходит по основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

I этап - подготовка. Общие описание игры, содержание, инструктаж, подготовка материального оснащения.

II этап - ввод в игру. Постановка проблемы, целей, условия, инструктаж, регламент, правила, распределение ролей, формирование групп, консультации.

III этап - проведение. Групповая работа над заданием. (работа с источниками, мозговой штурм.) Межгрупповая дискуссия, (защита результатов, правила дискуссии, работа экспертов)

IV этап - анализа и обобщения. Вывод из игры. Анализ результатов оценка и самооценка. Выводы, обобщения и рекомендации.

Школа развивается, и учителя стараются совершенствовать процесс учебы. Игры применяются только в отдельных случаях. Для усвоения темы или раздела книги, как самостоятельная технология, и как часть большого процесса. Иногда применяется в качестве закрепления материала на финальном обобщающем уроке.

См. продолжение статьи