По данным исследования специалистов Высшей национальной школы музыки Франции, проведённого в 2013 году в сорока семи странах, шестиструнная гитара является самым популярным музыкальным инструментом среди людей разных национальностей, религий, различных возрастных и социальных групп. Необходимо отметить, что за свою многовековую историю гитара не раз переживала и времена забвений, и периоды настоящего расцвета, но лишь во второй половине XX века получила заслуженную любовь и необычайную распространённость во всём мире.
В последние десятилетия (не столетия, как в скрипичной и фортепианной школе) идёт по-настоящему научное осмысление, суммирование мирового исполнительского и педагогического опыта. Это стало возможным благодаря проведению международных конкурсов и фестивалей, доступности нотных изданий, аудио и видеоматериалов, развитию информационных технологий. Знакомство с современными исполнительскими школами (западноевропейской, латиноамериканской, южно-азиатской), общение с концертирующими музыкантами и выдающимися педагогами из разных стран не только повысили уровень профессиональной осведомлённости преподавателей классической гитары, но и выявили проблемы развития отечественной гитарной школы.
В настоящее время в российской системе музыкального образования сложилась ситуация, когда при быстром росте уровня профессионального исполнительства на шестиструнной классической гитаре наблюдается явное отставание методики начального обучения. В связи с этим весьма актуальным является издание научно-методических статей, содержащих обоснованную авторскую позицию, обобщение педагогического опыта, а также инновации, прошедшие проверку на практике. Данная статья посвящена важнейшему аспекту развития технической оснащённости юного гитариста - позиционной игре, раскрывает авторский взгляд на основные проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели и учащиеся класса гитары, содержит рекомендации по эффективному решению сложных педагогических задач.
Для начала необходимо напомнить, что позицией на струнном грифовом ладовом инструменте называется положение левой руки, определяемое соотношением первого и большого пальцев, которое позволяет без смещения кисти исполнить несколько звуков, находящихся на соседних ладах одной струны. Местонахождение позиции на гитаре определяется положением указательного пальца и обозначается в нотном тексте римскими цифрами (на первом ладу - I позиция, на втором ладу - II позиция и т.д.). Понятие позиционной игры в современной гитарной школе неразрывно связано с принципом «тембрального выбора аппликатуры», провозглашённого эталоном развития классического гитарного исполнительства ещё в начале XX века гитаристом-реформатором Андресом Сеговией. Игра в позиции, благодаря использованию различной тембровой окраски звучания гитарных струн, способствует художественной выразительности и эмоциональной наполненности музыкального произведения. «Уникальный тембр - это природное качество гитары, привлекающее многообразием красок, способностью говорить о самом личном, затаённом. Умелое владение тембрами превращает гитару в маленький оркестр, почти совершенный, у которого есть всё, кроме сильного звука» [2, 17]. Игра в позиции способствует ровности звучания исполняемой фактуры, помогает избежать проигрывания открытых струн, а также обеспечивает точность игровых движений, фиксированность постановки левой руки, даёт возможность исполнителю свободно ориентироваться на грифе.
При очевидной важности позиционного аспекта в исполнительской технике и его необходимости в становлении игрового аппарата юного гитариста, в программах учебного предмета «Гитара» понятие гитарной позиции традиционно вводилось в процесс обучения в конце второго, начале третьего класса, а практическое применение получало только в старших классах ДМШ и ДШИ. Авторы данного педагогического исследования считают, что ознакомление с основными правилами позиционной игры нужно начинать с первых занятий на инструменте и сразу же активно применять в исполнительской практике юного музыканта. Это мнение основано на многолетнем успешном опыте работы с учащимися разного возраста и может быть полезным для преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств.
Итак, почему понятие позиционной игры можно и нужно вводить на начальном этапе обучения? В постановке левой руки гитариста нет единого, универсального положения. Преподаватель вместе с учащимся выбирает оптимальное положение левой руки, руководствуясь удобством игровых движений, экономией физических усилий и практичной последовательностью расположения пальцев на грифе. Если в период такого совместного поиска и выбора индивидуальной постановки, ребёнку объяснить в понятной для него форме, что такое игра в позиции, обосновать целесообразность её применения, то учащийся воспримет эту информацию вполне естественно, не испытывая тревог и сомнений по поводу сложности материала (здесь отсутствие исполнительского опыта играет положительную роль). Такой ученик будет в дальнейшем уверенно применять полученные знания при исполнении музыкальных произведений, использовать принципы позиционной игры без внутреннего психологического зажима.
Дополнительно преподаватель может продемонстрировать видеозаписи выступлений опытных мастеров гитарного искусства, обратить внимание учащегося на красоту звучания, правильно выбранный тембр, на руки гитариста. У опытных музыкантов изменения положения кисти левой руки происходят почти незаметно, кисть без каких-либо лишних движений меняет позиции, как «по волшебству» перемещаясь вдоль грифа. Педагогические комментарии к просмотренным видеозаписям должны быть убедительными, целенаправленно вести начинающего музыканта к возможности самостоятельного воспроизведения подобного «чуда» при условии систематической и серьёзной работы. Как правило, ученики с большим воодушевлением берутся за выполнение упражнений. Преподавателю важно не упустить эти проявления заинтересованности и энтузиазма, точно направить учащегося на поиски естественного положения кисти левой руки, помочь в формировании навыка самостоятельного контроля мышечного напряжения.
Позиционную игру на начальных этапах обучения наиболее удобно отрабатывать в V и VI позициях на третьей струне. Положение левой руки при этом можно считать исходным из-за его удобства и простоты: плечо свободно опущено, рука согнута в локтевом суставе, локоть не прижат к туловищу, предплечье, запястье и кисть образуют единую линию, ладонь перпендикулярна грифу. Закрепить правильное положение левой руки и первые навыки позиционной игры можно упражнениями в высоких (V - VII) позициях на басовых струнах. Передвижение левой руки должно быть точным, без рывков. Необходимо постоянно напоминать учащемуся о плавности, естественности игровых движений.
Основной проблемой в работе левой руки у детей младшего школьного возраста является удержание пальцев в позиции над соответствующими ладами. В высоких позициях это сделать не сложно, но с приближением к I позиции растяжение пальцев уже требует значительных усилий из-за увеличения расстояния между ладами. В связи с этими особенностями гитарного грифа, в работе с детьми дифференцированно используются три вида позиций: стандартная, суженная и расширенная. В стандартной позиции пальцы располагаются последовательно на соседних ладах (относительно 1-го пальца), а большой палец находится с другой стороны грифа, между указательным и средним пальцами. Суженная позиция применяется преимущественно в пределах первого - третьего ладов для исполнения учащимися с узкой кистью или короткими пальцами. При этом на третьем ладу первой и второй струн целесообразно использовать четвёртый палец вместо третьего. Расширенная позиция, наоборот, предполагает пропуск ладов между пальцами, что технически возможно и чаще встречается в высоких позициях (VI-X), где более узкие лады.
Чтобы избежать нежелательных последствий от перенапряжения левой руки, не причинить вред исполнительскому аппарату учащегося, преподавателю нужно хорошо знать основные принципы позиционной игры. Их можно сформулировать так:
- Сложность позиционной игры должна строго соответствовать индивидуальным физическим особенностям игрового аппарата учащегося.
- При игре в позиции пальцы, не прижимающие струны, должны оставаться над соответствующими ладами, поэтому мышцы ладони, осуществляющие раздвижение пальцев, нельзя расслаблять (иначе пальцы потеряют позицию). Мышечные усилия должны быть достаточными, но не чрезмерными.
- При работе пальцев в пределах одной позиции кисть левой руки остаётся максимально неподвижной (работают только пальцы).
- При смене позиции кисть двигается параллельно грифу. При переносе кисти в другую позицию расстояние между пальцами меняется уже в процессе переноса. Для этого пальцы нужно тренировать, приучая к определённым расстояниям между ладами (наиболее эффективно отрабатывать перенос кисти на упражнениях в позициях с первой по девятую в школах игры на шестиструнной гитаре П.Агафошина, А.Иванова-Крамского, Э.Пухоля).
- Позиционная игра - не догма, а живой творческий процесс. Аппликатура левой руки не должна быть необоснованно трудноисполнимой. Иногда всего лишь незначительное отклонение от позиции позволяет ученику сыграть фрагмент музыкального произведения гораздо проще, свободнее, выразительнее, в то время как любая перегрузка левой руки сразу же отражается на качестве исполнения.
Так как формирование навыков позиционной игры начинается в первом классе ДМШ и ДШИ, то учащийся на данном этапе пользуется готовой аппликатурой: авторской, редакционной, выставленной преподавателем. Это значительно сокращает и упрощает процесс разбора и разучивания музыкального произведения. Но стоит обратить внимание на то, что смена позиций, в отличие от местоположения приёма «баррэ», очень редко указывается в нотной литературе, поэтому основная работа всегда выполняется педагогом. Тщательно продуманные и заранее проставленные позиции способствуют развитию аппликатурной дисциплины начинающего гитариста, точности переноса левой руки, помогают быстрее осваивать расположение нот на грифе, обеспечивают лучшую подготовку того или иного гитарного приёма. Однако в старших классах следует вырабатывать в учащихся самостоятельность, умение применять знания и уже имеющийся исполнительский опыт в использовании аппликатурных принципов позиционной игры, поощрять проявления творческой инициативы. Обозначение позиций в нотном тексте может быть также и совместной аргументированной работой ученика и учителя, вариативным отбором предложенных аппликатурных схем.
В заключение необходимо отметить, что успешное освоение принципов позиционной игры является не только важным условием формирования исполнительских движений левой руки на начальном этапе обучения, но и залогом дальнейшего прогрессивного развития гитариста. Роль преподавателя на протяжении всего периода обучения и становления юного музыканта - необычайно велика, но особенно внимательным и ответственным должен быть педагог в работе с начинающими. И здесь не достаточно точного следования существующим правилам и методическим рекомендациям. Преподавателю нужно знать индивидуальные психологические и физиологические особенности ребёнка, постоянно контролировать и корректировать исполнительский аппарат учащегося. А руководством в этом нелёгком, но увлекательном творческом процессе может послужить высказывание замечательного российского педагога-гитариста Александра Гитмана: «Игра на гитаре, как и на любом другом музыкальном инструменте - это искусство не впадать в крайности, это вечный поиск между музыкой и техническим удобством» [5].
Список литературы
- Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре: учебно-методическое пособие / под ред. М.Александровой. - М.: Кифара, 2013. - 207с.
- Видаль Р. Заметки о гитаре, предлагаемые Андресом Сеговией / пер. с англ. под ред. Э.Шарнассе. - М.: Музыка, 2009. - 56с.
- Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре: учебно-методическое пособие. - М.: Кифара, 2010. - 67с.
- Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание / Тезисы международной научно-практической конференции / под ред. В.Ганеева. - Тамбов: Изд-во Першина, 2012. - 123с.
- Открытая гитарная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://guitarmag.net/wiki/