Кинезиология на практике

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: кинезиологические упражнения, кинезиологические приемы


Кинезиология. Для чего нужна гимнастика мозга?

Кинезиология - наука о развитии умственных и творческих способностей через определённые двигательные упражнения.

Еще кинезиологию называют гимнастикой для мозга.

Основные задачи кинезиологии:

  • Восстановление связи и баланса активности между полушариями;
  • Развитие мелкой моторики, способностей, памяти, внимания, мышления;
  • Развитие речи, навыков письма и чтения;
  • Формирование навыков для обучения;
  • Повышение продуктивной деятельности;
  • Устранение дислексии, стресса, апатии;
  • Раскрытие внутреннего потенциала, творческого подхода и личного роста;
  • Формирование пространственных представлений;
  • Формирование произвольности;
  • Снятие эмоционального напряжения;
  • Создание положительного эмоционального фона.

Такая «гимнастика для мозга» состоит из определенного комплекса упражнений, которые достаточно просты в выполнении. По этой причине нейрогимнастику практикуют для детей, как дошкольного возраста, так и школьного. Она помогает сбалансировать развитие обоих полушарий головного мозга.

Плюс этих упражнений в том, что их можно выполнять практически в любом месте. Регулярные занятия помогают улучшить ряд физических навыков, также улучшить эмоциональные навыки.

Когда полушария функционируют правильно и между ними сохраняется баланс, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве, результатом которого является эффективная творческая работа мозга. Это становится возможным, когда работают и правое, и левое полушария, когда логическое мышление сочетается с интуицией.

За что отвечает правое полушарие:

  • обработка невербальной информации, эмоциональность;
  • музыкальные и художественные способности;
  • ориентация в пространстве;
  • способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток и др);
  • обработка большого количества информации одновременно, интуиция;
  • воображение, творческий потенциал;
  • отвечает за левую половину тела.

За что отвечает левое полушарие:

  • логика, память, речевые навыки;
  • абстрактное, аналитическое мышление;
  • обработка вербальной информации;
  • анализ информации, делает вывод;
  • отвечает за правую половину тела.

Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов. Соответственно, когда мы фантазируем, рисуем и занимаемся любой другой творческой деятельностью, то активизируется именно правое полушарие, а когда мы считаем, анализируем и что-либо говорим, то активно левое полушарие.

Происходит постоянное распределение активности между полушариями. При этом наибольшая эффективность работы мозга достигается только в том случае, когда активны оба полушария.

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Между полушариями находится мозолистое тело, которое интенсивно развивается до 7-8 лет. Это толстый пучок нервных волокон, через который происходит взаимодействие между двумя полушариями.

Благодаря этому процессу происходит передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

Клетки мозга связаны со всеми органами человека, их стимуляция приводит к определенной реакции мышц, сухожилий. Если существует такая прямая связь, то должна быть и обратная, при которой определенные упражнения вызовут процессы в нейронах, создадут новые связи, тем самым способствуя развитию мозга. Это было доказано нейрофизиологами при различных исследованиях.

Существует даже программа развития мозга, в основу которой положены разработки американских исследователей Гейла, Пола Деннисона. Эта программа представляет собой комплекс упражнений, которые способствуют развитию межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия. «Гимнастика мозга» напоминает обычную зарядку и проста в исполнении. Её суть в том, что выполнение определенных движений объединяет работу мышц и мысли человека.

Когда ребёнок выполняет то или иное действие, то его мозг переключает активность с одного полушария на другое. В случае сочетания интуиции с логикой сохраняется баланс между полушариями и происходит наиболее творчески активная работа, позволяющая интеллекту, не боясь неудач и ошибок, достигать наивысших результатов.

Кроме того, гимнастика для мозга - это еще и способ предотвратить появление дислексии, то есть нарушения навыков чтения.

Как же обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности?

Вот несколько упражнений, которые мы используем в работе:

«Массаж ушных раковин»

Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

Что это дает:

Принцип действия кроется в активизации точек и воздействия на элементы, которые расположились на внешнем ухе. Таким образом, мягко нажимая на точки, вы активируете связь между органами человека. Данные точки находятся по всему телу человека, но именно на ушном органе они считаются самыми активными.

«Колечко»

Поочередно, и как можно быстрее, перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

«Лезгинка»

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

«Кулак-ребро-ладонь»

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом?- левой, затем - двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак - ребро - ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

«Ухо - нос»

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

«Лесенка»

Для этого упражнения нужны большой и указательный пальцы на обеих руках. Соединяем большой палец суказательным(кончиками), затем вторые пары соединяем, а первые разъединяем, получается, как будто пальцы шагают по ступенькам.

«Перекрестные шаги»

Для начала мысленно проведем линию ото лба к носу, подбородку и ниже. Она разделяет тело на правую и левую половины. Движения, пересекающие эту линию, интегрируют работу полушарий мозга. Поэтому «перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации. А еще снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота.

  1. Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено.
  2. .Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя.
  3. А сейчас стоя соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторить 4-8 раз.

«Перекрестные шаги» желательно делать в медленном темпе и чувствовать, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, проследите, не низко ли опускается локоть, не слишком ли высоко поднимается колено, нет ли излишнего наклона в пояснице.

«Ленивые восьмерки»

Начертить в воздухе знак бесконечности сначала левой рукой, затем правой рукой (ладони в кулак, из кулака вверх большой палец), затем двумя руками одновременно (глаза следят за большими пальцами рук).

Эти упражнения помогут снять усталость глаз, напряжение шеи, боль в спине после работы за компьютером или вождения машины, поэтому и взрослым полезны не меньше, чем детям. Особенно они рекомендуются людям, носящим очки, так как улучшают работу глазных мышц, укрепляют связь «рука-глаз». И, пожалуй, самое главное - стимулируют желание фантазировать и активно творить.

«Зеркальное рисование»

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Зеркальное рисование - дело непростое даже для взрослых, поэтому важны 2 условия: неторопливость и систематичность работы. Это несомненно благоприятно скажется на обучении ребят и развитии их ума. Упражнение «зеркальное рисование» очень эффективно сочетать с другими упражнениями и техниками кинезиологической гимнастики и использовать в работе в рамках начальной школы.

Эти упражнения можно включать как в начало занятия, для лучшего включения детей в работу, так и в середине занятия в виде физкультминуток. Подбирать упражнения надо с учетом целей занятия, а также индивидуальных особенностей детей, которые будут заниматься.

При выполнении этих упражнений можно добавлять речевое сопровождение.

Конечно же упражнения нужно выполнять системно. Попробуйте, и результаты не заставят себя долго ждать! Так, применение данного метода в начальной школе показало, что в результате систематического выполнения кинезиологических упражнений у детей улучшились память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, снизилась утомляемость, повысилась способность к произвольному контролю.

К слову, в кинезиологии есть такой любопытный прием, не только полезный, но и увлекательный. Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия правой рукой (левши - левой). А что, если поэкспериментировать, пробуя чистить зубы, причесываться, брать в руки те или иные предметы и так далее, другой рукой? Исследования показывают, что выполнение обычного действия «неудобной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга.