Реализация проекта "Книга моих путешествий" через сотрудничество с музеями Чувашской Республики

Разделы: География, Краеведение

Ключевые слова: Чувашская Республика


В Законе РФ «Об образовании» определены требования к образовательной деятельности, где среди важнейших названа задача формирования культурно-исторических ценностей, патриотического воспитания, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе. Одной из самых актуальных задач современного общества является создание благоприятных условий для формирования полноценной, здоровой личности, ориентированной на общечеловеческие, культурно-исторические, художественно-эстетические, духовные ценности.

Внеурочная деятельность обладает серьезным потенциалом в осуществлении общекультурного развития школьников. Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. В настоящее время наше общество начинает все яснее сознавать, что будущее России, а также малой родины и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие национальной культуры. Сегодня как никогда важно укреплять национальное достоинство современном мире, что невозможно без осознания нами своей собственной культурной самобытности и понимания богатейшего духовно-нравственного наследия, завещанного нам предками. Поэтому сегодня общество и школа обращаются к музею - хранилищу человеческого гения, который воплощает в себе самую живую суть культуры во взаимном переходе от прошлого к настоящему.

Задачами педагога, осуществляющего подготовку и проведение музейных занятий, являются:

  • научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей;
  • формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;
  • формировать устойчивую потребность взаимодействия с памятниками культуры и музеем;
  • развивать способность к эстетическому созерцанию;
  • формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.

А так же одним из важных направлений совершенствования системы воспитания детей и молодежи является эффективная организация туристско-экскурсионной работы с обучающимися. Исходя из этого, в Чувашской Республике был запущен республиканский проект «Книга моих путешествий», в котором обучающиеся Средней общеобразовательной школы №7 города Канаш приняли активное участие.

С целью массового вовлечения обучающихся Чувашской Республики в туристско-экскурсионную деятельность, направленную на получение и систематизацию знаний о достопримечательностях Чувашии. Большую роль в реализации проекта оказали музеи республики. Одной из форм работы в рамках республиканского проекта была выбрана музейная экскурсия.

Музейная экскурсия - форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Экскурсия по музею включает в себя множество объектов показа. Маршрут экскурсии определяется ее целью и связан с последовательностью показа объектов. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями от осмотра экспозиций.

Культурно-просветительская деятельность музеев в последние годы приобретает большое значение не только для успешной работы самих музеев, но и для исторического и культурного развития общества, так как музей - это, прежде всего, место изучения и сохранения культурно-исторических традиции и ценностей.

Чувашская Республика обладает богатым историко-культурным потенциалом, которая свято хранит ценности, сокровища прошлого, которые создавались на протяжении всей ее многовековой истории.

Благодаря этому проекту участники нашей школы смогли посетить 12 музеев нашей республики. Мы считаем, это хорошим результатом.

Мы предлагаем посетить наши музеи:

1. Канашский краеведческий музей

Канашский краеведческий музей является востребованным за счет сохранения исторических документов и предметов этнографического характера. На сегодняшний день в число экспонатов входят: картины, старинная библиотека, монеты, дореволюционные фотографии, а также реликвии Великой Отечественной войны. В ходе экскурсии посетители познакомятся с богатым миром чувашской природы, узнают о древних ремёслах и народном искусстве, погрузятся в атмосферу национального быта.

2. Музей "Усталый путник" создан работниками вокзала

Есть здесь и старинная утварь, которой в Чувашии пользовались в позапрошлом веке, и уголок природы, и небольшой зал, посвященный истории железных дорог России, Горьковской магистрали, стенды с книгами.

3. Дом-музей народного артиста Н.Д.Мордвинова

В Ядрине чудесный музей, посвященный народному артисту СССР Н.Д.Мордвинову. В музее хранятся личные вещи, документы, фотографии, книги Мордвинова. В залах также размещены фотопортреты и работы художников, отображающие Н.Д.Мордвинова в ролях, сыгранных им в театре и кино. А на одном из этажей музея расположена купеческая лавка семьи Мордвинова, в ней создана обстановка купеческого быта рубежа XIX-XX веков. В экспозицию входят подлинные предметы быта и мебель конца XIX века.

4. Ядринский художественно-краеведческий музей

Из большой коллекции музеев города Ядрина Ядринский художественно-краеведческий музей. В далекие прошлые годы это было здание глазной и хирургической лечебницы, построенной в 1911 году купцом-меценатом Николаем Михайловичем Таланцевым. В этом здании со дня открытия до 1938 года работал известный хирург, Герой Социалистического Труда, доктор медицинских наук Константин Васильевич Волков. В музее до сих пор сохранились личные вещи Константина Васильевича и его обучающие книги. Помимо увлекательных залов с хирургическими инструментами и с личными вещами выдающихся врачей, здесь вы можете увидеть много залов с потрясающей выставкой картин!

5. Музей истории медицины имени Г.А.Алексеева

Музей истории медицины имени Г.А.Алексеева является структурным подразделением Института и участвует в его образовательном процессе. Музей был создан для сохранения исторической памяти развития медицины. Он состоит из пяти залов и в каждом представлены различные экспонаты, относящиеся к определенным этапам развития медицины. Музей показал нам всю сложность и важность науки медицины.

6. Музей натурального хозяйства чувашского крестьянина XIX века

Неоспоримо, что XIX век - это век не только безграничной доброты сельчан, но и огромный и очень тяжелый труд. Музей представляет собой полное крестьянское подворье, со всеми элементами натурального хозяйства конца ХIХ. Данный музей предлагает ребятам попробовали выполнить небольшую часть повседневных работ крестьян.

7. Алатырский краеведческий музей

Алатырский краеведческий музей, основанный знатоком местного края Ю.Б.Новиковым в 1975 году. Музей настолько большой, что имеет два этажа, 6 отделов и включает: археологическую, палеонтологическую, этнографическую и естественнонаучную коллекции, исторические документы и фотографии края, личные вещи знаменитых земляков, научные архивы и труды алатырских краеведов. В каждом из отделов музея царит своя атмосфера, которая очень грамотно передана через предметы, олицетворяющие определенный период, что помогает прочувствовать всю ценность музея.

8. Дом-музей имени Н.И.Лобачевского

Музей Лобачевского - памятник архитектуры XIX века, это летняя усадьба великого математика. Дом-музей был открыт 10 июня 1994 года, он рассказывает нам о жизни и деятельности великого ученого-математика.

9. Музей «Бичурин и современность»

Музей «Бичурин и современность» был открыт и посвящен Никите Яковлевичу Бичурину - крупному ученому-востоковеду. Был одним из основоположников русского китаеведения, лингвистом, составившим первую научную грамматику китайского языка. Посетив музей, можно оказаться на другом конце мира, почувствовали на себе всю прелесть иной страны, узнали больше не только о её культуре, а еще познакомились с человеком, которой привил любовь и интерес к Китаю.

10. Музей имени В.И.Чапаева

В.И.Чапаев - чувашский Герой, участник Первой мировой и Гражданской войн, начальник дивизии Красной армии. Был и остаётся одной из самых известных исторических личностей эпохи Гражданской войны в России. Достопримечательность находится в нашей столице - городе Чебоксары. В уютном, просторном сквере расположился музей В.И.Чапаев, которой заманил нашу команду своим видом. В залах музея представлены подлинные документы, фотографии и многочисленные награды В.И.Чапаева. В нем нас привлекали: новейшее оборудование, работники музея, макет посёлка и множество поразительных фактов о нашем земляке.

11. Этнографически музей под открытым небом

Единственный в Чувашии этнографический музей под открытым небом, который находится в посёлке Ибреси. Музей-этнопарк открылся в июне 1980 года к 60-летнему юбилею образования ЧАССР. Этот музей, словно маленькая деревушка, в которой кипит своя жизнь. Постройки 20 веков, в которых посетители знакомятся с материальной и духовной культурой чувашского народа, а также историей края, так и манят тебя.

Посещая музеи, участники проекта смогли посетить музейные занятия, основанные на материале культурно-исторического наследия, занятия с использованием музейного материала и экспозиций, которые смогут передать культурное наследие подрастающему поколению.

Музеи располагают специальными методами и средствами приобщения человека к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в них, а также окружающего предметного мира, являются идеальной формой воплощения традиций «как способа сохранения человеческого измерения реальности». В завершение хочется сказать, что данный проект помог выработать у обучающихся уважительное отношение к музеям.

Таким образом, музей сегодня рассматривается как одно из важнейших средств образования, выполняет функции дополнительного образования и осуществляет их в специфической форме - символическом акте встречи прошлого и настоящего, в диалоге музея и школьника, обладающего правом выбора и интерпретации увиденного и услышанного.