Проект «Педагогическое проектирование как одно из условий обеспечения качества образования в МБОУ СОШ №199» описывает механизм педагогического проектирования с целью организации проектной деятельности обучающихся в МБОУ СОШ №199 г.Новосибирска.
В словаре понятий и терминов по законодательству Российской Федерации в области образования понятие «качество образования» трактуется как определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигают выпускники образовательной организации в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания.
Данный проект иллюстрирует комплексные показатели качества образования в ОО через призму введения и становления метода проектов:
- соотношение цели и результата обучения;
- обеспечение степени удовлетворенности ожиданий участников образовательных отношений от предоставляемых образовательных услуг;
- определенный уровень знаний, умений, навыков, компетентностей и компетенций, умственного, физического и нравственного развития личности;
Полученные результаты и обобщенный опыт работы представляют одновременно систему, модель, технологию педагогического проектирования по организации проектной деятельности, которые направленны на формирование конкурентоспособной личности ученика, для которой значимы общечеловеческие ценности.
С позиций дидактики данный проект имеет следующие характеристики современного качественного образования:
- концептуальный уровень содержания в соответствии с требованиями ФГОС;
- междисциплинарный, компетентностный и деятельностный характер;
- направленность, совместимая с интересами, желаниями, возможностями и индивидуальными особенностями обучающихся, в том числе со статусом ОВЗ;
- вариативный, альтернативный и проблемный характер с широким использованием информационных технологий;
- независимый характер оценивания результатов учебного труда и степени развития личности;
- обеспечение условий для самооценки, самоаттестации и самоуправления в обучении и развитии.
Итогом работы в направлении «Проектная деятельность обучающихся» являются такие способности (свойства) личности, как самоорганизация, в том числе и нравственная; деятельность по преобразованию самого себя; самоидентификация. В конечном счете, качественно образованная личность должна быть конкурентоспособной, успешной и востребованной на рынке труда. Она должна уметь легко и свободно адаптироваться в быстро изменяющихся социально-экономических условиях, эффективно используя полученное образование.
Целью данного проекта является разработка механизма педагогического проектирования по организации проектной деятельности обучающихся в МБОУ СОШ №199.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
- обеспечить качество образования в ОО через создание условий для становления и развития системы индивидуального и группового проектирования обучающихся по предметам учебного плана, социально-значимого проектирования, включая проектирование в инклюзивной среде.
- разработать программы учебных курсов «Основы проектной деятельности» для 8 классов, «Проектная деятельность» для 10 классов;
- реализовывать разработанные программы;
- разработать методические рекомендации и критерии оценивания индивидуальных, групповых предметных и социально-значимых проектов;
- разработать действенную систему выполнения и защиты групповых/индивидуальных предметных проектов среди обучающихся 8/10 классов;
- организовать конкурс социально-значимых проектов среди 5,6 классов;
- создать условия для включения в проектную деятельность обучающихся с ОВЗ;
- подтвердить качество организации педагогического проектирования через увеличение числа участников в НПК и конкурсах проектов различных уровней и направлений;
- повысить проектные компетенции педагогов;
- организовать сотрудничество между школой, обучающимися и их родителями в ходе работы по подготовке, реализации и защите проектов;
- проанализировать результаты инновационной деятельности и внести необходимые коррективы в педагогический проект.
Этапы, содержание и методы реализации проекта
Задача |
Мероприятие |
Ответственные |
Сроки |
Результат |
Подготовительный этап |
||||
Изучение нормативно-правовой документации, регламентирующей проектную деятельность на федеральном, региональном и муниципальном уровнях |
Проведение круглых столов, административных совещаний |
Администрация ОО |
Январь |
Назначение ответственного за внедрение и реализацию системы данного инновационного проекта |
Обсуждение основных идей проекта с педагогическим коллективом школы |
Проведение методических, педагогических советов, школьных МО |
Зам. директора по УВР Флеер О.А., руководители ШМО |
Февраль |
Определение приоритетных направлений проекта |
Создание и организация работы творческой группы |
Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта |
Зам. директора по УВР
|
Март |
Рабочая группа |
Разработка нормативно-правовой базы, сопровождающей деятельность данного проекта |
Работа творческой группы |
Флеер О.А., зам. директора по УВР, творческая группа |
Март |
Локальные акты |
Разработка программно-методического материала по реализации проекта |
Работа творческой группы |
Флеер О.А., зам. директора по УВР, творческая группа |
Апрель |
Рабочие программы, критерии оценивания проектов, комплект методических рекомендаций для учителей и обучающихся, графики реализации этапов проектов |
Разработка механизма поддержки педагогов, работающих в инновационном режиме |
Проведение обучающих семинаров |
Флеер О.А., зам. директора по УВР, творческая группа |
Апрель май |
Повышение проектных компетенций педагогов, систематизация и обобщение опыта |
Основной этап |
||||
Введение учебных предметов в учебный план в части, формируемой участниками образовательных отношений, во внеурочной деятельности |
Разработка учебного плана, расписания учебных занятий, календарно-тематического планирования |
Зам. директора по УВР Флеер О.А., учитель технологии Зарецкая Е.С., диспетчер по составлению Калачева Г.С. |
Август сентябрь |
Реализация программ учебных предметов, внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» (8 класс), «Проектная деятельность» (10 класс) |
Изучение интересов, творческой направленности обучающихся 1-8 классов, обучающихся с ОВЗ |
Проведение тестирования, собеседования, составление карты интересов |
Зам. директора по УВР Флеер О.А., творческая группа, учителя-предметники |
Сентябрь
|
Определение тем проектов и сроков реализации, планирование работы |
Создание проектов |
Создание социально-значимых проектов параллелях 5-6 классов |
Классные руководители 5-6 классов |
Октябрь-апрель |
Пояснительная записка, продукт, презентация |
Создание групповых/индивидуальных предметных проектов на параллелях 8/10 классов |
Учителя-предметники, работающие в 8/10 классах, классные руководители 8/10 классов |
Октябрь-апрель |
Пояснительная записка, продукт, презентация |
|
Создание проектных и научно-исследовательских работ среди обучающихся начальных классов |
Учителя 3-4 классов |
Октябрь-февраль |
Пояснительная записка, продукт, презентация |
|
Организация проектной деятельности обучающихся со статусом ОВЗ |
тьютор |
Октябрь-февраль |
Продукт, описание работы, презентация |
|
Защита проектов |
Защита проектов обучающимися 3-4 классов на школьной НПК |
Зам. директора по УВР Флеер О.А., руководитель ШМО учителей начальных классов Кирносова С.А, учителя 3-4 классов, |
Февраль |
Презентация продукта проектной деятельности |
Проведение конкурса социально-значимых проектов (в рамках промежуточной аттестации) |
Зам. директора по УВР Флеер О.А., классные руководители 5,6 классов |
Май |
Презентация продукта социально-значимого проекта |
|
Защита групповых/индивидуальных предметных проектов (в рамках промежуточной аттестации) |
Зам. директора по УВР Флер О.А., учителя-предметники, работающие в 8/10 классах |
Май |
Презентация продукта индивидуального предметного проекта |
|
Защита проектов в рамках школьного конкурса «Ученик года» |
Зам. директора по УВР Флеер О.А., классные руководители 8, 10 классов |
Апрель, декабрь |
Презентация продукта социально-значимого проекта |
|
Представление проектных работ обучающихся со статусом ОВЗ |
тьютор, учителя-предметники |
Май |
Презентация продукта проектной деятельности среди сверстников, младших школьников |
|
Представление проектов и научно-практических работ на районном и городском этапах НПК и конкурсах проектов |
НПК различных уровней/Районная/городская НПК младших школьников, районный/городской конкурс исследовательских проектов учащихся 5-8 классов, районный конкурс проектов по технологии, районный/городской конкурс «Ученик года», городской конкурс экологических проектов и исследований,
|
Зам. директора по УВР Флеер О.А., учителя-предметники, классные руководители, |
Ежегодно |
Презентация проекта |
Заключительный этап |
||||
Анализ результатов инновационной деятельности |
Заседание творческой группы, ШМО |
Зам. директора по УВР Флеер О.А., творческая группа |
Апрель, май |
Аналитическая справка, корректировка инновационного проекта |
Разработка методических рекомендаций по развитию проектной деятельности в школе |
Заседание творческой группы, ШМО, МС |
Зам. директора по УВР Флеер О.А. |
Июнь |
Построение образовательного процесса в школе на основе предлагаемого проекта |
Обобщение опыта эффективных форм сотрудничества всех участников образовательных отношений в рамках организации проектной деятельность |
Заседания ШМО, методического совета, педагогического совета |
Администрация, руководители ШМО |
Июнь, август |
Самообследование (сайт ОО), выступления на школьном уровне |
Представление положительного опыта реализации проекта |
Выступления администрации, участников проекта на семинарах, конференциях, публикации |
Администрация, участники проекта |
В течение реализации проекта |
Трансляция и обобщение опыта на различных уровнях |
Практическая значимость результатов
На наш взгляд, практическая значимость результатов данного проекта отражается в следующих показателях:
- Созданный программно-методический комплект для реализации проекта: программы по учебным предметам, требования к учебным, социально-значимым проектам, пояснительным запискам, критерии оценивания проектов;
- Наличие отлаженного механизма организации педагогического проектирования по реализации проектной деятельности всеми участниками образовательных отношений (локальные акты, приказы, графики, положения);
- Повышение проектных компетенций педагогических работников;
- Участие победителей конкурса социально-значимых проектов в районном конкурсе;
- Участие авторов лучших проектных работ в НПК районного уровня, конкурсах исследовательских и творческих проектов;
- Участие в конкурсе «Ученик года» с социально-значимым проектом;
- Выступления и участие обучающихся с ОВЗ в конкурсах и выставках различного уровня;
- Распространение модели индивидуального и группового проектирования обучающихся, включая проектирование в инклюзивной среде;
- Повышение статуса МБОУ СОШ №199 в районе/городе;
- Обеспечение качества образования в МБОУ СОШ №199.