Из опыта работы МБОУ СОШ №199 над проектом «Педагогическое проектирование как одно из условий обеспечения качества образования»

Разделы: Администрирование школы


Проект «Педагогическое проектирование как одно из условий обеспечения качества образования в МБОУ СОШ №199» описывает механизм педагогического проектирования с целью организации проектной деятельности обучающихся в МБОУ СОШ №199 г.Новосибирска.

В словаре понятий и терминов по законодательству Российской Федерации в области образования понятие «качество образования» трактуется как определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигают выпускники образовательной организации в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания.

Данный проект иллюстрирует комплексные показатели качества образования в ОО через призму введения и становления метода проектов:

  • соотношение цели и результата обучения;
  • обеспечение степени удовлетворенности ожиданий участников образовательных отношений от предоставляемых образовательных услуг;
  • определенный уровень знаний, умений, навыков, компетентностей и компетенций, умственного, физического и нравственного развития личности;

Полученные результаты и обобщенный опыт работы представляют одновременно систему, модель, технологию педагогического проектирования по организации проектной деятельности, которые направленны на формирование конкурентоспособной личности ученика, для которой значимы общечеловеческие ценности.

С позиций дидактики данный проект имеет следующие характеристики современного качественного образования:

  • концептуальный уровень содержания в соответствии с требованиями ФГОС;
  • междисциплинарный, компетентностный и деятельностный характер;
  • направленность, совместимая с интересами, желаниями, возможностями и индивидуальными особенностями обучающихся, в том числе со статусом ОВЗ;
  • вариативный, альтернативный и проблемный характер с широким использованием информационных технологий;
  • независимый характер оценивания результатов учебного труда и степени развития личности;
  • обеспечение условий для самооценки, самоаттестации и самоуправления в обучении и развитии.

Итогом работы в направлении «Проектная деятельность обучающихся» являются такие способности (свойства) личности, как самоорганизация, в том числе и нравственная; деятельность по преобразованию самого себя; самоидентификация. В конечном счете, качественно образованная личность должна быть конкурентоспособной, успешной и востребованной на рынке труда. Она должна уметь легко и свободно адаптироваться в быстро изменяющихся социально-экономических условиях, эффективно используя полученное образование.

Целью данного проекта является разработка механизма педагогического проектирования по организации проектной деятельности обучающихся в МБОУ СОШ №199.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:

  • обеспечить качество образования в ОО через создание условий для становления и развития системы индивидуального и группового проектирования обучающихся по предметам учебного плана, социально-значимого проектирования, включая проектирование в инклюзивной среде.
  • разработать программы учебных курсов «Основы проектной деятельности» для 8 классов, «Проектная деятельность» для 10 классов;
  • реализовывать разработанные программы;
  • разработать методические рекомендации и критерии оценивания индивидуальных, групповых предметных и социально-значимых проектов;
  • разработать действенную систему выполнения и защиты групповых/индивидуальных предметных проектов среди обучающихся 8/10 классов;
  • организовать конкурс социально-значимых проектов среди 5,6 классов;
  • создать условия для включения в проектную деятельность обучающихся с ОВЗ;
  • подтвердить качество организации педагогического проектирования через увеличение числа участников в НПК и конкурсах проектов различных уровней и направлений;
  • повысить проектные компетенции педагогов;
  • организовать сотрудничество между школой, обучающимися и их родителями в ходе работы по подготовке, реализации и защите проектов;
  • проанализировать результаты инновационной деятельности и внести необходимые коррективы в педагогический проект.

Этапы, содержание и методы реализации проекта

Задача

Мероприятие

Ответственные

Сроки

Результат

Подготовительный этап

Изучение нормативно-правовой документации, регламентирующей проектную деятельность на федеральном, региональном и муниципальном уровнях

Проведение круглых столов, административных совещаний

Администрация ОО

Январь

Назначение ответственного за внедрение и реализацию системы данного инновационного проекта

Обсуждение основных идей проекта с педагогическим коллективом школы

Проведение методических, педагогических советов, школьных МО

Зам. директора по УВР Флеер О.А., руководители ШМО

Февраль

Определение приоритетных направлений проекта

Создание и организация работы творческой группы

Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта

Зам. директора по УВР
Флеер О.А.

Март

Рабочая группа

Разработка нормативно-правовой базы, сопровождающей деятельность данного проекта

Работа творческой группы

Флеер О.А., зам. директора по УВР, творческая группа

Март

Локальные акты

Разработка программно-методического материала по реализации проекта

Работа творческой группы

Флеер О.А., зам. директора по УВР, творческая группа

Апрель

Рабочие программы, критерии оценивания проектов, комплект методических рекомендаций для учителей и обучающихся, графики реализации этапов проектов

Разработка механизма поддержки педагогов, работающих в инновационном режиме

Проведение обучающих семинаров

Флеер О.А., зам. директора по УВР, творческая группа

Апрель май

Повышение проектных компетенций педагогов, систематизация и обобщение опыта

Основной этап

Введение учебных предметов в учебный план в части, формируемой участниками образовательных отношений, во внеурочной деятельности

Разработка учебного плана, расписания учебных занятий, календарно-тематического планирования

Зам. директора по УВР Флеер О.А., учитель технологии Зарецкая Е.С., диспетчер по составлению Калачева Г.С.

Август сентябрь

Реализация программ учебных предметов, внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» (8 класс), «Проектная деятельность» (10 класс)

Изучение интересов, творческой направленности обучающихся 1-8 классов, обучающихся с ОВЗ

Проведение тестирования, собеседования, составление карты интересов

Зам. директора по УВР Флеер О.А., творческая группа, учителя-предметники

Сентябрь
октябрь

Определение тем проектов и сроков реализации, планирование работы

Создание проектов

Создание социально-значимых проектов параллелях 5-6 классов

Классные руководители 5-6 классов

Октябрь-апрель

Пояснительная записка, продукт, презентация

Создание групповых/индивидуальных предметных проектов на параллелях 8/10 классов

Учителя-предметники, работающие в 8/10 классах, классные руководители 8/10 классов

Октябрь-апрель

Пояснительная записка, продукт, презентация

Создание проектных и научно-исследовательских работ среди обучающихся начальных классов

Учителя 3-4 классов

Октябрь-февраль

Пояснительная записка, продукт, презентация

Организация проектной деятельности обучающихся со статусом ОВЗ

тьютор

Октябрь-февраль

Продукт, описание работы, презентация

Защита проектов

Защита проектов обучающимися 3-4 классов на школьной НПК

Зам. директора по УВР Флеер О.А., руководитель ШМО учителей начальных классов Кирносова С.А, учителя 3-4 классов,

Февраль

Презентация продукта проектной деятельности

Проведение конкурса социально-значимых проектов (в рамках промежуточной аттестации)

Зам. директора по УВР Флеер О.А., классные руководители 5,6 классов

Май

Презентация продукта социально-значимого проекта

Защита групповых/индивидуальных предметных проектов (в рамках промежуточной аттестации)

Зам. директора по УВР Флер О.А., учителя-предметники, работающие в 8/10 классах

Май

Презентация продукта индивидуального предметного проекта

Защита проектов в рамках школьного конкурса «Ученик года»

Зам. директора по УВР Флеер О.А., классные руководители 8, 10 классов

Апрель, декабрь

Презентация продукта социально-значимого проекта

Представление проектных работ обучающихся со статусом ОВЗ

тьютор, учителя-предметники

Май

Презентация продукта проектной деятельности среди сверстников, младших школьников

Представление проектов и научно-практических работ на районном и городском этапах НПК и конкурсах проектов

НПК различных уровней/Районная/городская НПК младших школьников, районный/городской конкурс исследовательских проектов учащихся 5-8 классов, районный конкурс проектов по технологии, районный/городской конкурс «Ученик года», городской конкурс экологических проектов и исследований,
районная конференция НОУ «Сибирь» для старшеклассников

Зам. директора по УВР Флеер О.А., учителя-предметники, классные руководители,

Ежегодно

Презентация проекта

Заключительный этап

Анализ результатов инновационной деятельности

Заседание творческой группы, ШМО

Зам. директора по УВР Флеер О.А., творческая группа

Апрель, май

Аналитическая справка, корректировка инновационного проекта

Разработка методических рекомендаций по развитию проектной деятельности в школе

Заседание творческой группы, ШМО, МС

Зам. директора по УВР Флеер О.А.

Июнь

Построение образовательного процесса в школе на основе предлагаемого проекта

Обобщение опыта эффективных форм сотрудничества всех участников образовательных отношений в рамках организации проектной деятельность

Заседания ШМО, методического совета, педагогического совета

Администрация, руководители ШМО

Июнь, август

Самообследование (сайт ОО), выступления на школьном уровне

Представление положительного опыта реализации проекта

Выступления администрации, участников проекта на семинарах, конференциях, публикации

Администрация, участники проекта

В течение реализации проекта

Трансляция и обобщение опыта на различных уровнях

Практическая значимость результатов

На наш взгляд, практическая значимость результатов данного проекта отражается в следующих показателях:

  • Созданный программно-методический комплект для реализации проекта: программы по учебным предметам, требования к учебным, социально-значимым проектам, пояснительным запискам, критерии оценивания проектов;
  • Наличие отлаженного механизма организации педагогического проектирования по реализации проектной деятельности всеми участниками образовательных отношений (локальные акты, приказы, графики, положения);
  • Повышение проектных компетенций педагогических работников;
  • Участие победителей конкурса социально-значимых проектов в районном конкурсе;
  • Участие авторов лучших проектных работ в НПК районного уровня, конкурсах исследовательских и творческих проектов;
  • Участие в конкурсе «Ученик года» с социально-значимым проектом;
  • Выступления и участие обучающихся с ОВЗ в конкурсах и выставках различного уровня;
  • Распространение модели индивидуального и группового проектирования обучающихся, включая проектирование в инклюзивной среде;
  • Повышение статуса МБОУ СОШ №199 в районе/городе;
  • Обеспечение качества образования в МБОУ СОШ №199.