Мастер-класс «Развитие навыков чтения на уроках английского языка»

Разделы: Иностранные языки

Классы: 5, 6, 7, 8, 9

Ключевые слова: английский язык


Цель мастер-класса: Ознакомить участников с различными методами и стратегиями развития навыков чтения.

Задачи:

  • Показать, как использовать тексты для улучшения понимания и анализа.
  • Предоставить практические упражнения и задания для развития навыков чтения.

Планируемые результаты.

  • Сформировать общее понимание текста;
  • Найти и извлечь необходимую информацию из текста;
  • Интегрировать и интерпретировать информацию;
  • Сформировать личностное осмысление и оценку текста;
  • Использовать информацию из текста для решения практических задач;
  • Расширить объём словарного запаса

План мастер-класса

    Введение в чтение на английском языке
  1. Методы и этапы развития навыков чтения
  2. Задания на разных этапах работы с текстом
      Предварительное чтение (pre-reading activities).
    • Во время чтения (while-reading activities).
    • После чтения (post-reading activities).

Оборудование: карточки с заданиями, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Ход мастер-класса

- Уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на этом мастер-классе.

Итак, чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности. В его основе лежит перцептивно-мыслительная деятельность. Оно занимает одно из главных мест по использованию и важности, так как на основе чтения происходит и развитие продуктивных навыков - говорения и письма. Чтение является одним из ключевых навыков в изучении иностранного языка. Оно не только помогает учащимся расширить словарный запас и улучшить грамматические навыки, но и способствует развитию критического мышления и понимания культуры. В этом мастер-классе мы рассмотрим эффективные методы и стратегии для развития навыков чтения на уроках английского языка.

Читательская грамотность - это первая ступень в функциональной грамотности, это способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности и участвовать в социальной жизни. Содержание понятия читательская грамотность включает: понимание прочитанного, рефлексию и использование информации прочитанного.

Тексты можно разделить на сплошные (без изображений) и несплошные (включающие визуальные ряды, необходимые для понимания текста, с большей или меньшей степенью слияния с текстом). Различают следующие этапы работы с текстом:

Предтекстовый этап (Pre-reading) предполагает:

  • создание необходимого уровня мотивации
  • определение речевой задачи для первого прочтения
  • сокращение уровня языковых и речевых трудностей

Текстовый этап (While-reading)

Цели текстового этапа: проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений; продолжить формирование соответствующих навыков и умений.

Послетекстовый этап (Post-reading)

Цели послетекстового этапа (Post-reading): использовать ситуацию текста в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи. Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля умений чтения и возможного использования полученной информации в будущем.

Различают основные виды чтения на уроках английского языка:

  • Ознакомительное (основная задача понять смысл текста;
  • Изучающее (подразумевает глубокое понимание текста, его осмысление и анализ);
  • Поисковое (поиск требуемой информации);
  • Просмотровое (выборочное чтение с целью получения общего представления о тексте);
  • Ценностно-ориентационное (использование результата чтения в других видах речевой деятельности);

На своих уроках (на разных стадиях работы с текстом) использую следующие задания:

I. До прочтения текста (Pre-reading)

Перед прочтением очередной главы или текста важно чтобы учащие выполнили несколько заданий на развитие языковой интуиции или просто попробовали представить ситуацию логически. Можно предложить учащимся догадаться по картинкам в книге о смысле главы или текста. Задать вопросы по тексту, учащиеся отвечают и потом после прочтения мы проверяем, правильно ли они ответили до прочтения текста. Все сложные и новые конструкции и слова необходимо так же ввести до начала чтения главы. Учителю надо заранее выписать ключевые слова и фразы из текста на отдельных листочках, сложите их в шляпу и на уроке попросить учеников по очереди вытаскивать листочки и рассказывать, с чем они ассоциируют эти слова. Это задание поможет им визуализировать и запомнить ключевые моменты текста.

II. Чтение текста (During reading)

После этого приступаем к чтению. Обычно первое знакомство с текстом с ребятами происходит посредством прослушивания аудио к главе книги. Если произведение знакомо или много действующих лиц, то читаем по ролям. Получается очень живо и интересно. Текстовый этап, когда преподаватель может сам прочитать ученикам отрывок или целое произведение вслух, если оно небольшое. Еще один прекрасный вариант - включить аудиокнигу с эффектами и музыкой, так чтобы дети слушали и следили по тексту.

Разнообразить процесс чтения можно с помощью таких заданий:

«Find the difference» (Найди отличие)

- Подготовьте 3 варианта текста. В каждом из вариантов должно быть 10 и более отличий. Например, в первом варианте героя зовут James, во втором Jack, в третьем Jim. В первом варианте он поехал на отдых, во втором в командировку, в третьем к родителям и т.д.

- Разделите группу на 3 команды.

- Каждой команде выдайте копию текста. Команде необходимо прочитать текст и запомнить как можно больше деталей.

- После этого перемешайте участников команд так, чтобы в каждой команде было как минимум по одному представителю из другой команды.

- Участники разных команд пересказывают друг другу свой вариант текста и пытаются найти 10 несоответствий. Команда, которая первой найдет все отличия, побеждает.

«Jigsaw puzzle» (Сложи паззлы)

- Разделите текст на столько частей, сколько учеников в вашей группе. Каждому ученику выдайте по одной фразе или фрагменту текста.

- Задание заключается в том, чтобы восстановить изначальный текст и выстроиться в соответствующем порядке.

III. После прочтения текста (After reading)

После прочтения обязательно проверить понимание прочитанного посредством утверждений «верно», «неверно или предложить вопросы по тексту. Если грамотно подобрать произведение, то иногда получается возможность обсудить поступки героев или те или иные ситуации - отойти от текста и попытаться рассказать своими словами о прочитанном, привести примеры аналогичных ситуации из реальной жизни. Сильным ученикам предложить своими словами передать смысл прочитанного текста.

Если мы читаем не отдельно взятую историю или текст, а произведение, состоящее из глав важно провести заключительный урок, на котором учащиеся выполнят проектную работу по прочитанному произведению, это может быть презентация с кратким содержанием книги и своим мнением о ней, иллюстрации, особенно сделанные самими авторами презентации, приветствуются. Так же можно провести викторину по прочитанному тексту. Именно на этом этапе ученики учатся работать с полученной информацией, анализировать, выражать свое мнение о прочитанной истории.

Задания могут быть самыми разнообразными, но лучший вариант - творческие игры. Например: True / False Это одно из лучших упражнений, чтобы проверить, как хорошо ученик понял историю. Напишите несколько фактов о ней. Они могут правдивыми или нет. Дети любят находить ошибки и исправлять их, особенно если они забавные.

Следующее интересное, на мой взгляд, задание «Order the events» (Расположи события рассказы в порядке). Опишите хронологию событий отрывка или всего произведения и перемешайте предложения. Ученикам позвольте расставить их по порядку.

Также можно соединять отрывки истории с иллюстрациями. Следующее задание на понимание текста может быть «Who said it?» (Кто это сказал) Если в истории есть диалоги, запоминающиеся фразы, поговорки, выпишите их и предложите детям распределить по персонажам.

Очень развивает коммуникативные навыки упражнение «Tell your opinion» (Выскажи свое мнение) Логично просить каждого студента высказать свое мнение по поводу прочитанного текста. Для этого целесообразно подготовить карточки с утверждениями о тексте. Каждый студент получает карточку, на которой написано некое утверждение, которое может не совпадать с его мнением (лучше, если студент будут не согласны с тем, что написано на карточке) Задача студента дать как можно больше аргументов в поддержку утверждения на карточке.

И, конечно, для вовлечения всех учащихся в процесс обсуждения текста, можно использовать игру «Debates» (Дебаты)

- Разделите класс на 2 команды.

- Напишите на доске фразу, которая передает основную идею текста (например: We should protect our environment (Мы должны защищать нашу окружающую среду)

- Присвойте командам роли (команда «ЗА», команда «ПРОТИВ»)

- Несмотря на то, что их мнение может не совпадать с мнением, которое вы им присвоили, их задача отстаивать позицию.

В начале дебатов обязательно скажите студентом, что каждый из них должен высказаться минимум 3 раза. Так вы можете избежать «молчунов».

И напоследок еще один совет. На послетекстовом этапе, когда учащиеся высказывают свое мнение, участвуют в дебатах, пересказывают текст и т.д. в качестве еще одного правила попросите их употребить 3 новых слова, фразы, конструкции из текста в своей речи. Так вы поможете ученикам сразу перенести новую лексику в активный словарный запас.

Чтение на иностранном языке является одним из самых необходимых видов речевой деятельности для большинства людей. Не все из нас имеют возможность общаться с носителями языка, но читать могут все. Вот почему обучение чтению выступает в качестве приоритета. Читающий человек способен мыслить проблемно, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений.

Развитие навыков чтения на уроках английского языка требует использования разнообразных методов и стратегий. Важно учитывать уровень и интересы учащихся, а также использовать современные технологии. Надеюсь, что представленные методы и задания помогут вам в работе и сделают уроки более интересными и эффективными.

Приложение 1

Примерное задание:

1. Найдите в тексте описательные прилагательные на английском языке.

2. Правильны ли следующие утверждения?

Olesya has three brothers.
Olesyais in the second grade.
Peter is five years old.
His brother's name is Andrey.

3. Что делают дети в комнате? Найдите глаголы, которые используются. Что особенного в этих глаголах?

4. Переведите фразы: the girl's brothers, the girl's name, the children's room. Напишите и скажите на английском следующие фразы: комната девочки, имя мальчика.

In the children's room. В детской комнате.

Look at this picture. This is the children's room. You can see three children in the room: a girl and two boys. The boys are the girl's brothers. She is their sister.

The little boy is sitting on the floor and playing. His name is Peter. Peter is very small. He is three years old. The boy near him is standing. His name is Andrey. Andrey is looking at his little brother. The girl's name is Olesya. She is sitting at the table. She is a schoolgirl and she is in the first grade. Olesya is doing her homework. She is a good pupil.

The children are very friendly.

Перевод:

Посмотрите на эту картинку. Это детская комната. Вы можете увидеть троих детей в комнате: девочку и двух мальчиков. Мальчики являются братьями девочки. Она является их сестрой.

Маленький мальчик сидит на полу и играет. Его зовут Петя. Петя очень маленький. Ему три года. Мальчик, находящийся рядом с ним, стоит. Его зовут Андрей. Андрей смотрит на своего младшего брата. Имя девочки Олеся. Она сидит за столом. Она является школьницей и ходит в первый класс. Олеся делает свою домашнюю работу. Она является хорошей ученицей.

Дети очень дружелюбны.

Список литературы

  1. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: «Просвещение», 1991. - 223 с. - (Библиотека учителя иностранного языка).
  2. Зюкова В.А. Роль чтения в методике преподавания иностранного языка // Молодой ученый. - 2016. - №7.5
  3. Муштавинская И.В, Трофимчук Г.А. -Технология развития критического мышления: Методическое пособие. - Спб. ИРО «Смена», 2004г.
  4. Пассов Е.И. «Урок иностранного языка в средней школе». - 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1988
  5. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. «Методика обучения иностранным языкам в средней школе». - М.: Просвещение, 1991г.
  6. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. - М.: Школьная библиотека, 2005.