Разработка урока "Культура Киевской Руси. Архитектура и живопись"

Разделы: История и обществознание

Ключевые слова: Киевская Русь


В последней четверти IX века образовались два главных центра восточных славян - Новгород и Киев, земли, расположенные вдоль пути «из варяг в греки» были объединены под властью князей династии Рюриковичей. В результате образовалось государство - Киевская Русь.

В период своего расцвета Древнерусское государство охватывало территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе, до верховьев Северной Двины на севере.

Первые русские князья многое сделали для укрепления и усиления государства.

* Перед вами, ребята, в задании №1 отрывки из летописей о деятельности князей. Прочитайте их и скажите, о чем идет речь в каждом из отрывков.

*Каким одним словом можно объединить все выделенные слова?

Задание №1.

  1. Из приведенных отрывков выделите информацию, сосредоточенную вокруг главного слова и запишите ее на интерактивной доске.
  2. Имена каких князей упоминаются в отрывках?
  3. Что их объединяет (общая цель, деятельность…)?

* Каждая группа выбирает отрывок под своим номером и ответ записывает на доске в соответствующую строку.

  1. «...После этого Владимир вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолов. Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения…»;
  2. «…Тогда выросло поколение тех детей, которых Владимир отдавал в книжное учение. Ярослав в этом отношении продолжал дело своего отца: он в Новгороде собрал 300 детей у старост и попов и отдавал их учиться книгам...»;
  3. «…Затем задумал князь создать церковь, и послал привести мастеров из Греческой земли. И начал ее строить, и, когда кончил строить, украсил ее иконами..»;
  4. «...сам Ярослав любил чтение и беседы с книжными людьми: он собрал знатоков и поручил переводить с греческого разные сочинения духовного содержания и переписывать уже переведенные…».

Тема урока (обучающие самостоятельно формулируют тему урока)

В основе древнерусской культуры лежит богатое культурное наследие восточных славян, которое впитало в себя достижения народов, окружавших Русь (хазар, печенегов, булгар и т.д.). Но все же наибольшее влияние на древнерусскую культуру оказала Византия, особенно после принятия Русью христианства.

Как принятие христианства повлияло на развитие древнерусской культуры? Сумела ли при этом Русь сохранить свою самобытность, творчески переработать чужой опыт или слепо копировала его?

Ответить на этот вопрос мы сможем только в результате совместной работы групп. Каждая группа получила задания по архитектуре и живописи. На выполнение заданий отводится 10 минут.

Группа 1

1. Как принятие христианства повлияло на развитие древнерусской культуры?

2. Отметьте памятники культуры, появившиеся на Руси в результате введения христианства ( на интерактивной доске).

Древнерусская культура возникла не на пустом месте. Восточные славяне имели достаточно развитую культуру, о чем свидетельствуют: искусство древних кузнецов, ювелиров, мифы и сказания, религиозные верования.

Группа 2 должна сравнить два храма - Софийский собор в Константинополе и в Киеве и найти общие и отличительные черты русской и византийской архитектуры.

  1. Время строительства храмов.
  2. Каково назначение архитектурных сооружений?
  3. Какой материал был использован при строительстве зданий?
  4. Какие чувства вызывают константинопольский и киевский храмы? С помощью каких средств этого добились архитекторы?
  5. В чем выражается своеобразие киевского собора?
  6. Какую идею должен был выражать храм?

Общие черты: крестово-купольный стиль (купол на барабане, апсиды, внутренне убранство, назначение храма)

Отличительные черты:

  1. в основе храма лежит структура жилого деревянного дома, который имеет форму квадратного сруба - клеть. Собор состоит из отдельных срубов, опоясанных открытой галереей. Эти элементы были заимствованы из народного деревянного зодчества.
  2. многокупольность
  3. ступенчато-пирамидальная композиция (собор вздымается к верху ярусами, т.к. меньшие объемы вырастают из больших. Каждая часть связана с другой и создается ритм и гармония).
  4. чередуются одинак. архит. элементы: арки галерей повторяются в арках верхних окон и завершается этот элемент закомарами и куполом)
  5. внешняя отделка

Таким образом, мы видим, что русские зодчие сумели не только сохранить свою самобытность, но и внести новые элементы в храмовую архитектуру

Группа 3 расскажет о композиции православного храма, т.е. из каких элементов состоит православный храм.

В чем заключалась особенность церковной живописи? Этот вопрос на примере иконописи раскроет группа 4.

1. В чем разница между картиной и иконой?

2. Из какого материала изготавливали икону?

Иконы писались на деревянной доске - липовой или сосновой. Доска покрывалась левкасом - тонким слоем гипса, на который наносились контуры рисунка. Краски растирались на яичном желтке, поэтому отличались яркостью и прочностью.

3. Кого изображали на иконах?

4. В чем особенность иконописи?

- Как изображены на иконе персонажи?

Икона создает впечатление ирреальное. Фигуры святых писались плоскими и неподвижными. Изображения фронтальные.

Тело аскетично, одеяния «сухие», ниспадающие линейными складками

- Какую палитру цветов выбирал иконописец?

(смешивал краски и тем самым добивался тени, полутени для объемного изображения или использовал чистые краски и изображение на иконе получалось плоскостное).

- Использовал ли художник закон перспективы?

(перспектива - это искусство изображать на плоскости трёхмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины предметов, которое обусловлено степенью отдалённости их от точки наблюдения).

5. Какую цель преследовали древнерусские художники, создавая иконы?

Все изображения пронизаны идеей величия, торжества и незыблемости православной церкви и земной власти. Иконопись - это не просто искусство, это искусство церковное . Она должна была передать основные положения христианского вероучения, служить своеобразным "евангелием для неграмотных".

Выступление групп

Рефлексия

  1. Что хотели показать с помощью искусства древние мастера, к чему призывали современников?
  2. Что дало вам изучение культуры Киевской Руси?

Сегодня на уроке мы познакомились с выдающимися произведениями древнерусской архитектуры и живописи. И мы увидели, что Русь сумела творчески переработать византийское наследие.

Проверка знаний (тест)

Домашнее задание

Задания для групп

Группа 1

Задание 1. Как принятие христианства повлияло на развитие древнерусской культуры?

Большое влияние на древнерусскую культуру оказала Византия, особенно после принятия Русью христианства. На Русь поступило большое количество славяноязычной, главным образом церковной литературы. Через нее, а отчасти и через переводимые на Руси греческие книги страна приобщалась к культурам: античной, ближневосточной, византийской, славянской христианской. Техника скрупулезного перевода с греческого языка Священного писания и богословских текстов привела к значительному обогащению языка.

Широкое распространение на Руси получила грамотность. При церквах и монастырях открывались школы, в которых учили письму, счету и основам христианского вероучения.

Уже в XI в. возникает оригинальная русская литература. Именно она стала самой значительной по своим достижениям отраслью древнерусской культуры. Самым ранним из дошедших до нас оригинальных литературных произведений является «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (середина XI в.).

В связи с введением христианства и крещением Руси «повелел Владимир рубить церкви и ставить по тем местам, где прежде стояли кумиры..». Началось строительство каменных храмов. Так как у русских зодчих не было опыта возведения каменных построек, то первые сооружения из камня были построены византийскими мастерами. В 989 г. в Киеве была заложена Десятинная церковь. Храм в Древней Руси был сосредоточием нескольких видов искусства. Иконы, фрески, мозаики, церковное пение составляли в нем удивительное единство.

Задание 2. Отметьте памятники культуры, появившиеся на Руси в результате введения христианства (на интерактивной доске).

Группа 2

Задание 1. Пользуясь текстом и иллюстрациями, сравните храм святой Софии в Киеве и храм святой Софии в Константинополе (найдите общие и отличительные черты храмов).

При сравнении можно использовать следующий план:

  1. Время строительства храмов.
  2. Каково назначение архитектурных сооружений?
  3. Какой материал был использован при строительстве зданий?
  4. Какие чувства вызывают константинопольский и киевский храмы? С помощью каких средств этого добились архитекторы?
  5. В чем выражается своеобразие киевского собора?
  6. Какую идею должен был выражать храм?

Собор святой Софии в Киеве. 1037

Храм Святой Софии (Айя-София) в 12 веке. Реконструкция

Софийский собор в Киеве

Софийский собор в Киеве был заложен в 1037 г. при Ярославе Мудром. Храм строился по образцу Софии Константинопольской. Как и константинопольский, киевский собор должен был стать главным государственным храмом и выражать растущую силу, могущество киевского князя.

Площадь собора - 1300кв.м. Высота центрального купола - 30 м. Обилие пролетов и арок внутри собора создавало впечатление монументальности и пышности. Собор венчают 13 куполов. Они символизируют Христа (главный купол) и 12 апостолов (учеников Христа, несущих людям его учение). Четыре купола, расположенных ближе к главному, - это четыре евангелиста (составители Евангелия: Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов).

Обилие глав делает храм похожим на группу объединенных самостоятельных зданий. В этом нашла отражение древнерусская структура жилого деревянного дома, имеющего в плане форму квадрата (клеть). Собор состоит как бы из отдельных клетей, опоясанных открытой галереей-гульбищем. Эти элементы заимствованы из народного деревянного зодчества. Собор как бы вздымается к верху ярусами (меньшие объемы здания вырастают из больших).

Стены храма были выложены из красного кирпича - плинфы, серого гранитного камня и розового раствора-цемянки - смеси извести, песка и толченого кирпича. Стены были украшены фигурной кладкой, что придавало собору нарядный, праздничный вид. Это говорит о том, что внешний вид церковного здания играет не меньшее значение, чем внутреннее. Также как и в константинопольской особое внимание уделялось проблеме освещения. Центральная часть освещалась окнами, пробитыми в барабанах куполов. Верхний ярус был также хорошо освещен, как и подкупольное пространство. Внутри собор был украшен мозаиками и фресками.

Собор святой Софии в Константинополе

Собор святой Софии в Константинополе - главный храм Византии - построен в 532-537 гг. Известны имена архитекторов - это прославленный ученые Анфимий из Трал и Исидор из Милета. Собор был не только главным храмом, но и главным общественным зданием государства.

Перед архитекторами стояла нелегкая задача: нужно было создать купольный храм гигантского масштаба. В соборе требовалось перекрыть поистине гигантское пространство - диаметр купола должен был составить 31,5 м. Чтобы подавить давление архитекторы укрепили здание мощными пилонами (с южной и северной сторон). Новаторским решением было добавление полуцилиндрических объемов с запада и востока, завершающихся полукуполами. Эти купола гасили давление главного купола.

В плане собор представляет собой прямоугольник. Опорой для ребристого купола служат четыре мощных пилона. Собор святой Софии в Константинополе не отличался изяществом внешнего декора. Но и это не было целью его создателей. Интерьер суровой громады был призван потрясти воображение каждого, переступившего порог храма. Прежде всего эффект достигался с помощью света. Невысокий барабан (основание) купола был прорезан окнами. Свет, проникающий через 40 окон, создавал впечатление, будто гигантский купол парит над собором. Окнами были прорезаны и полукупола. Все это заполняло собор мистическим светом, отражавшимся в золоте мозаик, украшавших стены. Легкость интерьеру (внутреннему убранству) придавали изящные аркады (ряд арок) из мраморных колонн. Нижние ярусы были облицованы разными сортами мрамора. Роскошный, праздничный интерьер резко контрастировал с внешним обликом собора. Такой контраст был характерен для византийской архитектуры - интерьеру здесь придавали большее значение.

3 группа

Используя источник: https://yandex.ru/images/search?text

Задание 1. Найдите элементы храма на изображении:

а) апсида - алтарный выступ храма, ориентированный на восток;

б) купол - верхняя часть храма;

в) закомары - полукруглое завершение наружной части стен храма;

г) аркатурный пояс - ряд декоративных ложных арочек, расположенных на фасаде здания;

д) портал - вход в храм;

е) столпы - внутренние опоры свода храма;

ж) неф - часть храма, вытянутая с запада на восток помещения и ограниченная с одной или обеих сторон рядом столбов;

з) барабан - часть храма, несущая купол;

и) лопатки - вертикальные выступы на стене здания;

к) алтарь - восточная часть храма, отделенная от остальных помещений иконостасом;

л) иконостас - перегородка, отделявшая в православных храмах алтарную часть интерьера здания.

2. Используя интерактивную доску, расскажите о композиции православного храма (композиция - это соотношение и взаимное расположение частей).

4 группа

Пользуясь данным текстом и иллюстрациями учебника (стр. 82), ответьте на вопросы:

1. В чем разница между картиной и иконой?

2. Из какого материала изготавливали икону?

3. Кого изображали на иконах?

4. В чем особенность иконописи?

- как изображены на иконе персонажи?

- какую палитру цветов выбирал иконописец? (смешивал краски и тем самым добивался тени, полутени для объемного изображения или использовал чистые краски и изображение на иконе получалось плоскостное).

-использовал ли художник закон перспективы? (перспектива - это искусство изображать на плоскости трёхмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины предметов, которое обусловлено степенью отдалённости их от точки наблюдения).

5. Какую цель преследовали древнерусские художники, создавая иконы?

Картина - это предмет эстетического наслаждения, а икона - это предмет молитвенного почитания. Слово «икона» греческого происхождения и означает «образ». Этим словом обозначали любое изображение Спасителя, Богоматери, святых, ангелов.

Иконы писались на деревянной доске - липовой или сосновой. Доска покрывалась левкасом - тонким слоем гипса, на который наносились контуры рисунка. Краски растирались на яичном желтке, поэтому отличались яркостью и прочностью.

Иконы писались по строгому канону («канон» по-греч. - правило). Византийский иконографический канон регламентировал: круг композиций и сюжетов Священного писания; изображение пропорций фигур; общий тип и общее выражение лица святых; тип внешности святых и их позы; палитру цветов; технику живописи.

Икона создает впечатление ирреальное. Фигуры святых писались плоскими и неподвижными. Тело аскетично, одеяния «сухие», ниспадающие линейными складками. Условный золотой фон иконы символизировал божественный свет. Изображения дерева, гор, растений обычно имеют геометрические очертания, кристаллические формы.

Все изображения пронизаны идеей величия, торжества и незыблемости православной церкви и земной власти. В храме можно было увидеть не только изображения святых, но и изображения князя и его семьи. Прославлялись не только небесные владыки, но и земные. Утверждался союз церкви и великого князя, проповедовалась необходимость повиновения богу и князю.

Роспись храма должна была передать основные положения христианского вероучения, служить своеобразным "евангелием для неграмотных".