Здоровьесберегающая технология на уроке обществознания

Разделы: История и обществознание

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии


Современные школьники испытывают хроническую перегрузку, что приводит к увеличению психоэмоциональных, функциональных нагрузок на организм детей. Многие обучающиеся испытывают трудности в обучении и находятся в состоянии постоянного стресса. Причин школьной неуспеваемости школьников много: это и психологические, и физиологические, и социальные факторы. К факторам, подрывающим здоровье школьников, относятся: авторитарный стиль преподавания, отсутствие индивидуального подхода к обучающимся, недостаток двигательной активности учеников.

Необходимы педагогические технологии, которые основываются на активных формах учебной деятельности и могут обеспечить индивидуализацию обучения. Одним из таких технологий является КСО - коллективный способ организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Основная идея технологии КСО - создать условия для активной совместной учебной деятельности обучающихся в разных учебных ситуациях. В основе КСО лежат общение, взаимосотрудничество участников образовательного процесса.

Принципы КСО:

  1. Наличие сменных пар обучающихся.
  2. Взаимообучение обучающихся.
  3. Взаимоконтроль обучающихся.

При коллективном обучении ставится общая проблема, в решении которой участвуют все обучающиеся. Часть учебного материала ученик осваивает за счет индивидуальной самостоятельной работы, часть - обучая другого, часть - получает от другого ученика или учителя. Каждый школьник по очереди работает то в роли обучающего, то в роли обучаемого.

Вначале нужно понять принцип формирования пар сменного состава.

Можно формировать пары, когда учащиеся ищут партнера внутри шеренги.

И есть еще один способ - «Карусель», когда обучающиеся встают в 2 круга. Внутренний круг неподвижен. А ребята внешнего по команде учителя после проведения диалога передвигаются от одного собеседника к другому.

Можно использовать «Вертушку», когда приходит в движение весь ряд.

Остановимся на поабзацной проработке текста с использованием приема «Вертушка». Алгоритм работы прост. Ученикам выдаются обучающие тексты, каждому свой. Ученик просматривает свой текст, чтобы получить о нем общее представление. Затем со своим соседом договариваются, кто начинает первым. Ученик (назовем его Номер 1) читает вслух абзац своего текста. Напарники обсуждают абзац, выделяют главные понятия, дают им определения. Номер 1 придумывает ему название, отражающее суть абзаца. Если Номер 2 согласен, то он и записывает название в тетрадь Номера 1, а рядом пишет свою фамилию. Если есть разногласия, напарники обсуждают абзац, пока не придут к общему мнению.

Затем Номер 2 читает вслух свой абзац и предлагает название после обсуждения. Опять же название записывает другой (в данном случае Номер 1) в тетрадь напарника и указывает свою фамилию.

После этого пара распадается. Каждый ищет себе другого временного напарника.

Таким образом, на уроке создаются условия для естественного общения и сотрудничества детей. Обучающиеся учатся слушать друг друга, обмениваться своими знаниями, оказывать помощь. У обучающихся развиваются регулятивные и коммуникативные компетенции. Смена форм учебной деятельности позволяет школьникам быть активными, менять свой статус и выполнять различные роли, проявлять свою индивидуальность.

Литература

  1. Л.С.Выготский. Проблема возраста. Собрание сочинений. - М.: Педагогика, 1984г.
  2. Дьяченко В.К. Современная дидактика: Теория и практика обучения в общеобразоват. шк.: В 2 ч. / Новокузнец. ин-т повышения квалификации. - Новокузнецк: Изд-во ИПК, 1996г.
  3. Дьяченко В.К. http://pedsovet.org/forum/index.php?act=attach&type=post&id=46344">Общие формы организации процесса обучения: Актуал. пробл. теории и практики обучения. - Красноярск: http://library.kiwix.org/wikipedia_ru_all_09_2013/A/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%8F%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82.html">Изд-во Краснояр. ун-та, 1984г.
  4. Мкртчян М.А. Становление коллективного способа обучения: монография. - Красноярск, 2010г.

Интернет-ресурсы

  1. Материалы сайта общественно-педагогического движения по созданию коллективного способа обучения: www.kco-kras.ru.
  2. Материалы сайта "Фестиваль педагогических идей" издательского дома "Первое сентября: http://festival.1september.ru/articles/595423/
  3. http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2013/05/19/fotografii-s-uchebnykh-zanyatiy-2-3
  4. http://pedsovet.su/metodika/priemy/5868_parnaya_rabota
  5. http://referatwork.ru/refs/source/ref