Теоретическая часть
Актуальность
Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей, выносливости, проблемы с речевым развитием. Всё более востребованным становится поиск эффективных психолого-педагогических методов и приемов работы, направленных на развитие школьника с учетом его индивидуальных потребностей и возможностей.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, счетными палочками, мозаикой. Такой ребенок отказывается от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевает за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира с этими детьми оказываются обеднёнными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.
«Гимнастика мозга - ключ к развитию способностей ребёнка»
Почему так происходит?
Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для того, чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария.
Психофизиологи выделяют три главных типа организации головного мозга:
- Левополушарный тип - доминирование левого полушария. Левое полушарие головного мозга - математическое, речевое, логическое, отвечает за восприятие - слуховой информации.
- Правополушарный тип - доминирование правого полушария. Правое полушарие головного мозга - гуманитарное, образное, творческое - отвечает за тело, координацию движений.
- Равнополушарный тип - нет ярко выраженного подавления одного полушария другим. Когда полушария функционируют правильно и между ними сохраняется баланс, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве, результатом которого является эффективная творческая работа мозга.
Межполушарное взаимодействие можно развивать, используя специальные упражнения «гимнастики для мозга». Эта наука называется «Кинезиология» (от греческого «кинезис» - движение, «логос» - наука, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения, что обеспечивает эффективное взаимодействие полушарий.
Возможности кинезиологии:
- активизация работы стволовых отделов мозга;
- ритмическая работа полушарий головного мозга;
- успокоение и релаксация;
- развитие межполушарного взаимодействия;
- развитие межполушарных связей;
- синхронизация работы полушарий;
- развитие мелкой моторики;
- развитие способностей;
- развитие памяти, внимания, восприятия;
- развитие речи;
- развитие мышления;
- устранение дислексии и дисграфии;
- активизация мыслительной деятельности;
- способствование восприятию и запоминанию информации
Кинезиологические упражнения были разработаны и апробированы доктором философии Полом Деннисоном - основателем образовательной кинезиологии. Он разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. Гимнастика мозга представляет собой простые и доставляющие наслаждение движения и упражнения, которые могут использоваться на любом занятии.
Цель кинезиологических упражнений:
- Развитие межполушарного взаимодействия;
- Синхронизация работы полушарий;
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие познавательных процессов;
- Развитие речи;
Виды кинезиологических упражнений:
- растяжки: нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость);
- дыхательные упражнения: улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность;
- глазодвигательные упражнения: позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма;
- телесные упражнения: при их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение;
- упражнения для развития мелкой моторики: развитие мелкой моторики связано с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков;
- упражнения на релаксацию и массаж: способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Для результативности необходимо учитывать определённые условия:
Упражнения необходимо проводить ежедневно.
С начало учить детей выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.
- занятия проводятся утром;
- занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
- занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
- от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
- упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
- упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
- длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.
Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.
Практическая часть
«Ум ребенка находится на его пальцах», - сказал В.А.Сухомлинский.
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Сначала начинают с пальчиковых игр после того как дети научились выполнять пальчиковые игры, дается комплекс кинезиологичеких упражнений. Ребенок выполняет вместе со взрослыми, затем самостоятельно по памяти, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность. Все упражнения перекрестные. Сначала выполняются правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами, произносимыми вслух или про себя.
Кинезиологические упражнения
«Кулак-ребро-ладонь»
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола. Ребенок выполняет упражнение вместе со взрослым, затем по памяти 8-10 повторений. Упражнение выполняется сначала правой, затем - левой, затем - двумя руками вместе.
«Колечки»
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем обеими руками. Усложнение упражнения заключается в убыстрении темпа выполнения.
Растяжки: «Снеговик»
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
Дыхательные упражнения: «Свеча»
Исходное положение - сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
Телесные упражнения: «Перекрестное марширование»
«Любим мы маршировать,
Руки, ноги поднимать»
Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать, касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
Упражнения на релаксацию: «Путешествие на облаке»
Сядьте удобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное.Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.
Глазодвигательные упражнения: «Найди картинку»
Необходимо распечатать картинки животных, игрушек и т.д. Развесить их в разных углах класса и на стенах. Попросить ученика найти глазами, не двигая при этом телом и шеей определенную картинку.
Рефлексия
Таким образом, использование метода кинезиологии позволяет более эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были им не доступны.
Литература
- Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
- Деннисон П. «Гимнастика мозга»;
- Картушина. М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера, 2003 г.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М.: Владос, 2001 г.
- Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. - М.: ТЦ Сфера, 2002. г.
- Чистякова М. И. «Психогимнастика. М. Просвещение. 1990 г.